Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2212 2213 2214 2215 2216 2217 2218 2219 2220 2221 2222 2223 2224 2225 2226 2227 2228 2229 2230 » »» оперный и балетный с нек-рыми промежуточными формами. Обособляясь, муз. Т. не порывает со своей драматич. основой, но действие воплощается в н„м средствами муз. драматургии в сценич. музыкаль-но-поэтич. образах. В опере драматич. содержание спектакля раскрывается в музыке и пении, в балете, к-рый первоначально развивался внутри оперы и лишь с сер. 18 в. стал самостоятельным видом Т., муз. драматургия раскрывается средствами хореографии. Хотя образование особых видов Т. и было необходимым следствием общего развития культуры, но уже у романтиков, особенно у Р. Вагнера (19 в.), мечты о возрождении синтетич. Т. связываются с идеями борьбы за формы грядущего нар. массового иск-ва, за целостность, органичность образно-поэтич. и идейно-философского восприятия мира. С нач. 20 в. идея воссоздания синтетич, Т. на новой основе становится весьма популярной как в России, так и на Западе. Сво„ теоретич. и творческое истолкование ей дают В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, Е. Б. Вахтангов, К. С. Станиславский, В. И. Немиро-вич-Данченко, Б. Брехт и др. крупнейшие режисс„ры и театр. деятели. В сов. т-ре 60-х гг. эти принципы находят новое и своеобразное применение. Сливая в одно целое драму, музыку, поэзию, добиваясь единого ритмо-пластич. и пространственного решения спектакля, театр. иск-во ищет возможности полнее охватить духовный мир совр. человека, придав вместе с тем зрелищу массовый, яркий, остро целенаправленный в идейном и эмоциональном отношениях характер. Т. теснейшим образом связан с драмой, как родом лит-ры, зависит от е„ содержания и художеств. форм. Драма в процессе сценич. воплощения приобретает новое эстетич. качество. В Т. драма становится действием, воплощ„нным в живых лицах, вступает в непосредственное соприкосновение со зрителями, подчиняясь специфич. законам театр. иск-ва, родственным природе самой драмы. В древние времена у истоков Т. драма сливалась с действом, от к-рого она обособляется в процессе дальнейшего историч. развития, становясь особым видом лит. творчества. И только возвращение на сцену восстанавливает значение драмы как организатора коллективных эмоций, мыслей и чувств зрителей. Художеств, подъ„ма Т. достигает обычно тогда, когда он, проникаясь передовыми идеями эпохи, борется за утверждение гумани-стич. идеалов, глубоко и правдиво показывает человека в его обществ, противоречиях и душевных конфликтах. Содержание драмы раскрывается в Т. в форме действия, производимого отдельными людьми или группами людей, вступающих между собой в борьбу на почве общественных, семейных или личных интересов. В процессе этой борьбы люди проходят через нравственные испытания, переживают поражения или победы, внутренне меняются. Иногда действие развивается в форме диалога, приобретая характер словесной борьбы, иногда оно сводится к монологу, раскрывая драму, происходящую в душе и сознании одного человека (монодрама). Сила воздействия спектакля в том, что судьбы его героев не иллюстрируют жизнь, но выражают самую е„ суть, заставляют зрителя задумываться о ней, глубже вглядываться в самого себя, потрясая его новой, до того неизвестной ему правдой. Т., показывая действительность в концентрированных художеств. образах, учит мыслить и чувствовать, помогает выработать гражданскую и нравственную позицию. Воздействие театр. представления тем сильнее, чем ярче проступает общий смысл изображаемых на сцене событий, важный и близкий зрителям. Непосредственным выразителем драматич. действия является акт„р (см. Искусство акт„ра), к-рый, действуя в предлагаемых пьесой обстоятельствах, созда„т характер героя. Материал пьесы акт„р дополняет самостоятельным изучением и наблюдением жизни, преломляет его через собственное понимание действительности. Акт„рский образ определяется как драмдтургич. произведением, так и тем, насколько сам акт„р глубоко знает действительность, изображ„нную драматургом. В лице акт„ра органически сочетаются исполнитель и самостоятельно мыслящий художник. Поэтому история знает много примеров, когда у разных акт„ров встречаются разл. трактовки одних и тех же ролей. Акт„р творит в присутствии зрителей; вся предварительная работа акт„ра над ролью во время репетиций направлена на подготовку к этому творческому акту, возобновляющемуся при каждом повторении спектакля. Образ, созданный акт„ром, каждый раз рождается в спектакле заново. Это прида„т особую силу воздействия иск-ву акт„ра. Успешное выполнение акт„ром стоящих перед ним творч. задач в огромной степени зависит от его проф. мастерства, нормы и требования к-рого менялись в зависимости от историч. эпохи, господства тех или иных эстетич. воззрений. Мастерство акт„ра постоянно связано с развитием наблюдательности, внимания, фантазии, памяти, темперамента, способности к отбору и обобщению жизненных впечатлений, зависит от развитости его выразительных средств - голоса, пластики, мимики и пр. Часто акт„р, следуя требованиям пьесы, воплощает на сцене характер, несходный с его собственным; в разных ролях меняется внешне и внутренне. Изменению внешности акт„ра помогают театр. костюм, грим, в нек-рых видах Т.маска. Этой же цели способствует пластика акт„ра, иск-во жеста, мимики, речи. История мирового Т. знает акт„ров, обладавших виртуозным мастерством в иск-ве трансформации и на этом основывавших сценич. воплощение различных общественных типов. И тем не менее, высот акт„рское творчество достигало тогда, когда оно вдохновлялось задачей изображения человека во всей полноте и сложности его духовной жизни, стремилось к раскрытию его психологии, душевно-нравственного склада. Именно на этом пути перед акт„ром вста„т задача внутреннего перевоплощения, составляющая самую важную и тонкую сторону иск-ва Т. Проблема перевоплощения исторически возникала на разных этапах развития Т. по-разному. Она всегда была связана с кругом обществ, интересов, с теми идеями, к-рые Т. проповедовал, с теми общими понятиями о человеке и его идеальном облике, к-рые были присущи Т. данной эпохи. Так, напр., Т. классицизма 17 - 18 вв., утверждая идеал человека, подчиняющего свои личные интересы интересам обществ, долга, опасным источником первых считал эмоции, а опорой второго - разум, способность к самообузданию и самоанализу. Акт„р должен был создавать максимально обобщ„нный и исторически отвлеч„нный образ, показывать своего героя как бы со стороны, сохраняя рассудочность и условность в самой манере изображения. Проблема перевоплощения иначе встала в романтич. Т. (см. Романтизм), где борьба за права и свободу личности вылилась в формы утверждения индивидуального своеобразия человека, значительности его душевного состояния. Романтич. Т. дал акт„ру право на свободное, вдохновенное, непосредственное выявление эмоций и вместе с тем на остроту характерного Страницы: «« « 2212 2213 2214 2215 2216 2217 2218 2219 2220 2221 2222 2223 2224 2225 2226 2227 2228 2229 2230 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |