|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2198 2199 2200 2201 2202 2203 2204 2205 2206 2207 2208 2209 2210 2211 2212 2213 2214 2215 2216 » »» ч. в т-ре Н. Н. Синельникова (Киев, Харьков, 1914-19). Сыграл неск. сот
ролей, свидетельствующих о разнообразнейших сторонах его дарования.
Роли: Хлестаков, Земляника, Осип ("Ревизор"), Кнуров, Робинзон
("Бесприданница"), Шмага, Лука; Расплюев ("Свадьба Кречинского"),
Шамраев ("Чайка"); генерал Мар-дыкин ("Нечистая сила" А. Н. Толстого),
Ал„ша, Птицын ("Братья Карамазовы", "Идиот" по о. п. Достоевского),
Оргон ("Тартюф"); Полоний ("Гамлет"), Брут ("Юлий Цезарь" Шекспира),
Дулитл ("Пигмалион" Шоу), Фламбо ("Орл„нок" Ростана), музыкант Жекко,
сапожник Овсянка ("Трильби", "Кузня ведьмы" Ге), Побаржин ("Вера
Мир-цева" Урванцова) и мн. др.
В странствиях по рус. театр. провинции Т. накопил большой жизненный и
сценич. опыт. Иск-во его отличалось высокой художеств. правдой, тонким
проникновением в сущность сценич. образа, сочным, ярким комизмом, смелой
выразительностью акт„рских при„мов. Он продолжал щепкинские реалистич.
традиции рус. акт„рского иск-ва. Уже в первые годы сценич. деятельности
Т. стал выдающимся мастером сценич. речи, высоко ценящим силу речевой
интонации.
Т. вступил в МХАТ во время его заграничных гастролей 1922-24.
Дебютировал в роли Богдана Рурю-кова ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К.
Толстого, 192.3). Затем сыграл роли Луки; Живновского ("Смерть
Па-зухина" Салтыкова-Щедрина), Кулыгина ("Три сестры") и др. Первые
выступления Т. на сцене МХАТа показали органич. близость артистич.
индивидуальности Т. идейно-творч. принципам Художеств, т-ра, иск-ву
сценич. переживания.
Талант Т. достиг наивысшей художеств. и гражданской зрелости в сов.
время. Созданные им образы Гра-добоева ("Горячее сердце", 1926),
Собакевича ("М„ртвые души", 1932), Сем„нова ("В людях" по Горькому,
1933), Дикого ("Гроза", 1934), генерала Печенегова ("Враги", 1935);
Фурнач„ва ("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина, 1939) поражали точностью
социальной и художеств. типизации, жизненной яркостью и силой сатирич.
обличения собственнического мира старой России. Акт„р подч„ркивал в
характеристике этих персонажей самодурство, алчность, безнаказанную
жестокость, в трактовке каждого образа он находил новые, неожиданные
краски. В игре Т. внутренняя и внешняя характерность, достоверность
сочетались с большой силой, смелостью обобщения. Щедрое и блестящее
мастерство отличало творчество акт„ра. Богатство комедийно-сатирических
красок характеризовало исполнение ролей Хлопова ("Ревизор", 1924),
Бридуазона ("Безумный день, или Женитьба Фигаро", 1927), Фамусова
(1938). С большим драматизмом играл Т. роль Фирса ("Вишн„вый сад",
1928).
Лучшие роли Т. в сов. репертуаре: Прохоров ("Растратчики" Катаева,
1928), Осип Мироныч ("Блокада" Вс. Иванова, 1929), Сем„н Сем„ныч
("Бронепоезд 14-69", 1929); Богомазов ("Последние дни" Булгакова, 1943).
Участвовал как режисс„р в постановке спектакля "Горячее сердце" в МХАТе
(совместно с К. С. Станиславским и И. Я. Судаковым, 1926), был худ. рук.
(1925-27) Четв„ртой студии МХАТ; пост. "Не было ни гроша, да вдруг
алтын" Островского, "Тартюф"; "На земле" Низового, "Цемент" по Ф.
Гладкову.
Т. был выдающимся театр. педагогом; в 1942-48 - худ. рук. ГИТИСа,
преподавал там мастерство акт„ра, руководил укр., белорус., чуваш, нац.
студиями.
Т. снимался в кино: Модест Алексеевич ("Чины и люди"), Дерунов
("Иудушка Головл„в"), Дикой ("Гроза"), Спицын ("Дубровский"), Шереметев
("П„тр I"), Поливанов ("Юность Максима") и др. Гос. пр. СССР (1943) за
многолетние выдающиеся достижения в области театр. иск-ва.
Соч.: Как я стал акт„ром, "Театр", 1938, .ј 10-11. Лит.: СоболевЮ.,
М.М. Тарханов, в кн.: Мастера МХАТ, М.-Л., 1939; Иезуитов Н., Тарханов,
в кн.:
Акт„ры МХАТ в кино, М., 1938; Загорский М., Михаил Михайлович
Тарханов, М.-Л., 1946; Г о р ч а-к о в Н. М., Михаил Михайлович
Тарханов, в кн.: Ежегодник МХАТ, 1948, т. 1, М., 1950. Я. Лей.
ТАРХНИШВЙЛИ, Тамара Арчиловна [р. 1912] - груз. сов. актриса. Нар.
арт. Груз. ССР (1966). С 1938 работает в Т-ре им. Руставели (Тбилиси).
Игра Т. отличается ч„ткостью, остротой формы, приподнятостью стиля в
драм. ролях, яркостью красок в комедийных ролях.
Роли: Рукайя ("Измена" Сумбатова-Южина), Анна ("Араг-винпы"
Апхаидзе), Нино ("Огни Картли" Канделаки), Тина ("Тариэл Голуа"
Киачели), Иокаста ("Царь Эдип" Софокла), Дора ("Невеста из афиши"
Гольдони), Мара ("Доктор философии" Нушича), Маритана ("Дон Сезар де
Базан" Дюма-нуара и Деннери), миссис Пичем ("Тр„хгрошовая опера"
Брехта), Эльвира ("День рождения Терезы" Мдивани), Алиса ("Глубокие
корни" Гоу и Д'Юссо), мать Стиборова ("Такая любовь" Когоута) и др. Эт.
Г.
Т АРШИН (наст. фам.- Б е л о у с о в), Алексеи Михайлович [р.
19.IX(2.X).1906] - рус. сов. акт„р. Нар. арт. УССР (1951). В 1926
окончил Драм. студию при Казанском Большом драм. т-ре. Артистич.
деятельность начал в Астрахани (1926-28), затем работал в Ташкенте,
Ашхабаде, Смоленске, Архангельске, Волгограде, Казани, Свердловске,
Харькове (1937-41), Челябинске (1941-44), Киеве (1944-53), Горьком
(1953-62); с 1962-в Киевском театре им. Леси Украинки. Значительное
влияние на творческое развитие Т. оказали А. Г. Крамов и К. П. Хохлов,
под руководством которых он работал в Харькове и Киеве.
Роли: Каренин ("Живой труп"), Вагин ("Дети солнца" Горького), Агишин
("Женитьба Белугина" Островского и Соловь„ва), Воронцов ("Наш
современник" Паустовского), Альмавива ("Женитьба Фигаро"); Райский
("Обрыв" по о. п. Гончарова), Монтанелли ("Овод" по о. п. Войнич),
Хлебников ("Персональное дело" Штейна), адмирал Михнев ("Океан" Штейна),
Гаев ("Вишн„вый сад") и др.
М. Гор.
ТАРЬЕВА, Елена Владимировна (1906-63) - рус. сов. актриса. Нар. арт.
Азерб. ССР (1956). Работала в т-рах Москвы, Архангельска, Тбилиси,
Одессы, Днепропетровска и др. В 1938-63 - в Бакинском рус. т-ре им. С.
Вургуна. Т.- характерная актриса, играла гл. обр. роли старух.
Прекрасная рус. речь,'точное знание быта, наблюдательность
характеризовали творчество актрисы.
Роли: нянька Федосья ("Последние"), Глафира Фирсовна ("Последняя
жертва"), Анфуса Тихоновна ("Волки и овцы"), Анфиса ("Три сестры").
Домна Пантелевна ("Таланты и поклонники"); Северова ("Московский
характер" Софронова), Сыо Бейлисс ("Все мои сыновья" Миллера),
Мотя("Машенька");
Страницы: «« « 2198 2199 2200 2201 2202 2203 2204 2205 2206 2207 2208 2209 2210 2211 2212 2213 2214 2215 2216 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |