|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 2307 2308 2309 » »» "Весна священная" Стравинского (1964), "Торжество солнцестояния"
Андрашована (1965).
Препода„т в Академии иск-в в Братиславе.
Лит.: "Tanecni listy", Praha, 1965, ј l, s. 2-3;
"Театр", 1962, .ј 9, с. 178-80. ff. ulep.
TOTEBA, Mapa (1898-3.VI. 1932) - болг. актриса, театр. деятель. В
1918-21 - актриса Варненско го опереточно-драматич. товарищества. Затем
работала в Пловдиве, Русе, Варне, в передвижном "Популярном т-ре", к-рый
выступал в городах и с„лах Болгарии. Исполнение Т. отличалось ярким
темпераментом, выразительной мимикой, одухотвор„нностью и глубиной. С
успехом исполняла роли наивных девушек и драм. роли. Выступала также в
оперетте. Т. является выдающимся деятелем болг. провинциального т-ра. Е„
именем был назван один из передвижных Роли: Недда ("Пленник из Трикери" Мутафова), Панна Маличевская (о. п.
Запольской), Дездемона; Амалия ("Разбойники"), Магда ("Родина"
Зудермана), Тереза Ракен (о.п. Золя), Маргарита Готье ("Дама с
камелиями" Дюма-сына), Сильва (о. п. Кальмана) и др.
Лит.: Донев Г., Строители на българския театър, Плевен, [б.г.], с.
108-12; "Театър", С., 1952, кн. 8-9, с. 44-45. А. Ив.
TOTPOB, Борис Иванович (10.1.1882 - 26.VI. 1964) - осет. сов. акт„р и
педагог. Засл. деят. иск-в Сев.-Осет. АССР (1940). В 1904 организовал в
селении Ольгинском драм. кружок и осуществил пост. первых осет. пьес -
драмы "Лучше смерть, чем позор" и комедии "Побывавший в России" Е.
Бри-таева. Успех спектаклей утвердил стремление Т. стать проф. акт„ром.
Он поступил в частное муз.-драм. уч-ще в Москве, где преподавал акт„р
Малого т-ра Ф. П. Горев. В 1908 Т. вернулся во Владикавказ и собрал
труппу любителей. 15 авг. 1908 в помещении Груз. уч-ща состоялся первый
во Владикавказе осет. спектакль. Были показаны назв. выше пьесы Бритаева
в пост. Т. В 1913 - 14 работал в Александрийском т-ре. С 1915 вновь
играл в драмкружке во Владикавказе. После установления Сов. власти был
зав. драм. секцией подотдела иск-в отдела нар. образования во
Владикавказе. В 1921 состоялся спектакль руководимого Т. драмкружка в
помещении рус. т-ра во Владикавказе. В 1926 Т. создал ансамбль песни и
танца "Дети гор". В 1931 вступил в состав осет. студии ГИТИСа (ЦЕТЕТИСа)
в Москве, был ассистентом по технике речи и художественному чтению на
осетинском языке. С момента создания проф. Северо-Осетинского т-ра
(1935) Т. стал акт„ром этого т-ра, в„л педагогическую работу в студии
при т-ре. Перев„л ряд пьес на осетинский язык.
Роли: Камболат, Ислам ("Две сестры", "Хазби" Бритаева), Бата
("Сыновья Бата" Мамсурова), Брабанцио ("Отелло"), Бартоло ("Женитьба
Фигаро"), Железнов ("Васса Желез-нова") и др. Е. /К.
ТОХВЕЛЬМАН, Хельми Юхановна (р. 13. X. 1900) - эст. сов.
балетмейстер. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1957). В 1927 - 30 училась в
Студии танца и движения (Таллин). В 1931-41 - балетмейстер "Тээлистеатр"
(Таллин), в 1941-44 -"Вяйке т-р". С 1945 работает в разл. т-рах Таллина,
ставит нац. танцы в оперных и др. спектаклях. В 1945-51 - педагог по
танцу и сценич. движению Таллинского театр. ин-та, с 1957 - акт„рского
ф-та Таллинской консерватории.
Пост.: в т-ре "Эстония" - "Калевипоэг" Каппа (1948), танцы в операх
"Пюхаярв" (1946), "Берег бурь" (1949), "Рука об руку" (1955), "Боевое
крещение" (1957) Эрнесакса; нац. танцы в балете "Тийна" Аустер (1955), в
спектакле "Вест-сайдская история" Лоренса, муз. Бернстайна (совм. с
балетм. В. Руммо, 1964) и др. Ст. М.
ТОЦКИЙ, Иван Корнилович [12 (24). IV. 1896- 16. XII. 1957] - укр.
сов. артист оперы (бас). Нар. арт. УССР (1948). Учился в Киевской
консерватории (1922-25). В 1925-27 - солист Харьковского, 1927-42 и
1946-57 - Одесского т-ров оперы и балета, 1943-45 - Т-ра оперы и балета
им. Кирова (Ленинград). Т. обладал звучным басом красивого бархатного
тембра широкого диапазона. Создавал разнохарактерные сценич. образы.
Партии: Тарас Бульба (о. п. Лысенко), Карась ("Запорожец за Дунаем"),
Галицкий, Иван Сусанин, Руслан, Мельник; Пимен ("Борис Годунов"),
Досифей ("Хованщина"), Иван Грозный ("Псковитянка"), Чуб ("Ночь перед
рождеством"), Варяжский гость ("Садко"), Собакин ("Царская невеста"),
Дон Базилио ("Севильский цирюльник"); Тарас ("Семья Тараса"
Кабалевского) и др. Ек. Л.
ТРАВЕСТИ (франц.; от итал. travestire - переодеваться) - сценич.
амплуа: 1) в драм. т-ре - актриса, исполняющая роли мальчиков,
подростков, девочек, а также роли, требующие в определ„нные моменты
действия переодевания в мужской костюм:
Тнльтиль ii Митиль ("Синяя птица" Метерлинка), Гога ("Человек с
портфелем" Файко), Габриэль ("Девушка-гусар" Кони), Шура Азарова
("Давным-давно" А. Гладкова) и др. Особенно часто роли Т. встречаются в
репертуаре т-ров для детей. Известной актрисой на роли Т. была франц.
актриса В. Дежазе; в рус. т-ре в этом амплуа с успехом выступала В. Н.
Асенкова, в сов. т-ре - В. Д. Бендина, Е. Н. Мо-рес, 3. Ф. Булгакова, Н.
Н. Казаринова, К. П. Коренева, М. П. Неменко-Бабковская, А. А. Охитина,
В. А. Сперантова, Л. С. Черныш„ва и др. 2) В опере-партии юношей,
исполняемые женщинами (меццо-сопрано, контральто): Зибель ("Фауст"
Гуно), Ваня ("Иван Сусанин"), Лель ("Снегурочка") и др. А. Шн.
"ТРАВИАТА" ("La Traviata") - опера Дж. Верди, либр. Ф. М. Пьяве по
драме А. Дюма-сына "Дама с камелиями". Пост. 6 марта 1853, Венеция, т-р
"Фениче" (Виолетта - Донателли, Альфред - Грациани, Жермон - Варези).
Опера шла на сценах всего мира, в т. ч.: Мадрид (1855, на итал. яз.,
1918), Вена (1855, на итал. яз., 1879), Барселона (1855, на итал. яз.),
Лондон (1856, на итал. яз., 1857), Варшава (1856, на итал. яз., 1865),
Нью-Йорк (1856, на итал. яз., 1886), Париж (1856, на итал.яз.,
1864),Будапешт (1857), Бухарест (1858, на итал. яз., 1903), Амстердам
(1860, на итал. яз.), Берлин (1860, на итал. яз.) и др.
В России впервые шла в 1856, петерб. Большой т-р, Итал. оперная
труппа (Травиата - Бозио, Альфред- Кальцолари, Жермон - Бартолини). На
рус. яз. пост. в 1868, Петербург, Мариинский т-р (Виолетта - Бюдель,
Альфред - Андреев, Жермон - Мельников). Затем опера сохранялась в
репертуаре Мариинского т-ра и Большого т-ра.
На сов. сцене впервые пост. в 1918, Мариинский т-р (позднее Т-р оперы
и балета им. Кирова; дириж„р Фитель-берг, пост. Андреева, возобновление
Циммермана, балетм. Петров" Виолетта - Горская, Альфред - Пиотровский,
Жермон - Тартаков); пост. там же в 1923 и в 1944. В 1922 пост. Ленингр.
Малым оперным т-ром; там же в 1951. В Большом т-ре, Москва, пост. в
1933; там же в 1937 и в 1963. В 1934 пост. Муз. т-ром им.
Немировича-Данченко, Москва (текст В. Инбер; рук. пост.
Страницы: «« « 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 2307 2308 2309 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |