|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2237 2238 2239 2240 2241 2242 2243 2244 2245 2246 2247 2248 2249 2250 2251 2252 2253 2254 2255 » »» Аксаков в статье "Мои замечания о театре и театральном искусстве" (1825)
ставил перед акт„рами задачу проникнуть в жизнь героя, верно обрисовать
приметы его быта и отразить его внутр. мир. Аксаков первый в Т. к. дал
сравнительный анализ игры П. С. Мочалова и В. А. Каратыгина,
предвосхитил оценку обществ, смысла акт„рского иск-ва, выдвинутую
впоследствии Н. И. Надеждиным и В. Г. Белинским. Важным моментом в
театр.-критич. деятельности Аксакова была защита гоголевской драмы.
Статьи С. Т. Аксакова и Н. И. Надеждина заложили основы реалистич.
теории т-ра, развитой впоследствии В. Г. Белинским.
Основоположник эстетики революц. демократов Белинский считал гл.
задачей Т. к. оценку обществ. роли сцепич. иск-ва, отражение в т-ре
коренных проблем жизни. В своих статьях (""Гамлет", драма Шекспира.
Мочалов в роли Гамлета" и др.) Белинский затрагивал осн. вопросы рус.
т-ра в период 30-40-х гг. Критика мелодрам, псевдопатриотич. трагедий,
бессодержательных водевилей сочеталась у него с защитой гоголевского
направления в рус. т-ре. Высказывания Белинского о П. С. Мочалове, В. А.
Каратыгине, М. С. Щепкине, А. Е. Мартынове оказали большое влияние на
дальнейшее развитие сценического иск-ва, Т. к. и театроведения.
В русле передовой демократич. критики проходила театр. деятельность
Ф. А. Кони и особенно Н. А. Некрасова, выступавшего против реакц.
охранит, направления в т-ре и поддерживавшего акт„ров-реалистов - М. С.
Щепкина, А. Е. Мартынова, Ю. Н. Линскую. Ф. А. Кони был
редактором-издателем журнала, выходившего под разл. названиями
("Репертуар и пантеон театров", "Пантеон и репертуар русской сцены" и
др.), где он регулярно выступал с театр.-критич. статьями. Участвуя в
театр. дискуссиях 40-х гг., Некрасов выступал против представителей
"чистого искусства", спорил с В. А. Боткиным и А. В. Дружининым. Большое
влияние на развитие Т. к. оказал А. И. Герцен. В своих статьях и
высказываниях он отстаивал принципы критич. реализма в театр. иск-ве,
называл т-р трибуной, к-рая может разрешать живые вопросы современности,
говорил о воспитательном воздействии т-ра, о его месте в истории мировой
театр. культуры. Традиции Белинского и Герцена были развиты Н. Г.
Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Н. А.
Некрасовым, журналом "Современник". Защита Чернышевским "критич.
направления" в рус. иск-ве, выступления Добролюбова со статьями об
Островском ("Т„мное царство", 1859, и "Луч света в т„мном царстве",
1860), критика псевдообличит. драматургии связывали драматургию с
революц. идеологией и революц. борьбой, определяя развитие Т. к. и
театроведения. Идеи революц.-демократич. критики Белинского,
Чернышевского, Добролюбова лежали в основе статей И. И. Панаева. Высоко
оценивал обществ, значение т-ра М. Е. Салтыков-Щедрин, требовавший от
художника ясности мировоззрения, наличия общественных идеалов,
боровшийся против драматургии либерально-охранительного направления,
засилья оперетты.
Одним из самых значит, театр. критиков 50-х-нач. 60-х гг. был А. А.
Григорьев, печатавший теоретич. статьи о т-ре, помещавший в периодич.
изданиях си-стематич. обзоры спектаклей моек. и петерб. трупп. Считая
художника проповедником высоких истин, борясь с "искусством для
искусства", Григорьев в то же время отказывался от социально-политич.
выводов, рассмотрения классовых проблем. Однако эстетика и Т. к.
Григорьева претерпели существенную эволюцию - от полемики со стать„й
Добролюбова "Т„мное царство", защиты идей патриархальной самобытности до
тезиса, к к-рому он приш„л в конце жизни, - "где поэзия там протест".
Ценя "тревожную" и "протестующую" ноту в акт„рском творчестве, Григорьев
считал образцом иск-во Т. Сальви-ни, П. С. Мочалова, М. С. Щепкина, А.
Е. Мартынова, П. В. Васильева и оставил подробные описания их игры.
В 60-е гг. с театр.-критич. статьями выступали: А. С. Гиероглифов, П.
И. Шпилевский, П. Д. Боборыкин, В. П. Буренин. Значит, интерес
представляли статьи А. Н. Баженова. Издатель театр. газеты "Антракт",
единственного тогда в России периодич. органа, посв. т-ру, Баженов
боролся за укрепление и развитие реалистич. театр. иск-ва, высоко
оценивал произв. Островского, пропагандировал зап.-европ. классич.
драматургию, выступал (вслед за Добролюбовым) против псевдообличительных
пьес. Баженов был одним из первых рус. театр. критиков, поднявших вопрос
о необходимости повышения режисс„рской и постановочной культуры
спектакля.
В 60-70-е гг. широкое распространение получили театр. рецензии в виде
пародий и эпиграмм, откликавшиеся на актуальные явления театр. жизни.
Среди авторов театр. пародий - Н. А. Некрасов, поэты-искровцы Д. Д.
Минаев, Г. Н. Жулев, В. И. Богданов. Театрально-юмористич. статьи писали
К. М. Станюкович, Н. А. Лейкин. В 70-е гг. в качестве газетных
рецензентов выступали Д. В. Аверкиев, Н. А. Поте-хин, В. А. Крылов
(псевд. В. Александров), А. С. Суворин и мн. др. В журналах
систематически публиковались театр. обзоры (за месяц, 3 месяца, сезон).
Однако в Т. к. этого периода не поднимались важные вопросы обществ,
жизни (как это было в критич. статьях революц. демократов). Авторы
ограничивались конкретным анализом драм. произв., критикой текущего
репертуара и т. п.
Оживление театр. жизни после отмены монополии имп. т-ров (1882)
способствовало развитию Т. к. Появилось мн. новых театр. изданий:
"Зритель", "Театр", "Театральный мирок" - в Петербурге; "Артист",
"Сезон", "Театр и жизнь" - в Москве. Большое место вопросам т-ра
уделялось в общих периодич. изданиях. Т. к. в этот период продолжают
заниматься писатели (А. Н. Плещеев, П. И. Вейнберг, П. Д. Боборыкин, Н.
С. Лесков), литературоведы (Н. И. Стороженко, И. Иванов), юристы и
судебные деятели (А. И. Урусов, А. Ф. Кони). Одним из ведущих театр.
критиков был С. В. Флеров (Васильев), развивавший в Т. к. принципы А.
Н.. Баженова. Флеров выступал против засорения репертуара Малого т-ра,
писал о необходимости создания т-ра для народа, поддерживал МХТ в первые
годы его работы. Среди проф. театр. критиков конца 19 в. в Петербурге-В.
О. Михневич, сотрудничавший ок. 20 лет (1877-94) в
либерально-демократич. газ. "Новости и биржевая газета", в Москве - В.
М. Дорошевич позже С. Яблоновский (С. В. Потресов). Во 2-й пол. 19 в.
начинает развиваться Т. к. в провинции. Появляются статьи С. Т.
Герцо-Виноградского, И. И. Гольц-Миллера, С. И. Сычевского (Одесса), А.
С. Га-циского (Нижний Новгород), А. Н. Кремл„ва (Казань, Ярославль), Л.
А. Куперника, П. М. Ярцева (Киев). В сезоне 1895/96 в "Самарской газете"
с театр. фельетонами выступал М. Горький (псевд. - Иегу-диил Хламида).
Новый этап в рус. Т. к. определила деятельность Моск. Художеств, т-ра
(открыт в 1898), с его высокой культурой постановки спектакля,
Страницы: «« « 2237 2238 2239 2240 2241 2242 2243 2244 2245 2246 2247 2248 2249 2250 2251 2252 2253 2254 2255 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |