Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2219   2220   2221   2222   2223   2224   2225   2226   2227  2228   2229   2230   2231   2232   2233   2234   2235   2236   2237  » »»

реалистич. многосторонности в  обрисовке  характеров  получило  глубокое
претворение в театр. практике, прежде всего в иск-ве акт„ра.  Достижения
предшествующего периода синтезировал М. С. Щепкин,  поднявший  акт„рское
иск-во на новую ступень развития. Реализм щепкинской школы  опирался  на
признание широких обществ, задач иск-ва, призванного  правдиво  отражать
социальные противоречия действительности. Демократизм, любовь к  простым
людям, внимание к их духовному миру неразрывно сочетались с утверждением
просветительского значения Т. как "...кафедры,  с  которой  можно  много
сказать миру добра" (Гоголь Н. В., см. сб. "Гоголь и  театр",  1952,  с.
386). Реализм в рус. Т. развивался в  тесном  единстве  с  прогрессивным
романтизмом. Иск-во П. С. Мочалова и др. акт„ров-романтиков, проникнутое
страстным стремлением к  свободе,  верой  в  красоту  и  силу  человека,
ненавистью к социальному насилию, отвечало на  острые  духовные  запросы
современности, способствовало идейному росту рус. общества.
   Рус. сценич. реализм 19 в. занимает особое место  в  развитии  европ.
театр. реализма. В рус. акт„рском иск-ве рано  проявилось  стремление  к
слиянию принципов переживания и перевоплощения. Этот  метод  творчества,
разрабатывавшийся  на  протяжении  десятилетий,   составляет   одну   из
существенных особенностей рус. школы акт„рского иск-ва 19 в.  В  40-50-е
гг.  19  в.  выступила  целая  плеяда   крупных   драматургов-реалистов:
Островский, Тургенев, Сухово-Кобылин и др. Большое  идейное  влияние  на
развитие Т. оказали эстетич. взгляды революционных демократов,  обществ.
подъ„м   60-70-х   гг.   Новый   период   развития   сценич.    реализма
характеризовался  дальнейшим  углублением  психологич.,   социальной   и
бытовой характеристики образов как в  драматургии,  так  и  в  акт„рском
творчестве.  Идейная  сила  критич.  реализма  определялась  полнотой  и
объективностью изображения жизни, проникновением художников  в  сущность
социально-исто  рич.  процессов.  В  области  акт„рского  иск-ва  -  эти
тенденции достигали яркого раскрытия в творчестве А: Е; Мартынова  и  П.
М. Садовского. Традиции рус. прогрессивного романтизма проявились в  том
высоком, подлинно гуманистич. толковании, к-рое получили на  рус.  сцене
пьесы Шекспира, Шиллера, Лопе  де  Вега,  Гюго  и  др.  Наиболее  полное
выражение романтич. традиции нашли в творчестве трагич.  актрисы  М.  Н.
Ермоловой.   Гражданственностью   было   проникнуто   иск-во    В.    Ф.
Комиссаржевской -актрисы тончайшего психологич. реализма.
   В 80-90-х гг. 19 в. важное значение приобретают новаторские искания в
области режисс„рского иск-ва. Борьба за подъ„м постановочной культуры Т.
связывалась  с  пониманием  спектакля  как  целостного  произв.  иск-ва,
воздействующего на зрителя всей системой сценич. образов,  дающих  яркую
картину живой жизни. Смелые поиски новых методов  создания  спектакля  и
акт„рского   образа   отличают   режисс„рскую   деятельность    молодого
Станиславского и  педагогич.  работу  Немиро  вича-Данченко.  Реалистич.
направление в рус. Т. конца 19 -нач. 20 вв. получает блестящее  развитие
в творч. практике созданного в 1898 Московского Худижеств.  т-ра  (МХТ).
Драматургия  Чехова,  Горького,  Л.  Н.  Толстого,  Гауптмана,   Ибсена,
составившая основу репертуара МХТ, дала возможность  показать  на  сцене
современность  с  той  степенью  правды,  к-рая  не  была  достигнута  в
предшествующей истории Т. МХТ вв„л новые принципы режиссуры и акт„рского
иск-ва; на его сцене были  созданы  спектакли,  отличающиеся  художеств.
цельностью  и  жизненной  правдой,  глубоко  раскрывающие  духовный  мир
человека, внутр. психологич.  конфликты.  Творч.  принципы  МХТ  оказали
большое влияние на последующее развитие мирового Т. Широкую популярность
получила система режисс„рской  работы  Станиславского  с  акт„рами  (см.
Станиславского система}.
   Рост  социальных  противоречий  побудил   мастеров   Т.   к   поискам
обостр„нных форм сценич. иск-ва.  Искания  В.  Э.  Мейерхольда  в  сфере
символизма  привели  его  к  полемике  с  реализмом  МХТ,   к   попыткам
теоретически  обосновать  и  практически   осуществить   новую   систему
условного Т. В  режисс„рских  работах  Мейерхольда  в  Театре-студии  на
Поварской и Т-ре В. Ф. Ко-мисса ржевской прозвучали  мотивы  социального
пессимизма.  Вырванный   из   конкретных   социальных   связей   человек
изображался  в  отдельных  режисс„рских  композициях  игрушкой  в  руках
судьбы.  Режиссура  противопоставляла  требованиям  жизненной  правды  и
правды акт„рского переживания  принципы  подч„ркнутой  условности  игры,
упрощения, стилизации, раскрытие мистич. "второго плана". Но потребность
в новых формах Т. становится в  это  время  общей.  Руководители  МХТ  -
Станиславский и Немирович-Данченко также стремятся  "обогатить  реализм"
через условность, символику, разгрузить сцену от быта,  чтобы  тем  ярче
выявить "жизнь человеческого духа". Иск-во реж. Ф. Ф.  Комиссаржевского,
Н. Н. Евреинова, А. Я. Таирова - создателя моек. Камерного т-ра углубило
в  Т.  противоречивые  тенденции.  Стремление  к  дальнейшей  разработке
средств театр. выразительности было закономерно,  хотя  порой  приводило
нек-рых из этих режисс„ров к внешней стилизации, к  эстетизму.  Развитие
Т.  в  нач.  20   в.   протекало   сложно,   порождая   порой   вычурное
формотворчество. Процесс обновления Т.,  новый  этап  развития  реализма
начался после Октябрьской революции.
   Советский театр. Октябрьская революция вывела Т. из состояния кризиса
и помогла его сближению с народом. Политика Коммунистич. партии  и  Сов.
власти заложила  основы  для  широкого  развития  драматургии  и  театр.
иск-ва.  В  Т.,  как  и  в  других  видах   иск-в,   утверждался   метод
социалистического реализма, давший возможность отражать действительность
в е„ революционном развитии и воплощать жизненно правдивые образы  людей
нового, социа-листич. общества. Социалистич. реализм сов.  Т.  открывает
широкий  простор  разл.  исканиям  в  области  драматургии,   режиссуры,
акт„рского иск-ва, предполагает свободное творч. соревнование художников
разных индивидуальностей, богатство тематики и сценич. форм.
   Отличительным качеством сов. Т. является его мно-гонациональность.  В
годы Сов. власти развилась театр. культура  народов,  ранее  не  имевших
своего Т. или имевших его лишь в зачаточной форме (узбекский, казахский,
таджикский, туркменский, киргизский и др.). Социалистич. по  содержанию,
нац. по форме Т.  сов.  республик  развивается  в  процессе  постоянного
обмена творч. опытом между  деятелями  театр.  иск-ва  народов  СССР.  В
процессе сближения сценич.  культур  народов  СССР  получают  дальнейшее
развитие и обогащение лучшие прогрессивные нац. традиции (см.  статьи  о
театр. иск-ве народов СССР- Русский театра Украинский театр. Белорусский
театр. Латышский  театр.  Узбекский  театр.  Грузинский  театр  и  др.).
Социалистич. театр. культура возникает на  основе  общности  социального
строя, братского союза наций в борьбе за построение коммунизма. Сов.  Т.
призван "...служить  источником  радости  и  вдохновения  для  миллионов
людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством их  идейного

Страницы: «« « 2219   2220   2221   2222   2223   2224   2225   2226   2227  2228   2229   2230   2231   2232   2233   2234   2235   2236   2237  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия