Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2214   2215   2216   2217   2218   2219   2220   2221   2222  2223   2224   2225   2226   2227   2228   2229   2230   2231   2232  » »»

с своей стороны,- не чужая зрителю: она переносит его не дальше"  как  в
его собственное сердце. Сцена всегда современна зрителю..." ("Капризы  и
раздумье", см. Собр. соч., т. 2, 1954, с. 51).  Воспринимая  впечатления
от спектакля, зритель ощущает себя частью коллектива, живущего  широкими
общественными интересами. Т. способствует усилению  в  человеке  чувства
связи с другими людьми, обществом,  народом.  Т.  органически  связан  с
общим развитием художеств. культуры народа и нес„т т себе печать е„ нац.
своеобразия. Особенности историч. развития  народа,  его  быта,  нравов,
психич. склада способствовали формированию разл. театр. систем. Наряду с
европейским Т., оказывающим влияние на театр. иск-во  многих  стран  др.
континентов, существует древнейшая культура восточного Т. (см. Индийский
театр и драматургия. Китайская драматургия и театр.  Японский  театр)  и
множество самобытных форм театр. иск-ва разл. стран и народов, в  т.  ч.
народов  Америки,  Африки,  Океании  и  др.  (см.   Африканский   театр.
Аргентинский театр  и  драматургия.  Бразильский  театр  и  драматургия,
Мексиканский театр и драматургия. Чилийский театр и драматургия).
   Самобытность  театр.  творчества  народа   проявляется   в   создании
специфич. форм и жанров Т., осн. на разработке разл. средств  и  методов
художеств. обобщения, на отборе и систематизации разл. при„мов акт„рской
игры,  принципов  оформления  спектакля  (см.  Декорационное  искусство)
устройства  сценич.  площадки  (см.  Сцена,  Устройство  сцены)  и   пр.
Устойчивость  театр.  систем  основана  на  стойкости   идей-но-эстетич.
традиций, навыков художеств. восприятия.
   Исторический очерк. Зарождение Т.  относится  к  глубокой  древности.
Элементы драматич. действия существовали в первобытных трудовых  обрядах
и играх, синтетически объединяясь  в  них  с  песней  и  танцем.  Уже  в
тотемич. плясках ряженье и подражание повадкам животного  отделились  от
трудового процесса и стали предшествовать охоте в качестве  специального
зрелища.   Постепенно   развивались   элементы    образного    отражения
действительности, трудовой опыт получал обобщ„нное выражение  в  иск-ве,
образовался  элементарный,  закрепляемый  в  памяти   сюжет,   появились
исполнители  и  зрители.  С  культом  предков,  сложившимся  в   родовом
обществе,  связан  обряд  преображения  в  образ  умершего  человека.  С
развитием анимизма  в  нар.  игры  и  обряды  вошли  фантастич.  образы,
олицетворяющие  силы  природы.   Явления   окружающей   жизни   и   свою
производственную деятельность человек  стал  изображать  в  виде  борьбы
"добрых" и "злых"  сил.  Смена  времени  года,  посев  и  всходы  зерна,
поэтически выраженные в драматич. мотивах смерти  и  воскресения  героя,
составляли  содержание  древнейших   обрядовых   представлений.   Борьба
"добрых" и "злых" начал персонифицировалась в  столкновении  двух  групп
участников празднества. Зарождение диалога и  усиление  изобразительного
начала в танце явились  исходным  моментом  развития  драмы.  Богатые  и
разнообразные формы зрелищ были созданы в странах Др. Востока, в  Индии,
Китае, Японии, Индонезии и  др.  Связанные  своим  содержанием  с  эпич.
формами нар. поэзии, они синтезировали все виды нар. творчества (музыку,
танец, пантомиму) и в  сво„м  дальнейшем  развитии  привели  к  созданию
оригинальной драматургии, своеобразных систем сценич. выразительности.
   Одним  из  важнейших  этапов  развития  Т.   была   театр.   культура
античности. В Др. Греции был создан Т., основанный на нар.  традициях  и
новом гуманистич. сознании. Т. занимал важное  место  в  обществ,  жизни
древнегреч. демократич. городов-государств. Его развитие было неразрывно
связано с расцветом греч. драмы (драматургия Эсхила, Софокла, Еврипида и
Аристофана). Спектакли греч.  Т.,  являвшиеся  частью  нар.  празднеств,
устраиваемых государством, откликались  на  важнейшие  вопросы  обществ,
жизни. В них создавались патетич. образы легендарных героев, воплощавшие
обществ, идеалы  своего  времени  (в  трагедиях),  или  ярко  выраженные
карикатурные типы, зло обличавшие пороки совр.  общества  (в  комедиях).
Спектакли  разыгрывались,  помимо   профессиональных   акт„ров,   самими
гражданами - участниками хора. Они исполнялись на открытом  воздухе  для
многих  тысяч  зрителей.  В  Др.  Греции  были  созданы  первые   театр.
сооружения, появились театр. машины и элементы декорационного оформления
спектакля (см. Древнегреческий театр).
   Традиции греч. театр. культуры нашли развитие в Т. Др. Рима, где  они
приобрели черты, определяемые особенностями римской общественной  жизни.
Комедии, созданные драматургами Плавтом и  Теренцием,  утверждали  новую
обществ, идеологию. В римском Т. получила преобладание зрелищная сторона
спектакля, совершенствовалась постановочная техника (см.  Древ-неримский
театр).
   Развитие Т. в ср. века в Зап. Европе определялось борьбой  реалистич.
и демократич. тенденций нар.  иск-ва  с  религиозно-мистич.  идеологией,
насаждавшейся феодалами и церковью. Нар. Т. зародился как самодеятельное
творчество сел. и гор. масс. С 11 в., в связи с ростом городов, началась
профессионализация  исполнительского  иск-ва;  появились  нар.  бродячие
акт„ры - жонгл„ры. Религиозное  направление  в  средневековом  Т.  бер„т
начало от литургич. драмы, исполнявшейся как часть церковной  службы.  В
13- 15 вв. возникли разл. жанры религиозных представлений, исполнявшихся
вне церкви; в них стихийно проникали реалистич. элементы (см.  Мистерия,
Миракль). В 14-16 вв. во Франции и других странах получил развитие  фарс
- наиболее демократич.  жанр  средневекового  Т.  Авторы  и  исполнители
фарсов воспроизводили реальные картины быта  и  нравов  своего  времени.
Представления были динамичны, насыщены острой  сатирой,  жизнерадостным,
сочным  нар.  юмором,  находившими  выражение  в  при„мах  гиперболы   и
буффонады.
   Т. высокого гуманизма и совершенных  художеств.  форм  был  создан  в
период  Возрождения,  в  эпоху  величайшего  прогрессивного  переворота.
Театр. иск-во этой эпохи испытывало  значительное  воздействие  античной
драматургии, теории драмы (Аристотель,  Гораций)  и  театр.  архитектуры
(Витрувий); в то  же  время  в  н„м  сохранялись  и  развивались  лучшие
традиции  нац.  нар.  творчества.  Наиболее  яркого  расцвета  в   эпоху
Возрождения Т. достиг в Италии, Испании и Англии. Развитие итал.  Т.  16
в. связано с возникновением драматургии нового типа, формировавшейся под
воздействием античной драмы. Однако произв. итал. гуманистов были далеки
от массового зрителя и редко ставились на  сцене.  Новой  формой  театр.
иск-ва этого периода явилась  коме-дия  делъ  арте,  характеризовавшаяся
использованием метода импровизации, созданием постоянных типов-масок.  В
представлениях комедии дель арте  складывался  ансамбль,  основанный  на
принципе   коллективности   акт„рского   творчества.    Но    отсутствие
драматургич.  текста,  заменяемого  сценарием,  ограничивало  содержание
спектаклей сюжетными  схемами,  а  обрисовку  характера  -  обозначением
типовых черт персонажа.

Страницы: «« « 2214   2215   2216   2217   2218   2219   2220   2221   2222  2223   2224   2225   2226   2227   2228   2229   2230   2231   2232  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия