Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2233   2234   2235   2236   2237   2238   2239   2240   2241  2242   2243   2244   2245   2246   2247   2248   2249   2250   2251  » »»

Дюксом, Э. Попеско, Ю. Мале, Ж. Фабри и др. Спектакли  ставили  реж.  Ж.
Деваль, П. Вальд, выступали акт„ры Ф. Граве, Ж. Дюмениль, Ю.  Дешан,  Р.
Дакур, Ш. Шарра, А. Жильбер и др. Бор. П.
   "ТЕАТР РЕСПУБЛИКИ" (Theatre de la Republique)  -  наименование  части
труппы парижского "Т-ра нации" в  1793-99.  Вскоре  после  опубликования
Декрета  о  свободе  т-ров  революционно  настроенная  группа   акт„ров,
называемая "красной эскадрой" (Ф.  Ж.  Тальма,  Ж.  Б.  Дюгазон,  Ж.  М.
Монвель, Ж. Б. Ж. Граммон, М. Л. Вестрис и др.), ушла из "Т-ра нации"  и
составила ядро труппы  нового  "Т-ра  Франсе"  (официальное  назв.  т-ра
"Комеди Франсез") на ул. Ришель„. Этот т-р  открылся  трагедией  "Генрих
VIII" Шенье. В 1792 он был назван "Т-ром свободы и равенства", в 1793  -
"Т. Р.". В репертуар т-ра вошли трагедии "Жан Калас, или  Урок  судьям",
"Кай Гракх" Шенье, "Робер, атаман разбойников"  Ламартельера,  "Страшный
суд над королями" Марешаля и др. Деятельность т-ра  была  направлена  на
выполнение   задач,   поставленных   якобинской   властью.   Характерная
особенность творчества акт„ров этого т-ра,  особенно  Тальма,  Дюгазона,
Монвеля, - политич., революц. тенденциозность. Но в  нек-рых  спектаклях
вс„-таки  звучал  призыв  к  политич.  терпимости.  После  контрреволюц.
переворота 9 термидора (1794) на  сцене  т-ра  появились  антиякобинские
пьесы. В 1799 в помещении "Т. Р." спектаклями  "Сид"  Корнеля  и  "Школа
мужей" Мольера начала свою деятельность вновь объедин„нная  труппа  т-ра
"Комеди Франсез" (т-р этот работает в здании "Т. Р." до наст. времени).
   ТЕАТР РСФСР 1-й - рус. сов. т-р, возглавлявшийся В. Э.  Мейерхольдом;
первый сов. т-р, провозгласивший программу, противостоящую бурж. т-ру, и
выдвинувший лозунг борьбы с аполитичностью театр. иск-ва. Т-р открылся 7
нояб. 1920 спектаклем "Зори" Верхарна (реж. Мейерхольд и В. М. Бебутов),
1 мая 1921 т-р  показал  "Мистерию-Б  уфф"  Маяковского.  Оба  спектакля
выражали принципы молодого т-ра: актуальность тематики, революц.  пафос,
агитацион-ность, публицистичность,  плакатность,  стремление  к  прямому
контакту со зрителем. Это обусловило поиски новых изобразит, средств;  в
спектакль "Мистерия-Буфф" вводились цирковые, акробатич. номера, занавес
отсутствовал, сцена сливалась с полом зрит.  зала  и  действие  частично
переносилось в зал. Текст пьесы наполнялся злободневным материалом.
   В сент. 1921 т-р был закрыт. В это  же  время  под  рук.  Мейерхольда
открылись  Гос.  высшие  режисс„рские  (в  дальнейшем   -   театральные)
мастерские,  при  к-рых   была   образована   Вольная   мастерская   Вс.
Мейерхольда. Сюда вошла группа  акт„ров  Т.  РСФСР  1-го.  В  нач.  1922
Вольная  мастерская  объединилась  с  труппой  Т-ра  Незлобина   и   был
организован Т-р акт„ра. В этом т-ре силами своей  мастерской  Мейерхольд
пост.  программный  спектакль  -  "Великодушный  рогоносец"  Кроммелинка
(1922). Осенью 1922 Гос. высшие театр. мастерские объединяются с  Ин-том
муз. драмы, образуют Гос. ин-т театр. иск-ва (ГИТИС), сюда же  вливаются
Вольная мастерская Мейерхольда и Опытно-героический театр. В  результате
слияния этих  различных  трупп  образован  Т-р  ГИТИСа.  В  Т-ре  ГИТИСа
Мейерхольд   пост.   "Смерть    Тарелкина"    Сухово-Кобылина    (1922),
гротескно-эксцентрич.  спектакль-балаган.  В  результате  разногласий  в
ГИТИСе произош„л раскол; Мейерхольд, его мастерская и ряд студентов ушли
оттуда и создали новое учебное заведение - Мастерскую  Вс.  Мейерхольда,
к-рая сохранила за собой т-р, получивший назв. Т-р Вс. Мейерхольда.  Тут
была  пост.  "Земля  дыбом"  Мартине  и  Третьякова  (1923),  спектакль,
носивший   героико-сати-рич.    характер.    Осенью    1923    коллектив
реорганизуется  в  Т-р  им.  Мейерхольда  (ТИМ)  под  его  руководством.
Мастерская стала наз. Гос. экспериментальными  театральными  мастерскими
(ГЭКТЕМАС) им. Вс. Мейерхольда.
   ТЕАТР САРЫ БЕРНАР (Theatre Sarah Bernhardt)- франц. т-р.  Построен  в
1862 (арх. Давиу) в Париже на пл. Шатле. Открылся под назв. "Т-р лирик".
Здесь ставились оперы Ш. Гуно, Ж. Визе, Г. Берлиоза, Дж.  Верди,  В.  А.
Моцарта, О. Николаи и др. В 60-е гг. 19 в. на сцене т-ра выступали певцы
- П. Виардо-Гарсиа, К. Нильсон, Карвальо  (был  и  директором),  Монжоз,
Брюно-Лафл„р и др. Во  время  Парижской  Коммуны  здание  сгорело.  Было
отстроено заново в 1874. С 1879 назывался "Т-ром Наций". В 1898 т-р  был
арендован Сарой Бернар и получил сво„ наименование.  Здесь  Сара  Бернар
сыграла впервые роли Гамлета (1899), герцога  Рейхштадтского  ("Орл„нок"
Ростана, 1900), Гофолии (о. п. Расина, 1920) и  др.  После  смерти  Сары
Бернар (1923) т-р некоторое время возглавлял е„ сын М. Бернар, затем  он
переходил к разл. антрепрен„рам. В 1936 т-р  вновь  закрылся.  Во  время
немецко-фашистской оккупации (1940-44) имя  Сары  Бернар  было  снято  с
фронтона т-ра и он был переименован в Городской т-р. В 1941 здесь  начал
работать реж. Ш. Дюллен, среди пост. к-рого выделяется спектакль  "Мухи"
Сартра (1943), призывавший к борьбе против насилия. В 50-е  гг.  большим
успехом пользовался спектакль "Салемские колдуньи" Миллера, направленный
против маккартизма. С 1954 в помещении  т-ра  работает  "Т-р  Наций";  с
марта по июнь здесь проходят междунар. фестивали драм. иск-ва, на  к-рых
показывают спектакли т-ры разных стран. В остальное время на сцене  т-ра
выступают разл. франц. труппы.
   Лит.: Т p  и  о  л  e  Э.,  Парижские  театры,  "Театр",  1955,  .ј3;
BeigbederM.,Le theatre en France depuis la liberation, [P., 1959].  Бор.
П.
   ТЕАТР СТРУЙСКОГО  -  рус.  т-р.  Построен  в  Москве  на  Б.  Ордынке
антрепрен„ром,  режисс„ром  и  акт„ром  П.  П.  Струйским  в  1914.  Был
предназначен гл. обр. для обслуживания населения Замоскворечья. Наряду с
пост. произв"Анны  Карениной"  по  Л.  Н.  Толстому,   пьеса   "Женитьба   Белугина"
Островского  и  Соловь„ва  и  др.)  здесь  шли  грубые  фарсы,   скетчи,
сентиментальные декадентские  драмы.  Затем  Т.  С.  превратился  в  Т-р
миниатюр. В труппу входили драм. и  опереточные  артисты.  Т-р  славился
сильным акт„рским составом. В н„м играли драм. акт„ры Л. С.  Самборская,
М. А. Моравская, В. И.  Окунева,  А"  М.  Самарин-Волжский;  опереточные
артисты - С.  В.  Бонч-Рутковская,  Г.  Г.  Кара-Курбатов  и  др.  После
Октябрьской революции Т. С. был национализирован. На его сцене выступали
с выездными спектаклями  разл.  оперные  и  драм.  коллективы,  давались
эстрадные концерты. В 1922 в этом  помещении  организован  районный  т-р
Замоскворецкого  совета  (Замоскворецкий  т'р),  директором  к-рого  был
назначен П. П. Струй ский. В 1925 т-р переименован  в  Московский  театр
Ленсовета. А. Д.
   ТЕАТР СТУДИЙНЫХ ПОСТАНОВОК - рус. сов. драматическая  театр.  студия.
Организована при губернском отделе просвещения в Костроме (1918 -  конец
20-х гг.); с 1920 находилась  в  ведении  Центро-театра  (Центр,  театр.
комитет при Наркомпросе)  и  получила  назв.  Т.  с.  п.  Организатором,
художеств. руководителем, основным режисс„ром и педагогом Т. с.  п.  (до

Страницы: «« « 2233   2234   2235   2236   2237   2238   2239   2240   2241  2242   2243   2244   2245   2246   2247   2248   2249   2250   2251  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия