Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2220 2221 2222 2223 2224 2225 2226 2227 2228 2229 2230 2231 2232 2233 2234 2235 2236 2237 2238 » »» обогащения и нравственного воспитания" (Программа КПСС, 1961, с. 131. Осн. принципы современного сов. Т. складывались исторически, в сложной идейной и эстетической борьбе. Принципы партийности и народности сов. сценич. иск-ва, органич. связь между традициями и новаторством, широкий демократизм, интернациональная общность многонац. театр. культуры и глубокое понимание метода социалистич. реализма вырабатывались постепенно, в трудном процессе противоборства разл. идейных и эстетич. концепций. Развиваясь, иск-во сов. Т. отразило огромные изменения, к-рые произошли в жизни сов. общества за полвека. Для первых послереволюц. лет истории сов. Т. характерно резкое отличие новых форм агитационного, открыто публицистич., политич. по содержанию и пафосу иск-ва от форм дореволюц. рус., укр., груз., азерб. и др. театров. Теоретики Пролеткульта и "Театрального Октября" выдвигали требование отказа от культурного наследия прошлого, отрицали самый принцип преемственности культурного развития, предлагали утопические планы создания новой, порывающей связи с прошлым, сценич. культуры пролетариата. Фетишизировались практика т. н. левого Т., новаторские достижения его драматургов и режисс„ров, а также возникшие в условиях гражд. войны формы массового действа. Все это рассматривалось как единственно возможные исходные пункты дальнейшего развития сов. Т. Действительно, в 20-е гг. "левый" Т. (особенно такие его мастера, как В. Э. Мейерхольд, А. С. Курбас и др.) достиг больших успехов. С "левым" Т. была связана драматургия В. В. Маяковского. Однако уже во время гражданской войны обнаружилось стремление традиционного реалистич. иск-ва к обновлению, к освоению материала новой действительности и активному выражению идей победившей революции. В творчестве Станиславского, Немировича-Данченко, К. А. Марджанишвили, Е. Б. Вахтангова, Хамзы и др.-мастеров Т. и драматургии традиционные формы иск-ва, сложившиеся в проф. и нар. Т., стремительно эволюционировали и вбирали в себя новое содержание. В то же время "левое иск-во" постепенно использовало традиции и неуклонно двигалось к реализму. При этом возникали периоды самодовлеющего формотворчества, усиление тенденций к формализму или, напротив, к натурализму, против к-рых решительно выступала Коммунистическая партия. направлявшая развитие Т. В иск-ве сов. Т. на раннем этапе его становления проявились и враждебные принципам интернационализма тенденции великодержавного шовинизма и бурж. национализма. Партия, к-рая настойчиво вела борьбу как против великодержавного шовинизма, так и бурж. национализма, утверждала в иск-ве Т. идеи подлинного интернационализма, взаимного обогащения братских театр. культур. К сер. 20-х гг. трудности первого этапа развития сов. Т. были успешно преодолены. Многонац. сов. сценич. иск-во овладевало всеми богатствами классич. наследия, осваивало принципы социалистич. реализма. На сцену Т. вышел новый герой - коммунист, боец революции и гражд. войны. В таких спектаклях сов. Т., как "Виринея" Сейфуллиной и Правдухина, "Разлом" Лаврен„ва (Т-р им. Вахтангова), "97" Кулиша (Т-р им. Франко), "Бронепоезд 14-69" (МХАТ), "Шторм" (Т-р им. МГСПС), "Любовь Яровая" (Малый т-р) и др., образ героя революции был проникнут высоким гуманизмом. Т. выполнял воспитательную функцию, становился школой подлинной нравственности, славил смелость, верность гражд. долгу, являл зрителям конкретные примеры благородного поведения, доблести, достоинства человека. В сов. Т. впервые получила художеств. разрешение проблема взаимоотношений индивидуума и массы, героя и народа, и герой выступал как последовательный выразитель общенар. интересов. К сер. 30-х гг. раскрылось вс„ разнообразие художеств. направлений сов. т-ра, развивавшихся в тесном взаимодействии, обогащавших друг друга в творческом соревновании. В сов. т-ре этого времени происходило утверждение метода социалистич. реализма, развивались разл. художеств. стили и манеры, определявшие широту возможностей сов. иск-ва. Психологич. камерная драматургия, представленная А. Н. Афиногеновым и др., соседствовала с тенденцией широкого эпического драматич. изложения в творчестве драматургов Н. Ф. Погодина, В. В. Вишневского. Режисс„рское иск-во было в это время представлено именами К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова. Каждый из этих художников был создателем самостоятельного театр. направления, каждый из них возглавлял т-р со своей особой творч. программой, у каждого из них были свои последователи в Сов. Союзе и за рубежом. В эти же годы завершается творч. формирование второго поколения сов. режисс„ров: Р. Н. Симонов, А. Д. Попов, Ю. А. Завадский, Н. П. Акимов, А. Д. Дикий, А. М. Лобанов, Н. П. Охлопков, М. М. Крушельницкий и др. Для творчества этих режисс„ров характерно стремление переработать и органически усвоить опыт разл. художеств. течений. Тенденция к синтезу разл. художеств. достижений сов. театр. культуры характерна не только для сов. режиссуры 30-х гг., но и для акт„рского иск-ва этого периода. На подмостках сов. Т. 30-х гг. выступали представители разл. театр. поколений и разл. исполнительских стилей: от старшего поколения Малого и Художественного т-ров - А. А. Остужев, П. М. Садовский, В. Н. Рыжова, В. Н. Пашенная, В. О. Массалитинова, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова-до молодых артистов, воспитанных в сов. годы: Н. П. Хмел„в, Б. Г. Добронравов, А. К. Тарасова, М. И. Бабанова, М. Ф. Астангов, Д. Н. Орлов, Б. В. Щукин, Р. Н. Симонов, Ц. Л. Мансурова, А. М. Бучма, Н. М. Ужвий, Г. П. Глебов, А. А. Хорава, Р. Нерсесян и др. Наряду с акт„рами психологич. школы выступали эксцентрич. акт„ры - И. В. Ильинский, С. А. Мартинсон, Э. П. Гарин, Ю. С. Глизер и др. В творчестве акт„ров нового поколения, как и в режисс„рском творчестве, наблюдается тенденция к органич. соединению при„мов разных школ. В то же время иск-во сов. акт„ров и режисс„ров объединено единой партийной идейной направленностью, стремлением служить интересам народа, отражать насущные проблемы его жизни, активно воздействовать на эстетич. воспитание трудящихся масс. Тематич. диапазон сов. Т. из года в год расширялся. Небывалое в мировом сценич. иск-ве развитие получила в сов. Т. 30-х гг. тема созидательного творч. труда, в разл. аспектах раскрытая драматургами А. Н. Афиногеновым, Н. Ф. Погодиным, Дж. Джа-барлы, Н. Г. Кулишом, И. А. Кочергой и др. и в постановках их драм и комедий. Характерная для раннего этапа развития сов. Т. гегемония режисс„ра-постановщика постепенно уступила место гармонич. слиянию талантов драматурга, режисс„ра и акт„ра в создании единого художеств. целого - спектакля, как творения коллективного иск-ва Т., выражающего идеи, волнующие весь сов. народ. Важным этапом истории сов. Т. было создание в 1937 сценич. образа Страницы: «« « 2220 2221 2222 2223 2224 2225 2226 2227 2228 2229 2230 2231 2232 2233 2234 2235 2236 2237 2238 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |