Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2280   2281   2282   2283   2284   2285   2286   2287   2288  2289   2290   2291   2292   2293   2294   2295   2296   2297   2298  » »»

комедию Т. "Женихи", посв. новой  жизни  осетинской  колхозной  деревни,
дружбе и любви молод„жи. Эта пьеса (пер. на рус. яз.  В.  В.  Шкваркина)
пост. многими т-рами  СССР.  Т.-  автор  пьес:  "Цена  доверия"  (1957),
"Крылатые" (1960), драмы "Зарета" (1964), обличающих  пережитки  старого
уклада в совр. жизни, одноактных пьес ("Боевая ночь"-о борьбе  передовой
молод„жи с религиозными предрассудками  и  "Бессмертный").  Много-актные
пьесы Т. пост. Сев.-Осет. драм. т-ром.
   Соч.: Женихи. Комедия, пер. с  осетинского  В.  Шкваркина  и  автора,
Орджоникидзе, 1955; Влюбл„нные. Комедия, в  3  д.,  в  сб.:  Современная
драматургия. Альманах, Л7., 1961, с. 147-206. Е. Ж.
   ТОКАРЕВ,  Владимир  Николаевич  [р.  18  (31).XIL   1911]-рус.   сов.
режисс„р,  драматург.  Засл.  деятель  иск-в   РСФСР   (1957).   Окончил
режисс„рский ф-т Харьковского муз.-драм. ин-та (1932). В 1929-35 работал
как акт„р и режисс„р в т-рах Харькова. В  1935-38  -  акт„р  Моск.  т-ра
драмы п комедии. В 1939-43 - режисс„р и акт„р Моск. обл. ТЮЗа. В 1946-50
- гл. режисс„р т-ра Сов. Армии Даль-невост. воен. округа (Юж.  Сахалин).
Пост.: "Кот в сапогах" Маляревского (1942, ТЮЗ),  "Власть  тьмы"  (1954,
Ивановский т-р), "Оптимистическая трагедия" (1955, Рязанский т-р); "Царь
Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого (1958, Горьковский т-р) и др. Т.-  автор
инсценировок:  "Жизнь  и  преступление  Антона  Шелестова"  (по  повести
"Честь" Медынского, 1961), "Совесть" (по роману Павловой, 1963)  и  др.,
"До свиданья, мальчики!" (совм. с Б. И. Балтером, 1964).
   ТОКАРЕВА, Александра Владимировна (1859-  1939?)-рус.  сов.  актриса.
Засл. арт. Республики (1924). Творч. деятельность начала в 1877 в труппе
Ставропольского т-ра. Затем работала в т-рах Курска,
   Чернигова, Ни/кнего Новгорода, Ростова-на-Дону,  Тифлиса,  Таганрога,
Харькова, Саратова, Одессы. В 1906-17 играла в т-ре Соловцова  в  Киеве,
одновременно преподавала в драматич. студии при этом т-ре. С 1917актриса
т-ра Корша.
   Роли:  Ирина   Лавровна   ("Последняя   жертва"),   Паша   ("Майорша"
Шпажинского),  Юлинька  ("Доходное  место"),  фон  Туррау  ("Слесарь   и
канцлер"  Луначарского),  Рыдлова  ("Джентельмен"   Сумбатова),   Атуева
("Свадьба Кречин-ского"). Кукушкина ("Доходное место"), Бабушка ("Обрыв"
по о. п. Гончарова).
   ТОКАРЕВА, Мария Александровна  [25.III(6.IV).  1894-27.1.1964)-  рус.
сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1950). На проф. сцену поступила в 1912  в
Симферополе. Первая  значит,  роль  -  Марина  Мнишек  ("Борис  Годунов"
Пушкина). Т. играла в т-pax мн. городов:
   Тбилиси,  Могил„в,  Николаев,  Брянск,  Иванове,  Ярославль.  С  1931
работала в Свердловском т-ре.
   Широчайший творч. диапазон и глубина  дарования  определили  создание
ярких, интересных образов:
   Лариса, Луиза  Миллер;  Катерина  ("Гроза"),  леди  Мильфорд,  Любовь
Яровая, Анна Каренина; Настя ("На дне"), Регана ("Король  Лир").  Первая
на рус. сцене Т. сыграла роль Матери в пьесе Чапека  "Мать".  С  высоким
мастерством воплотила многие образы драматургии  Горького:  Шура  ("Егор
Булычев и другие"), Софья ("Зыковы"),  Полина  Бардина  ("Враги"),  Анна
Сомова  ("Сомов  и  другие").  Наиболее  близки  актрисе   драматич.   и
трагедийные  роли.  Мягкость,  передача   тончайших   оттенков   чувств,
благородство отличали игру  актрисы.  Играла  роли  Марии  Александровны
("Семья" Попова), Натальи Ковшик ("Калиновая  роща"  Корнейчука),  Елены
Кошевой ("Молодая гвардия").
   Др. роли: Оль-Оль ("Дни нашей  жизни"  Л.  Андреева),  Рита  ("Ч„рная
пантера" Винниченко), Трильби (о. п.  Ге),  княжна  Мстиславская,  Ирина
("Царь Ф„дор Иоаннович" А.  К.  Толстого),  Верочка  ("Осенние  скрипки"
Сургуч„-ва), Лиза ("Горе от ума").
   Лит.: Рябинин Б., Народная артистка РСФСР М.А. Токарева,  Свердловск,
1960; Панфилов А., Свердловский драматический театр.  Свердловск,  1957.
М. Т.
   ТОКАРЬ, Софья Сем„новна [р. 17 (30).XI.  1905]-  рус.  сов.  актриса.
Нар.  арт.  Даг.  АССР  (1956).  В  1920  поступила  в   театр.   студию
харьковского Крас-нозаводского т-ра, работала в этом т-ре. Затем в т-рах
Владивостока, Иркутска, Магнитогорска, Казани, Смоленска, Севастополя. С
1938 - актриса Рус. т-ра им. М. Горького, Махачкала.
   Роли: Лиза ("Горе от ума"), Глафира ("Волки и овцы"), Машенька (о. п.
Афиногенова), Татьяна ("Враги"), Шура Азарова ("Давным-давно" Гладкова),
Катарина ("Укрощение строптивой"), Любовь Шевцова  ("Молодая  гвардия"),
Мария Антоновна и Анна Андреевна  ("Ревизор")"  Любовь  Яровая,  Панова,
Дунька  ("Любовь  Яровая"),  пани  Дуль-ская  ("Мораль  пани   Дульской"
Запольской). Е. X.
   ТОКИО-экономич., политич. и культурный  центр  Японии  (11  миллионов
жит. на 1966). В 17-18 вв.  центр  театр.  жизни  стал  перемещаться  из
старой столицы Киото, где  находилась  резиденция  императора,  в  новый
экономич. и политич. центр-Эдо  (старое  назв  Токио).  Здесь  выступала
труппа Но. Ведущим театр. жанром в этот период был  т-р  Кабуки.  Труппы
Кабуки польеовались широкой  популярностью  среди  горожан  и  самураев.
Военно-феодальное правительство, недовольное  распространением  культуры
зарождавшейся городской буржуазии, всячески препятствовало е„  развитию.
Всевозможные   правительственные   ограничения    касались    и    т-ра:
регламентировался состав трупп, репертуар, число т-ров,  их  размещение,
количество представлений и др. В  1651  правительство  ограничило  число
т-ров  в  Эдо  четырьмя  -  "Накамурадза",  "Итимурадза",   "Моритадза",
"Ямамурадза". Имелось также 8 небольших трупп, дававших представления на
площадках перед храмами. В 1714 остались только т-ры:
   "Накамурадза", "Итимурадза" и "Моритадза". После 1841 эти  т-ры  были
переведены в отдал„нный район города  Асаку-са.  После  бурж.  революции
Мэйдзи (1867-68) правительство отменило систему регламентации  т-ров.  В
т-рах Т. проявилось стремление к  европеизации.  В  1872  Морита  Канъя,
владелец т-ра "Моритадза", построил в квартале Синто-мимати  первый  т-р
европ. типа - "Синтомидза". Для этого т-ра  драматург  Каватакэ  Мокуами
создавал т. н. дзан-гири - пьесы на темы совр. действительности.  Видное
место среди новых т-ров занял  жанр  симпа,  возникший  в  конце  19  в.
Распространение европ. драматургии и европ.  сценич.  иск-ва  связано  с
направлением сингэки, получившим развитие в  т-рах,  созданных  в  Т.  в
1909: "Бунгэй к„кай" (осн. театр. деятелем Цубоути С„„) и "Дзию гэкидз„"
(осн. Осанаи Каору и Итикава Садандзи II). Среди ведущих  т-ров  сингэки
Т. нач. 20 в.: "Цукидзи с„гэкидз„" (осн. в 1924 Осанаи совм. с Хидзиката
‚си) и Синцукидзи гэкидан (осн. в 1929 Хидзиката). В 20-е  гг.  возникло
движение за пролетарский т-р. В 1917 драматург Савада С„дзиро  создал  в
Т. первую труппу синкокугэки, сочетающую принципы т-ра Кабуки и сингэки.

Страницы: «« « 2280   2281   2282   2283   2284   2285   2286   2287   2288  2289   2290   2291   2292   2293   2294   2295   2296   2297   2298  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия