Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2232   2233   2234   2235   2236   2237   2238   2239   2240  2241   2242   2243   2244   2245   2246   2247   2248   2249   2250  » »»

к двум типам передач: "Театр у  микрофона"  (передача  по  радио  театр.
спектаклей) и литературный театр. где частично прокладывали себе  дорогу
принципы радиоиск-ва.
   В конце 50-х - нач. 60-х гг. началась активизация иск-ва радиотеатра.
В этот период на Ленингр. радио были пост.  радиопьесы:  "Дуэль"  Ледига
(пер. с нем., 1959),  "Алексей  Жмакин  выбирает  дорогу"  Журавина  (по
мотивам романа Германа "Один год", 1961), "Дорогой мой человек" Марченко
(по мотивам одноим. романа Германа, 1962), "Монолог на просеке"  Бирмана
(по мотивам рассказов Лидина, 1966). История  Ленинградского  радиотеара
связана с именами радиорежисс„ров Ю. Н. Калганова, И. Ф. Ермакова,  В.П.
Лебедева, В.С. Ярмагаева; театральных режисс„ров Н. С. Рашевской, Р.  Р.
Сусловича, Н. И. Лившица, Н. Б. Бирмана и др.; акт„ров - Н. К. Симонова,
Ю. В. Толубеева, С. Ю. Юрского, Т. Н. Дорониной, 3. М. Шарко  и  др.  На
Моск. радио пост. "Мой дневник" (по повести Амлинского "Тучи над городом
встали", 1965), "Полный поворот кругом" (по рассказу У. Фолкнера, 1965),
радиопьеса "Вечный огонь" Па-далка ,(1966).  Наибольших  успехов  достиг
радиотеатр в Эстонии, где систематически проводятся конкурсы на.  лучшую
радио пьесу. См. также ст. Радиопостановка.
   Развитие   радиотеатра   в   наши   дни   осложняется    конкуренцией
телевизионного т-ра. Однако за рубежом радиотеатр  встречает  соперника,
будучи  уже   вполне   практически   и   эстетически   сформировавшимся.
Производится междунар. обмен радиопьесами, издаются периодич.  сборники.
За рубежом среди авторов радиопьес - крупнейшие  писатели  и  драматурги
-Борхерт, Г. Б„лль, У. Сароян, Э. Де Филип-по, М. Фриш, П. Карваш и др. В
странах социалистического лагеря наибольшего развития радиотеатр  достиг
в Польше и ГДР.
   Лит.: Марченко Т., Театр  без  билетов  и  расстояний,  Л.-М.,  1964;
Баландин Л., Радио-искусство, "Сибирские огни", 1961, ј 4; Б а р н  о  у
Э., Как писать для радио, пер. с англ., М., 1960. Т. М.
   ТЕАТР  НАРбДНОГО  ТВОРЧЕСТВА  -  см.  Самодеятельность   театральная.
Народный театр. "ТЕАТР НАЦИИ" - см. "Нации театр". ТЕАТР НИВОЙ  ДРАМЫ  -
театр. существовавший  в  Петрограде  в  1922-23.  Был  преобразован  из
Лиговского драматического театра (организован в 1921). В Т. н.  д.  были
пост. спектакли: "Восстание ангелов" Бруштейн  и  Соловь„ва  по  Франсу,
"Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина, "Необычайные приключения  Э.  Т.  А.
Гофмана" Державина, "Падение  Елены  Лей"  Пиотровского  и  др.  В  т-ре
работали режисс„ры А. Л. Грипич, Pi. H. Державин, В. H. Соловь„в, К.  К.
Тверской. В труппе - В. А. Таскин, А. А. Мгебров, В. С. Чернявский и др.
После закрытия т-ра осн. часть труппы вошла в т-р Пролеткульта. АН. А.
   "ТЕАТР ПОЛЬСКИ" (Teatr Polski) - польский т-р. Открыт 29 янв. 1913  в
Варшаве в здании, построенном по  проекту  Ч.  Пшибыльского  (впервые  в
Польше была оборудована вращающаяся  сцена)  по  инициативе  А.  Шифмана
(директор и худ. рук. "Т. П." в 1913-15, 1918-39,  1946-49,  1955-57,  с
1957 - поч„тный директор). Первый спектакль - "Иридион" Красиньского.  В
составе труппы были крупнейшие акт„ры польского т-ра: С. Бронишувна,  С.
Высоцкая,  М.  Пшибылко-Потоцкая,  Ю.  Венгжин,  А.   Зельверо-вич,   E.
Лешинский,  К.  Юноша-Стемповский.  В  дальнейшем  в  т-ре  работали  Ю.
Остэрва, Л. Сольский (руководитель в 1917-18), Л. Шиллер (руководитель в
1949-50).  На  сцене  "Т.  П."  выступали  акт„ры  К.   Адвентович,   В.
Брыдзиньский, М. Дулемба, М. Цвик-линьская, реж. Э. Верциньский.  Творч.
деятельность таких мастеров, как А. Венгерке, Н. Андрыч, Э. Бар-щевская,
Я. Романувна, М. Выжиковский,  также  связана  с  этим  т-ром.  "Т.  П."
стремился  бороться  с  рутиной  и  штампами,  пропагандировал  польскую
классич.  драматургию  (А.  Мицкевич,  Ю.  Словацкий,  А.   Фредро,   С.
Выспянский),  зарубежную  классику  (Шекспир,  Мольер,  Л.  Н.  Толстой,
Гоголь), большое внимание уделял совр. драме (Б. Шоу). Спектакли первого
двадцатилетия не были лишены  нек-рой  эклектичности,  иногда  снижалась
требовательность  к  репертуару,  но  лучшие  из  них  характеризовались
цельностью и последовательностью режисс„рского замысла, высоким  уровнем
декоративного оформления (худ. К. Фрич, В. Драбик, позднее А.  Пронашко,
О. Аксер, А. Стопка, 3. Стщелецкий).
   После образования Нар. Польши  (1944)  т-р  в  1946  возобновил  свою
деятельность, прерванную войной и оккупацией. "Т. П." продолжал работать
над  классич.  репертуаром,  уделяя  большое  внимание  нац.   классике,
особенно пьесам романтич. направления. В 1955 впервые после  войны  реж.
А. Бардини пост. спектакль "Дзяды" Мицкевича (первая пост. в "Т.  П."  в
1934, реж. Шиллер), в 1964 осуществлена новая пост. (реж. К. Скушанка  и
Е. Красовский). В числе наиболее значит,  спектаклей  т-ра:  "Фантазий",
"Горштынский"  (1948  и  1953,  реж.  Э.  Верциньский),  "Мария  Стюарт"
Словацкого (1958, реж. Р. Завистовский), "Кордиан"  Красиньского  (1966,
реж. Е. Кречмар), "Гамлет" (1947, реж. Шифман),  "Горе  от  ума"  (1951,
реж. Б. Домбров-ский), "Маскарад" (1958, реж. Р. Завистовский), "На дне"
(1949, реж. Шиллер); "Проба сил" Лютовского (1951), "Ключ  от  пропасти"
Грущиньского (1956), "Смерть губернатора" Кручковского, "Высокая  стена"
Завейского (оба в 1961), "Бронепоезд 14-69" (1952, реж. Шиллер);  "Князь
Мстислав Удалой" Прута (1960, реж.  Аксер  и  Р.  Завистовский).  "Т.П."
имеет филиал- "Сцена камеральна". В 1954 т-р был  на  гастролях  в  СССР
(Москва, Киев).
   В т-ре работали (помимо названных): реж.  М.  Вер-циньская,  худ.  О.
Аксер, акт„ры Р. Ханин, Р. Кос-собудская, Ю.Кречмарова,  Б.  Людвижанка,
3. Ма-лынич, Л. Панцевич-Лещинская, Ф. Доминияк, В. Глинский, В. Ганьча,
Я. Кречмар, С. Ясюкевич, Т. Кондрат, Ч. Воллейко, С. Зачик и др.
   Лит.: L o r e n t o w i c z J., Teatr Polski w  Warszawie  1913-1938,
Warsz., 1938; Гос. ордена Трудового знамени 1-ой степени Польский театр.
М.-К., 1954; "Театр", 1954, J\ 12, с.  44-72;  Очерки  истории  Народной
Польши, М., 1965 (раздел-театр); 20 лет Народной Польши, пер. с польск.,
М., 1965, с. 297-304. Б.Рос.
   ТЕАТР РАБОЧЕЙ МОЛОД‚ЖИ - см. Т РАМ,
   "ТЕАТР РЕЖАН" (Theatre Rejane) - франц. т-р. Открыт в Париже  в  1891
под  назв.  Новый  т-р.  Здесь  проходили  выступления  Свободного  т-ра
Антуана, в 1894-98 работал т-р "Эвр", руководимый О. М. Люнье-По. В 1905
здание т-ра приобрела актриса Г. Режан; в 1906-14  т-р  работал  под  е„
руководством  и  назывался  "Т-ром  Режан".  Здесь  ставились  пьесы  Д.
Никкодеми - "Сюзерен", "Пламя",  "Ласточка",  написанные  для  Режан,  а
также пьесы С. Гитри, А. Бернстейна, К. Мендеса, А. Батая и др.  В  1911
т-р пост. "Синюю птицу" Метерлинка,  взяв  за  образец  спектакль  Моск.
Художеств, т-ра. В конце 1914 т-р был закрыт и начал  работать  вновь  в
1915. В 1919 здание получило наименование "Т-ра де Пари". В 40- 60-х гг.
здесь выступали  труппы,  возглавлявшиеся  видными  франц.  акт„рами  П.

Страницы: «« « 2232   2233   2234   2235   2236   2237   2238   2239   2240  2241   2242   2243   2244   2245   2246   2247   2248   2249   2250  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия