Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2194   2195   2196   2197   2198   2199   2200   2201   2202  2203   2204   2205   2206   2207   2208   2209   2210   2211   2212  » »»

Иг. М.
   Лит.: Х у д е к о в С. Н., История танцев, ч. 1-4, СПБ, 1913-17; Л  у
к и а н, О пляске. Собр. соч.. т. 2, М.-Л., 1935;  Танцевальный  словарь
..., пер. с франц., М., 1790;
   И. К. [Кусков], Танцевальный учитель ..., СПБ, 1794;
   Ц о р н А. Я.,  Грамматика  танцевального  искусства  и  хореографии,
Одесса, 1890;  Stepanow  W.  I.,  Alphabet  des  ino-uvements  du  corps
humain..., P., 1892; Борисоглебский, М., [сост.]. Материалы  по  истории
русского балета, т. 1-2,Л., 1938-39; Классики хореографии, Л.-М., 1937;
   Красовская В.М., Русский балетный театр от возникновения до  середины
XIX в., Л.-М., 1958; е „ ж е. Русский балетный театр  половины  XIX  в.,
Л.-М., 1963; Фокин М. М., Против течения, М.-Л., 1962; В а г а н  о-в  а
А. Я., Основы классического танца, 3 изд., Л.-М., 1948;
   Лопухов А. В., Ширяев А.  В.,  Бочаров  А.  И.,  Основы  характерного
танца. Л., 1939; Ивановский Н. Н., Бальный  танец  XVI-XIX  вв.,  М.-Л.,
1948;
   Васильев а-Р ождес т венская  М.  В.,  Исто-рико-бытовой  танец,  М.,
1963; ТкаченкоТ. С., Народный  танец,  М.,  1954;  Голейэовский  К.  Я.,
Образы русской хореографии/ М., 1964.
   ТАН СЯНЬ-ЦЗУ (1550-1616) - кит. драматург. В 1598, оставив придворную
службу, занялся лит. деятельностью.  Автор  драматургич.  цикла  "Четыре
сна", состоящего из четыр„х пьес в жанре муз. драмы  чуанъци.  Первая  -
"Красная шпилька" написана на сюжет новеллы 9  в.  о  певице  Хо  Сяо-юй
(более ранний вариант этой пьесы  -  "Красная  флейта").  На  популярных
новеллах строятся и сюжеты двух последних пьес - "Ханьдань"  и  "Нанькэ"
(оба соч.  1600-01).  Лучшая  пьеса  Т.  С.-ц.  "Пионовая  беседка,  или
Возвращение души" (1598) состоит из 55 сцен. Это - драма, построенная на
конфликте чувства и феодальной морали. В последующих  произв.  Т.  С.-ц.
разрабатывает тему тщетности человеческих стремлений.  Пьеса  "Ханьдань"
близка к  социальной  утопии.  Драмы  "Пионовая  беседка"  и  "Ханьдань"
приобрели особую популярность в конце 19 в. В пьесах Т. С.-ц.  выступали
известные акт„ры Мэй Лань-фан, Хань Ши-чан, Юй Чжэнь-фэй.
   Соч. (на кит. яз.): Тан Сянь-цзу цзи, т. 1-4,  Пекин,  1962;  "Мудань
тин", Пекин, 1963.
   Лит. (на кит. яз.): Ч ж о у И-б а и, Чжунго сицзюй ши чанбянь, Пекин,
1960. Ал. Ж.
   ТАНТИ (наст. фам.- Ф е р р о н и), братья  Константин  Константинович
(р. 31.XII.1888)  и  Леонардо  Константинович  (р.  17.IX.1892)  -  сов.
артисты цирка; клоуны, куплетисты и муз. эксцентрики. Засл.  арт.  Груз.
ССР (1925). Т.- обрусевшие итальянцы, дед их, канатоходец, обосновался в
России с 60-х гг. 19 в., а отец был известным  соло-клоуном.  С  детства
братья Т. участвовали в пантомимах, позднее  были  наездниками,  с  1909
стали клоунами, получившими известность своими злободневными шутками.
   После Октябрьской революции наряду с В. Ла-заренко и  Альперовыми  Т.
стали обличать явления, мешающие новой жизни,- антисоветски  настроенных
обывателей, спекулянтов, саботажников, бюрократов и т. д. В годы  гражд.
войны выступали на фронте перед красноармейцами. В 20-е гг. Т. переходят
к  созданию  буффонадно-эксцентрич.  муз.  скетчей  на  темы   междунар.
политики ("Генуэзская конференция", "Оркестр фашистов"), бытовой  сатиры
("Переезд с квартиры на квартиру", "Весы"),  искусства  ("Симфоыия  царя
Менелая", "Трактир "Не рыдай!"", "Индийская  гробница").  Они  создавали
образы-маски не только врагов (кулак,  спекулянт,  белогвардеец),  но  и
положительных   героев   (пролетарий,   рабфаковец,   сов.    дипломат).
Аккомпанируя себе на разл.  муз.  инструментах,  Т.  исполняли  сатирич.
куплеты ("Дайте свету!" и др.) и пропагандировали положительные  явления
современности ("Песенка о пользе труда"). Выступая как муз.  клоуны,  Т.
применяли игру на бытовых предметах (сковородка, сч„ты, греб„нка,  метла
и т. п.). В их номерах  широко  использовалась  трансформация:  Леонардо
играл пять-шесть ролей. Константин  выступал  как  резон„р  (его  костюм
напоминал одеяние белого клоуна).
   Клоунада Т. отличалась подч„ркнутой агитационно-стью и способствовала
формированию новаторских тенденций в цирковом иск-ве.
   Леонардо Т. был также акт„ром и режисс„ром в пантомимах  "Махновщина"
(1929)  и  "Юный  Фриц"  (1941),  играл  роль   Иванушки   в   пантомиме
"Кон„к-Горбунок".
   Лит.: Кузнецов Е.,  Арена  и  люди  советского  цирка,  Л.-М.,  1947;
Дмитриев Ю., Советский цирк, М., 1963. М. 3.
   "ТАНЯ"-драма в 4 д. А. Н. Арбузова. Соч. 1938  (вторая  ред.-  1946).
Среди первых т-ров, осуществивших  пост.  "Т."  в  1938,-  т-р  "Красный
факел",  Новосибирск  (Таня  -   Ага-ронова).   Куйбышевский   (Таня   -
Оболенская),  Воронежский,  Днепропетровский,  Иркутский,   Калининский,
Костромской, Смоленский т-ры. Одной из наиболее значительных пост. пьесы
является спектакль Моск. т-ра Революции  (18.  III.  1939,реж.  Лобанов,
комп. Меерович; Таня - Бабанова, Герман - Лукьянов, Шаманова -  Енютина,
Соколов - Ханов, Дуся - Тер-Осипян). Возобн.  1947  (нов.  ред.).  Среди
последующих  исполнительниц  загл.  роли  -  Волкова,  Карпова,  Орлова,
Гердрих.
   Пьеса. Арбузова стала одной из самых репертуарных на сов.  сцене:  е„
пост.  св.  400  т-ров,  мн.  коллективы  художеств.   самодеятельности,
сохраняется в репертуаре  50-60-х  гг.  Среди  т-ров,  ставивших  пьесу:
Красноярский, Ульяновский, Котласский,  Астраханский  т-ры.  Грозненский
рус. т-р (все в 1939), Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола.  Орловский
т-р (оба в 1940), Тбилисский т-р им. Грибоедова (1948), Т-р драмы  Латв.
ССР, т-р"Ванемуйне" (оба в 1955), Кишин„вский рус. т-р. Хабаровский  т-р
(оба в 1958), Волгоградский т-р
   (1963), Ленингр. т-р им. Ленсовета (1963), Т-р им. Азизбекова
   (1964) и мн. др.
   За рубежом "Т." ставилась в т-рах  Болгарии,  ГДР,  Китая,  Монголии,
Польши, Румынии, ФРГ, Чехословакии, Японии и др.
   Издания: Первые публикации-"Таня", М.,  1938  (на  правах  рукописи),
М.-Л., 1939; Арбузов А., Театр. М., 1961. А. Шн.
   ТАРАКАНОВ, Николай Михайлович (р. 19.XII. 1898) - укр.  сов.  хоровой
дириж„р. Нар. арт. УССР (I960). Окончил Киевский А1уз.-драм. ин-т им. Н.
В. Лысенко (1926).  Был  хормейстером  Киевского  т-ра  оперы  и  балета
(1926-29). С 1932 Т.- гл. хор-мейсгер Харьковского т-ра оперы и  балета;
в 1934- 1941-гл. хормейстер Киевского т-ра оперы и  балета.  С  1954-гл.
хормейстер Донецкого т-ра оперы и балета; с 1964-Одесского т-ра оперы  и
балета. Т. подготовил  хоры  более  чем  к  40  спектаклям,  среди  них:
"Мейстерзингеры" (1926, Киевский т-р оперы и балета), "Лоэн-грин" (1934,
Харьковский т-р оперы и  балета)  Вап.е-ра,  "Орфей  и  Эвридика"  Глюка

Страницы: «« « 2194   2195   2196   2197   2198   2199   2200   2201   2202  2203   2204   2205   2206   2207   2208   2209   2210   2211   2212  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия