Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2215   2216   2217   2218   2219   2220   2221   2222   2223  2224   2225   2226   2227   2228   2229   2230   2231   2232   2233  » »»

   Идейную  направленность  Т.  эпохи   Возрождения,   его   народность,
гуманизм, яркий оптимизм определили произв. У. Шекспира, Лопе  де  Вега,
Кальдерона   и   др.   Творчество   великих   драматургов   этой   эпохи
характеризовалось широким охватом жизненных событий, единством личных  и
обществ, судеб героев. В их  пьесах  драматич.  конфликты  строились  на
основе объективно  существующих  социальных  противоречий,  утверждалась
прогрессивная, гуманистич.  идеология.  Т.  эпохи  Возрождения  отличает
интерес к внутр. миру человека. Драматурги-гуманисты считали Т. зеркалом
жизни, они требовали, чтобы  акт„р  наблюдал  действительность  и  своим
творчеством воспитывал общество.  Вместо  внешней  патетики  мистерий  и
грубых  буффонад  фарса  новая  театр.  эстетика  выдвинула   требование
глубокого  проникновения  исполнителей  в  замысел  драматурга,   внутр.
преображения акт„ра. Иск-во акт„ра этой  эпохи  характеризовалось  эпич.
силой, страстностью,  внутр.  энергией,  соответствующими  тому  поэтич.
представлению  о  человеке,  к-роь  утверждалось  в  творениях   великих
гуманистов Возрождения. Музыка, песня и танцы органически  вплетались  в
драматич. действие. В  это  время  были  созданы  первые  проф.  труппы,
выступавшие  перед  широкими  массами  зрителей.  Это   были   маленькие
коллективы бродячих акт„ров, театр. предприятия типа товариществ (напр.,
шекспировский  театр  "Глобус"),  коммерч.  предприятия   во   главе   с
хозяином-антрепрен„ром. Существовали многочисл. придворные  Т.  В  эпоху
Возрождения Т., как и гуманистич. движение в целом, претерпел в  течение
16-17 вв. значительную эволюцию. Второй период его развития, относящийся
к  нач.  17  в.,  совпал  со  временем,  когда   к   старым   феодальным
противоречиям прибавились  новые,  вызванные  зарождением  капиталистич.
обществ, формации. В нач. 17 в. реализм ренессансного Т. обр„л (особенно
в творчестве Шекспира) большую глубину в раскрытии трагич. судеб народа;
яркое выражение получил протест против  социальной  несправедливости.  В
период усиления  феод.-католич.  реакции  в  театр.  иск-ве  большинства
европ. стран начали преобладать религиозно-мистич. мотивы, аристократич.
гедонизм,  приводившие  Т.  к  утрате  связи  с  народом,  к  отказу  от
демократич. идейности.
   В эпоху абсолютизма во Франции 17 в., затем в ряде др.  европ.  стран
получил развитие Т. классицизма. Несмотря на сословную ограниченность  и
рассудочность классицизма, в  творчестве  его  лучших  представителей  -
драматургов П. Корнеля и Ж. Раси-на  -  находили  выражение  гражданские
идеалы и моральные нормы гуманизма,  стремление  к  аналитич.  раскрытию
внутр.  мира  человека.  Сценич.школа  классицизма,  следовавшая   общей
эстетике  этого  стиля,  сложилась  как   иск-во   героич.   декламации,
приподнято-поэтич.  выражения  чувств  героев.   Стремясь   к   созданию
идеальных  типов,   к   выражению   вечных,   неизменных   этич.   норм,
акт„ры-классицисты   отказывались   от   выражения    национального    и
исторического  своеобразия  персонажей.  В  середине   17   в.   великий
французский драматург Мольер осуществил реформу  классицистской  комедии
на  реалистической  основе.  Драматургия  Мольера  связана   с   лучшими
традициями  народного  фарса;  обличая  пороки  господствующих  классов,
драматург противопоставил им моральную чистоту и здравый смысл  простого
народа. Он потребовал от акт„ра  глубокого  изучения  жизни,  типизации,
осн. на отборе социальных черт характера, перевоплощения в  изображаемое
лицо. Реформа Мольера определила не только  дальнейшее  развитие  иск-ва
комедийных  акт„ров,   но   и   коренные   изменения   в   манере   игры
акт„ров-трагиков (М. Барон, А. Лекувр„р).
   Активизация     третьего     сословия     предопределила      расцвет
просветительского Т. 18 в. В борьбе буржуазии с  феод.  и  клерикальными
кругами Т. стал острым  орудием  критики  господствующего  общественного
строя,    пропаганды    новых    просветительских    идей.     Теоретики
просветительского реализма Д. Дидро (Франция) и  Г.  Лессинг  (Германия)
впервые  выдвинули  перед  акт„ром  задачу  создания  образа   человека,
отражающего  определ„нное  обществ,  положение.  Наделяя  положительного
героя-буржуа высокими моральными  и  гражд.  добродетелями,  деятели  Т.
эпохи Просвещения вносили в  иск-во  черты  идилличности  и  дидактизма.
Реалистич. тенденции получили  выражение  в  творчестве  драматургов  Г.
Филдинга, Р. Шеридана в Англии, А. Р.  Лесажа,  Л.  Мерсье  во  Франции,
выступавших  против  социального'произвола  и  моральной   распущенности
дворянского общества. "Мещанская драма"  приблизила  Т.  к  повседневной
жизни.   Реалистическая   направленность   характерна   для   творчества
драматургов К. Гольдони (Италия) и  Г.  Лес-синга  (Германия).  Революц.
настроения просветительской драмы получили яркое воплощение  в  комедиях
П. Бомарше (Франция). Борьба за развитие реалистич. тенденций,  за  нац.
своеобразие иск-ва отразилась и в акт„рском творчестве. Во  Франции  эта
борьба началась еще в Т. классицизма (акт„ры  Клерон,  М.  Дюмениль,  А.
Лекен). Наиболее  последовательное  выражение  просветительские  реформы
получили в иск-ве Д.  Гаррика  (Англия),  К.  Экгофа  и  Ф.  Л.  Шредера
(Германия). Расцвет просветительского Т. связан с творчеством Ф. Шиллера
(Германия),  выступившего  с  протестом   против   феод.   тирании,   за
утверждение идеалов обществ, равноправия и свободы. Реализм Шиллера  был
пронизан революц. патетикой и страстным лиризмом.
   Франц. бурж.строй, выдвинула задачу создания массового нар. Т., выражающего революц.
идеи,  насыщенного  духом  гражд.  героики.  Т.   революц.   классицизма
(драматург М. Ж. Шенье, акт„р Ф. Ж. Тальма)  стремился  поднять  героич.
дух масс, убедить их в общечеловеч. значимости  .идей  бурж.  революции.
Были  уничтожены  привилегии  придворного   Т.,   провозглаш„н   принцип
свободной конкуренции. Отмена театр. монополии  способствовала  развитию
низового Т., посещаемого ремесленниками,  рабочими,  мелкой  буржуазией.
Рост культурных потребностей широких демократич.  масс,  пробужд„нных  к
активной обществ.  жизни  нац.-освободительными  и  революц.  движениями
конца 18 - 1-й пол. 19 вв., вызвал появление  т-ров  бульваров  (Париж),
малых т-ров (Лондон), т-ров предместий (Вена) и т. д. В Венгрии,  Чехии,
Румынии и др. странах появились проф. труппы, играющие  на  национальных
языках. Однако победа бурж.  строя  усилила  процесс  превращения  Т.  в
коммерческое  предприятие.   Дельцы-антрепрен„ры,   стремясь   извлекать
прибыль,  подчиняли  Т.  вкусам  мещанского  зрителя,   нередко   мешали
проникновению на сцену крупнейших произведений совр. драмы. Это  привело
к отрыву Т. от литературы и  к  утверждению  на  сцене  ремесленнической
"хорошо сделанной пьесы" с эффектной интригой и бурж. идеями (А. Коцебу,
Э. Раупах - Германия, Э. Скриб - Франция и др.), порождало безразличие к
эстетически-воспитательной функции  Т.  Правящие  классы  препятствовали
процессу демократизации Т., навязывая ему мещанский репертуар, лишая его
права на лит. драму (в Англии монополия привилегированных  Т.  держалась

Страницы: «« « 2215   2216   2217   2218   2219   2220   2221   2222   2223  2224   2225   2226   2227   2228   2229   2230   2231   2232   2233  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия