|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2200 2201 2202 2203 2204 2205 2206 2207 2208 2209 2210 2211 2212 2213 2214 2215 2216 2217 2218 » »» движения и гражданской войны: "Новые люди" Г. Ибрагимова (1920) о
героич. участниках гражданской войны; "Враги" Сайфи-Казанлы (1920) о
партии - вожде революц. движения; "Первый шаг" (1919), "Байская дочь"
(1922) Ш. Усманова. В муз. драмах "Милая Хафиза" Г. Камала (1921) и
"Красная звезда" Файзи (1923) отображены перемены, к-рые принесла' в
деревню революция.
Сер. 20-х гг. отмечена появлением произведений во всех жанрах
драматургии. Особенно широкое развитие получает комедия: пьеса
"Американец" Тинчурина (1924) разоблачала бурж. интеллигенцию; тема
крушения старого мира ещ„ полнее была выражена Тин-чурином в сатирич.
комедии "Без ветрил" (1926) и Н. Исанбетом в пьесе "Бегство"
("Переселение", 1925); жизнь тат. деревни в прошлом воспроизвел Т.
Гиззат в комедии "На„мщик" (1925).
В пьесах Тинчурина "Голубая шаль" (1926) и "Рой" (1929) героями были
крестьяне, борющиеся за свободу. С драматургией Тинчурина связано также
утверждение в Т. д. жанра муз. драмы; сюжет мн. его пьес строится на
нар. песне.
В 20-е гг. заложены основы жанра историч. драмы. Одна из первых
попыток создания историч. драмы - "Восстание Пугач„ва" Галяу (1926).
Жанр историко-революц. драматургии был представлен пьесами "Зарытое
оружие" X. Такташа (1927), "Казань" Г. Кутуя (1927), "Бишбуляк" Т.
Гиззата (1932, пост. 1938).
В нач. 30-х гг. появились пьесы, показывающие формирование характера
нового человека: "Камиль" X. Такташа, "Семья деда Булата" Тинчурина и К.
Наджми, "Письмо на платке" С. Баттала, "Вихри" А. Зулкарая. Тинчурин
написал пьесу "На реке Кандре", отразившую становление новых
сопиали-стич. отношений между личностью и коллективом. Появляются пьесы
о рабочем классе: "В вороньем гнезде" (1929) и "Горы" (1931) Ш. Камала,
"Славное время" Р. Ишмурата, "Ткачиха Асма" Ф. Бурнаша (1932) и др.
Психологич. драму о победе творч. труда над рутиной, о становлении
характера коммуниста-творца создал Ш. Камал; его пьеса "За туманом"
(1934) утверждает принципы сов. гуманизма, уважение к человеку труда. О
рождении новых черт характера сов. человека рассказывает и драма Ф.
Сайфи-Казанлы "Зубаржат" (1936).
Воспитание нового человека в труде переплеталось с темой партии.
Драматурги стремились показать роль партии в воспитании людей, создавали
в своих пьесах образы коммунистов ("На реке Кандре", "За туманом",
"Зубаржат").
Сер. 30-х гг. отмечена новыми успехами в жанре комедии на совр.
сюжет: "Их было трое" Тинчурина (1935), "Славная эпоха" Гиззата (1936,
пост. 1937), "В лесу" Ф. Хусни (1938), "Гюльчэчэк" Г. Минского (1939),
"Единоличник Ярулла" Бурнаша (изд. 1940) и др., появились комедии на
сюжеты сказок и легенд:
"Смелые девушки" Гиззата, "Хужа Насретдин" Н. И сан бета.
30-е гг.- период развития тат. историко-революц. драматургии. О жизни
и борьбе шахт„ров до революции рассказывает пьеса "В вороньем гнезде" Ш.
Камала (1929); в пьесах "Искры" (1934) и "Потоки" (1937) Гиззата
показаны эпизоды борьбы крестьянства под рук.
революционеров-большевиков. Образы тат. женщин, пробуждающихся к
сознательной жизни, созданы в драмах "Шамсикамар" М. Аблиева (1938) и
"Пламя" Гиззата (1940).
Во 2-й пол. 30-х гг. и нач. 40-х гг. выдвигается ис-торико-биографич.
драматургия. В драме "Тукай" А. Файзи (1938) создан образ крупнейшего
тат. поэта, отдавшего жизнь борьбе за счастье народа. Н. Исанбет написал
пьесы "Сахибжамал Волжская" (др. назв.- "Гульжамал", 1943)-о первой тат.
артистке и "Мул-ланур Вахитов" (1948)-о тат. революционере, погибшем от
рук белогвардейцев. В пьесе М. Гали и X. Уразикова "Каюм Насыров" (1945)
воссоздан образ первого тат. просветителя. А. Файзи написал драму
"Пугач„в в Казани" (1947, пост. 1951).
В годы Отечественной войны появились пьесы о ге-роич. борьбе сов.
народа, защищающего Родину: "Тай-масовы" (1941) и "Священное поручение"
(соч. 1944) Гиззата, "Шакир Шигаев" Ф. Карима (1943) и "Марьям" Исанбета
(1943). Патриотич. подвигам тружеников тыла посв. пьесы "Возвращение" Р.
Ишмурата (1942), "Минникамал" (1944) и "Песня жизни" М. Ами-ра (1947). В
этих пьесах созданы образы тат. женщин, выдвинутых на руководящую
работу, овладевающих искусством воспитания людей. Но в 40-х гг.
появлялись и пьесы, в к-рых сказалось влияние "теории" бесконфликтности.
Это были схематичные пьесы, посв. гл. обр. семейно-бытовым сюжетам.
Одной из центр, тем в драматургии 50-х гг. становится тема
социалистич. труда. В пьесах Т. Гиззата, Н. Исанбета, М. Амира, Р.
Ишмурата, Г. Насретдинова и др. созданы образы сов. людей - творцов
новой жизни, разоблачаются пережитки старого ("Светлый путь", 1947,
"Близкий друг", 1950, "В новой слободе", 1952, Ишмурата и др.).
Современность конфликтов и характеров отличает комедии и драмы
Насретдинова ("Кушнарат", 1952, "Дорогие минуты", 1953, "Родная
деревня", 1954), Гиззата; Исанбета ("Зифа" и др.).
С сер. 50-х гг. драматурги Татарии обращаются к созданию крупных
характеров. Образ поэта-героя Джалиля воссоздают Ишмура-т ("Бессмертная
песнь", 1956) и Исанбет ("Муса Джалиль", 1957); казанскому периоду жизни
В. И. Ленина посв. пьесу "Буре навстречу" Ишмурат (1962). Он же написал
пьесу о сов. моряках, победителях океана - "Их было четверо" (1960).
В 50-60-е гг. в Т. д. пришел новый отряд писателей: Ю. Аминов, С.
Кальметов, X. Вахит, Ш. Зайни, Ш. Хусаинов, Э. Шамиль, И. Юзеев, А.
Гилязов, Ш. Шахгали, Г. Сагидуллин и др.
Разлагающее влияние частнособственнической идеологии и эгоизма на
личность показано в пьесах "Корни" Ю. Аминова (1961), "На заре" Ш.
Шахгали (1959), "Годы и пути" (1956), "Братья Тагировы" (1965) Ф. Хусни.
Молод„жи, становлению характера посв. пьесы "Неписанные законы" Ю.
Амннова (1953)" "Таинственная мелодия" Р. Ишмурата (1958), "Первая
любовь" (1960) и "Пол„т ласточки" (1964) X. Ва-хита, "Медные
колокольчики" А. Гилязова (1960)" "Горицвет" И. Юзеева (1960), "Дом в
тени" С. Каль-метова (1963), "Зять профессора" (1953) и "Зубайда- дитя
человеческое" (1965) Ш. Хусаинова. Эти пьесы отмечены активными поисками
новых жизненных Конфликтов, образов героев современности.
Лит.: С а а д и Г., Татарская театральная литература и история ее
развития, в сб.: Татар театры (1906-1926), Казан, 1926 (на тат. яз.); Г
ый з з а т Б., Драматургия, в кн.: Татар Совет эдэбияты тарихы.
Очерклар, Казан, 1960 (на тат. яз.); его же. Очерки татарской
драматургии, в кн.: История татарской советской литературы, М., 1965;
его ж е, О татарской драматургии начала XX века. Предисловие к сборнику:
Страницы: «« « 2200 2201 2202 2203 2204 2205 2206 2207 2208 2209 2210 2211 2212 2213 2214 2215 2216 2217 2218 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |