Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2212   2213   2214   2215   2216   2217   2218   2219   2220  2221   2222   2223   2224   2225   2226   2227   2228   2229   2230  » »»

оперный и балетный с нек-рыми промежуточными формами. Обособляясь,  муз.
Т. не порывает со своей драматич. основой, но действие воплощается в н„м
средствами муз. драматургии в  сценич.  музыкаль-но-поэтич.  образах.  В
опере драматич. содержание спектакля раскрывается в музыке  и  пении,  в
балете, к-рый первоначально развивался внутри оперы и лишь с сер. 18  в.
стал самостоятельным видом Т., муз. драматургия раскрывается  средствами
хореографии.
   Хотя образование особых видов Т. и было необходимым следствием общего
развития культуры, но уже у романтиков, особенно у Р. Вагнера  (19  в.),
мечты о возрождении синтетич. Т. связываются с идеями  борьбы  за  формы
грядущего  нар.   массового   иск-ва,   за   целостность,   органичность
образно-поэтич. и идейно-философского восприятия мира.
   С нач. 20 в. идея воссоздания синтетич, Т. на новой основе становится
весьма популярной как в России,  так  и  на  Западе.  Сво„  теоретич.  и
творческое истолкование ей дают В. Э. Мейерхольд, А. Я.  Таиров,  Е.  Б.
Вахтангов, К. С. Станиславский, В. И. Немиро-вич-Данченко,  Б.  Брехт  и
др. крупнейшие режисс„ры и театр. деятели. В  сов.  т-ре  60-х  гг.  эти
принципы находят новое и своеобразное применение. Сливая  в  одно  целое
драму,   музыку,   поэзию,   добиваясь    единого    ритмо-пластич.    и
пространственного решения  спектакля,  театр.  иск-во  ищет  возможности
полнее охватить духовный мир совр. человека, придав вместе с тем зрелищу
массовый,  яркий,  остро  целенаправленный  в  идейном  и  эмоциональном
отношениях характер.
   Т. теснейшим образом связан с драмой, как родом лит-ры, зависит от е„
содержания и  художеств.  форм.  Драма  в  процессе  сценич.  воплощения
приобретает новое эстетич. качество. В Т.  драма  становится  действием,
воплощ„нным в живых лицах, вступает в  непосредственное  соприкосновение
со зрителями, подчиняясь специфич. законам  театр.  иск-ва,  родственным
природе самой драмы. В древние времена у истоков Т.  драма  сливалась  с
действом, от к-рого она обособляется  в  процессе  дальнейшего  историч.
развития, становясь особым видом лит. творчества. И  только  возвращение
на сцену восстанавливает значение драмы  как  организатора  коллективных
эмоций, мыслей и чувств зрителей. Художеств, подъ„ма Т. достигает обычно
тогда,  когда  он,  проникаясь  передовыми  идеями  эпохи,  борется   за
утверждение гумани-стич. идеалов, глубоко и правдиво показывает человека
в его обществ, противоречиях и душевных конфликтах.
   Содержание драмы раскрывается в Т. в  форме  действия,  производимого
отдельными людьми или группами людей, вступающих между собой в борьбу на
почве общественных, семейных  или  личных  интересов.  В  процессе  этой
борьбы люди проходят через нравственные испытания, переживают  поражения
или победы, внутренне меняются.  Иногда  действие  развивается  в  форме
диалога, приобретая характер словесной борьбы,  иногда  оно  сводится  к
монологу,  раскрывая  драму,  происходящую  в  душе  и  сознании  одного
человека (монодрама). Сила воздействия спектакля в том, что  судьбы  его
героев не иллюстрируют жизнь, но  выражают  самую  е„  суть,  заставляют
зрителя задумываться о ней, глубже вглядываться в самого себя,  потрясая
его  новой,   до   того   неизвестной   ему   правдой.   Т.,   показывая
действительность в концентрированных художеств. образах, учит мыслить  и
чувствовать, помогает выработать  гражданскую  и  нравственную  позицию.
Воздействие театр. представления тем сильнее, чем ярче проступает  общий
смысл изображаемых на сцене событий, важный и близкий зрителям.
   Непосредственным выразителем драматич. действия является  акт„р  (см.
Искусство   акт„ра),   к-рый,    действуя    в    предлагаемых    пьесой
обстоятельствах, созда„т характер героя. Материал пьесы акт„р  дополняет
самостоятельным изучением и  наблюдением  жизни,  преломляет  его  через
собственное понимание действительности. Акт„рский образ определяется как
драмдтургич. произведением, так и тем, насколько сам акт„р глубоко знает
действительность, изображ„нную драматургом. В  лице  акт„ра  органически
сочетаются  исполнитель  и  самостоятельно  мыслящий  художник.  Поэтому
история знает много примеров, когда у разных акт„ров  встречаются  разл.
трактовки одних и тех же ролей. Акт„р творит в присутствии зрителей; вся
предварительная работа акт„ра над ролью во время репетиций направлена на
подготовку  к  этому  творческому  акту,  возобновляющемуся  при  каждом
повторении спектакля. Образ, созданный акт„ром, каждый раз  рождается  в
спектакле заново. Это прида„т особую силу воздействия иск-ву акт„ра.
   Успешное выполнение акт„ром стоящих перед ним творч. задач в огромной
степени зависит от его  проф.  мастерства,  нормы  и  требования  к-рого
менялись в зависимости  от  историч.  эпохи,  господства  тех  или  иных
эстетич. воззрений. Мастерство  акт„ра  постоянно  связано  с  развитием
наблюдательности, внимания, фантазии, памяти, темперамента,  способности
к отбору и обобщению жизненных впечатлений, зависит  от  развитости  его
выразительных средств - голоса, пластики,  мимики  и  пр.  Часто  акт„р,
следуя требованиям пьесы, воплощает на сцене характер, несходный  с  его
собственным; в разных  ролях  меняется  внешне  и  внутренне.  Изменению
внешности акт„ра помогают театр. костюм, грим, в нек-рых видах  Т.маска.
Этой же цели способствует пластика акт„ра, иск-во жеста,  мимики,  речи.
История мирового Т. знает акт„ров, обладавших виртуозным  мастерством  в
иск-ве трансформации и на этом основывавших сценич. воплощение различных
общественных типов. И тем не менее, высот акт„рское творчество достигало
тогда, когда оно вдохновлялось  задачей  изображения  человека  во  всей
полноте и сложности его  духовной  жизни,  стремилось  к  раскрытию  его
психологии, душевно-нравственного склада.  Именно  на  этом  пути  перед
акт„ром вста„т задача  внутреннего  перевоплощения,  составляющая  самую
важную и тонкую сторону иск-ва Т.
   Проблема  перевоплощения  исторически  возникала  на  разных   этапах
развития Т. по-разному.  Она  всегда  была  связана  с  кругом  обществ,
интересов, с теми идеями, к-рые Т. проповедовал, с теми общими понятиями
о человеке и его идеальном облике, к-рые были присущи Т.  данной  эпохи.
Так, напр., Т. классицизма  17  -  18  вв.,  утверждая  идеал  человека,
подчиняющего свои личные  интересы  интересам  обществ,  долга,  опасным
источником первых считал эмоции, а опорой второго - разум, способность к
самообузданию и самоанализу.  Акт„р  должен  был  создавать  максимально
обобщ„нный и исторически отвлеч„нный образ, показывать своего героя  как
бы со стороны,  сохраняя  рассудочность  и  условность  в  самой  манере
изображения.
   Проблема перевоплощения иначе встала в романтич. Т. (см.  Романтизм),
где борьба за права и свободу  личности  вылилась  в  формы  утверждения
индивидуального  своеобразия  человека,  значительности  его   душевного
состояния. Романтич. Т. дал акт„ру  право  на  свободное,  вдохновенное,
непосредственное выявление эмоций и вместе с тем на остроту характерного

Страницы: «« « 2212   2213   2214   2215   2216   2217   2218   2219   2220  2221   2222   2223   2224   2225   2226   2227   2228   2229   2230  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия