Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2218   2219   2220   2221   2222   2223   2224   2225   2226  2227   2228   2229   2230   2231   2232   2233   2234   2235   2236  » »»

в ходе к-рого выносится нравственный  приговор  как  отдельным  историч.
лицам, так и целым народам. Др. форма  документальной  драмы  связана  с
лирич. исповедью автора (напр., "Милый лжец" Килти, "После грехопадения"
Миллера). Однако за рубежом бурж. коммерч. т-ры далеки от  прогрессивных
идей  эпохи,  ставят  развлекательные,   легковесные   пьесы.   Наиболее
передовые в послевоенном западном Т. тенденции связаны с  разл.  формами
движения народных т-ров. ТНП (Т-р насиональ попюлер) под рук. Ж.  Вилара
привл„к широкого зрителя исполнением классич.  произв.,  антифашистских,
антивоенных пьес  и  возглавил  движение  за  демократизацию  франц.  Т.
Возникшие  вслед  за   ТНП   т-ры   парижских   рабочих   предместий   и
провинциальные театр. "центры" расширили зрительскую аудиторию и  повели
борьбу за серь„зный, эстетически и  гражданственно  значимый  репертуар.
Нар. т-ры выработали новые принципы трактовки  классич.  произведений  и
открыли  путь  многим  произведениям  совр.  авторов.   Среди   наиболее
значительных  нар.  т-ров,  способствовавших   реформе   организационной
структуры Т.,  режисс„рского  и  исполнительского  иск-ва,  а  иногда  и
репертуара: в Англии- т-ры "Уоркшоп", "Мермейд", в Италии  -  т-р  Э.  Д
Филиппе, миланский "Пикколо-театр", в Греции - Греч. нар. т-р  под  рук.
М. Катракиса, нек-рые т. н. внебродвейские т-ры в Нью-Йорке и др.
   Одна из форм демократизации Т.- устройство фестивалей, чаще всего  на
открытом воздухе или же в помещении, рассчитанном на массовую  аудиторию
(фестивали в Авиньоне и др.).
   После 2-й мировой  войны  в  ряды  передовых  европ.  т-ров  вступают
коллективы стран социалистич.  лагеря,  вставшие  на  путь  социалистич.
реализма, развивающие  прогрессивные  нац.  традиции.  Среди  выдающихся
деятелей Т. этих стран -  А.  Шифман,  Э.  Ак-сер,  Э.  Верциньский,  К.
Скушанка, Л. Рене, А. Ха-нушкевич (Польша), И. Гонзль (Чехословакия), Т.
Майор, Э. Геллерт (Венгрия), М. Гелертер, И. Саву (Румыния) и др.
   Происходит становление театр.  иск-ва  молодых  стран,  вступающих  в
борьбу за сво„ нац. освобождение и социальное преобразование (т-ры стран
Африки, Ближнего Востока и др.).
   Новые формы сценич. реализма, новые выразительные средства  возникают
как развитие завоеваний драмы и режиссуры  нач.  20  в.  (Станиславский,
Рейнхардт, Копо, Мейерхольд, Таиров и др.). Эти  формы  разрабатывают  в
своих спектаклях Ж. Вилар, Ж. Л. Барро, А. Барсак, Р. Планшон, П.  Брук,
Т. Ричардсон, Дж. Литлвуд, П. Холл, Т. Гатри, Э. Казан  и  др.  Высокого
развития достигло акт„рское иск-во, представленное именами Л. Оливье, В.
Ли, Дж. Гилгуда, Ч. Лотона, П. Скофилда, Ж. Филипа, Вилара, Барро и  др.
Большое влияние на совр.  зап.  режиссуру  и  сценич.  иск-во  оказывает
творчествоБрехта.  Деятели   Т.   смело   расширяют   границы   сце-нич.
условности, стремятся к идейной  целенаправленности  спектакля,  большей
образности, метафоричности, „мкости сценич. языка;  в  акт„рском  иск-ве
усиливается интеллектуальное начало. Акт„р становится  мастером  острого
словесного  поединка  и  пластич.  метафоры,  его   психологич.   задачи
усложняются,  одновременно  возрастает  напряж„нность  внутр.  действия,
публицистичность акт„рского иск-ва.
   В России, как и в др. странах, истоки Т. связаны с  древнейшими  нар.
обрядами и играми. К 11 в. относится  первое  упоминание  о  скоморохах,
бродячих нар. акт„рах. В 16-17 вв.происходит расцвет нар. драмы, большую
популярность приобретает театр Петрушки.  Сходный  процесс  развития  Т.
происходил у укр. и др. народов, населявших Россию. В 17-18 вв. в России
появился  школьный   Т.,   способствовавший   возникновению   письменной
драматургии на библейские и историч. темы, перекликающиеся  с  событиями
совр. жизни  (Симеон  Полоцкий,  Феофан  Прокопович).  В  интермедиях  -
бытовых комедийно-сатирич. сценках - нашли преломление традиции нар.  Т.
Тогда  же  зарождается  придворный   Т.   В   конце   18   в.   получили
распространение крепостные  Т.,  где  в  качестве  акт„ров,  музыкантов,
художников выступали крепостные крестьяне. Характерные черты  дворянской
культуры  сталкивались  в  крепостном  Т.  с   реалистич.   тенденциями,
свойственными   нар.   творчеству,   со   стремлением   исполнителей   к
эмоциональной игре, искренности переживания.
   Потребность  в  нац.  Т.  определила   развитие   рус.   драматургии,
формировавшейся в сер. 18  в.  в  русле  просветительского  классицизма.
Возникают рус. публичные Т. при учебных  заведениях  (в  Петербурге  при
Шляхетном корпусе, в Москве при Университете, Воспитательном  доме).  Из
любительских, закрытых эти Т. перерастали в постоянные, государственные;
их состав пополнялся  участниками  любительских  и  полупрофессиональных
трупп (ярославская труппа Ф. Г. Волкова и др.), акт„рами крепостных Т. В
рус.  Т.  2-й  пол.  18  в.  ярко  выявились  прогрессивные  кри-тич.  и
реалистич. тенденции. В творчестве крупных акт„ров - Ф. Г.  Волкова,  И.
А. Дмитревского и др., нашли выражение просветительские, гражданственные
мотивы классицизма  (трагедии  А.  П.  Сумарокова,  Я.  Б.  Княжнина)  и
сентиментализма. Утверждение "разумных" норм общественной жизни,  защита
естественных прав личности  перерастали  в  горячую  защиту  человека  и
обусловливали  интерес  исполнителей  к  раскрытию  эмоционального  мира
героев. Прогрессивная, антикрепостнич. направленность творчества  Н.  И.
Новикова, А. Н. Радищевабольшое влияние на формирование реалистич. направления в  Т.  Постановки
комич. опер, бытовых комедий П. А. Плавиль-щикова,  В.  И.  Лукина  и  в
особенности  сатирич.  комедий  Д.  И.   Фонвизина,   В.   В.   Капниста
способствовали  утверждению  в  акт„рском  иск-ве  принципов  реалистич.
типизации.
   Важнейшее значение в развитии рус. Т., как и  всей  рус.  культуры  в
целом, имел период обществ, подъ„ма (1812-25), связанного с победоносным
завершением Отечеств, войны 1812, ростом нац. самосознания рус. народа и
развитием движения дворянских революционеров-декабристов. В эти  годы  в
драматургии и Т.  складывается  направление  прогрессивного  романтизма,
утверждавшее принципы самобытности рус. иск-ва, его  высокой  идейности,
народности  и  историзма.  Романтики  начали  борьбу  против   традиций,
мешавших дальнейшему развитию нац. I. Творчество крупнейших рус. акт„ров
нач. 19 в.-А. С. Яковлева, Е. С. Сем„новой знаменовало  освобождение  от
устаревших канонов,  обогащение  идейного  и  эмоционального  содержания
образа. В 20-е гг. велир:ие  рус.  писатели  Грибоедов,  Пушкин  создали
реалистич. драму, разработали метод социальной и психологич.  типизации,
утвердили тесную связь Т. с освободительным, антикрепостнич.  движением.
В 30-40-е гг. 19 в. Т. заметно демократизируется  по  репертуару,  стилю
игры и составу  своих  зрителей.  На  сцене  ставятся  сатирич.  комедии
Гоголя, в репертуар входят произв.  Грибоедова,  Пушкина.  Прогрессивная
критика во главе  с  Белинским  и  Герценом  способствовала  дальнейшему
развитию в Т. принципов демократии, идейности и реализма.  Стремление  к

Страницы: «« « 2218   2219   2220   2221   2222   2223   2224   2225   2226  2227   2228   2229   2230   2231   2232   2233   2234   2235   2236  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия