|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2241 2242 2243 2244 2245 2246 2247 2248 2249 2250 2251 2252 2253 2254 2255 2256 2257 2258 2259 » »» А. С. Даргомыжского также вызвали появление критич. работ Серова (о
"Русалке") и Стасова (о "Раменном госте"). Оценивая "Каменного гостя",
Стасов заострил внимание на вопросах речитативно-декламац. стиля,
важного для реалистич. исканий композиторов {(Могучей кучки".
Плодотворное воздействие на творчество Мусоргского, Бородина,
Римского-Корсакова оказала ориентация Стасова на эпико-историч. сюжеты.
Наряду со Стасовым страстным пропагандистом оперных произв. "кучкистов"
был Ц. А. Кюи. Вместе с тем Стасов и Кюи пр9явили эстетич.
односторонность, не оценив по заслугам лирико-драматич. оперы П. И.
Чайковского. Первым определил выдающееся значение муз.-театр. творчества
Чайковского Г. А. Ларош, к-рый высоко оценивал оперы Глинки, но вместе с
тем выступал противником оперной эстетики "кучкистов". Объективно оценил
оперное творчество "кучкистов" и Чайковского Н. Д. Кашкин. Рус. муз.
критика 19 в. в работах крупнейших е„ представителей (прежде всего
Серова и Лароша) стала важной областью рус. науки о музыке-музыкознания.
Рус. муз. критики уделяли много внимания муз.-театр. исполнительству,
систематически рецензировали спектакли. Стасов написал ряд ярких статей
о выдающихся рус. оперных певцах - О. А. Петрове, А. Я.
Петровой-Воробь„вой, Ф. И. Стравинском, Ф. И. Шаляпине.
Выступления рус. критиков по вопросам зап.-европ. муз. т-ра содержат
высокие оценки опер Моцарта (Одоевский, Улыбышев, Чайковский, Ларош),
Бетховена (Серов). С 60-х гг. большой интерес проявляется критикой к
творчеству Вагнера. Вагнеровской теорией муз. драмы увлекался Серов, с
к-рым горячо полемизировал Стасов. Разв„рнутую критику оперного стиля
Вагнера дали в своих статьях Чайковский и Римский-Корсаков (критич.
деятельность этих крупнейших композиторов, а также Бородина - блестящая
страница в истории рус. муз. критики).
Дискуссии велись по вопросам франц. "большой оперы" (Мейербер),
комич. оперы (Обер, Герольд) и лирич. оперы (Гуно, Тома, Бизе, Массне).
Остро критикуя эти жанры в целом, деятели рус. муз. культуры
положительно оценивали отдельные произведения. Широко обсуждались в рус.
прессе итал. оперная музыка и исполнительство (вплоть до 80-х гг.
постоянно действовала в России итал. антреприза). Передовой критике (в
т. ч. Стасову, Чайковскому, Кюи) пришлось вести напряж„нную борьбу за
признание рус. оперного творчества, против италомании придворных кругов,
предоставлявших привилегии итал. труппам в ущерб развитию отечеств, муз.
т-ра. Этим объясняется определ„нная недооценка нек-рых передовых явлений
в итал. оперном творчестве (в частности, произв. Верди). Резко
отрицательно отнеслась рус. критика к оперному веризму.
В 1890-1900-е гг. рус. муз. критика в целом признает оперное
творчество Чайковского и "кучкистов" выдающимся достижением отечеств,
композиторской школы. Но уже к 10-м гг. 20 в. назревает столкновение
между реалистич. и модернистской оперной эстетикой. Демократич. природу,
реалистич. основы оперного жанра отстаивают С. Н. Кругликов, Н. Д.
Кашкин, Ю. Д. Энгель и др. В противоположность им Л. Л. Сабанеев, В.
Каратыгин, Вл. В. Держановский, А.П.Коп-тяев и др. утверждали, что рус.
оперное творчество 19 в. устарело (особенно нападали они на наследие
Чайковского), отрицали основополагающее значение нар.-реалистич. начала
в операх Мусоргского, навязывали религиозно-мистич. (в духе
вагнеровского "Парси-фаля") толкование поздним операм
Римского-Корсакова. В этой сложной обстановке прошла краткая, но яркая
критич. деятельность молодого Н. Я. Мясковского, смело выступившего в
защиту Чайковского и проявившего большой интерес к творчеству молодого
И. Ф. Стравинского. В 1910-е гг. начал свои критич. выступления Б. В.
Асафьев (наиболее ценная оперно-критич. работа этих лет посв. "Орестее"
С. И. Танеева). В эти же годы рус. пресса широко отразила высокий
расцвет реалистич. муз.-театр. исполнитель-ства (рецензии на выступления
Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой, И. В. Ершова,
оперно-дириж„рскую деятельность Э. Ф. Направника С. В. Рахманинова, В.
И. Сука).
Лучшие традиции рус. муз. критики, выработавшиеся в борьбе за
утверждение демократич. и реалистич. основ отечеств, муз. т-ра,
используются сов. муз. критикой.
В первые послеоктябрьские годы в центре внимания сов. оперной критики
стало отношение к оперной классике. Важное значение е„ лучших образцов и
традиций убежд„нно отстаивал в своих статьях А.В.
Луначарский.опиравщийся на ленинские указания по вопросам культурного
наследия. Б. В. Асафьев (Игорь Глебов) на страницах периодич. печати
активно популяризировал рус. оперную классику. Асафьев совмещал
деятельность критика с интенсивной исследовательской работой, отстаивая
самобытность и оригинальность музыкальной драматургии русской оперы.
В 20-е гг. развернулась острая идейная борьба в оперной критике.
Споры разгорелись по проблемам классич. наследия, совр. зарубежного муз.
творчества, вокруг первых муз.-театр. произведений сов. композиторов. К
сер. 30-х гг., после решительного отпора модернистским установкам АСМ
(Ассоциация современной музыки), с одной стороны, вульгарной социологии
РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов)-с другой, в сов.
оперной критике определилась ведущая роль марксистско-ленин-ской
эстетики. Проблемам сов. оперного -творчества были посвящены дискуссии,
организованные Союзом сов. композиторов в 1935-40-е гг. Наиболее острые
споры разгорелись в связи с операми "Сем„н Кот-ко" С. С. Прокофьева и "В
бурю" Т. Н. Хренникова, представлявшими различные решения проблем
реалистич. оперной драматургии.
К этому времени определился круг ведущих сов. оперных критиков - Б.
В. Асафьев, В. Э. Ферман, И. И. Соллертинский, М. С. Пекелис М. С.
Друскин Г. Н. Хубов, А. И. Шавердян, Н. В. Туманина, Б. М. Яруспговский,
Л. В. Данилевич и др. Для их деятельности стало характерным сочетание
критико-публи-цистич; выступлений с исследовательской работой, в
частности с разработкой теории оперной драматургии (в особенности в
трудах В. Э. Фермана, М. С. Друскина, Б. М. Ярустовского).
Интенсивное развитие сов. оперной критики продолжалось в трудных
условиях военных лет (1941-45). Особенно результативной явилась тогда
научно-пуб-лицистич. деятельность Б. В. Асафьева. В послевоенный период
внимание сов. критики сосредоточилось на проблеме освоения муз. т-ром
совр. тематики, воплощения образа героя наших дней на основе творч.
метода социалистич. реализма. В 1948 было опубликовано постановление ЦК
ВКП(б) "Об опере "Великая дружба" В. Мурадели". Постановление ЦК партии
"Об исправлении ошибок в оценке опер "Великая дружба", "Богдан
Хмельницкий" и "От всего сердца" (1958) подтвердило принципы
коммунистич.идейности и партийности сов. муз. иск-ва, сняло
Страницы: «« « 2241 2242 2243 2244 2245 2246 2247 2248 2249 2250 2251 2252 2253 2254 2255 2256 2257 2258 2259 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |