Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2226   2227   2228   2229   2230   2231   2232   2233   2234  2235   2236   2237   2238   2239   2240   2241   2242   2243   2244  » »»

с рутиной, царившей в  императорских  и  др.  т-рдх  дореволюц.  России.
Однако журнал недооценивал  творчество  В.  Ф.  Комиссаржевской,  долгое
время выступал против Моск.  Художеств,  театра.  В  журнале  освещалась
деятельность рус.  столичных  и  провинц.  т-ров;  обсуждались  бытовые,
правовые вопросы; печаталась информация о зарубежном т-ре.
   Журнал   выпускал   приложения:   "Словарь   сценических    деятелей"
(1898-1906, всего 16 выпусков -  от  буквы  "А"  до  "М"  включительно),
"Библиотека журнала "Театр  и  искусство"",  содержавшая  пьесы  рус.  и
иностр. писателей, ноты, повести, мемуары. А. Шн.
   ТЕАТР ИМЕНИ В. Ф. КОМИССАРЖЕВСКОЙстудийный театр в Москве.  Создан  в
1914 режисс„ром Ф. Ф. Комиссар же'вским  на  основе  своей  школы-студии
(организована  в  1910).  В   этом   т-ре   Комиссаржев-ский   стремился
осуществить на практике свою теорию "романтич. т-ра". Соратником его был
режисс„р В. Г. Сахновский. В  т-ре  пост.:  "Димитрий  Донской"  Озерова
(1914), "Скверный анекдот" по Достоевскому (1914), "Ванька-ключник и паж
Жеан" Ф. Сологуба  (1916),  "Реквием"  Андреева  (1917),  "Лулу"  ("Ящик
Пандоры") Ведекинда (1918) и др. Т-р  существовал  7о  1919.  Вновь  был
открыт в 1924; работал до 1925. Руководитель - Сахновский, режисс„р - Н.
О. Волконский. В этот период  были  пост.:  "М„ртвые  души"  по  Гоголю,
"Отжитое время" ("Свадьба Кречинского" и "Дело" Сухово-Кобылина) и др. В
т-ре в разное время работали И.  В.  Ильинский,  А.  П.  Кторов,  М.  А.
Терешкович, художники - Ю. П. Анненков, И. А. Малютин, И. С. Федотов.
   Лит.: Сахновский В. Г., Работа режисс„ра, М.- Л., 1937; Ильинский  И.
В., Сам о себе, М.. 1961.
   ТЕАТР КНЙПЕРА - см. Вольный Российский театр.
   ТЕАТР КОМИЧЕСКОЙ ОПЕРЫ (Государственный театр  комической  оперы  под
руководством К. А.  Марджа-н  о  в  а)  -  организован  в  июне  1920  в
Петрограде К. А. Марджанишвили.  Спектакли  проходили  в  зданиях  т-ров
Летний   "Буфф"   на   Фонтанке   и   "Палас-театр".   Задуманный    как
музыкально-экспериментальный (ломка оперных  шаблонов  и  штампов),  т-р
стал осуществлять пост. не только комич. опер, но и оперетт и  драматич.
спектаклей.   В   составе   т-ра   были:   акт„ры   драмы   -   Е.    П.
Корчагина-Александровская,  Б.  А.  Горин-Горяйнов;  оперы   -   А.   Б.
Тер-Даниельянц, М. И. Осолодкин; балета - Е. В. Лопухова, А.  А.  Орлов;
оперетты - Н. И. Тамара, М. А. Ростовцев,  Г.  М.  Ярон,  А.  Н.  Феона;
реж.-К. А. Марджанов и Г. К. Крыжицкий; дириж„ры  -  Г.  Варлих,  В.  С.
Маратов; худ.-Н. А.  Ушин,  А.  А.  Радаков.  При  т-ре  функционировали
сатирич. кабаре "Хромой Джо" и драм. студия "Рабочий театр". В 1921  т-р
был закрыт.
   Пост.: "Дон Паскуале" Доницетти, "Тайный брак"  Чимарозы,  "Похищение
из сераля" и "Так поступают все" Моцарта, "Бронзовый  конь"  Обера  (все
1920), "Игра  интересов"  Бенавенте,  "Гейша"  Джонса,  "Птички  певчие"
Оф-фенбаха (все 1921).
   Лит.: Крыжицкий Г., Гос. театр комической оперы под  руковод.  К.  А.
Марджанова, в кн.: Марджанишвили К., Творческое наследие, [т.  I],  Тб.,
1958.
   ТЕАТР КУКОЛ - особый вид  театр.  представлений,  в  к-рых  действуют
куклы (объ„мные и плоские), приводимые в движение  акт„рами-кукловодами,
чаще всего скрытыми от зрителей (ширмой). Иногда  в  Т.  к.  действующим
лицом становится  условный  предмет  (кубик,  шарик,  палочка  и.  др.),
изображающий живое существо и  также  приводимый  в  движение  акт„рами.
Многообразие форм  представлений  определяется  различием  видов  кукол,
систем их управления: марионетки (куклы на нитках), т. н. верховые куклы
- перчаточные (Петрушка), тростевые куклы, механические, теневые.  Куклы
имеют разл. размер  (от  неск.  сантиметров  до  двойного  человеческого
роста). Различие форм и характера представлений  Т.  к.  обусловливается
чаще всего нац. традицией, спецификой  постановочно-драматургич.  задач,
условиями, в к-рых происходят выступления, и взаимосвязью с  др.  видами
иск-ва (графика, нар. игрушка, скульптура, театр масок; в Т.  к.  20  в.
-кино). Способность отражать яркие,  характерные  черты  человека  в  их
наиболее общем  проявлении,  образная  нарица-тельность,  убедительность
иносказания, предметность сценич. гиперболы, характерные для  иск-ва  Т.
к., определили преобладание в их репертуаре сатирич.,  а  в  ряде  стран
народов Востока и Азии - герои-ко-патетич. представлений.
   Истоки Т. к. - в языческих обрядах, играх с овеществл„нными символами
богов, олицетворяющими непознанные силы природы. У  большинства  народов
существовали религиозно-мистериальные представления: в Др. Египте (16 в.
до н. э.) - мистерия об Осирисе и Исиде, культовые представления  в  Др.
Индии и Китае. Упоминание об  игровых  куклах  встречается  у  Геродота,
Ксенофонта,  Аристотеля,  Горация,  Марка  Аврелия,  Апулея  и  др.  Они
свидетельствуют о возникновении в 4-5 вв. до н. э. Т. к., уже в то время
злободневного,  пародийно-сатирического   (в   представления   вводились
комедийно-бытовые эпизоды). Нар. Т. к. Др. Рима  родствен  древнеримской
комедии ателлане  с  комич.  героем-шутом  Макком,  прообразом  будущего
Пульчинеллы.
   В нач. средних веков  представления  с  участием  кукол  подвергаются
гонениям, как порождение язычества. С  11  в.  в  церквах  и  монастырях
устраиваются религиозно-мистериальные представления, в  к-рьгх  католич.
церковь использует куклы как средство  инсценировки  евангельских  сцен,
гл. персонажем в к-рых была дева Мария. Название изображения девы  Марии
(Мапоп, МагюпеН) в дальнейшем  распространяется  на  кукол,  управляемых
посредством нитей или проволок (марионетка).
   Популярность  представлений  кукол,  к-рые   вс„   более   насыщаются
злободневным, "земным" содержанием,'вызывает новую  волну  преследований
со стороны средневековой церкви. Изгнанный из внутр. помещений церкви на
паперть, а затем обосновавшийся на площадях и ярмарках, "кочевой" Т.  к.
перемежает представления на  евангельские  сюжеты  и  инсценировки  нар.
сказаний с сатирич. сценами, обличающими пороки феодалов.  Преследования
инквизиции  не  смогли  прекратить  деятельность  Т.   к.,   отражающего
освободит, борьбу трудового народа.
   К концу 16 в. "в Италии окончательно формируется народно-сатирич.  Т.
к.,   утверждающий   идеи   социального    освобождения,    высмеивающий
ограничения, порожд„нные феодализмом, церковью,  ратующий  за  свободное
развитие личности. Гл. герой этих представлений -  Пульчинелла-активный,
задорный,  смелый.   В   16-сер.   17   вв.   аналогичный   бесцензурный
народгю-сатирич. Т. к. получает распространение во Франции (гл. герой  -
Полишинель),  Англии  (Панч),  Германии  (Гансвурст,  в   дальнейшем-Каш
перле), Голландии (Пикелъгеринг), Бельгии (Вольтье), Польше (Копленяк) и
др. В Чехии с традиционной куклой Кашпарек выступил в 19 в. М. Копецкий.
Обретая нац. окраску,  Т.  к.  формируют  свой  репертуар,  вырабатывают

Страницы: «« « 2226   2227   2228   2229   2230   2231   2232   2233   2234  2235   2236   2237   2238   2239   2240   2241   2242   2243   2244  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия