Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2218 2219 2220 2221 2222 2223 2224 2225 2226 2227 2228 2229 2230 2231 2232 2233 2234 2235 2236 » »» в ходе к-рого выносится нравственный приговор как отдельным историч. лицам, так и целым народам. Др. форма документальной драмы связана с лирич. исповедью автора (напр., "Милый лжец" Килти, "После грехопадения" Миллера). Однако за рубежом бурж. коммерч. т-ры далеки от прогрессивных идей эпохи, ставят развлекательные, легковесные пьесы. Наиболее передовые в послевоенном западном Т. тенденции связаны с разл. формами движения народных т-ров. ТНП (Т-р насиональ попюлер) под рук. Ж. Вилара привл„к широкого зрителя исполнением классич. произв., антифашистских, антивоенных пьес и возглавил движение за демократизацию франц. Т. Возникшие вслед за ТНП т-ры парижских рабочих предместий и провинциальные театр. "центры" расширили зрительскую аудиторию и повели борьбу за серь„зный, эстетически и гражданственно значимый репертуар. Нар. т-ры выработали новые принципы трактовки классич. произведений и открыли путь многим произведениям совр. авторов. Среди наиболее значительных нар. т-ров, способствовавших реформе организационной структуры Т., режисс„рского и исполнительского иск-ва, а иногда и репертуара: в Англии- т-ры "Уоркшоп", "Мермейд", в Италии - т-р Э. Д Филиппе, миланский "Пикколо-театр", в Греции - Греч. нар. т-р под рук. М. Катракиса, нек-рые т. н. внебродвейские т-ры в Нью-Йорке и др. Одна из форм демократизации Т.- устройство фестивалей, чаще всего на открытом воздухе или же в помещении, рассчитанном на массовую аудиторию (фестивали в Авиньоне и др.). После 2-й мировой войны в ряды передовых европ. т-ров вступают коллективы стран социалистич. лагеря, вставшие на путь социалистич. реализма, развивающие прогрессивные нац. традиции. Среди выдающихся деятелей Т. этих стран - А. Шифман, Э. Ак-сер, Э. Верциньский, К. Скушанка, Л. Рене, А. Ха-нушкевич (Польша), И. Гонзль (Чехословакия), Т. Майор, Э. Геллерт (Венгрия), М. Гелертер, И. Саву (Румыния) и др. Происходит становление театр. иск-ва молодых стран, вступающих в борьбу за сво„ нац. освобождение и социальное преобразование (т-ры стран Африки, Ближнего Востока и др.). Новые формы сценич. реализма, новые выразительные средства возникают как развитие завоеваний драмы и режиссуры нач. 20 в. (Станиславский, Рейнхардт, Копо, Мейерхольд, Таиров и др.). Эти формы разрабатывают в своих спектаклях Ж. Вилар, Ж. Л. Барро, А. Барсак, Р. Планшон, П. Брук, Т. Ричардсон, Дж. Литлвуд, П. Холл, Т. Гатри, Э. Казан и др. Высокого развития достигло акт„рское иск-во, представленное именами Л. Оливье, В. Ли, Дж. Гилгуда, Ч. Лотона, П. Скофилда, Ж. Филипа, Вилара, Барро и др. Большое влияние на совр. зап. режиссуру и сценич. иск-во оказывает творчествоБрехта. Деятели Т. смело расширяют границы сце-нич. условности, стремятся к идейной целенаправленности спектакля, большей образности, метафоричности, „мкости сценич. языка; в акт„рском иск-ве усиливается интеллектуальное начало. Акт„р становится мастером острого словесного поединка и пластич. метафоры, его психологич. задачи усложняются, одновременно возрастает напряж„нность внутр. действия, публицистичность акт„рского иск-ва. В России, как и в др. странах, истоки Т. связаны с древнейшими нар. обрядами и играми. К 11 в. относится первое упоминание о скоморохах, бродячих нар. акт„рах. В 16-17 вв.происходит расцвет нар. драмы, большую популярность приобретает театр Петрушки. Сходный процесс развития Т. происходил у укр. и др. народов, населявших Россию. В 17-18 вв. в России появился школьный Т., способствовавший возникновению письменной драматургии на библейские и историч. темы, перекликающиеся с событиями совр. жизни (Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович). В интермедиях - бытовых комедийно-сатирич. сценках - нашли преломление традиции нар. Т. Тогда же зарождается придворный Т. В конце 18 в. получили распространение крепостные Т., где в качестве акт„ров, музыкантов, художников выступали крепостные крестьяне. Характерные черты дворянской культуры сталкивались в крепостном Т. с реалистич. тенденциями, свойственными нар. творчеству, со стремлением исполнителей к эмоциональной игре, искренности переживания. Потребность в нац. Т. определила развитие рус. драматургии, формировавшейся в сер. 18 в. в русле просветительского классицизма. Возникают рус. публичные Т. при учебных заведениях (в Петербурге при Шляхетном корпусе, в Москве при Университете, Воспитательном доме). Из любительских, закрытых эти Т. перерастали в постоянные, государственные; их состав пополнялся участниками любительских и полупрофессиональных трупп (ярославская труппа Ф. Г. Волкова и др.), акт„рами крепостных Т. В рус. Т. 2-й пол. 18 в. ярко выявились прогрессивные кри-тич. и реалистич. тенденции. В творчестве крупных акт„ров - Ф. Г. Волкова, И. А. Дмитревского и др., нашли выражение просветительские, гражданственные мотивы классицизма (трагедии А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина) и сентиментализма. Утверждение "разумных" норм общественной жизни, защита естественных прав личности перерастали в горячую защиту человека и обусловливали интерес исполнителей к раскрытию эмоционального мира героев. Прогрессивная, антикрепостнич. направленность творчества Н. И. Новикова, А. Н. Радищевабольшое влияние на формирование реалистич. направления в Т. Постановки комич. опер, бытовых комедий П. А. Плавиль-щикова, В. И. Лукина и в особенности сатирич. комедий Д. И. Фонвизина, В. В. Капниста способствовали утверждению в акт„рском иск-ве принципов реалистич. типизации. Важнейшее значение в развитии рус. Т., как и всей рус. культуры в целом, имел период обществ, подъ„ма (1812-25), связанного с победоносным завершением Отечеств, войны 1812, ростом нац. самосознания рус. народа и развитием движения дворянских революционеров-декабристов. В эти годы в драматургии и Т. складывается направление прогрессивного романтизма, утверждавшее принципы самобытности рус. иск-ва, его высокой идейности, народности и историзма. Романтики начали борьбу против традиций, мешавших дальнейшему развитию нац. I. Творчество крупнейших рус. акт„ров нач. 19 в.-А. С. Яковлева, Е. С. Сем„новой знаменовало освобождение от устаревших канонов, обогащение идейного и эмоционального содержания образа. В 20-е гг. велир:ие рус. писатели Грибоедов, Пушкин создали реалистич. драму, разработали метод социальной и психологич. типизации, утвердили тесную связь Т. с освободительным, антикрепостнич. движением. В 30-40-е гг. 19 в. Т. заметно демократизируется по репертуару, стилю игры и составу своих зрителей. На сцене ставятся сатирич. комедии Гоголя, в репертуар входят произв. Грибоедова, Пушкина. Прогрессивная критика во главе с Белинским и Герценом способствовала дальнейшему развитию в Т. принципов демократии, идейности и реализма. Стремление к Страницы: «« « 2218 2219 2220 2221 2222 2223 2224 2225 2226 2227 2228 2229 2230 2231 2232 2233 2234 2235 2236 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |