Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2237   2238   2239   2240   2241   2242   2243   2244   2245  2246   2247   2248   2249   2250   2251   2252   2253   2254   2255  » »»

Аксаков в статье "Мои замечания о театре и театральном искусстве" (1825)
ставил перед акт„рами задачу проникнуть в жизнь героя, верно  обрисовать
приметы его быта и отразить его внутр. мир. Аксаков первый в Т.  к.  дал
сравнительный  анализ  игры  П.  С.  Мочалова  и   В.   А.   Каратыгина,
предвосхитил  оценку  обществ,  смысла  акт„рского  иск-ва,   выдвинутую
впоследствии Н. И. Надеждиным и  В.  Г.  Белинским.  Важным  моментом  в
театр.-критич. деятельности  Аксакова  была  защита  гоголевской  драмы.
Статьи С. Т. Аксакова и  Н.  И.  Надеждина  заложили  основы  реалистич.
теории т-ра, развитой впоследствии В. Г. Белинским.
   Основоположник эстетики  революц.  демократов  Белинский  считал  гл.
задачей Т. к. оценку обществ. роли  сцепич.  иск-ва,  отражение  в  т-ре
коренных проблем жизни. В  своих  статьях  (""Гамлет",  драма  Шекспира.
Мочалов в роли Гамлета" и др.) Белинский затрагивал  осн.  вопросы  рус.
т-ра в период 30-40-х гг. Критика мелодрам,  псевдопатриотич.  трагедий,
бессодержательных водевилей сочеталась у  него  с  защитой  гоголевского
направления в рус. т-ре. Высказывания Белинского о П. С. Мочалове, В. А.
Каратыгине, М. С. Щепкине, А. Е. Мартынове оказали  большое  влияние  на
дальнейшее развитие сценического иск-ва, Т. к. и театроведения.
   В русле передовой демократич. критики проходила  театр.  деятельность
Ф. А. Кони и  особенно  Н.  А.  Некрасова,  выступавшего  против  реакц.
охранит, направления в т-ре и поддерживавшего акт„ров-реалистов - М.  С.
Щепкина,  А.  Е.  Мартынова,   Ю.   Н.   Линскую.   Ф.   А.   Кони   был
редактором-издателем   журнала,   выходившего   под   разл.   названиями
("Репертуар и пантеон театров", "Пантеон и репертуар  русской  сцены"  и
др.), где он регулярно выступал с театр.-критич.  статьями.  Участвуя  в
театр. дискуссиях 40-х  гг.,  Некрасов  выступал  против  представителей
"чистого искусства", спорил с В. А. Боткиным и А. В. Дружининым. Большое
влияние на развитие Т. к.  оказал  А.  И.  Герцен.  В  своих  статьях  и
высказываниях он отстаивал принципы критич. реализма  в  театр.  иск-ве,
называл т-р трибуной, к-рая может разрешать живые вопросы современности,
говорил о воспитательном воздействии т-ра, о его месте в истории мировой
театр. культуры. Традиции  Белинского  и  Герцена  были  развиты  Н.  Г.
Чернышевским, Н. А.  Добролюбовым,  М.  Е.  Салтыковым-Щедриным,  Н.  А.
Некрасовым,  журналом  "Современник".   Защита   Чернышевским   "критич.
направления" в рус.  иск-ве,  выступления  Добролюбова  со  статьями  об
Островском ("Т„мное царство", 1859, и  "Луч  света  в  т„мном  царстве",
1860),  критика  псевдообличит.  драматургии  связывали  драматургию   с
революц. идеологией и революц.  борьбой,  определяя  развитие  Т.  к.  и
театроведения.    Идеи    революц.-демократич.    критики    Белинского,
Чернышевского, Добролюбова лежали в основе статей И. И. Панаева.  Высоко
оценивал обществ, значение т-ра М. Е.  Салтыков-Щедрин,  требовавший  от
художника   ясности   мировоззрения,   наличия   общественных   идеалов,
боровшийся  против  драматургии  либерально-охранительного  направления,
засилья оперетты.
   Одним из самых значит, театр. критиков 50-х-нач. 60-х гг. был  А.  А.
Григорьев, печатавший теоретич. статьи о т-ре,  помещавший  в  периодич.
изданиях си-стематич. обзоры спектаклей моек. и  петерб.  трупп.  Считая
художника  проповедником  высоких  истин,  борясь  с   "искусством   для
искусства", Григорьев в то же время  отказывался  от  социально-политич.
выводов,  рассмотрения  классовых  проблем.  Однако  эстетика  и  Т.  к.
Григорьева претерпели существенную эволюцию -  от  полемики  со  стать„й
Добролюбова "Т„мное царство", защиты идей патриархальной самобытности до
тезиса, к к-рому он приш„л в конце жизни, - "где  поэзия  там  протест".
Ценя "тревожную" и "протестующую" ноту в акт„рском творчестве, Григорьев
считал образцом иск-во Т. Сальви-ни, П. С. Мочалова, М. С.  Щепкина,  А.
Е. Мартынова, П. В. Васильева и оставил подробные описания их игры.
   В 60-е гг. с театр.-критич. статьями выступали: А. С. Гиероглифов, П.
И.  Шпилевский,  П.  Д.  Боборыкин,  В.  П.  Буренин.  Значит,   интерес
представляли статьи А. Н. Баженова. Издатель  театр.  газеты  "Антракт",
единственного тогда в  России  периодич.  органа,  посв.  т-ру,  Баженов
боролся за  укрепление  и  развитие  реалистич.  театр.  иск-ва,  высоко
оценивал  произв.  Островского,  пропагандировал  зап.-европ.   классич.
драматургию, выступал (вслед за Добролюбовым) против псевдообличительных
пьес. Баженов был одним из первых рус. театр. критиков, поднявших вопрос
о  необходимости  повышения  режисс„рской   и   постановочной   культуры
спектакля.
   В 60-70-е гг. широкое распространение получили театр. рецензии в виде
пародий и эпиграмм, откликавшиеся на актуальные  явления  театр.  жизни.
Среди авторов театр. пародий - Н.  А.  Некрасов,  поэты-искровцы  Д.  Д.
Минаев, Г. Н. Жулев, В. И. Богданов. Театрально-юмористич. статьи писали
К. М.  Станюкович,  Н.  А.  Лейкин.  В  70-е  гг.  в  качестве  газетных
рецензентов выступали Д. В. Аверкиев,  Н.  А.  Поте-хин,  В.  А.  Крылов
(псевд.  В.  Александров),  А.  С.  Суворин  и  мн.   др.   В   журналах
систематически публиковались театр. обзоры (за месяц, 3 месяца,  сезон).
Однако в Т. к. этого периода  не  поднимались  важные  вопросы  обществ,
жизни (как это было  в  критич.  статьях  революц.  демократов).  Авторы
ограничивались конкретным  анализом  драм.  произв.,  критикой  текущего
репертуара и т. п.
   Оживление театр. жизни  после  отмены  монополии  имп.  т-ров  (1882)
способствовало развитию  Т.  к.  Появилось  мн.  новых  театр.  изданий:
"Зритель",  "Театр",  "Театральный  мирок"  -  в  Петербурге;  "Артист",
"Сезон", "Театр и  жизнь"  -  в  Москве.  Большое  место  вопросам  т-ра
уделялось в общих периодич. изданиях. Т. к.  в  этот  период  продолжают
заниматься писатели (А. Н. Плещеев, П. И. Вейнберг, П. Д. Боборыкин,  Н.
С. Лесков), литературоведы (Н.  И.  Стороженко,  И.  Иванов),  юристы  и
судебные деятели (А. И. Урусов, А. Ф. Кони).  Одним  из  ведущих  театр.
критиков был С. В. Флеров (Васильев), развивавший в Т.  к.  принципы  А.
Н.. Баженова. Флеров выступал против засорения репертуара  Малого  т-ра,
писал о необходимости создания т-ра для народа, поддерживал МХТ в первые
годы его работы. Среди проф. театр. критиков конца 19 в. в Петербурге-В.
О.    Михневич,    сотрудничавший    ок.    20    лет    (1877-94)     в
либерально-демократич. газ. "Новости и биржевая газета", в Москве  -  В.
М. Дорошевич позже С. Яблоновский (С. В. Потресов). Во 2-й  пол.  19  в.
начинает  развиваться  Т.  к.  в  провинции.  Появляются  статьи  С.  Т.
Герцо-Виноградского, И. И. Гольц-Миллера, С. И. Сычевского (Одесса),  А.
С. Га-циского (Нижний Новгород), А. Н. Кремл„ва (Казань, Ярославль),  Л.
А. Куперника, П. М. Ярцева (Киев). В сезоне 1895/96 в "Самарской газете"
с театр. фельетонами выступал М. Горький (псевд. - Иегу-диил Хламида).
   Новый этап в рус. Т. к. определила деятельность Моск. Художеств, т-ра
(открыт  в  1898),  с  его  высокой  культурой   постановки   спектакля,

Страницы: «« « 2237   2238   2239   2240   2241   2242   2243   2244   2245  2246   2247   2248   2249   2250   2251   2252   2253   2254   2255  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия