|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2194 2195 2196 2197 2198 2199 2200 2201 2202 2203 2204 2205 2206 2207 2208 2209 2210 2211 2212 » »» Иг. М.
Лит.: Х у д е к о в С. Н., История танцев, ч. 1-4, СПБ, 1913-17; Л у
к и а н, О пляске. Собр. соч.. т. 2, М.-Л., 1935; Танцевальный словарь
..., пер. с франц., М., 1790;
И. К. [Кусков], Танцевальный учитель ..., СПБ, 1794;
Ц о р н А. Я., Грамматика танцевального искусства и хореографии,
Одесса, 1890; Stepanow W. I., Alphabet des ino-uvements du corps
humain..., P., 1892; Борисоглебский, М., [сост.]. Материалы по истории
русского балета, т. 1-2,Л., 1938-39; Классики хореографии, Л.-М., 1937;
Красовская В.М., Русский балетный театр от возникновения до середины
XIX в., Л.-М., 1958; е „ ж е. Русский балетный театр половины XIX в.,
Л.-М., 1963; Фокин М. М., Против течения, М.-Л., 1962; В а г а н о-в а
А. Я., Основы классического танца, 3 изд., Л.-М., 1948;
Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И., Основы характерного
танца. Л., 1939; Ивановский Н. Н., Бальный танец XVI-XIX вв., М.-Л.,
1948;
Васильев а-Р ождес т венская М. В., Исто-рико-бытовой танец, М.,
1963; ТкаченкоТ. С., Народный танец, М., 1954; Голейэовский К. Я.,
Образы русской хореографии/ М., 1964.
ТАН СЯНЬ-ЦЗУ (1550-1616) - кит. драматург. В 1598, оставив придворную
службу, занялся лит. деятельностью. Автор драматургич. цикла "Четыре
сна", состоящего из четыр„х пьес в жанре муз. драмы чуанъци. Первая -
"Красная шпилька" написана на сюжет новеллы 9 в. о певице Хо Сяо-юй
(более ранний вариант этой пьесы - "Красная флейта"). На популярных
новеллах строятся и сюжеты двух последних пьес - "Ханьдань" и "Нанькэ"
(оба соч. 1600-01). Лучшая пьеса Т. С.-ц. "Пионовая беседка, или
Возвращение души" (1598) состоит из 55 сцен. Это - драма, построенная на
конфликте чувства и феодальной морали. В последующих произв. Т. С.-ц.
разрабатывает тему тщетности человеческих стремлений. Пьеса "Ханьдань"
близка к социальной утопии. Драмы "Пионовая беседка" и "Ханьдань"
приобрели особую популярность в конце 19 в. В пьесах Т. С.-ц. выступали
известные акт„ры Мэй Лань-фан, Хань Ши-чан, Юй Чжэнь-фэй.
Соч. (на кит. яз.): Тан Сянь-цзу цзи, т. 1-4, Пекин, 1962; "Мудань
тин", Пекин, 1963.
Лит. (на кит. яз.): Ч ж о у И-б а и, Чжунго сицзюй ши чанбянь, Пекин,
1960. Ал. Ж.
ТАНТИ (наст. фам.- Ф е р р о н и), братья Константин Константинович
(р. 31.XII.1888) и Леонардо Константинович (р. 17.IX.1892) - сов.
артисты цирка; клоуны, куплетисты и муз. эксцентрики. Засл. арт. Груз.
ССР (1925). Т.- обрусевшие итальянцы, дед их, канатоходец, обосновался в
России с 60-х гг. 19 в., а отец был известным соло-клоуном. С детства
братья Т. участвовали в пантомимах, позднее были наездниками, с 1909
стали клоунами, получившими известность своими злободневными шутками.
После Октябрьской революции наряду с В. Ла-заренко и Альперовыми Т.
стали обличать явления, мешающие новой жизни,- антисоветски настроенных
обывателей, спекулянтов, саботажников, бюрократов и т. д. В годы гражд.
войны выступали на фронте перед красноармейцами. В 20-е гг. Т. переходят
к созданию буффонадно-эксцентрич. муз. скетчей на темы междунар.
политики ("Генуэзская конференция", "Оркестр фашистов"), бытовой сатиры
("Переезд с квартиры на квартиру", "Весы"), искусства ("Симфоыия царя
Менелая", "Трактир "Не рыдай!"", "Индийская гробница"). Они создавали
образы-маски не только врагов (кулак, спекулянт, белогвардеец), но и
положительных героев (пролетарий, рабфаковец, сов. дипломат).
Аккомпанируя себе на разл. муз. инструментах, Т. исполняли сатирич.
куплеты ("Дайте свету!" и др.) и пропагандировали положительные явления
современности ("Песенка о пользе труда"). Выступая как муз. клоуны, Т.
применяли игру на бытовых предметах (сковородка, сч„ты, греб„нка, метла
и т. п.). В их номерах широко использовалась трансформация: Леонардо
играл пять-шесть ролей. Константин выступал как резон„р (его костюм
напоминал одеяние белого клоуна).
Клоунада Т. отличалась подч„ркнутой агитационно-стью и способствовала
формированию новаторских тенденций в цирковом иск-ве.
Леонардо Т. был также акт„ром и режисс„ром в пантомимах "Махновщина"
(1929) и "Юный Фриц" (1941), играл роль Иванушки в пантомиме
"Кон„к-Горбунок".
Лит.: Кузнецов Е., Арена и люди советского цирка, Л.-М., 1947;
Дмитриев Ю., Советский цирк, М., 1963. М. 3.
"ТАНЯ"-драма в 4 д. А. Н. Арбузова. Соч. 1938 (вторая ред.- 1946).
Среди первых т-ров, осуществивших пост. "Т." в 1938,- т-р "Красный
факел", Новосибирск (Таня - Ага-ронова). Куйбышевский (Таня -
Оболенская), Воронежский, Днепропетровский, Иркутский, Калининский,
Костромской, Смоленский т-ры. Одной из наиболее значительных пост. пьесы
является спектакль Моск. т-ра Революции (18. III. 1939,реж. Лобанов,
комп. Меерович; Таня - Бабанова, Герман - Лукьянов, Шаманова - Енютина,
Соколов - Ханов, Дуся - Тер-Осипян). Возобн. 1947 (нов. ред.). Среди
последующих исполнительниц загл. роли - Волкова, Карпова, Орлова,
Гердрих.
Пьеса. Арбузова стала одной из самых репертуарных на сов. сцене: е„
пост. св. 400 т-ров, мн. коллективы художеств. самодеятельности,
сохраняется в репертуаре 50-60-х гг. Среди т-ров, ставивших пьесу:
Красноярский, Ульяновский, Котласский, Астраханский т-ры. Грозненский
рус. т-р (все в 1939), Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола. Орловский
т-р (оба в 1940), Тбилисский т-р им. Грибоедова (1948), Т-р драмы Латв.
ССР, т-р"Ванемуйне" (оба в 1955), Кишин„вский рус. т-р. Хабаровский т-р
(оба в 1958), Волгоградский т-р
(1963), Ленингр. т-р им. Ленсовета (1963), Т-р им. Азизбекова
(1964) и мн. др.
За рубежом "Т." ставилась в т-рах Болгарии, ГДР, Китая, Монголии,
Польши, Румынии, ФРГ, Чехословакии, Японии и др.
Издания: Первые публикации-"Таня", М., 1938 (на правах рукописи),
М.-Л., 1939; Арбузов А., Театр. М., 1961. А. Шн.
ТАРАКАНОВ, Николай Михайлович (р. 19.XII. 1898) - укр. сов. хоровой
дириж„р. Нар. арт. УССР (I960). Окончил Киевский А1уз.-драм. ин-т им. Н.
В. Лысенко (1926). Был хормейстером Киевского т-ра оперы и балета
(1926-29). С 1932 Т.- гл. хор-мейсгер Харьковского т-ра оперы и балета;
в 1934- 1941-гл. хормейстер Киевского т-ра оперы и балета. С 1954-гл.
хормейстер Донецкого т-ра оперы и балета; с 1964-Одесского т-ра оперы и
балета. Т. подготовил хоры более чем к 40 спектаклям, среди них:
"Мейстерзингеры" (1926, Киевский т-р оперы и балета), "Лоэн-грин" (1934,
Харьковский т-р оперы и балета) Вап.е-ра, "Орфей и Эвридика" Глюка
Страницы: «« « 2194 2195 2196 2197 2198 2199 2200 2201 2202 2203 2204 2205 2206 2207 2208 2209 2210 2211 2212 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |