Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2208   2209   2210   2211   2212   2213   2214   2215   2216  2217   2218   2219   2220   2221   2222   2223   2224   2225   2226  » »»

1939).
   В Т. работают также (1967): узб. филармония (1936), в составе к-рой -
симфонический оркестр,  оркестр  нар.  инструментов,  ансамбль  песни  и
танцев, хоровая капелла, струнный квартет, эстрадный оркестр,  татар,  и
хореографич. ансамбли, рус. эстрадный т-р. В Т. работают  также  госцирк
(1918), республиканский Дом нар. творчества (1933), дворцы культуры (4),
дома культуры (7), клубы (50), Дом Сов. Армии, коллективы театр. и  муз.
самодеятельности, 2 нар. т-ра (при з-де "Ташсельмаш" и оперный  т-р  при
клубе медработников).
   В Т. имеются Ин-т искусствознания им. Хамзы,  занимающийся  изучением
истории и теории т-ра, изобразительного  иск-ва,  кино,  музыки  (1928),
Театр.-художественный  ин-т  им.   Островского   (1945)   с   акт„рским,
режисс„рским, театроведческим и декоративно-художественным факультетами.
Консерватория (1936), муз. уч-ще и школы, хореографич. уч-ще (1933).  В.
Д.
   ТАШКЕНТСКИЙ РУССКИЙ ТЕАТР (Ташкентский  русский  драматический  театр
им. М. Горького). Открылся  в  Ташкенте  22  окт.  1934  пьесой  Славина
"Интервенция". В труппу входили:  реж.-В.  А.  Чиркин,  Е.  А.  Простов,
акт„ры - А. С. Загаров, Е. Л. Ленина, А. М.  Шеста-ков,  Н.  С.  Фирсов,
позднее - О. И. Андреева,  О.  И.  Герасимова,  П.  С.  Давыдов,  Г.  Н.
Загурская, 3. А. Радецкая, А. П. Розанцев и др. Одним из организаторов и
первым директором т-ра был М. К. Вул-конский. Осн. внимание  т-р  уделял
пьесам сов. авторов: "Бойцы" Ромашова,  "Платон  Кречет";  "Аристократы"
Погодина (все в 1935), "Дал„кое" (1936), "Машенька" (1941)  Афиногенова,
"Разлом" (1937), "Беспокойная старость", "Любовь Яровая" (оба  в  1938),
"Оптимистическая трагедия" (1939), "Человек с ружь„м" (1940).  На  сцене
т-ра ставились произв.  классич.  драматургии:  "Горе  от  ума"  (1934);
"Борис Годунов" Пушкина (1935), "Бесприданница" (1936), "Безумный  день,
или Женитьба Фигаро"  (1936),  "Отелло"  (1937),  "Гроза"  (1937),  "Три
сестры" (1941). Большое значение в творч.  истории  т-ра  сыграли  пост.
пьес Горького: "На дне" и "Враги" (1936), "Мещане"  и  "Егор  Булычев  и
другие" (1938), "Последние" (1939), "Дети солнца" (1941). В 30-е гг.  на
сцене т-ра осуществлены пост. пьес неск. узб.  драматургов:  "Предатели"
Фатхуллина (1939) и "Бай и батрак" Хамзы (1939).
   В годы войны пост.  спектакли:  "Батальон  ид„т  на  Запад"  Мдивани,
"Накануне" Афиногенова,  "Русские  люди",  "Нашествие";  "Олеко  Дундич"
Ржешев-ского и Каца,"Генерал Брусилов" Сельвинского.
   Важнейшие темы современности отражал  и  репертуар  последующих  лет:
"Калиновая роща" Корней-.чука (1950),  "Свадьба  с  приданым"  Дьяконова
(1951), "Кто сме„тся последним" Крапивы (1954), "Настоящий  человек"  по
Полевому (1954), "В добрый час!" (1955),  "В  поисках  радости"  (1958),
"Неравный бой" (1960) и  "В  день  свадьбы"  (1965)  Розова,  "Искатели"
Гранина
   (1955), "Иркутская история" Арбузова (1960), "Океан"  Штейна  (1961),
"Палата" Ал„шина (1963), "Совесть" Павловой (1964). Теме борьбы  за  мир
посв. спектакли "Русский вопрос" (1947); "Глубокие корни" Гоу  и  Д'Юссо
(1947), "Голос Америки" Лаврен„ва (1950), "Два лагеря" Якобсона  (1952),
"Полк  ид„т"  по  Шолохову  (1965).  Этапными  спектаклями  стали  пост.
пьес-Маяковского "Клоп" (1956), Назыма Хикмета "Первый  день  праздника"
(1954). Т-р работает над пьесами совр. зарубежной  драматургии:  "Земной
рай" Василева (1952), "Три соловья, д. 17" Добричанина
   (1956), "Филумена Мартурано" Де  Филиппе  (1957),  "Каменное  гнездо"
Вуолийоки (1958),"Такая любовь" Когоута (1959).
   Продолжая  работу  над  драматургией  Горького,  т-р  пост.:  "Враги"
(1948), "Егор Булычев  и  другие"  (1950),  "На  дне"  (1955),  "Зыковы"
(1946), "Варвары" (1947), "Дачники" (1952),  "История  пустой  души"  по
роману "Жизнь Клима Самгина"  (1958),  "Яков  Богомолов"  (1962).  Среди
пост. классич. драматургии в 50-60-е гг.:
   "Воскресение" по  Толстому  (1950),  "Укрощение  строптивой"  (1950),
"Трактирщица"  (1951);  "Пигмалион"  Шоу  (1951),  "Ромео  и  Джульетта"
Шекспира (1953), "Месяц в деревне"  Тургенева  (1953),  "Вишн„вый"  сад"
(1954),  "Горячее  сердце"  (1959);  "Преступление   и   наказание"   по
Достоевскому (1960), "Гамлет"  (1961),  "Чайка"  (1964);  "Дом  Бернарды
Альбы" Гарсиа Лорки (1966).
   Значит, вклад в  пропаганду  произв.  узб.  нац.  драматургии  внесли
спектакли "Заря Востока"  Сафарова  (1949),  "Ш„лковое  сюзане"  Каххара
(1952), "Тайны паранджи" (1956) и "Проделки Майсары" Хамзы (1960).
   В 1959 т-р принял участие в декаде узб. иск-ва и литературы в Москве.
В 1962 совершил гастрольную поездку в Москву.
   В т-ре  в  разные  периоды  работали:  реж.-Н.  А.  Бондарев,  Я.  А.
Варшавский, Н. В. Ладыгин, А. П. Ри-даль,  А.  В.  Милославский,  И.  В.
Радун, Ю. С. Иоффе, В. Я. Головчинер, С. Г. Микаэлян,  А.  С.  Михайлов;
худ.- В. В. Роберг, Е.  Д.  Пыжов,  Н.  А.  Ба-чурин;  акт„ры  -  Н.  Д.
Никомаров, Б. Н. Сабуров, В. Л. Извеков, А. И. Степанов, Е.  К.  Злобин,
А. А. Гзовская, В. К. Козлов и др. В 1951-58 и 1960-64 возглавлял т-р А.
О. Гинзбург.
   В труппе т-ра (1966): нар. арт. Узб. ССР -  К.  Г.  Ефремова,  Г.  Н.
Загурская, М. Р. Любанский, М. Ф.  Мансуров,  Н.  Г.  Хачатуров,  Е.  Г.
Яворский; засл. арт. Узб. ССР- П. С. Дроздов, Ф. П. Котельников,  К.  М.
Михайлов; акт„ры - Н. И. Мягкова, Л. С. Колесников, Л. С. Мельникова, П.
И. Мироненко, В. А. Русинов и др. Гл. реж. т-ра с 1964-засл.  арт.  БССР
М.  Л.  Спивак.  В  50-е  гг.  коллектив  т-ра  пополнился  молод„жью  -
выпускниками Ташкентского театр. художеств. ин-та.
   Лит.: Государственный русский драматический театр им. М. Горького. 20
лет (1934-1954), Ташкент, 1955; Театр им. М. Горького, Ташкент, 1959. В.
Д.
   ТАШКЕНТСКИЙ  ТЕАТРАЛЬНО-ХУДбЖЕСТ-ВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ  -  см.   Узбекский
театрально-художественный институт.
   ТАШКО КОЧО (Tashko Косо), Тэфта [1908(?)  -  1947]  -  алб.  артистка
оперы (колоратурное сопрано). Нар.  арт.  НРА  (1961,  посмертно).  Муз.
образование получила в Париже. Начала петь с сер. 30-х гг. в концертах и
на радио. Т. К. обладала л„гким, нежным  сопрано.  Партии:  Чио-Чио-сан,
Розина, Джильда и др. Исполняла также нар. алб. песни. Р. К.
   ТАШМАТОВ, Орифджан (псевдоним - О р и ф-г а р м о н ь;  1887-1944)  -
акт„р узб. традиц. т-ра, музыкант. Нар. арт. Узб. ССР (1937).  Учился  в
мусульманской школе. С 1905 выступал в  бродячих  труппах  как  акт„р  и
музыкант. Т. был мастером сатирич. ролей, пантомимы, разыгрывал в  лицах
юмористич. новеллы. Вакт„р в Туркестанской  краевой  разъездной  политич.  труппе  (1918-19),
Андижанском  т-ре  (1920-  1925),  Асакинском  колхозно-совхозном   т-ре

Страницы: «« « 2208   2209   2210   2211   2212   2213   2214   2215   2216  2217   2218   2219   2220   2221   2222   2223   2224   2225   2226  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия