|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2236 2237 2238 2239 2240 2241 2242 2243 2244 2245 2246 2247 2248 2249 2250 2251 2252 2253 2254 » »» также с лит. критикой и литературоведением. В Т. к. отражается состояние
эстетической мысли эпохи и сама она, в свою очередь, способствует
формированию различных театральных систем. Т. к. рассматривает и
оценивает значение т-ра на разных этапах его истории, репертуар, игру
акт„ров, режиссуру, декорационное оформление, организацию театрального
дела.
Театральная критика в России появилась в сер. 18 в. вместе с
возникновением проф. публичного т-ра. В это время она развивала принципы
франц. классицизма. Одной из ранних форм Т. к. были отч„ты в
"С.-Петербургских ведомостях" о первом представлении топили иной пьесы,
состоявшемся в присутствии императрицы Екатерины II. Вопросов т-ра
касались в своей полемике о драме М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков и В.
К. Тредиаковский. Распростран„нной формой Т. к. в это время были
стихотворные послания и сатиры. Так, в "Стихах Ивану Афанасьевичу
Дмитревскому" А. П. Сумароков анализировал игру Дмитревского в роли
Синава ("Синав и Трувор" Сумарокова). В 1770 в жури. "Пустомеля" были
помещены статьи Н. И. Новикова, посв. выступлению Дмитревского в Москве
и пост. "Синава и Трувора" в Петербурге. В журналах Новикова 1770-80-х
гг., подч„ркивавших значение просветительской роли т-ра,
Т. к. утверждалась как самостоят, вид лит. творчества. Значит, место
занимала Т. к. в журн. "Почта духов", "Зритель", "Санкт-Петербургский
Меркурий", печатавшихся в типографской компании И. А. Крылова, И. А.
Дмитревского, П. А. Плавилыцикова и А. И. Клушина. О гражд. миссии
'театр. иск-ва писал И. А. Крылов. Он искал в т-ре "вероятность
изображаемых событий", естественность и логичность развития действия,
выступал против бесправного положения акт„ра. Борьбу за национальную
самобытность русского т-ра в„л на страницах "Зрителя" П. А.
Плавильщиков.
На рубеже 18-19 вв. упрочилась связь Т. к. с общественно-политич.
жизнью страны. Т. к. стала активнее откликаться на текущую театр.
практику. В издававшемся Н. М. Карамзиным "Московском журнале" в спец.
разделе ("Известия о театральных пьесах, представляемых на здешнем
театре, с замечаниями на игру акт„ров") анализировались драм. произв. и
акт„рское исполнение. Придавая большое значение Т. к., Карамзин считал
е„ необходимым условием расцвета театр. иск-ва. Важным фактом культурной
жизни нач. 19 в. явилась пропаганда Карамзиным просветительской
драматургии Г. Лессин-га и традиций т-ра Шекспира. Выступая против
классицизма, утверждая сентиментализм как новое художеств. мышление,
Карамзин боролся против рационализма в иск-ве, отрицал дидактику,
пропагандировал новые жанры. Интерес Карамзина к духовному миру
человека, внимание к нравственным и психологическим проблемам
плодотворно сказались на формировании русской драматургии, театральный
мысли и критики. В журн. "Северный вестник", "Журнал российской
словесности", "Любитель словесности", "Лицей", "Цветник", издававшихся
"Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств" и др.,
имелись специальные театр. разделы. Театрально-критич. статьи членов
"Вольного об-ва" - А. П. Бенитцкого, Н. П. Брусилова, В. И. Красовского,
А. Е. Измайлова и др. были написаны под влиянием прогрессивных идей. В
них пропагандировалось иск-во, связанное с реальной жизнью, являющееся
"отголоском века", утверждалась мысль о необходимости постановки в
сценич. произв. острых социальных проблем, о значении сатирич.
драматургии. В этих статьях сказалось стремление к демократизации т-ра.
На ряду с требованием национальной самобытности сценического искусства в
Т. к. начала 19 в. появляются антикрепостнические мотивы.
Возникновение специальных театр. разделов в перио-дич. изданиях нач.
19 в. привело к расширению границ Т. к. и круга обсуждаемых проблем.
Критика классицизма, вопросы сентиментальной драмы, споры о рус.
трагедии, утверждение самоценности акт„рского творчества - таковы осн.
темы театр. статей того времени. Значит, интерес представляли статьи В.
А. Жуковского о гастролях франц. актрисы Жорж и игре рус. актрисы Е. С.
Сем„новой.
Подъ„м нац. самосознания в эпоху Отечеств, войны 1812 и
декабристского движения способствовал развитию т-ра и Т. к.
В периодич. изданиях декабристского направления ("Сын отечества",
"Соревнователь просвещения и благотворения", "Невский зритель",
"Полярная звезда") вопросы драматургии и т-ра занимали видное место.
Декабристская Т.к. боролась за самобытность рус. т-ра, утверждала иск-во
большой мысли, высокой гражданской направленности. Большое значение в
истории рус. Т. к. имели выступления поэта-переводчика и театр. деятеля
Н. И. Гнедича, защищавшего идейно-прогрессивное, эмоциональное иск-во
т-ра и уделявшего значит. внимание вопросам акт„рской игры. Высокое
гражданское назначение драматургии и т-ра отстаивал
П. А. Катенин. Оживлению театр. мысли способствовал организованный в
1808 А. А. Шаховским журн. "Драматический вестник", посв. почти целиком
драме и т-ру. На страницах этого журнала освещались проблемы акт„рского
творчества, стиля спектакля; в конце 10-х гг. здесь была разв„рнута
полемика между сторонниками и противниками классицизма о задачах и
художеств. принципах драматургии, о стиле акт„рского исполнения.
Программа рус. романтич. т-ра нашла отражение в статьях А. А. Бестужева,
В. К. Кюхельбекера, О. М. Сомова. Пропагандистом романтизма в театр.
иск-ве был журн. "Московский телеграф" Н. А. Полевого. Ведущий театр.
критик журн. В. А. Ушаков стремился демократизировать критику,
предназначая е„ "для многих читателей".
Первостепенное значение для формирования реали-стич. Т. к. и
театроведения имели театр. взгляды А. С. Пушкина, В ранней статье "Мои
замечания об русском театре" (1820) он выдвинул осн. требования к
акт„рскому иск-ву. Взгляды Пушкина, на иск-во акт„ра оказали влияние на
всю прогрессивную Т. к. Пушкинские наброски предисловия к "Борису
Годунову", статья "О народной драме и драме "Марфа Посад-ница" (1830)
так же, как и мысли о драматургии и т-ре, содержащиеся в письмах поэта,
выявили важнейшие тенденции развития рус. критич. мысли. Пушкин
сформулировал осн. принципы народности и историзма в драме и т-ре,
впервые ч„тко определил проблемы создания нац. типич. характера,
затронул вопрос о правде и условности театр. иск-ва.
Если в 10-20-е гг. борьба в области Т. к. проходила в осн. в пределах
лит.-художеств. направлений, то с нач. 30-х гг. среди театр. критиков
происходит резкое поли-тич. размежевание. Прогрессивная Т. к. вела
борьбу с реакц. критикой газеты "Северная пчела", к-рую представляли Ф.
В. Булгарин и Р. М. Зотов. В Т. к. конца 20-х - нач. 30-х гг.
проявляется интерес к определению природы акт„рского творчества. С. Т.
Страницы: «« « 2236 2237 2238 2239 2240 2241 2242 2243 2244 2245 2246 2247 2248 2249 2250 2251 2252 2253 2254 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |