Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2221   2222   2223   2224   2225   2226   2227   2228   2229  2230   2231   2232   2233   2234   2235   2236   2237   2238   2239  » »»

Ленина (Б. В. Щукин и М. М. Штраух).
   Сов. Т. достиг в 20-30-е гг. больших  успехов  в  сценич.  воплощении
образов классики.  Гоголь,  Островский,  Толстой,  Чехов,  Горький  были
неисчерпаемыми источниками творч. вдохновения для режисс„ров  и  акт„ров
всех сов. народов. Особое значение обрели постановки трагедий  Шекспира,
осуществл„нные в  т-рах  почти  всех  народов  страны.  В  шекспировских
спектаклях сов. Т. наиболее рельефно  выступили  такие  свойства  иск-ва
социалистич.  реализма,  как  его   гуманизм,   обнаружились   богатство
режисс„рских    и    акт„рских     талантов,     разнообразие     творч.
индивидуальностей. Ведущее место в театр. жизни конца 30 - нач. 40-х гг.
занимал  МХАТ,  в  к-ром  возможности   иск-ва   социалистич.   реализма
воплощались с наибольшей полнотой.
   В это время сов. Т. в целом достиг огромных художеств.  высот,  к-рые
имели большое значение для развития  сов.  и  мирового  сценич.  иск-ва.
Одновременно во 2-й пол. 30-х гг. порой проявлялись крайности  в  оценке
различных явлений  сценич.  иск-ва,  приводивших  в  нек-рых  случаях  к
необоснованным политическим обвинениям (творчество В. Э. Мейерхольда, А.
С. Курбаса, А. Ахметели и др.).
   В годы Великой Отечеств, войны многонац. сов. Т.,  как  и  весь  сов.
народ, направил свои творч. силы на борьбу против фашистского нашествия.
В воен. годы с огромной силой проявились свойственный  сов.  Т.  героич.
пафос, патриотич. дух, глубокая связь с народом.
   После войны в некоторых спектаклях получили преобладание  парадность,
иллюстративность, приукрашивание действительности,  однообразие  средств
сценической выразительности. Ложная "теория" бесконфликтности  приводила
к одностороннему изображению жизни. Но и в эти годы,  вопреки  указанным
отрицательным тенденциям, многие мастера советского Т. создавали  яркие,
самобытные, эмоционально богатые сценические произведения, доказывая тем
самым жизнеспособность советского Т., его  верность  принципам  высокого
искусства.
   В сер. 50-х гг. партия восстановила ленинские нормы  во  всех  сферах
обществ, жизни страны, в т. ч. и в сценич.  иск-ве.  Метод  социалистич.
реализма, дающий  полный  простор  творчеству  художников  самых  разных
индивидуальностей и обеспечивающий свободу разнообразных исканий,  вновь
в  полной  мере  стал  мощным   стимулом   развития   многонационального
советского Т.
   Сов. Т. отражает многообразные направления творч.  мысли,  интенсивно
развивая творч. идеи Станиславского, Немиро вича-Данченко,  Мейерхольда,
Б. Брехта,  Е.  Б.  Вахтангова.  Традиции,  сложившиеся  наразвития   сов.   Т.,   обогащаются   при   соприкосновении   с    новой
действительностью. Репертуарный диапазон сов.  Т.  безграничен.  В  него
входят  античные  трагедии,  жизнерадостные   комедии,   философские   и
психологич. драмы,  пьесы,  посв.  актуальным  проблемам  современности,
документальные драмы, композиции по произв. совр. сов. поэтов и т. п. На
сценах т-ров широко ставятся произв. К. М. Симонова, Л. М.  Леонова,  А.
Н. Арбузова, В. С. Розова, А. М. Володина, Л. Г. Зорина, А.  П.  Штейна,
А. В. Софронова и др. Разнородна и стилевая природа сов. спектаклей - от
ярко зрелищных, героико-эпич., публицистически заостр„нных представлений
до постановок, отмеченных изящной  театральностью  решений,  спектаклей,
проникнутых лиризмом, пристальным вниманием  к  характеру,  внутр.  миру
человека,  отличающихся   скромностью   внешнего   рисунка,   сдержанной
простотой формы. В 50-60-е гг. наряду с крупнейшими мастерами сов.  т-ра
- Ю. А. Завадский, Н. П. Охлопков, ?. ?. Кедров, Р. Н.  Симонов,  Н.  П.
Акимов, В. Аджемян, К.  Ирд,  Э.  Смилгис  и  др.,  завоевали  признание
режисс„ры нового поколения - В.  Н.  Плучек,  Б.  И.  Равенских,  Б.  А.
Львов-Анохин, В. X. Пансо, М. И. Туманишвили.  В  этот  период  возникли
новые театр. коллективы - т-р "Современник" (реж. О. Н. Ефремов),  Театр
драмы и комедии на Таганке (реж. Ю. П. Любимов) и др. Живая связь лучших
традиций  реалистич.  режиссуры  30-х  гг.  с   новыми   тенденциями   в
постановочном иск-ве  наиболее  полно  проявилась  в  творчестве  Г.  А.
Товстоногова. При всем различии, богатстве разных творч.  направлений  в
сов.   Т.   ему   'свойственны   единство,    цельность,    определяемые
основополагающими  принципами   социалистич.   реализма,-   исторический
оптимизм, взгляд на  прошлое  и  на  современность  с  точки  зрения  их
поступательного  развития,  гуманизм,   стремление   средствами   иск-ва
способствовать утверждению коммунистич. идеалов.
   Основополагающим принципом советского  Т.,  как  и  всего  советского
иск-ва,  оста„тся   ленинский   принцип   партийности.   Театр.   иск-во
непосредственно связано с  задачами  революц.  преобразования  жизни.  В
классовом обществе Т. пропагандирует идеи тех или иных классовых групп и
используется как орудие  в  борьбе  классов.  Сов.  Т.  выражает  высшие
интересы   социалистич.   общества   -   рабочего   класса,   колхозного
крестьянства, советской интеллигенции. У него нет иных интересов,  кроме
интересов народа, сов. государства. Т. становится провозвестником новой,
коммунистич. морали. Сила сов. Т. в его прямой связи  с  освободительной
борьбой всего прогрессивного человечества. Он является помощником партии
в борьбе за воплощение в жизнь идей коммунизма.
   Лучшие произведения сов. Т. глубоко народны, они рассматривают  народ
как движущую силу истории, выражают его устремления.
   Народность Т. основана на морально-политич. единстве  сов.  общества.
Т. раскрывает в сценич. образах лучшие качества характера сов. человека,
его духовное богатство.
   Выражая в сво„м творчестве передовые коммунистич. идеи, прогрессивные
художеств. принципы, сов. Т. выступает против  реакционных  тенденций  в
общественной жизни, против искусства, игнорирующего социальные интересы.
Сов. Т. присущи  высокая  коммунистич.  идейность,  ясность  и  ч„ткость
интерпретации социальных мотивов в  произв.  драматургии,  стремление  к
выразительности и законченности сценич.  формы,  к  гармонич.  сочетанию
предельной  конкретности  в  раскрытии  психологии  человека  с  большим
масштабом и широтой идейных обобщений.
   Благотворным для  сов.  Т.  явилось  расширение  творч.  контактов  с
мастерами сценич. иск-ва Запада  и  Востока,  знакомство  с  творчеством
зарубежных прогрессивных т-ров, обогащение  репертуара  лучшими  пьесами
передовых писателей мира. В свою очередь,  сов.  Т.  оказывает  активное
воздействие  на  развитие  сценич.  иск-ва  социалистич.  стран   и   на
творчество прогрессивных мастеров Т. в капиталистич. странах.
   Г. Р. (теоретич. раздел, русский т-р), ?. ?. и Б.З.  (западный  т-р),
К. Р. (советский т-р).
   "ТЕАТР" -сов. ежемесячный  иллюстрированный  журнал.  Начал  выходить
вместо журн. "Театр и драматургия" (1933-36). Изд. в Москве  с  1937  по

Страницы: «« « 2221   2222   2223   2224   2225   2226   2227   2228   2229  2230   2231   2232   2233   2234   2235   2236   2237   2238   2239  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия