Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2241   2242   2243   2244   2245   2246   2247   2248   2249  2250   2251   2252   2253   2254   2255   2256   2257   2258   2259  » »»

А. С. Даргомыжского также вызвали  появление  критич.  работ  Серова  (о
"Русалке") и Стасова (о "Раменном госте"). Оценивая  "Каменного  гостя",
Стасов  заострил  внимание  на  вопросах  речитативно-декламац.   стиля,
важного  для   реалистич.   исканий   композиторов   {(Могучей   кучки".
Плодотворное   воздействие   на   творчество   Мусоргского,    Бородина,
Римского-Корсакова оказала ориентация Стасова на эпико-историч.  сюжеты.
Наряду со Стасовым страстным пропагандистом оперных произв.  "кучкистов"
был  Ц.  А.  Кюи.  Вместе  с  тем  Стасов  и   Кюи   пр9явили   эстетич.
односторонность, не оценив по  заслугам  лирико-драматич.  оперы  П.  И.
Чайковского. Первым определил выдающееся значение муз.-театр. творчества
Чайковского Г. А. Ларош, к-рый высоко оценивал оперы Глинки, но вместе с
тем выступал противником оперной эстетики "кучкистов". Объективно оценил
оперное творчество "кучкистов" и Чайковского Н.  Д.  Кашкин.  Рус.  муз.
критика 19 в. в  работах  крупнейших  е„  представителей  (прежде  всего
Серова и Лароша) стала важной областью рус. науки о музыке-музыкознания.
Рус. муз. критики уделяли много  внимания  муз.-театр.  исполнительству,
систематически рецензировали спектакли. Стасов написал ряд ярких  статей
о  выдающихся  рус.  оперных   певцах   -   О.   А.   Петрове,   А.   Я.
Петровой-Воробь„вой, Ф. И. Стравинском, Ф. И. Шаляпине.
   Выступления рус. критиков по вопросам зап.-европ. муз. т-ра  содержат
высокие оценки опер Моцарта (Одоевский,  Улыбышев,  Чайковский,  Ларош),
Бетховена (Серов). С 60-х гг. большой  интерес  проявляется  критикой  к
творчеству Вагнера. Вагнеровской теорией муз. драмы увлекался  Серов,  с
к-рым горячо полемизировал Стасов. Разв„рнутую  критику  оперного  стиля
Вагнера дали в своих  статьях  Чайковский  и  Римский-Корсаков  (критич.
деятельность этих крупнейших композиторов, а также Бородина -  блестящая
страница в истории рус. муз. критики).
   Дискуссии велись  по  вопросам  франц.  "большой  оперы"  (Мейербер),
комич. оперы (Обер, Герольд) и лирич. оперы (Гуно, Тома, Бизе,  Массне).
Остро  критикуя  эти  жанры  в  целом,  деятели   рус.   муз.   культуры
положительно оценивали отдельные произведения. Широко обсуждались в рус.
прессе итал. оперная  музыка  и  исполнительство  (вплоть  до  80-х  гг.
постоянно действовала в России итал. антреприза). Передовой  критике  (в
т. ч. Стасову, Чайковскому, Кюи) пришлось вести  напряж„нную  борьбу  за
признание рус. оперного творчества, против италомании придворных кругов,
предоставлявших привилегии итал. труппам в ущерб развитию отечеств, муз.
т-ра. Этим объясняется определ„нная недооценка нек-рых передовых явлений
в  итал.  оперном  творчестве  (в  частности,  произв.   Верди).   Резко
отрицательно отнеслась рус. критика к оперному веризму.
   В  1890-1900-е  гг.  рус.  муз.  критика  в  целом  признает  оперное
творчество Чайковского и "кучкистов"  выдающимся  достижением  отечеств,
композиторской школы. Но уже к 10-м гг.  20  в.  назревает  столкновение
между реалистич. и модернистской оперной эстетикой. Демократич. природу,
реалистич. основы оперного жанра  отстаивают  С.  Н.  Кругликов,  Н.  Д.
Кашкин, Ю. Д. Энгель и др. В противоположность им  Л.  Л.  Сабанеев,  В.
Каратыгин, Вл. В. Держановский, А.П.Коп-тяев и др. утверждали, что  рус.
оперное творчество 19 в. устарело (особенно  нападали  они  на  наследие
Чайковского), отрицали основополагающее значение нар.-реалистич.  начала
в   операх   Мусоргского,   навязывали   религиозно-мистич.   (в    духе
вагнеровского     "Парси-фаля")      толкование      поздним      операм
Римского-Корсакова. В этой сложной обстановке прошла краткая,  но  яркая
критич. деятельность молодого Н. Я. Мясковского,  смело  выступившего  в
защиту Чайковского и проявившего большой интерес к  творчеству  молодого
И. Ф. Стравинского. В 1910-е гг. начал свои критич.  выступления  Б.  В.
Асафьев (наиболее ценная оперно-критич. работа этих лет посв.  "Орестее"
С. И. Танеева). В эти  же  годы  рус.  пресса  широко  отразила  высокий
расцвет реалистич. муз.-театр. исполнитель-ства (рецензии на выступления
Ф. И. Шаляпина,  Л.  В.  Собинова,  А.  В.  Неждановой,  И.  В.  Ершова,
оперно-дириж„рскую деятельность Э. Ф. Направника С. В.  Рахманинова,  В.
И. Сука).
   Лучшие  традиции  рус.  муз.  критики,  выработавшиеся  в  борьбе  за
утверждение  демократич.  и  реалистич.  основ  отечеств,   муз.   т-ра,
используются сов. муз. критикой.
   В первые послеоктябрьские годы в центре внимания сов. оперной критики
стало отношение к оперной классике. Важное значение е„ лучших образцов и
традиций    убежд„нно     отстаивал     в     своих     статьях     А.В.
Луначарский.опиравщийся на ленинские указания  по  вопросам  культурного
наследия. Б. В. Асафьев (Игорь Глебов)  на  страницах  периодич.  печати
активно  популяризировал  рус.  оперную   классику.   Асафьев   совмещал
деятельность критика с интенсивной исследовательской работой,  отстаивая
самобытность и оригинальность музыкальной драматургии русской оперы.
   В 20-е гг. развернулась острая  идейная  борьба  в  оперной  критике.
Споры разгорелись по проблемам классич. наследия, совр. зарубежного муз.
творчества, вокруг первых муз.-театр. произведений сов. композиторов.  К
сер. 30-х гг., после решительного отпора  модернистским  установкам  АСМ
(Ассоциация современной музыки), с одной стороны, вульгарной  социологии
РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов)-с  другой,  в  сов.
оперной  критике  определилась   ведущая   роль   марксистско-ленин-ской
эстетики. Проблемам сов. оперного -творчества были посвящены  дискуссии,
организованные Союзом сов. композиторов в 1935-40-е гг. Наиболее  острые
споры разгорелись в связи с операми "Сем„н Кот-ко" С. С. Прокофьева и "В
бурю"  Т.  Н.  Хренникова,  представлявшими  различные  решения  проблем
реалистич. оперной драматургии.
   К этому времени определился круг ведущих сов. оперных критиков  -  Б.
В. Асафьев, В. Э. Ферман, И. И.  Соллертинский,  М.  С.  Пекелис  М.  С.
Друскин Г. Н. Хубов, А. И. Шавердян, Н. В. Туманина, Б. М. Яруспговский,
Л. В. Данилевич и др. Для их деятельности  стало  характерным  сочетание
критико-публи-цистич;  выступлений  с   исследовательской   работой,   в
частности с разработкой теории  оперной  драматургии  (в  особенности  в
трудах В. Э. Фермана, М. С. Друскина, Б. М. Ярустовского).
   Интенсивное развитие сов.  оперной  критики  продолжалось  в  трудных
условиях военных лет (1941-45). Особенно  результативной  явилась  тогда
научно-пуб-лицистич. деятельность Б. В. Асафьева. В послевоенный  период
внимание сов. критики сосредоточилось на проблеме  освоения  муз.  т-ром
совр. тематики, воплощения образа героя  наших  дней  на  основе  творч.
метода социалистич. реализма. В 1948 было опубликовано постановление  ЦК
ВКП(б) "Об опере "Великая дружба" В. Мурадели". Постановление ЦК  партии
"Об  исправлении  ошибок  в  оценке  опер  "Великая   дружба",   "Богдан
Хмельницкий"  и  "От   всего   сердца"   (1958)   подтвердило   принципы
коммунистич.идейности   и   партийности   сов.   муз.   иск-ва,    сняло

Страницы: «« « 2241   2242   2243   2244   2245   2246   2247   2248   2249  2250   2251   2252   2253   2254   2255   2256   2257   2258   2259  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия