Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2187   2188   2189   2190   2191   2192   2193   2194   2195  2196   2197   2198   2199   2200   2201   2202   2203   2204   2205  » »»

альманах, кн. 6, М., 1947; Лука и Хлынов, в сб.: И. М. Москвин. Статьи и
материалы, М., 1948; Театральная эстетика Белинского, М., 1962. С. Г.
   ТАЛЬОНИ (Taglioni) - семья итал. артистов балета и балетмейстеров.
   Филиппе Т. (5.XI.1777-11.IX.1871) - сын итал. артиста балета Карло Т.
Дебютировал в г. Пизе в 1794. В  1795-99  -  первый  танцовщик  балетных
трупп в Ливорно, Венеции, Флоренции.  В  1799  дебютировал  в  Парижской
Опере в балете "Караван". С 1802 - солист балетной труппы  стокгольмской
Королевской оперы. В 1816-18 - балетмейстер  этого  т-ра.  В  1818-30  -
балетмейстер в т-рах Милана, Вены, Берлина, в 1830-36 - Парижской Оперы.
В 1831 пост. в 3-м акте оперы  "Роберт-Дьявол"  Мейер-бера  танцы  теней
монахинь. Эта хореографии, картина  положила  начало  романтич.  балету.
Эстетич. принципы балетмейстера сформировались в пост. балета "Сильфида"
Шнейцгоффера (1832, Парижская Опера), где гл. партию исполняла Мария  Т.
В этом спектакле жанрово-бытовые эпизоды,  стилизованные  нар.  танцы  и
пантомимич.  сцены,  контрастно  сочетались  с  фан-тастич.  ирреальными
образами. Филиппе Т. первый применил в хореографии танец на пуантах  для
создания возвышенных, поэтич. образов. В его балетах при содействии худ.
Э. Лами была проведена реформа балетного  костюма.  Балетмейстер  широко
вводил в свои пост. пол„ты, разл.  сценич.  трюки,  превращения.  Балеты
"Дева Дуная" Адана (1836, Париж), "Тень" Маурера (1838, Петербург), "Бог
и баядерка" Обера (1830, Париж) также  связаны  с  фантастич.  сюжетами.
Использование нар. танца характеризует балеты: "Натали, или  Швейцарская
молочница" Йировица и Карафы (1832,Париж), "Гитана" Г.  Шмидта  и  Обера
(1838,Петербург). Т. был выдающимся педагогом  классич.  танца.  В  1852
оставил педа-гогич. и балетмейстерскую деятельность.
   Две сестры и два брата Филиппе Т. были также артистами балета.  Среди
них наиболее известен С а л ь в а -торе Т. (1790-1868), выступавший  как
артист и балетмейстер в Неаполе.
   Лит.: Блок Л. Д.,  Филипп  Тальони  и  его  школа,  в  кн.:  Классики
хореографии, Л.-М., 1937, с. 183-91; С л о-н и м с к и и Ю., "Сильфида".
Балет, Л., 1927.
   Мария Т. (23.IV.1804, Стокгольм,-22.IV.1884, Марсель) - дочь  Филиппе
Т. Ученица Ж. Кулона и своего отца. Дебютировала в 1822 в Вене в  партии
Нимфы в балете Филиппе Т. "При„м юной нимфы  при  дворе  Терпсихоры".  В
1823 выступала в Париже в  т-ре  "Порт-Сен-Мартен",  затем  в  Италии  и
Германии. В 1827 - снова в Париже. После успешных выступлений в  "Спящей
красавице" Герольда и др. была приглашена ведущей солисткой в  Парижскую
Оперу, где для не„ возобновили балет Ш. Дидло "Зефир и  Флора".  В  1830
Филиппе Т. пост. для Марии Т. балет "Бог и баядерка" Обера и  разработал
партию  призрака  монахини  Елены   (3-й   акт   оперы   "Роберт-Дьявол"
Мейербера). В 1832 Мария Т. впервые выступила в партии Сильфиды  во.  п.
Шнейцгоффера, пост. е„ отцом в Парижской Опере. Эта партия  принесла  ей
мировую славу. Творчество Марии Т. оказало значит, влияние  на  развитие
балетного  иск-ва.  Танец  е„  отличался  одухотвор„нностью,   чистотой,
воздушностью, особой грацией, кантиленностью.  С  помощью  своего  отца,
автора хореографии почти всех балетов, в к-рых она выступала,  Мария  Т.
ввела в балет новые средства образной выразительности, в т. ч. танец  на
пуантах и др. Л„гкий воздушный костюм, созданный для не„  художником  Э.
Лами, способствовал реформе балетного танца. Иск-во Марии Т.  освободило
балет от скованности и аффектации. Редко прибегая к пантомиме,  балерина
передавала  в  танце  поэтич.  содержание  образа.   Кроме   фантастич.,
воздушных героинь [Сильфида (о. п. Шнейцгоффера),  Флер  де  Шан  ("Дева
Дуная" Адана, 1836)], Мария Т. исполняла и  характерные  партии:  Натали
["Натали, или Швейцарская молочница" Йировепа и Карафы,  1832),  Лоретта
("Гитана" Г. Шмидта и  Обера,  1838,  Петербург).  В  1837-42  Мария  Т.
ежегодно с огромным успехом выступала в Петербурге. Гастролировала также
в Лондоне, где Ж. Перро создал для не„ балеты "Па-де-катр" (1845) и  "Па
богинь" (1846), оба на муз. Пуни. В 1847 оставила сцену. В 1860 пост.  в
Парижской Опере балет "Бабочка" Оффенбаха для своей  ученицы  Э.  Ливри.
Преподавала танцы детям англ. аристократии. Окончила жизнь в бедности.
   Лит.: Соловь„в Н. В., Мария "Тальони. 1804- 1884, СПБ, 1912; Л e в  и
н с о н А., Мастера балета..., СП Б, 1915;  Слонимский  Ю-,  "Сильфида".
Балет, Л., 1927;
   Красовская В., Русский балетный театр от  возникновения  до  середины
XIX века, Л.-М., 1958; L e v i n s o n A., Marie  Taglioni  (1804-1884),
P., 1929; C a still- В 1 a z e F. J.,  La  danse  et  le  ballet  depuis
Bacchus  jusqu'a  Mademoiselle  Taglioni,  P.,  1832;  Beaumont  C.  W.,
Complete book of ballets, L., 1951, p. 359-60.
   Поль Т. (12.1.1808-6.1.1884) - сын Филиппе Т., брат Марии Т. Учился у
своего отца и у  Ж.  Кулона.  Дебютировал  в  Штутгарте  в  1826.  Затем
выступал  в  Вене,  Мюнхене,  Париже   и   Берлине.   В   1832   работал
балетмейстером в Лондоне, в 1839 - в США. Пост.  балеты  "Tea,  или  Фея
цветов" Пуни (1847, Лондон), "Сатанилла" (1855),  "Приключения  Флика  и
Флока" Гертеля (1862) и др.
   Дочь Поля Т.-M ария Т.-младшая (25.X. 1830-27.IV.1891) - была ведущей
танцовщицей Берлинской оперы, выступала в Лондоне.
   Лит.: Beaumont С. W., Complete book of ballets, L., 1951, p.  362-89.
Ham. P.
   ТАЛЬЯН, Шара Мкртычевич (16.VII.1893-7,XI. 1965) - арм.  сов.  артист
оперы. Нар.  арт.  Арм.  ССР  (1939).  Учился  в  Петерб.  консерватории
(1916-17, класс С. И. Габеля). В 1924 организовал в Ле-нинакане  оперную
труп-пу(дириж„р А.Ш.Мелик-Пашаев), затем - опереточные труппы, с  к-рыми
гастролировал в городах  Ср.  Азии;  один  из  организаторов  Армянского
театра музыкальной комедии (1942). В 1933- 1953 - солист  Т-ра  оперы  и
балета им. Спендиа-рова. Выступал как концертный певец. Обладал  голосом
широкого диапазона, красивого тембра.  Пел  партии  тенора  и  баритона.
Исполнение Т. отличалось  лирич.  проникновенностью.  Был  бессменным  и
лучшим исполнителем партии Capo ("Ануш" Тиграняна).  Среди  др.  партий:
Сое ("Сое и Вардитер" Каза-ряна), Шаумян ("Давид Бек" Тиграняна),  Аршак
II (о.п. Чухаджяна). М.Мур.
   ТАМАЙО-И-БАУС (Tamayo y Baus), Мануэль (16.IX.1829  -  21.VI.1898)  -
исп. драматург. В начале драматургич.  деятельности  следовал  традициям
романтич. направления. Обработал для исп. т-ра пьесы Шиллера "Орлеанская
дева" (под назв. "Жанна д'Арк", 1847,  труппа  X.  Тамайо  и  X.  Баус),
"Коварство и любовь" (под назв. "Анджела", 1853, труппа X. Архоны  и  Т.
Ламадрид), написал "драму ужасов" "5 августа" (1849, т-р "Де ла  Крус").
Трагедия "Виргиния" (1858, труппа Архоны и Ламадрид)  свидетельствует  о
стремлении драматурга  придать  классицистской  трагедии  действенность,
наполнить е„ романтич. страстями. Дьесы "Безумие в любви" (1857, там же)
и "Властительница" (совм. с С. А.  Фернандесом-Гер-рой,  1854,  там  же)

Страницы: «« « 2187   2188   2189   2190   2191   2192   2193   2194   2195  2196   2197   2198   2199   2200   2201   2202   2203   2204   2205  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия