Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2284   2285   2286   2287   2288   2289   2290   2291   2292  2293   2294   2295   2296   2297   2298   2299   2300   2301   2302  » »»

тьмы" сразу после е„ опубликования обошла сцены европ.  т-ров  (пост.  в
Париже, 1888, "Свободный т-р" А. Антуана; Берлине, 190, "Свободный  т-р"
О. Брама; Женеве, Брюсселе, Амстердаме; итал. трагики Э.  Цаккони  и  Э.
Но-велли включили пьесу в свой репертуар), ставится и в наст. время.
   Т. считал, что  "...главное  условие  драматического  произведения  -
иллюзия,  вследствие  которой  читатель  или  зритель  живет,  чувствами
действующих лиц"  (Полн.  собр.  соч.,  т.  35,  1950,  с.  251).  И  от
исполнителей  он  требовал  правдоподобия:   если   "...читатель   видит
автора,писал он, - зритель - актера, иллюзия исчезает..." (там же). Одна
из гл. причин "неприятия" Толстым Шекспира  -  условность  его  произв.,
"неестественность", по  мнению  Т.,  ситуаций  и  характеров.  Протестуя
против сценич. условности, требуя полной жизненной иллюзии, Т. отказался
даже от монологов. Сатирич. заострения он добивался реалистич.  при„мами
(так, напр., в "Плодах просвещения" барский  быт  выступает  в  смешном,
нелепом виде, через восприятие деревенских  тружеников).  Речь,  манеры,
поступки  персонажей   в   драмах   Т.   соответствуют   их   характеру,
темпераменту, возрасту, образованию, общественному положению.  Драматич.
характеры Т. обладают эпич. полнотой.  Он  раскрыл  противоречия  внутр.
жизни ("диалектику души") в тесной связи с течением жизни. Поэтому пьесы
Т. состоят из ряда картин, драматич. события обусловлены средой, в к-рой
они происходят. Однако, приближая сцену  к  жизни,  Т.  опасался,  чтобы
"быт" не заслонял "духовной стороны" драмы. Он подч„ркивал, что в  драме
главное - идея, мысль, а иллюзия жизни - это только способ, средство для
"заражения" людей этой  идеей.  Нарушение  этого  драматургич.  принципа
приводило к неудачам при  пост.  пьес  Толстого.  Станиславский  причину
неудачи спектакля "Власть тьмы" в МХТ (1902) видел в том, что  "духовной
стороны пьесы... не дали" (Собр. соч., т. 1, 1954, с. 260).
   В драмах Толстого нет  иносказательности,  идея  раскрывается  в  них
непосредственно.  Сторонник  драмы  "действия",   Т.   выступал   против
стремления  заменить   содержание   драмы   необъясн„нным   настроением,
нравственное  воздействие  -  раздражением  чувств  при  помощи  сценич.
эффектов.  Т,  осуждал  не  только  драматургию  символистов,  но   даже
чеховские драмы из-за их недоговор„нности, хотя высоко ценил  творчество
А. П. Чехова в целом. "Произведение драматического искусства.. ь состоит
в том, - писал Т.,-чтобы представить самых разнообразных по характерам и
положениям  людей  и  выдвинуть  перед  ними,  поставить   их   всех   в
необходимость решения  жизненного,  нерешенного  еще  людьми  вопроса  и
заставить их действовать, ... чтобы узнать,  как  решится  этот  вопрос"
(Полн. собр. соч., т. 52,  1952,  с.  78).  Взгляды  Толстого  на  драму
сконцентрированы в его статьях "О Шекспире  и  о  драме"  (1903-04),"Что
такое искусство" (1897-98).
   В 1880-1900-е гг. Т. работал над автобиографич.  драмой  "И  свет  во
тьме светит" (варианты названий- "Свет мира",  "Закваска",  "Свет  и  во
тьме светит", не закончена; опубл. в 1911; без цензурных изъятий-  1917.
К пост. была запрещена, ставилась после революции  -  т-р  Нар.  дома  в
Петрограде, 1918, реж. Арбатов; Саратовский драм" т-р,  реж.  Ростовцев,
1922).
   Как драматург  Т.  был  очень  требователен  к  себе,  по  многу  раз
переписывал свои пьесы (до 8 вариантов).  Он  утверждал,  что  драматург
должен хорошо знать технику т-ра.  Т.  сам  читал  свои  пьесы  акт„рам,
обсуждал детали постановки. На репетициях он проверял сценичность  пьес,
переделывал роли, вводил новых персонажей. Т. много сделал для сближения
сцены с жизнью, для демократизации т-ра, углубления реализма в драме. На
драматургии Т. совершенствовалось мастерство крупнейших рус.  акт„ров  -
О. О. Садовской и П. А. Стрепетовой (исполняли роль  Матр„ны  -  "Власть
тьмы"), М. Г. Савиной (роль Акулины - там же),  В.  Ф.  Комиссар-жевской
(Бетси - "Плоды просвещения"), К. С. Станиславского  (Звездинцев  -  там
же), А. Р. Арт„ма (Старый повар -  там  же),  И.  М.  Москвина,  И-.  Н.
Берсенева, Н. К. Симонова,  М.  Ф.  Романова  (Федя  Протасов  -  "Живой
труп"), И. В. Ильинского (Аким - Власть тьмы") и др.
   Глубина и драматизм эпич. произв. Т. привлекают внимание  т-ров.  Еще
при жизни Т. были пост. инсценировки его произв.:  "Воскресение"  (1902,
т-р "Одеон", Париж, инсц. А. Батая), "Анна Каренина" (1907, Т-р Антуана,
Париж, инсц. Э. Гпро). Событиями театр. жизни стали спектакли  MX  AT  а
"Воскресение" (инсц. Ф. Ф.  Раскольников  а,  1930,  рук.  пост.  В.  И.
Немирович-Данченко;  От  автора-Качалов,  Ма-слова  -  Еланская),  "Анна
Каренина" (1937, инсц. Н. Д. Волкова, реж.  Немирович-Данченко;  Анна  -
Тарасова, Каренин - Хмел„в). На сюжет  "Войны  и  мира  создана  одноим.
опера С. С. Прокофьева (1944). Мн. произв. Т. экранизированы.
   'Соч.:  Собр.  соч.,  т.  1-20,  М.,  1960-65  (т.   11-Драматические
произведения т. 15 - Статьи об искусстве и литературе).
   .Лит.: Ленин В. И., Лев Толстой, как зеркало русской революции, Собр.
соч., 4 изд., т. 15; его ж е,  Л;  Н.  Толстой  и  его  эпоха,  там  же,
т.17;Ломунов К., Драматургия Л.  Н.  Толстого,  М.,  1956;  Гашкене  Е.,
Драматургия Л. Н. Толстого,  Вильнюс,  1959  (Автореферат  диссертации);
Гатенян А., Театр Л. Н. Толстого, М." 1960; Ростоцкий Б., Л. Н.  Толстой
о драме и театре, в кн.: Ежегодник ин-та истории искусств, 1955,  Театр.
М.,. 1955. Е.Г.-Ч.
   ТОЛУБ‚ЕВ, Юрий Владимирович [р.18.IV (I.V).  1906]-рус.  сов.  акт„р.
Нар. арт. СССР (1956).  Театр.  образование  получил  в  Ленингр.  ин-те
сценич. ис-в" к-рый окончил в 1929 (педагог Л. С. Вивьен). С 1-го  курса
театр. ин-та (1926) начал работать в "Экспериментальном т-ре"  под  рук.
В. Н.  Всеволодского-Гернгросса.  На  протяжении  ряда  лет  выступал  в
возглавляемых Ви-вьеном театр. коллективах ("Т-р акт„рского мастерства",
Т-р под рук. Л. С. Вивьена, Ленингр. т-р Красной Армии). В 1936  переш„л
на работу в Красный т-р. В том же году этот т-р  быд  сдит  с  ТРАМом  и
получил назв. Т-р им. Ленинского комсомола; Т. работал здесь до 1941.  В
1942 вступил в труппу Ленингр. т-ра драмы им. А. С. Пушкина. Ещ„  будучи
молодым акт„ром, Т. сыграл роли Барабошева  ("Правда-хорошо,  а  счастье
лучше", 1924), Егора Булычева (1933); Коломийцева ("Последние", 1936).
   Образы, создаваемые Т., всегда исполнены особой,  внутренней  правды.
Акт„р владеет виртуозным иск-вом внутр. преображения. Он выражает  своим
творчеством страстную веру в человечность, к-рая могущественнее  уродств
собственнического мира, сильнее  присущих  людям  душевных  слабостей  и
заблуждений.  Характеристики,  к-рые  Т.  да„т  своим   героям,   всегда
исчерпывающе аргументированы и вместе с тем освещены  поэтич.  мышлением
пытливого, ищущего художника. Т.  уделяет  большое  внимание  и  внешней
выразительности, его  сценич.  образы  отличаются  яркой  живописностью,
ч„ткостью. Это относится к  образам  классической  драматургии  -  Шмага
(1938), Городничий (1952), Войнпцкий  (1945);  Сорпн  ("Чайка",  .1954),

Страницы: «« « 2284   2285   2286   2287   2288   2289   2290   2291   2292  2293   2294   2295   2296   2297   2298   2299   2300   2301   2302  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия