Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2284 2285 2286 2287 2288 2289 2290 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 » »» тьмы" сразу после е„ опубликования обошла сцены европ. т-ров (пост. в Париже, 1888, "Свободный т-р" А. Антуана; Берлине, 190, "Свободный т-р" О. Брама; Женеве, Брюсселе, Амстердаме; итал. трагики Э. Цаккони и Э. Но-велли включили пьесу в свой репертуар), ставится и в наст. время. Т. считал, что "...главное условие драматического произведения - иллюзия, вследствие которой читатель или зритель живет, чувствами действующих лиц" (Полн. собр. соч., т. 35, 1950, с. 251). И от исполнителей он требовал правдоподобия: если "...читатель видит автора,писал он, - зритель - актера, иллюзия исчезает..." (там же). Одна из гл. причин "неприятия" Толстым Шекспира - условность его произв., "неестественность", по мнению Т., ситуаций и характеров. Протестуя против сценич. условности, требуя полной жизненной иллюзии, Т. отказался даже от монологов. Сатирич. заострения он добивался реалистич. при„мами (так, напр., в "Плодах просвещения" барский быт выступает в смешном, нелепом виде, через восприятие деревенских тружеников). Речь, манеры, поступки персонажей в драмах Т. соответствуют их характеру, темпераменту, возрасту, образованию, общественному положению. Драматич. характеры Т. обладают эпич. полнотой. Он раскрыл противоречия внутр. жизни ("диалектику души") в тесной связи с течением жизни. Поэтому пьесы Т. состоят из ряда картин, драматич. события обусловлены средой, в к-рой они происходят. Однако, приближая сцену к жизни, Т. опасался, чтобы "быт" не заслонял "духовной стороны" драмы. Он подч„ркивал, что в драме главное - идея, мысль, а иллюзия жизни - это только способ, средство для "заражения" людей этой идеей. Нарушение этого драматургич. принципа приводило к неудачам при пост. пьес Толстого. Станиславский причину неудачи спектакля "Власть тьмы" в МХТ (1902) видел в том, что "духовной стороны пьесы... не дали" (Собр. соч., т. 1, 1954, с. 260). В драмах Толстого нет иносказательности, идея раскрывается в них непосредственно. Сторонник драмы "действия", Т. выступал против стремления заменить содержание драмы необъясн„нным настроением, нравственное воздействие - раздражением чувств при помощи сценич. эффектов. Т, осуждал не только драматургию символистов, но даже чеховские драмы из-за их недоговор„нности, хотя высоко ценил творчество А. П. Чехова в целом. "Произведение драматического искусства.. ь состоит в том, - писал Т.,-чтобы представить самых разнообразных по характерам и положениям людей и выдвинуть перед ними, поставить их всех в необходимость решения жизненного, нерешенного еще людьми вопроса и заставить их действовать, ... чтобы узнать, как решится этот вопрос" (Полн. собр. соч., т. 52, 1952, с. 78). Взгляды Толстого на драму сконцентрированы в его статьях "О Шекспире и о драме" (1903-04),"Что такое искусство" (1897-98). В 1880-1900-е гг. Т. работал над автобиографич. драмой "И свет во тьме светит" (варианты названий- "Свет мира", "Закваска", "Свет и во тьме светит", не закончена; опубл. в 1911; без цензурных изъятий- 1917. К пост. была запрещена, ставилась после революции - т-р Нар. дома в Петрограде, 1918, реж. Арбатов; Саратовский драм" т-р, реж. Ростовцев, 1922). Как драматург Т. был очень требователен к себе, по многу раз переписывал свои пьесы (до 8 вариантов). Он утверждал, что драматург должен хорошо знать технику т-ра. Т. сам читал свои пьесы акт„рам, обсуждал детали постановки. На репетициях он проверял сценичность пьес, переделывал роли, вводил новых персонажей. Т. много сделал для сближения сцены с жизнью, для демократизации т-ра, углубления реализма в драме. На драматургии Т. совершенствовалось мастерство крупнейших рус. акт„ров - О. О. Садовской и П. А. Стрепетовой (исполняли роль Матр„ны - "Власть тьмы"), М. Г. Савиной (роль Акулины - там же), В. Ф. Комиссар-жевской (Бетси - "Плоды просвещения"), К. С. Станиславского (Звездинцев - там же), А. Р. Арт„ма (Старый повар - там же), И. М. Москвина, И-. Н. Берсенева, Н. К. Симонова, М. Ф. Романова (Федя Протасов - "Живой труп"), И. В. Ильинского (Аким - Власть тьмы") и др. Глубина и драматизм эпич. произв. Т. привлекают внимание т-ров. Еще при жизни Т. были пост. инсценировки его произв.: "Воскресение" (1902, т-р "Одеон", Париж, инсц. А. Батая), "Анна Каренина" (1907, Т-р Антуана, Париж, инсц. Э. Гпро). Событиями театр. жизни стали спектакли MX AT а "Воскресение" (инсц. Ф. Ф. Раскольников а, 1930, рук. пост. В. И. Немирович-Данченко; От автора-Качалов, Ма-слова - Еланская), "Анна Каренина" (1937, инсц. Н. Д. Волкова, реж. Немирович-Данченко; Анна - Тарасова, Каренин - Хмел„в). На сюжет "Войны и мира создана одноим. опера С. С. Прокофьева (1944). Мн. произв. Т. экранизированы. 'Соч.: Собр. соч., т. 1-20, М., 1960-65 (т. 11-Драматические произведения т. 15 - Статьи об искусстве и литературе). .Лит.: Ленин В. И., Лев Толстой, как зеркало русской революции, Собр. соч., 4 изд., т. 15; его ж е, Л; Н. Толстой и его эпоха, там же, т.17;Ломунов К., Драматургия Л. Н. Толстого, М., 1956; Гашкене Е., Драматургия Л. Н. Толстого, Вильнюс, 1959 (Автореферат диссертации); Гатенян А., Театр Л. Н. Толстого, М." 1960; Ростоцкий Б., Л. Н. Толстой о драме и театре, в кн.: Ежегодник ин-та истории искусств, 1955, Театр. М.,. 1955. Е.Г.-Ч. ТОЛУБ‚ЕВ, Юрий Владимирович [р.18.IV (I.V). 1906]-рус. сов. акт„р. Нар. арт. СССР (1956). Театр. образование получил в Ленингр. ин-те сценич. ис-в" к-рый окончил в 1929 (педагог Л. С. Вивьен). С 1-го курса театр. ин-та (1926) начал работать в "Экспериментальном т-ре" под рук. В. Н. Всеволодского-Гернгросса. На протяжении ряда лет выступал в возглавляемых Ви-вьеном театр. коллективах ("Т-р акт„рского мастерства", Т-р под рук. Л. С. Вивьена, Ленингр. т-р Красной Армии). В 1936 переш„л на работу в Красный т-р. В том же году этот т-р быд сдит с ТРАМом и получил назв. Т-р им. Ленинского комсомола; Т. работал здесь до 1941. В 1942 вступил в труппу Ленингр. т-ра драмы им. А. С. Пушкина. Ещ„ будучи молодым акт„ром, Т. сыграл роли Барабошева ("Правда-хорошо, а счастье лучше", 1924), Егора Булычева (1933); Коломийцева ("Последние", 1936). Образы, создаваемые Т., всегда исполнены особой, внутренней правды. Акт„р владеет виртуозным иск-вом внутр. преображения. Он выражает своим творчеством страстную веру в человечность, к-рая могущественнее уродств собственнического мира, сильнее присущих людям душевных слабостей и заблуждений. Характеристики, к-рые Т. да„т своим героям, всегда исчерпывающе аргументированы и вместе с тем освещены поэтич. мышлением пытливого, ищущего художника. Т. уделяет большое внимание и внешней выразительности, его сценич. образы отличаются яркой живописностью, ч„ткостью. Это относится к образам классической драматургии - Шмага (1938), Городничий (1952), Войнпцкий (1945); Сорпн ("Чайка", .1954), Страницы: «« « 2284 2285 2286 2287 2288 2289 2290 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |