Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2223   2224   2225   2226   2227   2228   2229   2230   2231  2232   2233   2234   2235   2236   2237   2238   2239   2240   2241  » »»

детский т-р  Моссовета  (организатор  и  заведующая  т-ром  Н.  И.  Сац,
художники И. С.  и  Н.  Я.  Ефимовы,  В.  А.  Фаворский,  композитор  А.
Н.Александров, балетмейстер К.  Я.  Голейзовский),  к-рый  первоначально
показывал лишь кукольные и балетные представления.
   В 1920 был организован Первый  государственный  театр  для  детей.  В
труппу вошли проф. драм. акт„ры: И. В. Ильинский, М. И. Бабанова, Н.  Л.
Коновалов, Т. Н. Струкова, Е.  Г.  Спендиарова  и  др.  Т-р  возглавляла
директория под председательством наркома просвещения А. В. Луначарского.
Т-р открылся в июне 1920 спектаклем "Маугли" по Киплингу. Затем  фактич.
руководителем т-ра становится Г. М. Паскар. С 1923 т-ром руководил Ю. М.
Бонди, с 1925 - Г. Л. Рошаль. Т-р прош„л сложный  путь  творч.  исканий,
постепенного овладения совр. репертуаром (здесь были пост.  первые  сов.
пьесы  для  детей,  отражавшие  совр.  сов.  действительность,-  "Колька
Ступин" Ауслендера и Солодовникова, "Самол„т" Никифорова),  роста  проф.
мастерства акт„ров. С 1925 т-р стал называться 1-м Гос.  педагогическим.
С 1931 он был переименован в  Государственный  центральный  театр  юного
зрителя (Госцен-тюз). 13 июля  1921  спектаклем  "Жемчужина  Адаль-мины"
Новикова (по сказке Топелиуса)  открылся  Московский  театр  для  детей,
к-рый возглавляла
   Н. И. Сац. Деятельность т-ра характеризовалась стремлением к созданию
синтетич. спектакля, насыщенного музыкой. В 1936 Моск. т-р для детей был
преобразован  в  Центральный  детский  театр.   открывшийся   во   вновь
предоставленном ему помещении  (на  пл.  Свердлова)  спектаклем  "Сер„жа
Стрельцов". Первой новой постановкой этого т-ра был "Золотой ключик"  А.
Толстого. В наст. время (1967) ЦДТ руководят М. О. Кнебель (режисс„р)  и
К. Я. Шах-Азизов (директор). Большое значение для развития сов. Т. д. д.
имел Ленинградский театр юных зрителей (осн. в  1921,  открыт  23  февр.
1922   спектаклем   "Кон„к-горбунок"    по    Ершову).    "Театр    юных
зрителей,провозгласил его  создатель  и  руководитель  А.  А.  Брянцев,-
должен  объединять  художников,  умеющих  мыслить,   как   педагоги,   с
педагогами, способными  чувствовать,  как  художники".  Название  "Театр
юного  зрителя"  (ТЮЗ)  становится   популярным   и   получает   большое
распространение. В 1920-х гг. открываются Харьковский ТЮЗ, Кубанский т-р
для детей и юношества в Екатеринодаре (Краснодаре), в организации к-рого
участвовал С. Я. Маршак, Харьковский театр сказок и др. Первый  т-р  для
детей на укр. яз. был создан в Киеве (1924, руководитель И. С. Деева), в
1927 в Тбилиси открылся рус.  т-р  юных  зрителей  (руководитель  Н.  Я.
Маршак), в 1928 груз. ТЮЗ. В 1930 в СССР было 23 Т. д.  д.  В  30-е  гг.
были созданы Бауманский т-р рабочих ребят  (1930,  Москва,  рук.  А.  М.
Лобанов), Ленингр. новый ТЮЗ (1935, рук. Б. В. Зон) и др.
   В первый  период  своей  деятельности  Т.  д.  д.  ставили  гл.  обр.
инсценировки сказок и произв., входящих  в  традиционный  круг  детского
чтения. В дальнейшем авторы Т. д. д.  обращаются  к  романтич.  сюжетам,
воссоздающим целеустремл„нность борьбы, сильные характеры  ("Гайавата  -
вождь ирокезов" Огнева по Лонгфелло, "Гаврош" Бруштейн по  Гюго,  "Среди
вечных льдов"  Болотова  по  мотивам  Дж.  Лондона).  Появляются  первые
оригинальные пьесы, рисующие образы  сверстников  и  современников  юных
зрителей:  "Будь  готов"  Розанова,   "Колька   Ступин"   Ауслендера   и
Солодовникова  (1924),  "Пионерия"  Заяицкого   (1927),   "Фриц   Бауэр"
Селиховой и Сац (1928), "Алтайские робинзоны"  Шестакова  (1928)  и  др.
Идейно-художеств. рост драматургии Т.  д.  д.  первого  периода  находит
выражение в пьесах  "Тимошкин  рудник"  Макарьева  (1925),  "Ч„рный  яр"
Афиногенова (1928), "Винтовка ј 492116"  Крона,  "Аул  Гидже"  Шестакова
(1929). Значит, место в репертуаре  Т.  д.  д.  также  занимает  рус.  и
зарубежная классика (для школьников старших классов). В ЛенТЮЗе ставятся
спектакли "Бедность  не  порок"  (1923),  "Свои  люди-сочт„мся"  (1927),
"Проделки Скапена" (1929) и др.
   В 30-е гг. расширяется тематика  драматургии  для  детей.  Появляются
пьесы "Бузонада",  "Мы"  Бочина-  о  пионерской  организации,  "Лягавый"
Веприцкой - из жизни беспризорников; о старой и новой школе рассказывали
пьесы "Гимназисты"  Трен„ва,  "Бунтари"  Макарьева,  "Сер„жа  Стрельцов"
Любимовой. Большое значение для развития Т. д. д. имели пьесы  одной  из
зачинательниц  и  осн.  драматургов  детского  т-ра  А.  Я.  Бруштейн  -
"Продолжение следует" (1933), "Голубое  и  розовое"  (1936),  позднее  -
"Единая боевая" (1940) и др.
   На сценах Т. д. д. ставятся произв.  В.  П.  Катаева  ("Белеет  парус
одинокий" и др.), С. Я. Маршака ("Сказки" и др.), Л. Кассиля ("Кондуит",
"Швамбра-ния"), С. В. Михалкова, А. Л. Барто и  др.  детских  писателей.
Значительный вклад в драматургию Т. д. д. вн„с Е. Л.  Шварц.  Его  пьесы
"Клад", "Красная шапочка", "Снежная королева"  и  др.  отмечены  высокой
поэтичностью, безукоризненным вкусом, глубиной нравственных критериев, в
них  гармонически  сочетаются  фантастика   и   реалистич.   изображение
характеров. В конце 30-х гг. к драматургии для детей  обращается  М.  А.
Светлов, пьесы к-рого  ("Сказка",  "20  лет  спустя"  и  др.)  укрепляют
поэтич., романтич. направление иск-ва Т. д. д.
   В  годы  Великой  Отечеств,  войны  (1941-45)  Т.  д.  д.  пост.  ряд
патриотич. спектаклей: "Дал„кий край" Шварца, "Сказка о правде"  Алигер,
"Сын   полка"   Катаева,   "Девочка   ищет   отца"   Рысса.   Совр.    и
истори-ко-патриотич. тематика определяет репертуар ТЮ Зов  в  40-е  гг.:
"Молодая гвардия" по Фадееву,  "Два  капитана"  по  Каверину,  "Аттестат
зрелости" Гераскиной и,др. Гражданственностью, публицистичностью, юмором
были отмечены  пьесы  С.  В.  Михалкова  "Вес„лое  сноьидение",  "Особое
задание" (обе в 1946), "Красный галстук" (1947), "Я хочу домой"  (1949).
На сцене Т. д. д. впервые в пьесе "Именем Революции"  Шатрова  (пост.  в
1957, МТЮЗ) был создан образ В. И. Ленина, в 1960 в Центр, детском  т-ре
была поставлена пьеса "Семья" Попова о юношеских годах Владимира Ильича.
   Решения XX, XXII и XXIII съездов КПСС, последовательное осуществление
ленинских принципов оказали плодотворное влияние на деятельность  Т.  д.
д. В их спектаклях получила отражение совр.  жизнь  детей  и  юношества:
раннее  пробуждение  общественных   интересов,   расширение   кругозора,
усиление интереса  к  точным  наукам,  особенное  внимание  к  проблемам
политики, нравственности и т. д. В конце 40-х гг. на  сценах  Т.  д.  д.
начинают ставиться пьесы В. С. Розова:  "Е„  друзья"  (1949),  "Страница
жизни" (1953), "В добрый  час!"  (1954),  "В  поисках  радости"  (1957),
"Неравный бой" (1960), "Перед ужином" (1962). В этих спектаклях  созданы
правдивые  характеры   подростков,   обладающих   обостр„нным   чувством
справедливости, ненавистью к мещанству, демагогии,  фальши,  стремящихся
определить сво„ место в жизни. В конце 50-х-нач. 60-х гг. значит,  место
в репертуаре Т. д. д.  заняли  пьесы  молодых  драматургов  ("Друг  мой,
Колька!" Хмелика, "Чудеса  в  полдень"  Мамлина,  "Один  страшный  день"

Страницы: «« « 2223   2224   2225   2226   2227   2228   2229   2230   2231  2232   2233   2234   2235   2236   2237   2238   2239   2240   2241  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия