Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2186   2187   2188   2189   2190   2191   2192   2193   2194  2195   2196   2197   2198   2199   2200   2201   2202   2203   2204  » »»

Вернувшись в Париж, в 1786 поступил в  Королевскую  школу  декламации  и
пения, по окончании к-рой в 1787 дебютировал в т-ре "Ко-меди Франсез" (в
роли Сеида - "Магомет" Вольтера); в 1789  получил  звание  "сосъе-терау.
Взгляды Т. на театр. иск-во сложились под  воздействием  идей  франц.  и
англ. просветителей. Дружба  с  худ.  Л.  Давидом  также  способствовала
формированию  идейно-художеств.  взглядов   Т.;   он   изучал   античную
скульптуру,  мечтал  воспроизвести  на  сцене  строгую,   величественную
красоту античного иск-ва. Уже в начале  своей  сценич.  деятельности  Т.
сыграл Прокула  ("Б  рут"  Вольтера,  1789)  в  римской  тоге,  а  не  в
стилизованном  придворном  костюме,  без  парика;  это  вызвало   резкое
осуждение со стороны консервативной труппы т-ра.
   С первых  дней  франц.  бурж.  революции  Т.  стремился  сделать  т-р
проводником революц. идей. Обличая монархич. деспотизм, он создал  образ
жестокого, преступного короля-тирана в революц.  трагедии  М.  Ж.  Шенье
"Карл IX". Пост. "Карла IX" вызвала раскол в  труппе  "Комеди  Франсез",
называвшегося во время революции  "Т-ром  нации".  Т.  возглавил  труппу
революционно настроенных акт„ров, к-рые ушли из этого Т-ра и основали  в
1791 "Театр Республики)). Выступая в пьесах якобинского  репертуара,  Т.
играл роли: тирана Генриха VIII (о. п. Шенье, 1791), справедливого судьи
Лассаля ("Жан  Калас,  или  Урок  судьям"  Шенье,  1791),  борца  против
аристократии Мария  ("Марий  в  Минтурнах"  Арно),  защитника  интересов
народа Фульвия Флакка ("Кай Гракх" Шенье, 1792), патриота Муция  Сцеволы
(о. п. Лансиваля, 1793) и др. В  трактовке  Т.  эти  герои  олицетворяли
мужество борцов за идеалы гуманизма, свободы  и  справедливости,  против
фанатизма, тирании. В годы революции в  творчестве  Т.  ярко  проявились
черты  революционного  классицизма.  Сохраняя  в  сво„м   иск-ве   черты
идеализациЪ, величавую  приподнятость  и  монументальность  образов,  Т.
вносил  в  сво„  исполнение  повышенную   взволнованность,   заостр„нную
эмоциональность, разрушавшие абстрактную  обобщ„нность  классицизма.  Он
отказался от обычной в трагедии  монотонно-напевной  читки,  использовал
динамичный выразительный жест.
   Рост  революц.  активности  масс,  якобинский  террор   противоречили
абстрактно-гуманистич. мировоззрению Т. Особенно отч„тливо  определилось
буржуазно-охранит.   содержание   взглядов   Т.   после   контррево-люц.
переворота  9  термидора  (1794).  На  сцене   руководимого   им   "Т-ра
Республики" появились антиякобинские пьесы. В 1799 Т. вернулся во  вновь
объединившуюся труппу "Комеди  Франсез".  В  годы  Директории  и  Первой
империи  играл  в  помпезных,  лиш„нных  внутр.  драматизма   трагедиях;
исполнял роли воинов ("Квинт Фабий,  или  Римская  дисциплина"  Ле-гуве,
1795), идеальных монархов ("Кир" Шенье, 1804).
   В этих спектаклях публицистич. страстность,  обличит.  направленность
творчества  Т.  сменились  официозным  пафосом.  Однако  гл.   место   в
репертуаре Т. заняли герои шекспировских трагедий  в  переделках  Ж.  Ф.
Дюси: Макбет, Отелло,  Гамлет  (все  в  1809).  Исполняя  эти  роли,  Т.
создавал образы  мятущихся,  раздираемых  внутр.  противоречиями  людей,
гибнущих в мире злобы, преступлений, корысти  или  противостоящих  этому
миру.  Скорбное  разочарование  становится   ведущим   мотивом   в   его
творчестве.  Неприятие  реакц.  правительства   Бурбонов   возродило   в
творчестве  Т.  политически  оппозиционные  тенденции.  Он  выступал   в
трагедиях, запрещавшихся цензурой за намеки  на  политич.  обстановку  в
стране. Играя Суллу (о. п. Жуй, 1821), Т. создал идеализированный  образ
Наполеона,  отвечавший  бонапартистским  настроениям   части   зрителей,
ненавидевших режим Реставрации.
   В   последний   период   жизни   Т.   испытывал   неудовлетвор„нность
классицистским репертуаром, он  сблизился  с  молодыми  романтиками  (В.
Гюго, А. Ламар-тин), высказывал взгляды  на  задачи  новой  драматургии,
отражавшие его стремление расширить жизненное содержание иск-ва. Работая
над созданием сценич. образов, он пытался усилить в них черты  реализма,
углубить индивидуальную и психоло-гич. характеристику  героя.  Добиваясь
историч.  и  этнографич.  конкретизации  образа,   Т.   продолжил   свои
реформаторские начинания в области сценич. костюма  и  грима  (вслед  за
античным  вв„л  ср.-век..  восточный  и  ренессансный  костюмы).  Сделал
попытку выступить в совр. комедии, сыграв  роль  старого,  великодушного
буржуа в  пьесе  "Урок  старикам"  Дела-виня  (1823).  В  1806  Т.  стал
профессором драм.  класса  парижской  Консерватории.  Оставаясь  акт„ром
классицистской трагедии, он в своей педагогич. практике  и  в  теоретич.
трактате "Несколько размышлений о  Лекене  и  о  театральном  искусстве"
(1825, предисловие к  изданию  "Мемуаров"  Лекена)  выдвигал  требование
подлинности сценич. чувств и непосредственности их  выражения,  требовал
изучения  акт„ром  характера  персонажа  в  связи  с  историч.   эпохой,
изображ„нной   в   пьесе.   Иск-во    Т.-    великого    нац.    акт„ра,
художника-новатора, проложило путь дальнейшему  развитию  франц.  театр.
иск-ва 19 в.
   Соч.: Memoires sur Lekain et sur  l'art  dramatique.  P.,  1825;  P.,
1849-50; в рус. пер.: Тальма о сценическом искусстве, М., 1888; Мемуары,
вступ. ст., пер. и прим. И. И. Сол-лертинского, М.-Л.,  1931  (Памятники
театрального быта).
   Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М.,  1963;  Дейч  А.,
Тальма" М., 1934 (Жизнь замечательных людей, вып. 21-22);  Державин  К.,
Театр Французской революции. 1789-1799, 2 изд., Л.-М., 1937, с. 246-70;
   Панов В., Франсуа Тальма (1763-1826), М.-Л., 1939;
   R e g n a u 1 t-W а г i n J. В., I. I. Р h.. Memoires sur Talma.  P.,
1904; С о p i n A., Etudes dramatiques. Talma et la Revolution,  2  ed..
P., 1887; J u 1 1 i e n A., Histoire du costume au theatre. P., 1880;  A
u b г у 0., Napoleon et son temps, P., 1936, p. 53-65; A u g u s t i n-T
i e г г у A., Le tragedien de Napoleon. F. J. Talma, P., 1942.
   ТАЛЬНИКОВ    (наст.    фам.-    Шпитальни-ков),    Давид    Лазаревич
[26.11(10.III).1882-13.IX. 1961]-рус. сов. лит. критик, театровед.  Лит.
деятельность начал в 1904. До Октябрьской революции сотрудничал в  журн.
"Современный  мир",  "Вестник  Европы",   "Русское   богатство";   после
революции печатался в журн. "Современный театр", ' "Театр" и др.  Статьи
и книги Т. посвящены рус. и сов. т-ру.
   Соч.: Новая ревизия  "Ревизора",  М.-Л.,  1927;  Чехов  на  советской
сцене, "Литературный современник", 1935, ј 1, 2; Театр автора,  там  же,
1936, ј 2; Комиссаржевская, M.-Д., 1939; Система Щепкина,  М.-Л.,  1939;
"Горячее  сердце"  на  сцене  МХАТ,  М-,  1940;  Островский  и   русский
национальный  театр.  в  сб.:  А.  Н.  Островский-драматург,  М.,  1946;
Сценическая история "Бесприданницы", в сб.: "Бесприданница"" Материалы и
исследования, М., 1947; Акт„р-современник, в сб.: Советский  театр.  М.,
1947;  Проблема  режиссуры  и  русская  классика,  в  сб.:   Театральный

Страницы: «« « 2186   2187   2188   2189   2190   2191   2192   2193   2194  2195   2196   2197   2198   2199   2200   2201   2202   2203   2204  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия