|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2186 2187 2188 2189 2190 2191 2192 2193 2194 2195 2196 2197 2198 2199 2200 2201 2202 2203 2204 » »» Вернувшись в Париж, в 1786 поступил в Королевскую школу декламации и
пения, по окончании к-рой в 1787 дебютировал в т-ре "Ко-меди Франсез" (в
роли Сеида - "Магомет" Вольтера); в 1789 получил звание "сосъе-терау.
Взгляды Т. на театр. иск-во сложились под воздействием идей франц. и
англ. просветителей. Дружба с худ. Л. Давидом также способствовала
формированию идейно-художеств. взглядов Т.; он изучал античную
скульптуру, мечтал воспроизвести на сцене строгую, величественную
красоту античного иск-ва. Уже в начале своей сценич. деятельности Т.
сыграл Прокула ("Б рут" Вольтера, 1789) в римской тоге, а не в
стилизованном придворном костюме, без парика; это вызвало резкое
осуждение со стороны консервативной труппы т-ра.
С первых дней франц. бурж. революции Т. стремился сделать т-р
проводником революц. идей. Обличая монархич. деспотизм, он создал образ
жестокого, преступного короля-тирана в революц. трагедии М. Ж. Шенье
"Карл IX". Пост. "Карла IX" вызвала раскол в труппе "Комеди Франсез",
называвшегося во время революции "Т-ром нации". Т. возглавил труппу
революционно настроенных акт„ров, к-рые ушли из этого Т-ра и основали в
1791 "Театр Республики)). Выступая в пьесах якобинского репертуара, Т.
играл роли: тирана Генриха VIII (о. п. Шенье, 1791), справедливого судьи
Лассаля ("Жан Калас, или Урок судьям" Шенье, 1791), борца против
аристократии Мария ("Марий в Минтурнах" Арно), защитника интересов
народа Фульвия Флакка ("Кай Гракх" Шенье, 1792), патриота Муция Сцеволы
(о. п. Лансиваля, 1793) и др. В трактовке Т. эти герои олицетворяли
мужество борцов за идеалы гуманизма, свободы и справедливости, против
фанатизма, тирании. В годы революции в творчестве Т. ярко проявились
черты революционного классицизма. Сохраняя в сво„м иск-ве черты
идеализациЪ, величавую приподнятость и монументальность образов, Т.
вносил в сво„ исполнение повышенную взволнованность, заостр„нную
эмоциональность, разрушавшие абстрактную обобщ„нность классицизма. Он
отказался от обычной в трагедии монотонно-напевной читки, использовал
динамичный выразительный жест.
Рост революц. активности масс, якобинский террор противоречили
абстрактно-гуманистич. мировоззрению Т. Особенно отч„тливо определилось
буржуазно-охранит. содержание взглядов Т. после контррево-люц.
переворота 9 термидора (1794). На сцене руководимого им "Т-ра
Республики" появились антиякобинские пьесы. В 1799 Т. вернулся во вновь
объединившуюся труппу "Комеди Франсез". В годы Директории и Первой
империи играл в помпезных, лиш„нных внутр. драматизма трагедиях;
исполнял роли воинов ("Квинт Фабий, или Римская дисциплина" Ле-гуве,
1795), идеальных монархов ("Кир" Шенье, 1804).
В этих спектаклях публицистич. страстность, обличит. направленность
творчества Т. сменились официозным пафосом. Однако гл. место в
репертуаре Т. заняли герои шекспировских трагедий в переделках Ж. Ф.
Дюси: Макбет, Отелло, Гамлет (все в 1809). Исполняя эти роли, Т.
создавал образы мятущихся, раздираемых внутр. противоречиями людей,
гибнущих в мире злобы, преступлений, корысти или противостоящих этому
миру. Скорбное разочарование становится ведущим мотивом в его
творчестве. Неприятие реакц. правительства Бурбонов возродило в
творчестве Т. политически оппозиционные тенденции. Он выступал в
трагедиях, запрещавшихся цензурой за намеки на политич. обстановку в
стране. Играя Суллу (о. п. Жуй, 1821), Т. создал идеализированный образ
Наполеона, отвечавший бонапартистским настроениям части зрителей,
ненавидевших режим Реставрации.
В последний период жизни Т. испытывал неудовлетвор„нность
классицистским репертуаром, он сблизился с молодыми романтиками (В.
Гюго, А. Ламар-тин), высказывал взгляды на задачи новой драматургии,
отражавшие его стремление расширить жизненное содержание иск-ва. Работая
над созданием сценич. образов, он пытался усилить в них черты реализма,
углубить индивидуальную и психоло-гич. характеристику героя. Добиваясь
историч. и этнографич. конкретизации образа, Т. продолжил свои
реформаторские начинания в области сценич. костюма и грима (вслед за
античным вв„л ср.-век.. восточный и ренессансный костюмы). Сделал
попытку выступить в совр. комедии, сыграв роль старого, великодушного
буржуа в пьесе "Урок старикам" Дела-виня (1823). В 1806 Т. стал
профессором драм. класса парижской Консерватории. Оставаясь акт„ром
классицистской трагедии, он в своей педагогич. практике и в теоретич.
трактате "Несколько размышлений о Лекене и о театральном искусстве"
(1825, предисловие к изданию "Мемуаров" Лекена) выдвигал требование
подлинности сценич. чувств и непосредственности их выражения, требовал
изучения акт„ром характера персонажа в связи с историч. эпохой,
изображ„нной в пьесе. Иск-во Т.- великого нац. акт„ра,
художника-новатора, проложило путь дальнейшему развитию франц. театр.
иск-ва 19 в.
Соч.: Memoires sur Lekain et sur l'art dramatique. P., 1825; P.,
1849-50; в рус. пер.: Тальма о сценическом искусстве, М., 1888; Мемуары,
вступ. ст., пер. и прим. И. И. Сол-лертинского, М.-Л., 1931 (Памятники
театрального быта).
Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963; Дейч А.,
Тальма" М., 1934 (Жизнь замечательных людей, вып. 21-22); Державин К.,
Театр Французской революции. 1789-1799, 2 изд., Л.-М., 1937, с. 246-70;
Панов В., Франсуа Тальма (1763-1826), М.-Л., 1939;
R e g n a u 1 t-W а г i n J. В., I. I. Р h.. Memoires sur Talma. P.,
1904; С о p i n A., Etudes dramatiques. Talma et la Revolution, 2 ed..
P., 1887; J u 1 1 i e n A., Histoire du costume au theatre. P., 1880; A
u b г у 0., Napoleon et son temps, P., 1936, p. 53-65; A u g u s t i n-T
i e г г у A., Le tragedien de Napoleon. F. J. Talma, P., 1942.
ТАЛЬНИКОВ (наст. фам.- Шпитальни-ков), Давид Лазаревич
[26.11(10.III).1882-13.IX. 1961]-рус. сов. лит. критик, театровед. Лит.
деятельность начал в 1904. До Октябрьской революции сотрудничал в журн.
"Современный мир", "Вестник Европы", "Русское богатство"; после
революции печатался в журн. "Современный театр", ' "Театр" и др. Статьи
и книги Т. посвящены рус. и сов. т-ру.
Соч.: Новая ревизия "Ревизора", М.-Л., 1927; Чехов на советской
сцене, "Литературный современник", 1935, ј 1, 2; Театр автора, там же,
1936, ј 2; Комиссаржевская, M.-Д., 1939; Система Щепкина, М.-Л., 1939;
"Горячее сердце" на сцене МХАТ, М-, 1940; Островский и русский
национальный театр. в сб.: А. Н. Островский-драматург, М., 1946;
Сценическая история "Бесприданницы", в сб.: "Бесприданница"" Материалы и
исследования, М., 1947; Акт„р-современник, в сб.: Советский театр. М.,
1947; Проблема режиссуры и русская классика, в сб.: Театральный
Страницы: «« « 2186 2187 2188 2189 2190 2191 2192 2193 2194 2195 2196 2197 2198 2199 2200 2201 2202 2203 2204 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |