Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2198   2199   2200   2201   2202   2203   2204   2205   2206  2207   2208   2209   2210   2211   2212   2213   2214   2215   2216  » »»

ч. в т-ре Н. Н. Синельникова (Киев, Харьков, 1914-19). Сыграл неск.  сот
ролей, свидетельствующих о разнообразнейших сторонах его дарования.
   Роли:  Хлестаков,  Земляника,  Осип  ("Ревизор"),  Кнуров,   Робинзон
("Бесприданница"),  Шмага,  Лука;  Расплюев   ("Свадьба   Кречинского"),
Шамраев ("Чайка"); генерал Мар-дыкин ("Нечистая сила" А.  Н.  Толстого),
Ал„ша, Птицын ("Братья Карамазовы",  "Идиот"  по  о.  п.  Достоевского),
Оргон ("Тартюф"); Полоний ("Гамлет"),  Брут  ("Юлий  Цезарь"  Шекспира),
Дулитл ("Пигмалион" Шоу), Фламбо ("Орл„нок"  Ростана),  музыкант  Жекко,
сапожник  Овсянка  ("Трильби",  "Кузня  ведьмы"  Ге),  Побаржин   ("Вера
Мир-цева" Урванцова) и мн. др.
   В странствиях по рус. театр. провинции Т. накопил большой жизненный и
сценич. опыт. Иск-во его отличалось высокой художеств.  правдой,  тонким
проникновением в сущность сценич. образа, сочным, ярким комизмом, смелой
выразительностью акт„рских при„мов. Он продолжал  щепкинские  реалистич.
традиции рус. акт„рского иск-ва. Уже в первые годы сценич.  деятельности
Т. стал выдающимся мастером сценич. речи, высоко  ценящим  силу  речевой
интонации.
   Т. вступил  в  МХАТ  во  время  его  заграничных  гастролей  1922-24.
Дебютировал в роли Богдана  Рурю-кова  ("Царь  Ф„дор  Иоаннович"  А.  К.
Толстого,  192.3).  Затем  сыграл  роли   Луки;   Живновского   ("Смерть
Па-зухина" Салтыкова-Щедрина), Кулыгина  ("Три  сестры")  и  др.  Первые
выступления Т. на  сцене  МХАТа  показали  органич.  близость  артистич.
индивидуальности Т.  идейно-творч.  принципам  Художеств,  т-ра,  иск-ву
сценич. переживания.
   Талант Т. достиг наивысшей художеств. и гражданской зрелости  в  сов.
время.  Созданные  им  образы  Гра-добоева  ("Горячее  сердце",   1926),
Собакевича ("М„ртвые души", 1932),  Сем„нова  ("В  людях"  по  Горькому,
1933), Дикого ("Гроза",  1934),  генерала  Печенегова  ("Враги",  1935);
Фурнач„ва ("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина, 1939) поражали точностью
социальной и художеств. типизации, жизненной яркостью и  силой  сатирич.
обличения собственнического мира  старой  России.  Акт„р  подч„ркивал  в
характеристике  этих  персонажей  самодурство,  алчность,  безнаказанную
жестокость, в трактовке каждого образа  он  находил  новые,  неожиданные
краски. В игре Т.  внутренняя  и  внешняя  характерность,  достоверность
сочетались с большой силой,  смелостью  обобщения.  Щедрое  и  блестящее
мастерство отличало творчество акт„ра. Богатство  комедийно-сатирических
красок  характеризовало  исполнение  ролей  Хлопова  ("Ревизор",  1924),
Бридуазона  ("Безумный  день,  или  Женитьба  Фигаро",  1927),  Фамусова
(1938). С большим драматизмом  играл  Т.  роль  Фирса  ("Вишн„вый  сад",
1928).
   Лучшие роли Т. в сов. репертуаре:  Прохоров  ("Растратчики"  Катаева,
1928),  Осип  Мироныч  ("Блокада"  Вс.  Иванова,  1929),  Сем„н  Сем„ныч
("Бронепоезд 14-69", 1929); Богомазов ("Последние дни" Булгакова, 1943).
Участвовал как режисс„р в постановке спектакля "Горячее сердце" в  МХАТе
(совместно с К. С. Станиславским и И. Я. Судаковым, 1926), был худ. рук.
(1925-27) Четв„ртой студии МХАТ; пост.  "Не  было  ни  гроша,  да  вдруг
алтын" Островского,  "Тартюф";  "На  земле"  Низового,  "Цемент"  по  Ф.
Гладкову.
   Т. был выдающимся театр. педагогом; в 1942-48  -  худ.  рук.  ГИТИСа,
преподавал там мастерство акт„ра, руководил укр., белорус., чуваш,  нац.
студиями.
   Т. снимался в  кино:  Модест  Алексеевич  ("Чины  и  люди"),  Дерунов
("Иудушка Головл„в"), Дикой ("Гроза"), Спицын ("Дубровский"),  Шереметев
("П„тр I"), Поливанов ("Юность Максима") и др. Гос. пр. СССР  (1943)  за
многолетние выдающиеся достижения в области театр. иск-ва.
   Соч.: Как я стал акт„ром, "Театр", 1938, .ј 10-11.  Лит.:  СоболевЮ.,
М.М. Тарханов, в кн.: Мастера МХАТ, М.-Л., 1939; Иезуитов Н.,  Тарханов,
в кн.:
   Акт„ры МХАТ  в  кино,  М.,  1938;  Загорский  М.,  Михаил  Михайлович
Тарханов, М.-Л., 1946; Г о  р  ч  а-к  о  в  Н.  М.,  Михаил  Михайлович
Тарханов, в кн.: Ежегодник МХАТ, 1948, т. 1, М., 1950. Я. Лей.
   ТАРХНИШВЙЛИ, Тамара Арчиловна [р. 1912] - груз.  сов.  актриса.  Нар.
арт. Груз. ССР (1966). С 1938 работает в Т-ре им.  Руставели  (Тбилиси).
Игра Т. отличается ч„ткостью, остротой  формы,  приподнятостью  стиля  в
драм. ролях, яркостью красок в комедийных ролях.
   Роли:   Рукайя   ("Измена"   Сумбатова-Южина),   Анна   ("Араг-винпы"
Апхаидзе),  Нино  ("Огни  Картли"  Канделаки),  Тина   ("Тариэл   Голуа"
Киачели), Иокаста  ("Царь  Эдип"  Софокла),  Дора  ("Невеста  из  афиши"
Гольдони), Мара ("Доктор философии" Нушича),  Маритана  ("Дон  Сезар  де
Базан"  Дюма-нуара  и  Деннери),  миссис  Пичем  ("Тр„хгрошовая   опера"
Брехта), Эльвира ("День  рождения  Терезы"  Мдивани),  Алиса  ("Глубокие
корни" Гоу и Д'Юссо), мать Стиборова ("Такая любовь" Когоута) и др.  Эт.
Г.
   Т АРШИН (наст. фам.- Б е л  о  у  с  о  в),  Алексеи  Михайлович  [р.
19.IX(2.X).1906] - рус. сов.  акт„р.  Нар.  арт.  УССР  (1951).  В  1926
окончил  Драм.  студию  при  Казанском  Большом  драм.  т-ре.  Артистич.
деятельность начал в Астрахани  (1926-28),  затем  работал  в  Ташкенте,
Ашхабаде,  Смоленске,  Архангельске,  Волгограде,  Казани,  Свердловске,
Харькове  (1937-41),  Челябинске  (1941-44),  Киеве  (1944-53),  Горьком
(1953-62); с 1962-в Киевском  театре  им.  Леси  Украинки.  Значительное
влияние на творческое развитие Т. оказали А. Г. Крамов и К.  П.  Хохлов,
под руководством которых он работал в Харькове и Киеве.
   Роли: Каренин ("Живой труп"), Вагин ("Дети солнца" Горького),  Агишин
("Женитьба  Белугина"   Островского   и   Соловь„ва),   Воронцов   ("Наш
современник"  Паустовского),  Альмавива  ("Женитьба  Фигаро");   Райский
("Обрыв" по о. п. Гончарова),  Монтанелли  ("Овод"  по  о.  п.  Войнич),
Хлебников ("Персональное дело" Штейна), адмирал Михнев ("Океан" Штейна),
Гаев ("Вишн„вый сад") и др.
   М. Гор.
   ТАРЬЕВА, Елена Владимировна (1906-63) - рус. сов. актриса. Нар.  арт.
Азерб. ССР (1956).  Работала  в  т-рах  Москвы,  Архангельска,  Тбилиси,
Одессы, Днепропетровска и др. В 1938-63 - в Бакинском рус. т-ре  им.  С.
Вургуна.  Т.-  характерная  актриса,  играла  гл.  обр.   роли   старух.
Прекрасная   рус.    речь,'точное    знание    быта,    наблюдательность
характеризовали творчество актрисы.
   Роли: нянька  Федосья  ("Последние"),  Глафира  Фирсовна  ("Последняя
жертва"), Анфуса Тихоновна ("Волки  и  овцы"),  Анфиса  ("Три  сестры").
Домна  Пантелевна  ("Таланты  и  поклонники");   Северова   ("Московский
характер"  Софронова),  Сыо  Бейлисс  ("Все   мои   сыновья"   Миллера),
Мотя("Машенька");

Страницы: «« « 2198   2199   2200   2201   2202   2203   2204   2205   2206  2207   2208   2209   2210   2211   2212   2213   2214   2215   2216  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия