Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2187 2188 2189 2190 2191 2192 2193 2194 2195 2196 2197 2198 2199 2200 2201 2202 2203 2204 2205 » »» альманах, кн. 6, М., 1947; Лука и Хлынов, в сб.: И. М. Москвин. Статьи и материалы, М., 1948; Театральная эстетика Белинского, М., 1962. С. Г. ТАЛЬОНИ (Taglioni) - семья итал. артистов балета и балетмейстеров. Филиппе Т. (5.XI.1777-11.IX.1871) - сын итал. артиста балета Карло Т. Дебютировал в г. Пизе в 1794. В 1795-99 - первый танцовщик балетных трупп в Ливорно, Венеции, Флоренции. В 1799 дебютировал в Парижской Опере в балете "Караван". С 1802 - солист балетной труппы стокгольмской Королевской оперы. В 1816-18 - балетмейстер этого т-ра. В 1818-30 - балетмейстер в т-рах Милана, Вены, Берлина, в 1830-36 - Парижской Оперы. В 1831 пост. в 3-м акте оперы "Роберт-Дьявол" Мейер-бера танцы теней монахинь. Эта хореографии, картина положила начало романтич. балету. Эстетич. принципы балетмейстера сформировались в пост. балета "Сильфида" Шнейцгоффера (1832, Парижская Опера), где гл. партию исполняла Мария Т. В этом спектакле жанрово-бытовые эпизоды, стилизованные нар. танцы и пантомимич. сцены, контрастно сочетались с фан-тастич. ирреальными образами. Филиппе Т. первый применил в хореографии танец на пуантах для создания возвышенных, поэтич. образов. В его балетах при содействии худ. Э. Лами была проведена реформа балетного костюма. Балетмейстер широко вводил в свои пост. пол„ты, разл. сценич. трюки, превращения. Балеты "Дева Дуная" Адана (1836, Париж), "Тень" Маурера (1838, Петербург), "Бог и баядерка" Обера (1830, Париж) также связаны с фантастич. сюжетами. Использование нар. танца характеризует балеты: "Натали, или Швейцарская молочница" Йировица и Карафы (1832,Париж), "Гитана" Г. Шмидта и Обера (1838,Петербург). Т. был выдающимся педагогом классич. танца. В 1852 оставил педа-гогич. и балетмейстерскую деятельность. Две сестры и два брата Филиппе Т. были также артистами балета. Среди них наиболее известен С а л ь в а -торе Т. (1790-1868), выступавший как артист и балетмейстер в Неаполе. Лит.: Блок Л. Д., Филипп Тальони и его школа, в кн.: Классики хореографии, Л.-М., 1937, с. 183-91; С л о-н и м с к и и Ю., "Сильфида". Балет, Л., 1927. Мария Т. (23.IV.1804, Стокгольм,-22.IV.1884, Марсель) - дочь Филиппе Т. Ученица Ж. Кулона и своего отца. Дебютировала в 1822 в Вене в партии Нимфы в балете Филиппе Т. "При„м юной нимфы при дворе Терпсихоры". В 1823 выступала в Париже в т-ре "Порт-Сен-Мартен", затем в Италии и Германии. В 1827 - снова в Париже. После успешных выступлений в "Спящей красавице" Герольда и др. была приглашена ведущей солисткой в Парижскую Оперу, где для не„ возобновили балет Ш. Дидло "Зефир и Флора". В 1830 Филиппе Т. пост. для Марии Т. балет "Бог и баядерка" Обера и разработал партию призрака монахини Елены (3-й акт оперы "Роберт-Дьявол" Мейербера). В 1832 Мария Т. впервые выступила в партии Сильфиды во. п. Шнейцгоффера, пост. е„ отцом в Парижской Опере. Эта партия принесла ей мировую славу. Творчество Марии Т. оказало значит, влияние на развитие балетного иск-ва. Танец е„ отличался одухотвор„нностью, чистотой, воздушностью, особой грацией, кантиленностью. С помощью своего отца, автора хореографии почти всех балетов, в к-рых она выступала, Мария Т. ввела в балет новые средства образной выразительности, в т. ч. танец на пуантах и др. Л„гкий воздушный костюм, созданный для не„ художником Э. Лами, способствовал реформе балетного танца. Иск-во Марии Т. освободило балет от скованности и аффектации. Редко прибегая к пантомиме, балерина передавала в танце поэтич. содержание образа. Кроме фантастич., воздушных героинь [Сильфида (о. п. Шнейцгоффера), Флер де Шан ("Дева Дуная" Адана, 1836)], Мария Т. исполняла и характерные партии: Натали ["Натали, или Швейцарская молочница" Йировепа и Карафы, 1832), Лоретта ("Гитана" Г. Шмидта и Обера, 1838, Петербург). В 1837-42 Мария Т. ежегодно с огромным успехом выступала в Петербурге. Гастролировала также в Лондоне, где Ж. Перро создал для не„ балеты "Па-де-катр" (1845) и "Па богинь" (1846), оба на муз. Пуни. В 1847 оставила сцену. В 1860 пост. в Парижской Опере балет "Бабочка" Оффенбаха для своей ученицы Э. Ливри. Преподавала танцы детям англ. аристократии. Окончила жизнь в бедности. Лит.: Соловь„в Н. В., Мария "Тальони. 1804- 1884, СПБ, 1912; Л e в и н с о н А., Мастера балета..., СП Б, 1915; Слонимский Ю-, "Сильфида". Балет, Л., 1927; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958; L e v i n s o n A., Marie Taglioni (1804-1884), P., 1929; C a still- В 1 a z e F. J., La danse et le ballet depuis Bacchus jusqu'a Mademoiselle Taglioni, P., 1832; Beaumont C. W., Complete book of ballets, L., 1951, p. 359-60. Поль Т. (12.1.1808-6.1.1884) - сын Филиппе Т., брат Марии Т. Учился у своего отца и у Ж. Кулона. Дебютировал в Штутгарте в 1826. Затем выступал в Вене, Мюнхене, Париже и Берлине. В 1832 работал балетмейстером в Лондоне, в 1839 - в США. Пост. балеты "Tea, или Фея цветов" Пуни (1847, Лондон), "Сатанилла" (1855), "Приключения Флика и Флока" Гертеля (1862) и др. Дочь Поля Т.-M ария Т.-младшая (25.X. 1830-27.IV.1891) - была ведущей танцовщицей Берлинской оперы, выступала в Лондоне. Лит.: Beaumont С. W., Complete book of ballets, L., 1951, p. 362-89. Ham. P. ТАЛЬЯН, Шара Мкртычевич (16.VII.1893-7,XI. 1965) - арм. сов. артист оперы. Нар. арт. Арм. ССР (1939). Учился в Петерб. консерватории (1916-17, класс С. И. Габеля). В 1924 организовал в Ле-нинакане оперную труп-пу(дириж„р А.Ш.Мелик-Пашаев), затем - опереточные труппы, с к-рыми гастролировал в городах Ср. Азии; один из организаторов Армянского театра музыкальной комедии (1942). В 1933- 1953 - солист Т-ра оперы и балета им. Спендиа-рова. Выступал как концертный певец. Обладал голосом широкого диапазона, красивого тембра. Пел партии тенора и баритона. Исполнение Т. отличалось лирич. проникновенностью. Был бессменным и лучшим исполнителем партии Capo ("Ануш" Тиграняна). Среди др. партий: Сое ("Сое и Вардитер" Каза-ряна), Шаумян ("Давид Бек" Тиграняна), Аршак II (о.п. Чухаджяна). М.Мур. ТАМАЙО-И-БАУС (Tamayo y Baus), Мануэль (16.IX.1829 - 21.VI.1898) - исп. драматург. В начале драматургич. деятельности следовал традициям романтич. направления. Обработал для исп. т-ра пьесы Шиллера "Орлеанская дева" (под назв. "Жанна д'Арк", 1847, труппа X. Тамайо и X. Баус), "Коварство и любовь" (под назв. "Анджела", 1853, труппа X. Архоны и Т. Ламадрид), написал "драму ужасов" "5 августа" (1849, т-р "Де ла Крус"). Трагедия "Виргиния" (1858, труппа Архоны и Ламадрид) свидетельствует о стремлении драматурга придать классицистской трагедии действенность, наполнить е„ романтич. страстями. Дьесы "Безумие в любви" (1857, там же) и "Властительница" (совм. с С. А. Фернандесом-Гер-рой, 1854, там же) Страницы: «« « 2187 2188 2189 2190 2191 2192 2193 2194 2195 2196 2197 2198 2199 2200 2201 2202 2203 2204 2205 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |