Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2236   2237   2238   2239   2240   2241   2242   2243   2244  2245   2246   2247   2248   2249   2250   2251   2252   2253   2254  » »»

также с лит. критикой и литературоведением. В Т. к. отражается состояние
эстетической мысли эпохи  и  сама  она,  в  свою  очередь,  способствует
формированию  различных  театральных  систем.  Т.  к.  рассматривает   и
оценивает значение т-ра на разных этапах его  истории,  репертуар,  игру
акт„ров, режиссуру, декорационное оформление,  организацию  театрального
дела.
   Театральная критика  в  России  появилась  в  сер.  18  в.  вместе  с
возникновением проф. публичного т-ра. В это время она развивала принципы
франц.  классицизма.  Одной  из  ранних  форм  Т.  к.  были   отч„ты   в
"С.-Петербургских ведомостях" о первом представлении топили иной  пьесы,
состоявшемся в  присутствии  императрицы  Екатерины  II.  Вопросов  т-ра
касались в своей полемике о драме М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков и  В.
К. Тредиаковский.  Распростран„нной  формой  Т.  к.  в  это  время  были
стихотворные послания  и  сатиры.  Так,  в  "Стихах  Ивану  Афанасьевичу
Дмитревскому" А. П. Сумароков  анализировал  игру  Дмитревского  в  роли
Синава ("Синав и Трувор" Сумарокова). В 1770 в  жури.  "Пустомеля"  были
помещены статьи Н. И. Новикова, посв. выступлению Дмитревского в  Москве
и пост. "Синава и Трувора" в Петербурге. В журналах  Новикова  1770-80-х
гг., подч„ркивавших значение просветительской роли т-ра,
   Т. к. утверждалась как самостоят, вид лит. творчества. Значит,  место
занимала Т. к. в журн. "Почта  духов",  "Зритель",  "Санкт-Петербургский
Меркурий", печатавшихся в типографской компании И.  А.  Крылова,  И.  А.
Дмитревского, П. А. Плавилыцикова и  А.  И.  Клушина.  О  гражд.  миссии
'театр. иск-ва  писал  И.  А.  Крылов.  Он  искал  в  т-ре  "вероятность
изображаемых событий", естественность и  логичность  развития  действия,
выступал против бесправного положения  акт„ра.  Борьбу  за  национальную
самобытность  русского  т-ра  в„л   на   страницах   "Зрителя"   П.   А.
Плавильщиков.
   На рубеже 18-19 вв. упрочилась связь  Т.  к.  с  общественно-политич.
жизнью страны. Т.  к.  стала  активнее  откликаться  на  текущую  театр.
практику. В издававшемся Н. М. Карамзиным "Московском журнале"  в  спец.
разделе ("Известия  о  театральных  пьесах,  представляемых  на  здешнем
театре, с замечаниями на игру акт„ров") анализировались драм. произв.  и
акт„рское исполнение. Придавая большое значение Т. к.,  Карамзин  считал
е„ необходимым условием расцвета театр. иск-ва. Важным фактом культурной
жизни  нач.  19  в.  явилась  пропаганда   Карамзиным   просветительской
драматургии Г. Лессин-га  и  традиций  т-ра  Шекспира.  Выступая  против
классицизма, утверждая сентиментализм  как  новое  художеств.  мышление,
Карамзин  боролся  против  рационализма  в  иск-ве,  отрицал  дидактику,
пропагандировал  новые  жанры.  Интерес  Карамзина  к   духовному   миру
человека,  внимание   к   нравственным   и   психологическим   проблемам
плодотворно сказались на формировании русской  драматургии,  театральный
мысли  и  критики.  В  журн.  "Северный  вестник",  "Журнал   российской
словесности", "Любитель словесности", "Лицей",  "Цветник",  издававшихся
"Вольным обществом любителей  словесности,  наук  и  художеств"  и  др.,
имелись специальные театр.  разделы.  Театрально-критич.  статьи  членов
"Вольного об-ва" - А. П. Бенитцкого, Н. П. Брусилова, В. И. Красовского,
А. Е. Измайлова и др. были написаны под влиянием прогрессивных  идей.  В
них пропагандировалось иск-во, связанное с реальной  жизнью,  являющееся
"отголоском века",  утверждалась  мысль  о  необходимости  постановки  в
сценич.  произв.  острых  социальных  проблем,   о   значении   сатирич.
драматургии. В этих статьях сказалось стремление к демократизации  т-ра.
На ряду с требованием национальной самобытности сценического искусства в
Т. к. начала 19 в. появляются антикрепостнические мотивы.
   Возникновение специальных театр. разделов в перио-дич. изданиях  нач.
19 в. привело к расширению границ Т. к.  и  круга  обсуждаемых  проблем.
Критика  классицизма,  вопросы  сентиментальной  драмы,  споры  о   рус.
трагедии, утверждение самоценности акт„рского творчества -  таковы  осн.
темы театр. статей того времени. Значит, интерес представляли статьи  В.
А. Жуковского о гастролях франц. актрисы Жорж и игре рус. актрисы Е.  С.
Сем„новой.
   Подъ„м  нац.  самосознания   в   эпоху   Отечеств,   войны   1812   и
декабристского движения способствовал развитию т-ра и Т. к.
   В периодич. изданиях  декабристского  направления  ("Сын  отечества",
"Соревнователь  просвещения   и   благотворения",   "Невский   зритель",
"Полярная звезда") вопросы драматургии и  т-ра  занимали  видное  место.
Декабристская Т.к. боролась за самобытность рус. т-ра, утверждала иск-во
большой мысли, высокой гражданской направленности.  Большое  значение  в
истории рус. Т. к. имели выступления поэта-переводчика и театр.  деятеля
Н. И. Гнедича, защищавшего  идейно-прогрессивное,  эмоциональное  иск-во
т-ра и уделявшего значит.  внимание  вопросам  акт„рской  игры.  Высокое
гражданское назначение драматургии и т-ра отстаивал
   П. А. Катенин. Оживлению театр. мысли способствовал организованный  в
1808 А. А. Шаховским журн. "Драматический вестник", посв. почти  целиком
драме и т-ру. На страницах этого журнала освещались проблемы  акт„рского
творчества, стиля спектакля; в конце  10-х  гг.  здесь  была  разв„рнута
полемика между сторонниками  и  противниками  классицизма  о  задачах  и
художеств.  принципах  драматургии,  о  стиле   акт„рского   исполнения.
Программа рус. романтич. т-ра нашла отражение в статьях А. А. Бестужева,
В. К. Кюхельбекера, О. М. Сомова.  Пропагандистом  романтизма  в  театр.
иск-ве был журн. "Московский телеграф" Н. А.  Полевого.  Ведущий  театр.
критик  журн.  В.  А.  Ушаков   стремился   демократизировать   критику,
предназначая е„ "для многих читателей".
   Первостепенное  значение  для  формирования  реали-стич.  Т.   к.   и
театроведения имели театр. взгляды А. С. Пушкина, В ранней  статье  "Мои
замечания об русском  театре"  (1820)  он  выдвинул  осн.  требования  к
акт„рскому иск-ву. Взгляды Пушкина, на иск-во акт„ра оказали влияние  на
всю прогрессивную  Т.  к.  Пушкинские  наброски  предисловия  к  "Борису
Годунову", статья "О народной драме и драме  "Марфа  Посад-ница"  (1830)
так же, как и мысли о драматургии и т-ре, содержащиеся в письмах  поэта,
выявили  важнейшие  тенденции  развития  рус.  критич.   мысли.   Пушкин
сформулировал осн. принципы народности  и  историзма  в  драме  и  т-ре,
впервые  ч„тко  определил  проблемы  создания  нац.  типич.   характера,
затронул вопрос о правде и условности театр. иск-ва.
   Если в 10-20-е гг. борьба в области Т. к. проходила в осн. в пределах
лит.-художеств. направлений, то с нач. 30-х гг.  среди  театр.  критиков
происходит резкое  поли-тич.  размежевание.  Прогрессивная  Т.  к.  вела
борьбу с реакц. критикой газеты "Северная пчела", к-рую представляли  Ф.
В. Булгарин и Р.  М.  Зотов.  В  Т.  к.  конца  20-х  -  нач.  30-х  гг.
проявляется интерес к определению природы акт„рского творчества.  С.  Т.

Страницы: «« « 2236   2237   2238   2239   2240   2241   2242   2243   2244  2245   2246   2247   2248   2249   2250   2251   2252   2253   2254  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия