Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2228   2229   2230   2231   2232   2233   2234   2235   2236  2237   2238   2239   2240   2241   2242   2243   2244   2245   2246  » »»

разновидностей Т. к.,  обусловленных  разными  при„мами  игры  и  театр.
формами, принятыми в разл.  провинциях.  Упоминание  о  Т.  к.  в  Китае
относится к 1 в. до н. э. Теневой т-р развивается в эпоху Тан (7-9 вв.).
Популярны  и  кукольные  представления  с  перчаточными,  тростевыми   и
марионеточными куклами.  По  репертуару  и  по  изобразительным  при„мам
традиционный кит. т-р кукол во многом совпадает с классич. кит.  драмой.
Распространены традиционные муз.-драматич. и  пантомимич.  представления
жанра "бэйюй", "кунъцюй" и  представления  пекинской  музыкальной  драмы
("цзинси"). В Т.  к.  ставятся  инсценировки  классич.  романов  "Речные
заводи", "Троецарствие", "Путешествие на Запад" ("Переполох  в  небесном
царстве") и др. Популярный герой представления Т.  к.-  "царь  обезьян",
оборотень Сунь У-кун. После образования КНР (1949) были созданы гос.  Т.
к. В 1954 в Пекине осн. 1-й гос.  художеств.  Т.  к,  ставивший  традиц.
классич. драмы и новые произв. кит. авторов. В 60-е  гг.  "новый  курс",
связанный с культом  личности  Мао  Цзэ-дуна,  воинствующим  шовинизмом,
губительно сказался и на судьбе кит. Т.  к.,  ставящего  антихудожеств.,
шовинистич.  спектакли  (выступления  Т.  к.  провинции  Хунань  на  3-м
Меж-дунар. фестивале Т. к. в Бухаресте, 1965).
   Русский и советский Т. к.  Первое  свидетельство  о  рус.  Т.  к.-  в
записях и зарисовках нем.  путешественника-уч„ного  А.  Олеария  (1636).
Старинный рус. Т. к. неразрывно связан с  деятельностью  скоморохов,  он
неотделим от традиционной обрядности, гл. обр. языческого происхождения.
Позднее Т. к. сближается с  нар.-сатирич.,  бесцензурным  Т.  к.  европ.
стран. Наибольшее распространение  в  рус.  Т.  к.  17-19  вв.  получила
"Комедия о Петрушке" - пьеса-обозрение, гл. герой к-рой (Петрушка, он же
П„тр Иванович Уксусов,  Самоваров,  Ванька  Рататуй,  на  юге  -  Ванька
Ру-тю-тю) "...побеждает всех и все: полицию, попов, даже черта и смерть,
сам же остается бессмертен. В грубом  и  наивном  образе  этом  трудовой
народ воплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов  именно  он
преодолеет все и всех" (Г. о р ь к и и М., Собр. соч., т. 24,  1953,  с.
494).
   В представлениях "Комедии о Петрушке" участвует 1-2  исполнителя.  На
смену  гуслярам,  гудочникам,  сопровождавшим  в   18   в.   выступления
кукольников, в конце 19 - нач. 20 вв. приш„л шарманщик.  Сцену  заменяли
фартуки (привязанные на  поясе  кукольников  и  поднятые  над  головой),
примитивные ширмы  (плоские  одностворчатые  или  тр„хстворчатые),  реже
"домик".  Ширму  заменяла  также  вер„вка,  натянутая  на  две  палки  с
перекинутой через не„ простыней. Использовались  перчаточные  (верховые)
куклы, Крупная голова, вырезанная из дерева (иногда из тряпок, картона),
надевалась на  указательный  палец.  Аллегорич.  характер  представления
определял  яркую  обобщ„нность  поведения  кукол,   исключающую   мелкое
натуралистич. правдоподобие. В поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси  жить
хорошо" имеется описание комедии "с Петрушкою... не мудрая, однако и  не
глупая, квартальному хожалому не в бровь, а прямо в глаз", смотря к-рую,
зрители из  народа  "хохочут,  утешаются,  и  часто  в  речь  Петрушкину
вставляют слово меткое".
   В зап. и юго-зап. областях России с конца 16  -нач.  17  вв.  получил
распространение  религиозно-мисте-риальный  т-р  -   вертеп   (Украина),
батлейка (Белоруссия). Первоначально иллюстрируя  евангельский  сюжет  о
рождении Христа, Т. к. Украины и Белоруссии к  сер.  18  в.  вс„  больше
наполняется  светским,  бытовым  содержанием,  в  спектаклях   действуют
"москаль", цыгане, польский пан, шинкарка, разбитной казак-запорожец  (в
вертепе), крестьянин Мосей (в батлейке) и др.
   Сатирич. герой средневековых представлений арм.  нар.  кукольников  -
Караг„з (пришедший  из  тур.  Т.  к.),  приобр„л  ряд  характерных  черт
(выступал с жезлом - "псоглавым фаллом",  являющимся  атрибутом  сценич.
костюма  у  гусанов-мимосов  и  др.-арм.  т-ре).  Еще  в  нач.   7.   в.
существовали кукольные представления полусветского  характера,  носившие
социальную, сатирич. окраску. Представления на бытовые комедийные сюжеты
обличали пороки и также отмечались социальным характером. В  груз.  нар.
Т. к. использовались  разл.  куклы  (кукна,  чупра,  де-допала,  тикина,
тоджина и др.)- марионетки, перчаточные и теневые  куклы,  изготовленные
из верблюжьей кожи, картона. В 19 в. Т. к. Грузии носил антиклерикальный
характер.  Широкое  распространение  получил  Т.  к.  в  Ср.   Азии.   В
Узбекистане существовали 2 вида Т. к.: чодир ха„л (палатка привидений) -
марионеточный  стационарный  т-р,  и  демок-ратич.   передвижной   (даст
кугирчак,  кол  кугирчак  или  кугирчак-уюн),  использующий  перчаточные
куклы. Гл. герой  этого  Т.  к.-  острослов  и  балагур  Пал-ван  качаль
(Плешивый богатырь), близок Петрушке. С традицией уличных  представлений
нар. комедиантов "масхарабозов"  связаны  спектакли  нар.  тадж,  Т.  к.
"зочабози", "лухтабози".
   К нач. 20 в. т-р Петрушки,  как  и  Т.  к.  др.  народов,  населяющих
Россию, приходит в упадок, архаизм сатирич. направленности  традиционной
комедии  приводит  к  утрате  остроты   общественно-социальной   сатиры.
Бродячие кукольники подвергаются преследованиям, крушение терпят попытки
революционно-демократич. писателей обновить репертуар Т. к.  (запрещение
цензурой  сатирич.  пьесы  "Принц  Лутоня"  В.  С.  Курочкина  и   др.).
Охранительские  реакционные  организации  (каз„нные  "попечительства   о
трезвости") безуспешно пытаются использовать Т. к. для отвлечения народа
от политич. борьбы. В  1916  в  Петрограде  художники  "Мира  искусствам
создают "Кукольный т-р" (под рук. Ю. Л. Слонимской и  П.  П.  Сазонова),
показавший в февр.  1916  спектакль  "Силы  любви  и  волшебства"  (реж.
Сазонов). Несмотря на высокий уровень изобразительного решения  кукол  и
декораций (худ. К. А.  Сомов,  С.  X.  Маховский,  Н.  К.  Калмаков,  А.
Сомова-Михайлова), т-р не вышел за пределы эстетски-любительского опыта.
   Рождение сов. Т.  к.  тесно  связано  с  общим  процессом  культурной
революции. Сов. Т. к. возник в 1918 первоначально в двух формах: т-р для
детей и т-р агитационный. В  1918  "Сказкой  о  царе  Салтане"  открылся
петрогр. гос. т-р марионеток под рук. Л. В. Шапориной-Яковлевой.  В  том
же году открывается Моск. Т. к., в к-ром работали две группы-  спектакли
с куклами-Петрушками и теневые спектакли. Этот т-р возглавляли  худ.  И.
С. Ефимов и Н.Я. Си-манович-Ефимова (в репертуаре - басни И. А. Крылова,
нвр. и лит. сказки, сцены с Петрушкой). Вторая группа -  т-р  марионеток
(А. П. Седов, В. А. Фаворский и др., в  репертуаре  "Давид  и  Голиаф").
Начало агиттеатру положил спектакль "Война карточных королей" Оболенской
и Кандаурова, показанный  7  нояб.  1918  на  открытии  артистич.  клуба
"Красный петух". В годы гражд.  войны  получил  широкое  распространение
агиттеатр.  Развитию  этого  жанра  способствует   деятельность   т-ров:
"Революционный Петрушка" (рук.  Д.  Г.  Гутман),  т-ра  Политотдела  1-й
Революц. армии Туркестанского фронта (рук. Н. Г. Шалимов), Крымского  Т.

Страницы: «« « 2228   2229   2230   2231   2232   2233   2234   2235   2236  2237   2238   2239   2240   2241   2242   2243   2244   2245   2246  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия