Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2220   2221   2222   2223   2224   2225   2226   2227   2228  2229   2230   2231   2232   2233   2234   2235   2236   2237   2238  » »»

обогащения и нравственного воспитания" (Программа КПСС, 1961, с. 131.
   Осн.  принципы  современного  сов.  Т.  складывались  исторически,  в
сложной идейной и эстетической борьбе. Принципы партийности и народности
сов. сценич. иск-ва, органич. связь  между  традициями  и  новаторством,
широкий  демократизм,  интернациональная   общность   многонац.   театр.
культуры   и   глубокое   понимание   метода    социалистич.    реализма
вырабатывались  постепенно,  в  трудном  процессе  противоборства  разл.
идейных и  эстетич.  концепций.  Развиваясь,  иск-во  сов.  Т.  отразило
огромные изменения, к-рые произошли в жизни сов. общества за полвека.
   Для первых  послереволюц.  лет  истории  сов.  Т.  характерно  резкое
отличие новых форм  агитационного,  открыто  публицистич.,  политич.  по
содержанию и пафосу иск-ва от форм дореволюц. рус., укр., груз.,  азерб.
и др. театров. Теоретики Пролеткульта и "Театрального Октября" выдвигали
требование отказа  от  культурного  наследия  прошлого,  отрицали  самый
принцип преемственности  культурного  развития,  предлагали  утопические
планы создания новой,  порывающей  связи  с  прошлым,  сценич.  культуры
пролетариата. Фетишизировались практика т.  н.  левого  Т.,  новаторские
достижения его драматургов и режисс„ров, а также  возникшие  в  условиях
гражд. войны  формы  массового  действа.  Все  это  рассматривалось  как
единственно возможные  исходные  пункты  дальнейшего  развития  сов.  Т.
Действительно, в 20-е гг. "левый" Т. (особенно такие его мастера, как В.
Э. Мейерхольд, А. С. Курбас и др.) достиг больших успехов. С "левым"  Т.
была  связана  драматургия  В.  В.  Маяковского.  Однако  уже  во  время
гражданской  войны  обнаружилось  стремление  традиционного   реалистич.
иск-ва к обновлению,  к  освоению  материала  новой  действительности  и
активному   выражению   идей   победившей   революции.   В    творчестве
Станиславского,  Немировича-Данченко,  К.  А.   Марджанишвили,   Е.   Б.
Вахтангова, Хамзы и др.-мастеров Т.  и  драматургии  традиционные  формы
иск-ва, сложившиеся в проф. и нар. Т., стремительно  эволюционировали  и
вбирали в себя новое содержание. В то же время "левое иск-во" постепенно
использовало  традиции  и  неуклонно  двигалось  к  реализму.  При  этом
возникали периоды самодовлеющего формотворчества, усиление  тенденций  к
формализму  или,  напротив,  к  натурализму,  против  к-рых   решительно
выступала Коммунистическая партия. направлявшая развитие Т.
   В иск-ве сов.  Т.  на  раннем  этапе  его  становления  проявились  и
враждебные  принципам   интернационализма   тенденции   великодержавного
шовинизма и бурж. национализма. Партия, к-рая настойчиво вела борьбу как
против великодержавного шовинизма, так и бурж. национализма,  утверждала
в иск-ве Т.  идеи  подлинного  интернационализма,  взаимного  обогащения
братских театр. культур.
   К сер. 20-х гг. трудности первого этапа развития сов. Т. были успешно
преодолены. Многонац. сов. сценич. иск-во овладевало  всеми  богатствами
классич. наследия, осваивало принципы социалистич. реализма. На сцену Т.
вышел новый герой - коммунист, боец революции и гражд.  войны.  В  таких
спектаклях сов. Т., как "Виринея"  Сейфуллиной  и  Правдухина,  "Разлом"
Лаврен„ва  (Т-р  им.  Вахтангова),  "97"  Кулиша   (Т-р   им.   Франко),
"Бронепоезд 14-69" (МХАТ), "Шторм"  (Т-р  им.  МГСПС),  "Любовь  Яровая"
(Малый  т-р)  и  др.,  образ  героя  революции  был  проникнут   высоким
гуманизмом.  Т.  выполнял  воспитательную  функцию,  становился   школой
подлинной нравственности, славил смелость, верность гражд. долгу,  являл
зрителям   конкретные   примеры   благородного   поведения,    доблести,
достоинства человека. В сов. Т. впервые получила  художеств.  разрешение
проблема взаимоотношений индивидуума и массы, героя и  народа,  и  герой
выступал как последовательный выразитель общенар. интересов.
   К сер. 30-х гг. раскрылось вс„  разнообразие  художеств.  направлений
сов. т-ра, развивавшихся в тесном взаимодействии, обогащавших друг друга
в  творческом  соревновании.  В  сов.  т-ре  этого  времени  происходило
утверждение метода социалистич. реализма, развивались  разл.  художеств.
стили и манеры, определявшие широту возможностей сов. иск-ва.
   Психологич. камерная драматургия, представленная А. Н. Афиногеновым и
др., соседствовала с тенденцией широкого эпического драматич.  изложения
в творчестве драматургов Н. Ф. Погодина, В. В. Вишневского.
   Режисс„рское иск-во было в  это  время  представлено  именами  К.  С.
Станиславского, В. И. Немировича-Данченко,  В.  Э.  Мейерхольда,  А.  Я.
Таирова. Каждый  из  этих  художников  был  создателем  самостоятельного
театр. направления, каждый из них возглавлял т-р со своей особой  творч.
программой, у каждого из них были свои последователи в Сов. Союзе  и  за
рубежом. В эти же годы завершается творч. формирование второго поколения
сов. режисс„ров: Р. Н. Симонов, А. Д. Попов,  Ю.  А.  Завадский,  Н.  П.
Акимов, А. Д. Дикий, А. М. Лобанов, Н. П. Охлопков, М. М.  Крушельницкий
и др. Для творчества этих режисс„ров характерно стремление  переработать
и органически усвоить опыт разл. художеств. течений. Тенденция к синтезу
разл. художеств. достижений сов. театр. культуры  характерна  не  только
для сов. режиссуры 30-х гг., но и для акт„рского иск-ва  этого  периода.
На подмостках сов. Т. 30-х  гг.  выступали  представители  разл.  театр.
поколений и разл. исполнительских стилей: от старшего поколения Малого и
Художественного т-ров - А. А. Остужев, П. М. Садовский, В. Н. Рыжова, В.
Н. Пашенная, В. О. Массалитинова, В. И. Качалов, И. М.  Москвин,  О.  Л.
Книппер-Чехова-до молодых артистов,  воспитанных  в  сов.  годы:  Н.  П.
Хмел„в, Б. Г. Добронравов,  А.  К.  Тарасова,  М.  И.  Бабанова,  М.  Ф.
Астангов, Д. Н. Орлов, Б. В. Щукин, Р. Н. Симонов, Ц. Л.  Мансурова,  А.
М. Бучма, Н. М. Ужвий, Г. П. Глебов, А. А. Хорава,  Р.  Нерсесян  и  др.
Наряду с акт„рами психологич. школы выступали эксцентрич. акт„ры - И. В.
Ильинский, С. А. Мартинсон, Э. П. Гарин, Ю. С. Глизер и др. В творчестве
акт„ров нового поколения, как и в режисс„рском  творчестве,  наблюдается
тенденция к органич. соединению при„мов  разных  школ.  В  то  же  время
иск-во сов. акт„ров и режисс„ров  объединено  единой  партийной  идейной
направленностью, стремлением служить интересам народа, отражать насущные
проблемы  его  жизни,  активно  воздействовать  на  эстетич.  воспитание
трудящихся масс.
   Тематич. диапазон сов. Т. из  года  в  год  расширялся.  Небывалое  в
мировом сценич. иск-ве  развитие  получила  в  сов.  Т.  30-х  гг.  тема
созидательного творч. труда, в разл. аспектах раскрытая драматургами  А.
Н. Афиногеновым, Н. Ф. Погодиным, Дж. Джа-барлы, Н. Г.  Кулишом,  И.  А.
Кочергой и др. и в  постановках  их  драм  и  комедий.  Характерная  для
раннего  этапа  развития  сов.   Т.   гегемония   режисс„ра-постановщика
постепенно  уступила  место  гармонич.  слиянию   талантов   драматурга,
режисс„ра и акт„ра в создании единого художеств. целого - спектакля, как
творения коллективного иск-ва Т., выражающего идеи, волнующие весь  сов.
народ. Важным этапом истории сов. Т. было создание в 1937 сценич. образа

Страницы: «« « 2220   2221   2222   2223   2224   2225   2226   2227   2228  2229   2230   2231   2232   2233   2234   2235   2236   2237   2238  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия