Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 2307 2308 2309 » »» "Весна священная" Стравинского (1964), "Торжество солнцестояния" Андрашована (1965). Препода„т в Академии иск-в в Братиславе. Лит.: "Tanecni listy", Praha, 1965, ј l, s. 2-3; "Театр", 1962, .ј 9, с. 178-80. ff. ulep. TOTEBA, Mapa (1898-3.VI. 1932) - болг. актриса, театр. деятель. В 1918-21 - актриса Варненско го опереточно-драматич. товарищества. Затем работала в Пловдиве, Русе, Варне, в передвижном "Популярном т-ре", к-рый выступал в городах и с„лах Болгарии. Исполнение Т. отличалось ярким темпераментом, выразительной мимикой, одухотвор„нностью и глубиной. С успехом исполняла роли наивных девушек и драм. роли. Выступала также в оперетте. Т. является выдающимся деятелем болг. провинциального т-ра. Е„ именем был назван один из передвижных Роли: Недда ("Пленник из Трикери" Мутафова), Панна Маличевская (о. п. Запольской), Дездемона; Амалия ("Разбойники"), Магда ("Родина" Зудермана), Тереза Ракен (о.п. Золя), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Сильва (о. п. Кальмана) и др. Лит.: Донев Г., Строители на българския театър, Плевен, [б.г.], с. 108-12; "Театър", С., 1952, кн. 8-9, с. 44-45. А. Ив. TOTPOB, Борис Иванович (10.1.1882 - 26.VI. 1964) - осет. сов. акт„р и педагог. Засл. деят. иск-в Сев.-Осет. АССР (1940). В 1904 организовал в селении Ольгинском драм. кружок и осуществил пост. первых осет. пьес - драмы "Лучше смерть, чем позор" и комедии "Побывавший в России" Е. Бри-таева. Успех спектаклей утвердил стремление Т. стать проф. акт„ром. Он поступил в частное муз.-драм. уч-ще в Москве, где преподавал акт„р Малого т-ра Ф. П. Горев. В 1908 Т. вернулся во Владикавказ и собрал труппу любителей. 15 авг. 1908 в помещении Груз. уч-ща состоялся первый во Владикавказе осет. спектакль. Были показаны назв. выше пьесы Бритаева в пост. Т. В 1913 - 14 работал в Александрийском т-ре. С 1915 вновь играл в драмкружке во Владикавказе. После установления Сов. власти был зав. драм. секцией подотдела иск-в отдела нар. образования во Владикавказе. В 1921 состоялся спектакль руководимого Т. драмкружка в помещении рус. т-ра во Владикавказе. В 1926 Т. создал ансамбль песни и танца "Дети гор". В 1931 вступил в состав осет. студии ГИТИСа (ЦЕТЕТИСа) в Москве, был ассистентом по технике речи и художественному чтению на осетинском языке. С момента создания проф. Северо-Осетинского т-ра (1935) Т. стал акт„ром этого т-ра, в„л педагогическую работу в студии при т-ре. Перев„л ряд пьес на осетинский язык. Роли: Камболат, Ислам ("Две сестры", "Хазби" Бритаева), Бата ("Сыновья Бата" Мамсурова), Брабанцио ("Отелло"), Бартоло ("Женитьба Фигаро"), Железнов ("Васса Желез-нова") и др. Е. /К. ТОХВЕЛЬМАН, Хельми Юхановна (р. 13. X. 1900) - эст. сов. балетмейстер. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1957). В 1927 - 30 училась в Студии танца и движения (Таллин). В 1931-41 - балетмейстер "Тээлистеатр" (Таллин), в 1941-44 -"Вяйке т-р". С 1945 работает в разл. т-рах Таллина, ставит нац. танцы в оперных и др. спектаклях. В 1945-51 - педагог по танцу и сценич. движению Таллинского театр. ин-та, с 1957 - акт„рского ф-та Таллинской консерватории. Пост.: в т-ре "Эстония" - "Калевипоэг" Каппа (1948), танцы в операх "Пюхаярв" (1946), "Берег бурь" (1949), "Рука об руку" (1955), "Боевое крещение" (1957) Эрнесакса; нац. танцы в балете "Тийна" Аустер (1955), в спектакле "Вест-сайдская история" Лоренса, муз. Бернстайна (совм. с балетм. В. Руммо, 1964) и др. Ст. М. ТОЦКИЙ, Иван Корнилович [12 (24). IV. 1896- 16. XII. 1957] - укр. сов. артист оперы (бас). Нар. арт. УССР (1948). Учился в Киевской консерватории (1922-25). В 1925-27 - солист Харьковского, 1927-42 и 1946-57 - Одесского т-ров оперы и балета, 1943-45 - Т-ра оперы и балета им. Кирова (Ленинград). Т. обладал звучным басом красивого бархатного тембра широкого диапазона. Создавал разнохарактерные сценич. образы. Партии: Тарас Бульба (о. п. Лысенко), Карась ("Запорожец за Дунаем"), Галицкий, Иван Сусанин, Руслан, Мельник; Пимен ("Борис Годунов"), Досифей ("Хованщина"), Иван Грозный ("Псковитянка"), Чуб ("Ночь перед рождеством"), Варяжский гость ("Садко"), Собакин ("Царская невеста"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"); Тарас ("Семья Тараса" Кабалевского) и др. Ек. Л. ТРАВЕСТИ (франц.; от итал. travestire - переодеваться) - сценич. амплуа: 1) в драм. т-ре - актриса, исполняющая роли мальчиков, подростков, девочек, а также роли, требующие в определ„нные моменты действия переодевания в мужской костюм: Тнльтиль ii Митиль ("Синяя птица" Метерлинка), Гога ("Человек с портфелем" Файко), Габриэль ("Девушка-гусар" Кони), Шура Азарова ("Давным-давно" А. Гладкова) и др. Особенно часто роли Т. встречаются в репертуаре т-ров для детей. Известной актрисой на роли Т. была франц. актриса В. Дежазе; в рус. т-ре в этом амплуа с успехом выступала В. Н. Асенкова, в сов. т-ре - В. Д. Бендина, Е. Н. Мо-рес, 3. Ф. Булгакова, Н. Н. Казаринова, К. П. Коренева, М. П. Неменко-Бабковская, А. А. Охитина, В. А. Сперантова, Л. С. Черныш„ва и др. 2) В опере-партии юношей, исполняемые женщинами (меццо-сопрано, контральто): Зибель ("Фауст" Гуно), Ваня ("Иван Сусанин"), Лель ("Снегурочка") и др. А. Шн. "ТРАВИАТА" ("La Traviata") - опера Дж. Верди, либр. Ф. М. Пьяве по драме А. Дюма-сына "Дама с камелиями". Пост. 6 марта 1853, Венеция, т-р "Фениче" (Виолетта - Донателли, Альфред - Грациани, Жермон - Варези). Опера шла на сценах всего мира, в т. ч.: Мадрид (1855, на итал. яз., 1918), Вена (1855, на итал. яз., 1879), Барселона (1855, на итал. яз.), Лондон (1856, на итал. яз., 1857), Варшава (1856, на итал. яз., 1865), Нью-Йорк (1856, на итал. яз., 1886), Париж (1856, на итал.яз., 1864),Будапешт (1857), Бухарест (1858, на итал. яз., 1903), Амстердам (1860, на итал. яз.), Берлин (1860, на итал. яз.) и др. В России впервые шла в 1856, петерб. Большой т-р, Итал. оперная труппа (Травиата - Бозио, Альфред- Кальцолари, Жермон - Бартолини). На рус. яз. пост. в 1868, Петербург, Мариинский т-р (Виолетта - Бюдель, Альфред - Андреев, Жермон - Мельников). Затем опера сохранялась в репертуаре Мариинского т-ра и Большого т-ра. На сов. сцене впервые пост. в 1918, Мариинский т-р (позднее Т-р оперы и балета им. Кирова; дириж„р Фитель-берг, пост. Андреева, возобновление Циммермана, балетм. Петров" Виолетта - Горская, Альфред - Пиотровский, Жермон - Тартаков); пост. там же в 1923 и в 1944. В 1922 пост. Ленингр. Малым оперным т-ром; там же в 1951. В Большом т-ре, Москва, пост. в 1933; там же в 1937 и в 1963. В 1934 пост. Муз. т-ром им. Немировича-Данченко, Москва (текст В. Инбер; рук. пост. Страницы: «« « 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 2307 2308 2309 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |