Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2200   2201   2202   2203   2204   2205   2206   2207   2208  2209   2210   2211   2212   2213   2214   2215   2216   2217   2218  » »»

движения и гражданской  войны:  "Новые  люди"  Г.  Ибрагимова  (1920)  о
героич. участниках гражданской войны;  "Враги"  Сайфи-Казанлы  (1920)  о
партии - вожде революц. движения; "Первый шаг"  (1919),  "Байская  дочь"
(1922) Ш. Усманова. В муз. драмах "Милая  Хафиза"  Г.  Камала  (1921)  и
"Красная звезда" Файзи (1923) отображены  перемены,  к-рые  принесла'  в
деревню революция.
   Сер.  20-х  гг.  отмечена  появлением  произведений  во  всех  жанрах
драматургии.  Особенно  широкое   развитие   получает   комедия:   пьеса
"Американец" Тинчурина  (1924)  разоблачала  бурж.  интеллигенцию;  тема
крушения старого мира ещ„ полнее была выражена  Тин-чурином  в  сатирич.
комедии  "Без  ветрил"  (1926)  и  Н.  Исанбетом   в   пьесе   "Бегство"
("Переселение", 1925); жизнь  тат.  деревни  в  прошлом  воспроизвел  Т.
Гиззат в комедии "На„мщик" (1925).
   В пьесах Тинчурина "Голубая шаль" (1926) и "Рой" (1929) героями  были
крестьяне, борющиеся за свободу. С драматургией Тинчурина связано  также
утверждение в Т. д. жанра муз. драмы; сюжет мн.  его  пьес  строится  на
нар. песне.
   В 20-е гг. заложены основы  жанра  историч.  драмы.  Одна  из  первых
попыток создания историч. драмы -  "Восстание  Пугач„ва"  Галяу  (1926).
Жанр историко-революц.  драматургии  был  представлен  пьесами  "Зарытое
оружие" X. Такташа (1927),  "Казань"  Г.  Кутуя  (1927),  "Бишбуляк"  Т.
Гиззата (1932, пост. 1938).
   В нач. 30-х гг. появились пьесы, показывающие формирование  характера
нового человека: "Камиль" X. Такташа, "Семья деда Булата" Тинчурина и К.
Наджми, "Письмо на платке" С. Баттала,  "Вихри"  А.  Зулкарая.  Тинчурин
написал  пьесу  "На   реке   Кандре",   отразившую   становление   новых
сопиали-стич. отношений между личностью и коллективом. Появляются  пьесы
о рабочем классе: "В вороньем гнезде" (1929) и "Горы" (1931) Ш.  Камала,
"Славное время" Р. Ишмурата, "Ткачиха Асма"  Ф.  Бурнаша  (1932)  и  др.
Психологич. драму о победе  творч.  труда  над  рутиной,  о  становлении
характера коммуниста-творца создал Ш.  Камал;  его  пьеса  "За  туманом"
(1934) утверждает принципы сов. гуманизма, уважение к человеку труда.  О
рождении новых черт характера сов.  человека  рассказывает  и  драма  Ф.
Сайфи-Казанлы "Зубаржат" (1936).
   Воспитание нового человека в  труде  переплеталось  с  темой  партии.
Драматурги стремились показать роль партии в воспитании людей, создавали
в своих пьесах образы  коммунистов  ("На  реке  Кандре",  "За  туманом",
"Зубаржат").
   Сер. 30-х гг. отмечена новыми  успехами  в  жанре  комедии  на  совр.
сюжет: "Их было трое" Тинчурина (1935), "Славная эпоха"  Гиззата  (1936,
пост. 1937), "В лесу" Ф. Хусни (1938), "Гюльчэчэк" Г.  Минского  (1939),
"Единоличник Ярулла" Бурнаша (изд. 1940) и  др.,  появились  комедии  на
сюжеты сказок и легенд:
   "Смелые девушки" Гиззата, "Хужа Насретдин" Н. И сан бета.
   30-е гг.- период развития тат. историко-революц. драматургии. О жизни
и борьбе шахт„ров до революции рассказывает пьеса "В вороньем гнезде" Ш.
Камала (1929);  в  пьесах  "Искры"  (1934)  и  "Потоки"  (1937)  Гиззата
показаны      эпизоды      борьбы      крестьянства       под       рук.
революционеров-большевиков.  Образы  тат.   женщин,   пробуждающихся   к
сознательной жизни, созданы в драмах "Шамсикамар" М.  Аблиева  (1938)  и
"Пламя" Гиззата (1940).
   Во 2-й пол. 30-х гг. и нач. 40-х гг. выдвигается ис-торико-биографич.
драматургия. В драме "Тукай" А. Файзи (1938)  создан  образ  крупнейшего
тат. поэта, отдавшего жизнь борьбе за счастье народа. Н. Исанбет написал
пьесы "Сахибжамал Волжская" (др. назв.- "Гульжамал", 1943)-о первой тат.
артистке и "Мул-ланур Вахитов" (1948)-о тат. революционере, погибшем  от
рук белогвардейцев. В пьесе М. Гали и X. Уразикова "Каюм Насыров" (1945)
воссоздан образ  первого  тат.  просветителя.  А.  Файзи  написал  драму
"Пугач„в в Казани" (1947, пост. 1951).
   В годы Отечественной войны появились пьесы  о  ге-роич.  борьбе  сов.
народа, защищающего Родину: "Тай-масовы" (1941) и "Священное  поручение"
(соч. 1944) Гиззата, "Шакир Шигаев" Ф. Карима (1943) и "Марьям" Исанбета
(1943). Патриотич. подвигам тружеников тыла посв. пьесы "Возвращение" Р.
Ишмурата (1942), "Минникамал" (1944) и "Песня жизни" М. Ами-ра (1947). В
этих пьесах  созданы  образы  тат.  женщин,  выдвинутых  на  руководящую
работу,  овладевающих  искусством  воспитания  людей.  Но  в  40-х   гг.
появлялись и пьесы, в к-рых сказалось влияние "теории" бесконфликтности.
Это были схематичные пьесы, посв. гл. обр. семейно-бытовым сюжетам.
   Одной  из  центр,  тем  в  драматургии  50-х  гг.   становится   тема
социалистич. труда. В пьесах Т.  Гиззата,  Н.  Исанбета,  М.  Амира,  Р.
Ишмурата, Г. Насретдинова и др. созданы  образы  сов.  людей  -  творцов
новой жизни, разоблачаются  пережитки  старого  ("Светлый  путь",  1947,
"Близкий  друг",  1950,  "В  новой  слободе",  1952,  Ишмурата  и  др.).
Современность  конфликтов  и  характеров  отличает   комедии   и   драмы
Насретдинова  ("Кушнарат",  1952,  "Дорогие   минуты",   1953,   "Родная
деревня", 1954), Гиззата; Исанбета ("Зифа" и др.).
   С сер. 50-х гг. драматурги  Татарии  обращаются  к  созданию  крупных
характеров. Образ поэта-героя Джалиля воссоздают Ишмура-т  ("Бессмертная
песнь", 1956) и Исанбет ("Муса Джалиль", 1957); казанскому периоду жизни
В. И. Ленина посв. пьесу "Буре навстречу" Ишмурат (1962). Он же  написал
пьесу о сов. моряках, победителях океана - "Их было четверо" (1960).
   В 50-60-е гг. в Т. д. пришел новый отряд  писателей:  Ю.  Аминов,  С.
Кальметов, X. Вахит, Ш. Зайни, Ш. Хусаинов,  Э.  Шамиль,  И.  Юзеев,  А.
Гилязов, Ш. Шахгали, Г. Сагидуллин и др.
   Разлагающее влияние частнособственнической  идеологии  и  эгоизма  на
личность показано в пьесах "Корни"  Ю.  Аминова  (1961),  "На  заре"  Ш.
Шахгали (1959), "Годы и пути" (1956), "Братья Тагировы" (1965) Ф. Хусни.
Молод„жи, становлению  характера  посв.  пьесы  "Неписанные  законы"  Ю.
Амннова (1953)"  "Таинственная  мелодия"  Р.  Ишмурата  (1958),  "Первая
любовь"  (1960)  и  "Пол„т  ласточки"   (1964)   X.   Ва-хита,   "Медные
колокольчики" А. Гилязова (1960)" "Горицвет" И. Юзеева  (1960),  "Дом  в
тени" С. Каль-метова (1963), "Зять профессора" (1953) и  "Зубайда-  дитя
человеческое" (1965) Ш. Хусаинова. Эти пьесы отмечены активными поисками
новых жизненных Конфликтов, образов героев современности.
   Лит.: С а а д и Г., Татарская театральная  литература  и  история  ее
развития, в сб.: Татар театры (1906-1926), Казан, 1926 (на тат. яз.);  Г
ый з з а  т  Б.,  Драматургия,  в  кн.:  Татар  Совет  эдэбияты  тарихы.
Очерклар,  Казан,  1960  (на  тат.  яз.);  его  же.   Очерки   татарской
драматургии, в кн.: История татарской советской  литературы,  М.,  1965;
его ж е, О татарской драматургии начала XX века. Предисловие к сборнику:

Страницы: «« « 2200   2201   2202   2203   2204   2205   2206   2207   2208  2209   2210   2211   2212   2213   2214   2215   2216   2217   2218  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия