|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2284 2285 2286 2287 2288 2289 2290 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 » »» тьмы" сразу после е„ опубликования обошла сцены европ. т-ров (пост. в
Париже, 1888, "Свободный т-р" А. Антуана; Берлине, 190, "Свободный т-р"
О. Брама; Женеве, Брюсселе, Амстердаме; итал. трагики Э. Цаккони и Э.
Но-велли включили пьесу в свой репертуар), ставится и в наст. время.
Т. считал, что "...главное условие драматического произведения -
иллюзия, вследствие которой читатель или зритель живет, чувствами
действующих лиц" (Полн. собр. соч., т. 35, 1950, с. 251). И от
исполнителей он требовал правдоподобия: если "...читатель видит
автора,писал он, - зритель - актера, иллюзия исчезает..." (там же). Одна
из гл. причин "неприятия" Толстым Шекспира - условность его произв.,
"неестественность", по мнению Т., ситуаций и характеров. Протестуя
против сценич. условности, требуя полной жизненной иллюзии, Т. отказался
даже от монологов. Сатирич. заострения он добивался реалистич. при„мами
(так, напр., в "Плодах просвещения" барский быт выступает в смешном,
нелепом виде, через восприятие деревенских тружеников). Речь, манеры,
поступки персонажей в драмах Т. соответствуют их характеру,
темпераменту, возрасту, образованию, общественному положению. Драматич.
характеры Т. обладают эпич. полнотой. Он раскрыл противоречия внутр.
жизни ("диалектику души") в тесной связи с течением жизни. Поэтому пьесы
Т. состоят из ряда картин, драматич. события обусловлены средой, в к-рой
они происходят. Однако, приближая сцену к жизни, Т. опасался, чтобы
"быт" не заслонял "духовной стороны" драмы. Он подч„ркивал, что в драме
главное - идея, мысль, а иллюзия жизни - это только способ, средство для
"заражения" людей этой идеей. Нарушение этого драматургич. принципа
приводило к неудачам при пост. пьес Толстого. Станиславский причину
неудачи спектакля "Власть тьмы" в МХТ (1902) видел в том, что "духовной
стороны пьесы... не дали" (Собр. соч., т. 1, 1954, с. 260).
В драмах Толстого нет иносказательности, идея раскрывается в них
непосредственно. Сторонник драмы "действия", Т. выступал против
стремления заменить содержание драмы необъясн„нным настроением,
нравственное воздействие - раздражением чувств при помощи сценич.
эффектов. Т, осуждал не только драматургию символистов, но даже
чеховские драмы из-за их недоговор„нности, хотя высоко ценил творчество
А. П. Чехова в целом. "Произведение драматического искусства.. ь состоит
в том, - писал Т.,-чтобы представить самых разнообразных по характерам и
положениям людей и выдвинуть перед ними, поставить их всех в
необходимость решения жизненного, нерешенного еще людьми вопроса и
заставить их действовать, ... чтобы узнать, как решится этот вопрос"
(Полн. собр. соч., т. 52, 1952, с. 78). Взгляды Толстого на драму
сконцентрированы в его статьях "О Шекспире и о драме" (1903-04),"Что
такое искусство" (1897-98).
В 1880-1900-е гг. Т. работал над автобиографич. драмой "И свет во
тьме светит" (варианты названий- "Свет мира", "Закваска", "Свет и во
тьме светит", не закончена; опубл. в 1911; без цензурных изъятий- 1917.
К пост. была запрещена, ставилась после революции - т-р Нар. дома в
Петрограде, 1918, реж. Арбатов; Саратовский драм" т-р, реж. Ростовцев,
1922).
Как драматург Т. был очень требователен к себе, по многу раз
переписывал свои пьесы (до 8 вариантов). Он утверждал, что драматург
должен хорошо знать технику т-ра. Т. сам читал свои пьесы акт„рам,
обсуждал детали постановки. На репетициях он проверял сценичность пьес,
переделывал роли, вводил новых персонажей. Т. много сделал для сближения
сцены с жизнью, для демократизации т-ра, углубления реализма в драме. На
драматургии Т. совершенствовалось мастерство крупнейших рус. акт„ров -
О. О. Садовской и П. А. Стрепетовой (исполняли роль Матр„ны - "Власть
тьмы"), М. Г. Савиной (роль Акулины - там же), В. Ф. Комиссар-жевской
(Бетси - "Плоды просвещения"), К. С. Станиславского (Звездинцев - там
же), А. Р. Арт„ма (Старый повар - там же), И. М. Москвина, И-. Н.
Берсенева, Н. К. Симонова, М. Ф. Романова (Федя Протасов - "Живой
труп"), И. В. Ильинского (Аким - Власть тьмы") и др.
Глубина и драматизм эпич. произв. Т. привлекают внимание т-ров. Еще
при жизни Т. были пост. инсценировки его произв.: "Воскресение" (1902,
т-р "Одеон", Париж, инсц. А. Батая), "Анна Каренина" (1907, Т-р Антуана,
Париж, инсц. Э. Гпро). Событиями театр. жизни стали спектакли MX AT а
"Воскресение" (инсц. Ф. Ф. Раскольников а, 1930, рук. пост. В. И.
Немирович-Данченко; От автора-Качалов, Ма-слова - Еланская), "Анна
Каренина" (1937, инсц. Н. Д. Волкова, реж. Немирович-Данченко; Анна -
Тарасова, Каренин - Хмел„в). На сюжет "Войны и мира создана одноим.
опера С. С. Прокофьева (1944). Мн. произв. Т. экранизированы.
'Соч.: Собр. соч., т. 1-20, М., 1960-65 (т. 11-Драматические
произведения т. 15 - Статьи об искусстве и литературе).
.Лит.: Ленин В. И., Лев Толстой, как зеркало русской революции, Собр.
соч., 4 изд., т. 15; его ж е, Л; Н. Толстой и его эпоха, там же,
т.17;Ломунов К., Драматургия Л. Н. Толстого, М., 1956; Гашкене Е.,
Драматургия Л. Н. Толстого, Вильнюс, 1959 (Автореферат диссертации);
Гатенян А., Театр Л. Н. Толстого, М." 1960; Ростоцкий Б., Л. Н. Толстой
о драме и театре, в кн.: Ежегодник ин-та истории искусств, 1955, Театр.
М.,. 1955. Е.Г.-Ч.
ТОЛУБ‚ЕВ, Юрий Владимирович [р.18.IV (I.V). 1906]-рус. сов. акт„р.
Нар. арт. СССР (1956). Театр. образование получил в Ленингр. ин-те
сценич. ис-в" к-рый окончил в 1929 (педагог Л. С. Вивьен). С 1-го курса
театр. ин-та (1926) начал работать в "Экспериментальном т-ре" под рук.
В. Н. Всеволодского-Гернгросса. На протяжении ряда лет выступал в
возглавляемых Ви-вьеном театр. коллективах ("Т-р акт„рского мастерства",
Т-р под рук. Л. С. Вивьена, Ленингр. т-р Красной Армии). В 1936 переш„л
на работу в Красный т-р. В том же году этот т-р быд сдит с ТРАМом и
получил назв. Т-р им. Ленинского комсомола; Т. работал здесь до 1941. В
1942 вступил в труппу Ленингр. т-ра драмы им. А. С. Пушкина. Ещ„ будучи
молодым акт„ром, Т. сыграл роли Барабошева ("Правда-хорошо, а счастье
лучше", 1924), Егора Булычева (1933); Коломийцева ("Последние", 1936).
Образы, создаваемые Т., всегда исполнены особой, внутренней правды.
Акт„р владеет виртуозным иск-вом внутр. преображения. Он выражает своим
творчеством страстную веру в человечность, к-рая могущественнее уродств
собственнического мира, сильнее присущих людям душевных слабостей и
заблуждений. Характеристики, к-рые Т. да„т своим героям, всегда
исчерпывающе аргументированы и вместе с тем освещены поэтич. мышлением
пытливого, ищущего художника. Т. уделяет большое внимание и внешней
выразительности, его сценич. образы отличаются яркой живописностью,
ч„ткостью. Это относится к образам классической драматургии - Шмага
(1938), Городничий (1952), Войнпцкий (1945); Сорпн ("Чайка", .1954),
Страницы: «« « 2284 2285 2286 2287 2288 2289 2290 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |