|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2223 2224 2225 2226 2227 2228 2229 2230 2231 2232 2233 2234 2235 2236 2237 2238 2239 2240 2241 » »» детский т-р Моссовета (организатор и заведующая т-ром Н. И. Сац,
художники И. С. и Н. Я. Ефимовы, В. А. Фаворский, композитор А.
Н.Александров, балетмейстер К. Я. Голейзовский), к-рый первоначально
показывал лишь кукольные и балетные представления.
В 1920 был организован Первый государственный театр для детей. В
труппу вошли проф. драм. акт„ры: И. В. Ильинский, М. И. Бабанова, Н. Л.
Коновалов, Т. Н. Струкова, Е. Г. Спендиарова и др. Т-р возглавляла
директория под председательством наркома просвещения А. В. Луначарского.
Т-р открылся в июне 1920 спектаклем "Маугли" по Киплингу. Затем фактич.
руководителем т-ра становится Г. М. Паскар. С 1923 т-ром руководил Ю. М.
Бонди, с 1925 - Г. Л. Рошаль. Т-р прош„л сложный путь творч. исканий,
постепенного овладения совр. репертуаром (здесь были пост. первые сов.
пьесы для детей, отражавшие совр. сов. действительность,- "Колька
Ступин" Ауслендера и Солодовникова, "Самол„т" Никифорова), роста проф.
мастерства акт„ров. С 1925 т-р стал называться 1-м Гос. педагогическим.
С 1931 он был переименован в Государственный центральный театр юного
зрителя (Госцен-тюз). 13 июля 1921 спектаклем "Жемчужина Адаль-мины"
Новикова (по сказке Топелиуса) открылся Московский театр для детей,
к-рый возглавляла
Н. И. Сац. Деятельность т-ра характеризовалась стремлением к созданию
синтетич. спектакля, насыщенного музыкой. В 1936 Моск. т-р для детей был
преобразован в Центральный детский театр. открывшийся во вновь
предоставленном ему помещении (на пл. Свердлова) спектаклем "Сер„жа
Стрельцов". Первой новой постановкой этого т-ра был "Золотой ключик" А.
Толстого. В наст. время (1967) ЦДТ руководят М. О. Кнебель (режисс„р) и
К. Я. Шах-Азизов (директор). Большое значение для развития сов. Т. д. д.
имел Ленинградский театр юных зрителей (осн. в 1921, открыт 23 февр.
1922 спектаклем "Кон„к-горбунок" по Ершову). "Театр юных
зрителей,провозгласил его создатель и руководитель А. А. Брянцев,-
должен объединять художников, умеющих мыслить, как педагоги, с
педагогами, способными чувствовать, как художники". Название "Театр
юного зрителя" (ТЮЗ) становится популярным и получает большое
распространение. В 1920-х гг. открываются Харьковский ТЮЗ, Кубанский т-р
для детей и юношества в Екатеринодаре (Краснодаре), в организации к-рого
участвовал С. Я. Маршак, Харьковский театр сказок и др. Первый т-р для
детей на укр. яз. был создан в Киеве (1924, руководитель И. С. Деева), в
1927 в Тбилиси открылся рус. т-р юных зрителей (руководитель Н. Я.
Маршак), в 1928 груз. ТЮЗ. В 1930 в СССР было 23 Т. д. д. В 30-е гг.
были созданы Бауманский т-р рабочих ребят (1930, Москва, рук. А. М.
Лобанов), Ленингр. новый ТЮЗ (1935, рук. Б. В. Зон) и др.
В первый период своей деятельности Т. д. д. ставили гл. обр.
инсценировки сказок и произв., входящих в традиционный круг детского
чтения. В дальнейшем авторы Т. д. д. обращаются к романтич. сюжетам,
воссоздающим целеустремл„нность борьбы, сильные характеры ("Гайавата -
вождь ирокезов" Огнева по Лонгфелло, "Гаврош" Бруштейн по Гюго, "Среди
вечных льдов" Болотова по мотивам Дж. Лондона). Появляются первые
оригинальные пьесы, рисующие образы сверстников и современников юных
зрителей: "Будь готов" Розанова, "Колька Ступин" Ауслендера и
Солодовникова (1924), "Пионерия" Заяицкого (1927), "Фриц Бауэр"
Селиховой и Сац (1928), "Алтайские робинзоны" Шестакова (1928) и др.
Идейно-художеств. рост драматургии Т. д. д. первого периода находит
выражение в пьесах "Тимошкин рудник" Макарьева (1925), "Ч„рный яр"
Афиногенова (1928), "Винтовка ј 492116" Крона, "Аул Гидже" Шестакова
(1929). Значит, место в репертуаре Т. д. д. также занимает рус. и
зарубежная классика (для школьников старших классов). В ЛенТЮЗе ставятся
спектакли "Бедность не порок" (1923), "Свои люди-сочт„мся" (1927),
"Проделки Скапена" (1929) и др.
В 30-е гг. расширяется тематика драматургии для детей. Появляются
пьесы "Бузонада", "Мы" Бочина- о пионерской организации, "Лягавый"
Веприцкой - из жизни беспризорников; о старой и новой школе рассказывали
пьесы "Гимназисты" Трен„ва, "Бунтари" Макарьева, "Сер„жа Стрельцов"
Любимовой. Большое значение для развития Т. д. д. имели пьесы одной из
зачинательниц и осн. драматургов детского т-ра А. Я. Бруштейн -
"Продолжение следует" (1933), "Голубое и розовое" (1936), позднее -
"Единая боевая" (1940) и др.
На сценах Т. д. д. ставятся произв. В. П. Катаева ("Белеет парус
одинокий" и др.), С. Я. Маршака ("Сказки" и др.), Л. Кассиля ("Кондуит",
"Швамбра-ния"), С. В. Михалкова, А. Л. Барто и др. детских писателей.
Значительный вклад в драматургию Т. д. д. вн„с Е. Л. Шварц. Его пьесы
"Клад", "Красная шапочка", "Снежная королева" и др. отмечены высокой
поэтичностью, безукоризненным вкусом, глубиной нравственных критериев, в
них гармонически сочетаются фантастика и реалистич. изображение
характеров. В конце 30-х гг. к драматургии для детей обращается М. А.
Светлов, пьесы к-рого ("Сказка", "20 лет спустя" и др.) укрепляют
поэтич., романтич. направление иск-ва Т. д. д.
В годы Великой Отечеств, войны (1941-45) Т. д. д. пост. ряд
патриотич. спектаклей: "Дал„кий край" Шварца, "Сказка о правде" Алигер,
"Сын полка" Катаева, "Девочка ищет отца" Рысса. Совр. и
истори-ко-патриотич. тематика определяет репертуар ТЮ Зов в 40-е гг.:
"Молодая гвардия" по Фадееву, "Два капитана" по Каверину, "Аттестат
зрелости" Гераскиной и,др. Гражданственностью, публицистичностью, юмором
были отмечены пьесы С. В. Михалкова "Вес„лое сноьидение", "Особое
задание" (обе в 1946), "Красный галстук" (1947), "Я хочу домой" (1949).
На сцене Т. д. д. впервые в пьесе "Именем Революции" Шатрова (пост. в
1957, МТЮЗ) был создан образ В. И. Ленина, в 1960 в Центр, детском т-ре
была поставлена пьеса "Семья" Попова о юношеских годах Владимира Ильича.
Решения XX, XXII и XXIII съездов КПСС, последовательное осуществление
ленинских принципов оказали плодотворное влияние на деятельность Т. д.
д. В их спектаклях получила отражение совр. жизнь детей и юношества:
раннее пробуждение общественных интересов, расширение кругозора,
усиление интереса к точным наукам, особенное внимание к проблемам
политики, нравственности и т. д. В конце 40-х гг. на сценах Т. д. д.
начинают ставиться пьесы В. С. Розова: "Е„ друзья" (1949), "Страница
жизни" (1953), "В добрый час!" (1954), "В поисках радости" (1957),
"Неравный бой" (1960), "Перед ужином" (1962). В этих спектаклях созданы
правдивые характеры подростков, обладающих обостр„нным чувством
справедливости, ненавистью к мещанству, демагогии, фальши, стремящихся
определить сво„ место в жизни. В конце 50-х-нач. 60-х гг. значит, место
в репертуаре Т. д. д. заняли пьесы молодых драматургов ("Друг мой,
Колька!" Хмелика, "Чудеса в полдень" Мамлина, "Один страшный день"
Страницы: «« « 2223 2224 2225 2226 2227 2228 2229 2230 2231 2232 2233 2234 2235 2236 2237 2238 2239 2240 2241 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |