Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2193 2194 2195 2196 2197 2198 2199 2200 2201 2202 2203 2204 2205 2206 2207 2208 2209 2210 2211 » »» В СССР иск-во Т. получило широкое развитие. Распространилась танцевальная художеств. самодеятельность. Хореографич. самодеятельные коллективы выступают на смотрах, междунар. фестивалях и конкурсах. Лучшие из этих коллективов стали проф. ансамблями. Сов. балетмейстеры используют классич. Т. как наиболее совершенную танц. систему, помогающую обобщить и выявить нац. особенности хореографич. иск-ва. У народов, не имевших в прошлом Т. (туркмены, казахи, киргизы), созданы свои нац. Т. На основе рус. классич. школы развивается самобытный нац. балет в большинстве республик. В хореографич. уч-щах СССР принята единая система преподавания. Созданы учебники и пособия по классич., характерному и бальному Т., ряд исследований по истории Т. Е. С. Народный танец - один из древнейших видов нар. иск-ва. Нар. Т. складывается и развивается под влиянием историч., социальных и географич. условий жизни народа. На нар. Т."лежит отпечаток места и времени, его породившего, нац. традиций, психологии, системы художеств. мышления народа. Он конкретно выражает нар. стиль, манеру и неразрывно связан с др. видами нар. иск-ва, гл. обр. с музыкой. С древнего времени нар. Т. является неотъемлемой частью нар. обрядов и празднеств. В Китае, Индии и др. странах народов Востока с глубокой древности распространены муз.-танц. и пантомимич. представления. Позднее танц. пантомимы стали частью нар. представлений на праздниках, ярмарках и т. д. С нар. обрядами связано появление хороводов и др. обрядовых Т. (цейлонский Т. огня; норв. Т. с факелами; славянские хороводы, связанные с обрядами завивания бер„зки, плетения венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполняются новым содержанием, выражающим новые особенности быта. В нар. Т. отражены разнообразные стороны жизни и деятельности народа, мир его чувств, идей и впечатлений. Народы, занимающиеся охотой, животноводством, запечатлевают в Т. наблюдения над животным миром. Образно, метко и выразительно передаются в Т. характер и повадки зверей, птиц, домашних животных [Т. бизона у североамер. индейцев, индонез. Т. пенчак (тигр), якут. Т. медведя, памирский - орла, кит., инд.- павлина, фин.- бычка, литов.- козлика, рус. Т. - журавель, гусачок, норв. - петушиный бой]. У народов, занимающихся земледелием, возникают танцы на темы сельского труда [латв. Т. жнецов, белорус.- лянок, молд.- поама (виноград), узб.- шелкопряд, пахта (хлопок), гуцульский - дровосеков, эст.- сапожников]. С появлением ремесленного и фабричного труда возникают новые Т (укр.- бондарь, нем. - стеклодувов, карельский - так ткут сукно и др.). В Т. народов, жизнь к-рых протекала в сражениях, выражены воинский дух, доблесть, героизм, умение владеть оружием, воспроизведены моменты наступления и боя ("пиррические" пляски др. греков, сочетающие танц. мастерство с военно-фехтовальными при„мами, груз.- хоруми, парикао-ба, шотл.- с мечами, казачьи пляски). Большое место в танц. творчестве народов занимает тема любви. У первобытных народов она носила характер откровенного проявления полового чувства. В процессе эволюции возникли танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине (груз. Ткартули, рус. - байновская кадриль, польский - мазр). Во мн. Т. выражены нар. мораль, двойственный народу юмор (белорус. Т. о наказанном деревенском ловеласе - Юрочка, узб.- о незадачливом наезднике и упрямом коне - раке бозы, тадж. Т. о доверчивом лягушонке, попавшем в рот к аисту,- "аист и лягушка"). Нар. Т.- результат коллективного творчества. Созданный неизвестным автором, он передается от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую. Возникают локальные варианты Т. В процессе многократного воспроизведения нар. Т. развивается, обогащается, достигая в ряде случаев высокого художеств. уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танц. традиции, хореографич. язык и пластич. выразительность, особая координация движений, муз.-танц. форма, при„мы соотношения движения с музыкой. У одних народов акцент движения совпадает с сильной долей такта, у других (напр., у венгров) падает на слабую долю такта (синкопированное движение); у одних построение танц. фразы синхронно музыкальной, у других (у болгар) - не синхронно; при 8-тактовой муз. фразе танц. фраза может строиться на 7 или 5 тактах. Движения ног, рук, головы и корпуса в нар. танце органически сочетаются, подчиняясь единому ритму. Вместе с тем в Т. народов Зап. Европы осн. значение имеют движения ног, в то время как движения рук и корпуса как бы аккомпанируют им, а в танцах народов Ср. Азии и др. стран Востока осн. значение уделяется движению рук и корпуса, к-рые плетут танц. узор и являются осн. средством пластич. выразительности. В нар. Т. сильно ритмич. начало. Оно отражено в муз. сопровождении и подч„ркивается самими танцовщиками (притоптывание, хлопки в ладоши, звон колец, бубенчиков, прикрепл„нных к ногам, рукам танцовщиков). Мн. нар. Т. исполняются под аккомпанемент нар. инструментов, к-рые танцовщик держит в руках (кастаньеты, тамбурин, кайраки, барабан, дойра, гармошка, балалайка и др.). Нек-рые Т. исполняются с бытовыми аксессуарами (платками, шляпами, блюдом, пиалой, чашей, блюдцами, нап„рстками, стаканчиками и др.). Большое влияние на характер движения и манеру исполнения нар. Т. оказывает костюм: плавности хода рус. или груз. танцовщицы помогает длинное платье, закрывающее ступни ног; воинственный характер мужских кавказских Т. подч„ркивается нац. костюмом - черкеской с газырями и кинжалом, к-рого касаются руки танцовщика; движение - отбивка по голенищу в рус. и венг. Т. обусловливается наличием в костюме жестких сапог, а Т. на подогнутых пальцах ног у кавказских народов - мягких сапог (ичиги). Расцвет, достигнутый нар. хореографич. иск-вом в Сов. Союзе, демонстрируют многочисл. коллективы художественной самодеятельности. В 1937 в Москве организуется Ансамбль народного танца СССР, утвердивший в проф. хореографии новый жанр- сценич. нар. Т. Этот танец опирается на нар. творчество, сохраняет и развивает его традиции, самобытные черты." Он отличается от утвердившегося на проф. сцене с нач. 19 в. характерного танца (характерный Т. унифицирует нац. стиль, подчиняет его условному балетному Т.). Сценич. нар. Т. стал в 30 - б0-е гг. популярнейшим иск-вом. Во всех республиках Сов. Союза создаются проф. ансамбли танца и ансамбли песни и пляски. На основе опыта Советского Союза возникают любительские на р. и проф. ансамбли и коллективы нар. сценич. Т. во мн. странах Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии (Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Югославии, Албании, Польши, ГДР, КНР, Корее, Кубе, Мексике, Канаде, Греции, Египте, Цейлоне, Вьетнаме, Бирме, Мали, Сенегале и др. странах). Страницы: «« « 2193 2194 2195 2196 2197 2198 2199 2200 2201 2202 2203 2204 2205 2206 2207 2208 2209 2210 2211 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |