|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2280 2281 2282 2283 2284 2285 2286 2287 2288 2289 2290 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 » »» комедию Т. "Женихи", посв. новой жизни осетинской колхозной деревни,
дружбе и любви молод„жи. Эта пьеса (пер. на рус. яз. В. В. Шкваркина)
пост. многими т-рами СССР. Т.- автор пьес: "Цена доверия" (1957),
"Крылатые" (1960), драмы "Зарета" (1964), обличающих пережитки старого
уклада в совр. жизни, одноактных пьес ("Боевая ночь"-о борьбе передовой
молод„жи с религиозными предрассудками и "Бессмертный"). Много-актные
пьесы Т. пост. Сев.-Осет. драм. т-ром.
Соч.: Женихи. Комедия, пер. с осетинского В. Шкваркина и автора,
Орджоникидзе, 1955; Влюбл„нные. Комедия, в 3 д., в сб.: Современная
драматургия. Альманах, Л7., 1961, с. 147-206. Е. Ж.
ТОКАРЕВ, Владимир Николаевич [р. 18 (31).XIL 1911]-рус. сов.
режисс„р, драматург. Засл. деятель иск-в РСФСР (1957). Окончил
режисс„рский ф-т Харьковского муз.-драм. ин-та (1932). В 1929-35 работал
как акт„р и режисс„р в т-рах Харькова. В 1935-38 - акт„р Моск. т-ра
драмы п комедии. В 1939-43 - режисс„р и акт„р Моск. обл. ТЮЗа. В 1946-50
- гл. режисс„р т-ра Сов. Армии Даль-невост. воен. округа (Юж. Сахалин).
Пост.: "Кот в сапогах" Маляревского (1942, ТЮЗ), "Власть тьмы" (1954,
Ивановский т-р), "Оптимистическая трагедия" (1955, Рязанский т-р); "Царь
Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого (1958, Горьковский т-р) и др. Т.- автор
инсценировок: "Жизнь и преступление Антона Шелестова" (по повести
"Честь" Медынского, 1961), "Совесть" (по роману Павловой, 1963) и др.,
"До свиданья, мальчики!" (совм. с Б. И. Балтером, 1964).
ТОКАРЕВА, Александра Владимировна (1859- 1939?)-рус. сов. актриса.
Засл. арт. Республики (1924). Творч. деятельность начала в 1877 в труппе
Ставропольского т-ра. Затем работала в т-рах Курска,
Чернигова, Ни/кнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Тифлиса, Таганрога,
Харькова, Саратова, Одессы. В 1906-17 играла в т-ре Соловцова в Киеве,
одновременно преподавала в драматич. студии при этом т-ре. С 1917актриса
т-ра Корша.
Роли: Ирина Лавровна ("Последняя жертва"), Паша ("Майорша"
Шпажинского), Юлинька ("Доходное место"), фон Туррау ("Слесарь и
канцлер" Луначарского), Рыдлова ("Джентельмен" Сумбатова), Атуева
("Свадьба Кречин-ского"). Кукушкина ("Доходное место"), Бабушка ("Обрыв"
по о. п. Гончарова).
ТОКАРЕВА, Мария Александровна [25.III(6.IV). 1894-27.1.1964)- рус.
сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1950). На проф. сцену поступила в 1912 в
Симферополе. Первая значит, роль - Марина Мнишек ("Борис Годунов"
Пушкина). Т. играла в т-pax мн. городов:
Тбилиси, Могил„в, Николаев, Брянск, Иванове, Ярославль. С 1931
работала в Свердловском т-ре.
Широчайший творч. диапазон и глубина дарования определили создание
ярких, интересных образов:
Лариса, Луиза Миллер; Катерина ("Гроза"), леди Мильфорд, Любовь
Яровая, Анна Каренина; Настя ("На дне"), Регана ("Король Лир"). Первая
на рус. сцене Т. сыграла роль Матери в пьесе Чапека "Мать". С высоким
мастерством воплотила многие образы драматургии Горького: Шура ("Егор
Булычев и другие"), Софья ("Зыковы"), Полина Бардина ("Враги"), Анна
Сомова ("Сомов и другие"). Наиболее близки актрисе драматич. и
трагедийные роли. Мягкость, передача тончайших оттенков чувств,
благородство отличали игру актрисы. Играла роли Марии Александровны
("Семья" Попова), Натальи Ковшик ("Калиновая роща" Корнейчука), Елены
Кошевой ("Молодая гвардия").
Др. роли: Оль-Оль ("Дни нашей жизни" Л. Андреева), Рита ("Ч„рная
пантера" Винниченко), Трильби (о. п. Ге), княжна Мстиславская, Ирина
("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого), Верочка ("Осенние скрипки"
Сургуч„-ва), Лиза ("Горе от ума").
Лит.: Рябинин Б., Народная артистка РСФСР М.А. Токарева, Свердловск,
1960; Панфилов А., Свердловский драматический театр. Свердловск, 1957.
М. Т.
ТОКАРЬ, Софья Сем„новна [р. 17 (30).XI. 1905]- рус. сов. актриса.
Нар. арт. Даг. АССР (1956). В 1920 поступила в театр. студию
харьковского Крас-нозаводского т-ра, работала в этом т-ре. Затем в т-рах
Владивостока, Иркутска, Магнитогорска, Казани, Смоленска, Севастополя. С
1938 - актриса Рус. т-ра им. М. Горького, Махачкала.
Роли: Лиза ("Горе от ума"), Глафира ("Волки и овцы"), Машенька (о. п.
Афиногенова), Татьяна ("Враги"), Шура Азарова ("Давным-давно" Гладкова),
Катарина ("Укрощение строптивой"), Любовь Шевцова ("Молодая гвардия"),
Мария Антоновна и Анна Андреевна ("Ревизор")" Любовь Яровая, Панова,
Дунька ("Любовь Яровая"), пани Дуль-ская ("Мораль пани Дульской"
Запольской). Е. X.
ТОКИО-экономич., политич. и культурный центр Японии (11 миллионов
жит. на 1966). В 17-18 вв. центр театр. жизни стал перемещаться из
старой столицы Киото, где находилась резиденция императора, в новый
экономич. и политич. центр-Эдо (старое назв Токио). Здесь выступала
труппа Но. Ведущим театр. жанром в этот период был т-р Кабуки. Труппы
Кабуки польеовались широкой популярностью среди горожан и самураев.
Военно-феодальное правительство, недовольное распространением культуры
зарождавшейся городской буржуазии, всячески препятствовало е„ развитию.
Всевозможные правительственные ограничения касались и т-ра:
регламентировался состав трупп, репертуар, число т-ров, их размещение,
количество представлений и др. В 1651 правительство ограничило число
т-ров в Эдо четырьмя - "Накамурадза", "Итимурадза", "Моритадза",
"Ямамурадза". Имелось также 8 небольших трупп, дававших представления на
площадках перед храмами. В 1714 остались только т-ры:
"Накамурадза", "Итимурадза" и "Моритадза". После 1841 эти т-ры были
переведены в отдал„нный район города Асаку-са. После бурж. революции
Мэйдзи (1867-68) правительство отменило систему регламентации т-ров. В
т-рах Т. проявилось стремление к европеизации. В 1872 Морита Канъя,
владелец т-ра "Моритадза", построил в квартале Синто-мимати первый т-р
европ. типа - "Синтомидза". Для этого т-ра драматург Каватакэ Мокуами
создавал т. н. дзан-гири - пьесы на темы совр. действительности. Видное
место среди новых т-ров занял жанр симпа, возникший в конце 19 в.
Распространение европ. драматургии и европ. сценич. иск-ва связано с
направлением сингэки, получившим развитие в т-рах, созданных в Т. в
1909: "Бунгэй к„кай" (осн. театр. деятелем Цубоути С„„) и "Дзию гэкидз„"
(осн. Осанаи Каору и Итикава Садандзи II). Среди ведущих т-ров сингэки
Т. нач. 20 в.: "Цукидзи с„гэкидз„" (осн. в 1924 Осанаи совм. с Хидзиката
‚си) и Синцукидзи гэкидан (осн. в 1929 Хидзиката). В 20-е гг. возникло
движение за пролетарский т-р. В 1917 драматург Савада С„дзиро создал в
Т. первую труппу синкокугэки, сочетающую принципы т-ра Кабуки и сингэки.
Страницы: «« « 2280 2281 2282 2283 2284 2285 2286 2287 2288 2289 2290 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |