Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2192   2193   2194   2195   2196   2197   2198   2199   2200  2201   2202   2203   2204   2205   2206   2207   2208   2209   2210  » »»

совершенствовались,  обретали  устойчивые  формы.   У   каждого   народа
сложились  свои   танц.   традиции,   хореографич.   язык   и   пластич.
выразительность, свои при„мы соотношения движения с музыкой.
   На этой основе стал формироваться проф. сценический  танец.  В  проф.
театр. иск-ве Т. достиг высокой степени  развития  и  подвергся  научной
систематизации. Сложились разл. танц. системы: европ. классический танец
- основная система совр. европ. балета, танц. системы народов стран Азии
н Африки (см. Классический танец народов Востока). Наряду со сценич.  Т.
складывался бытовой и бальный Т., также  обычно  возникавший  на  основе
нар. Т.
   Являясь   одним   из    видов    иск-ва,    Т.    служит    средством
идейно-эмоционального   воздействия.    Совершенство    танц.    образов
определяется их содержанием и формой. Иск-во Т. раскрывает духовный  мир
человека. Осн. выразительные средства Т.:  гармонич.  движения  и  позы,
пластич. выразительность и  мимика,  динамика,  темп  и  ритм  движения,
пространств,  рисунок,  композиция.  Танц.  образ   воспринимается   как
непосредственно, так и в  сочетании  с  др.  выразительными  средствами,
прежде  всего  с  мимикой.  Средством  его  обогащения  и  конкретизации
являются костюм, театр. реквизит. В балете Т. обогащается выразительными
средствами драматургии, что прида„т ему особую силу воздействия.
   Применительно к европ.  сценич.  Т.  в  искусствоведении  установлены
следующие положения: Т. организован в пространстве и времени. Простейший
элемент, составляющий основу танца,- телоположение (в классич.  танце  -
позиции, позы). Переход из  одного  телоположения  в  другое,  их  смена
образует движение. Простейшая  форма  танц.  движения  -  темп.  В  СБОЮ
очередь, темпы складываются в па, к-рые образуют разл. танц.  сочетания.
Организация Т. во времени  подчинена  законам  определ„нной  музыкальной
системы. Т. измеряется теми же длительностями, что и музыка.
   Развитие европ. сценич. Т. представляет собой  длительный  и  сложный
процесс. Большое влияние на развитие танц. культуры Европы  имело  танц.
иск-во
   Др. Востока и античности.  Т.  занимал  видное  место  в  религиозных
празднествах Ассирии,  Египта  и  др.,  о  ч„м  свидетельствуют  произв.
письменности, скульптуры и живописи. В Др.  Греции  Т.  занимал  значит.
место в  жизни  народа,  являясь  не  только  частью  культа  (медленные
торжественные танцы в честь Аполлона, экстатические вакхические пляски в
честь Вакха и др.), но и средством воспитания ("пиррические" Т.- военные
и  атлетические  Т.  спартанских  юношей,   способствовавшие   гармонич.
развитию  тела).  Т.  был  разработан,  систематизирован.   Он   являлся
обязательной частью представлений греч. антич.  комедий  и  трагедий.  В
эпоху эллинизма (4-2 вв. до н. э.) появляются танцовщики-пантомимисты. В
Др. Риме (2-1 вв. до н. э.) происходило освоение эллинистич.  Т.,  к-рый
позднее во 2-5 вв. получил развитие в пантомиме. В  эпоху  средневековья
Т.  подвергался  гонениям  со  стороны  духовенства,  но  развитие   его
продолжалось. Наряду с нар. Т. существовали  ранние  формы  сценич.  Т.,
к-рые исполняли жонглеры, шпильманы, скоморохи. В дальнейшем  происходит
постепенная театрализация Т. В странах Европы в ср.  века  Т.  связан  с
нар. и придворными празднествами (в Англии-  мамминчс  и  дисгайзингс  -
"ряжения", в  Италии  -  маскарады  при  дворах  и  др.).  В  15-16  вв.
исполняются сюжетные танцевальные сцены - морески, в сер. 16 -  нач.  17
вв. т.  н.  бялло-фигурато  (фигурные,  изобразительные  Т.).  Создаются
трактаты и учебники Т.
   В нач. 17 в. с появлением балетных спектаклей иск-во Т.  усложняется,
обогащается новой техникой.  Деятельность  Королевской  Академии  танца,
созданной в 1661 во Франции, способствовала  дальнейшей  систематизации,
разработке Т. и определению его как  системы  художеств.  движения.  Эта
система получила впоследствии условное назв.  "классического  танца"  (в
конце 19 в.).
   Накануне  бурж.  революции  во  Франции  происходит  реформа  балета,
способствовавшая расширению  технич.  и  выразительных  возможностей  Т.
Развитие муз. т-ра (оперная реформа  X.  Глюка)  способствует  появлению
новых структурных форм балета, к-рый в эпоху  Просвещения  выделяется  в
самостоятельный    вид    иск-ва.    В     это     время     углубляется
эмоционально-драматич.  содержание  Т.  В  балетах  Ж.  Ж.  Новера,   ф.
Хильфердцнга Г. Анджолини Т. связан с пантомимой,  что  порождает  форму
действенного Т.- па д'аксъон. Эта форма получает дальнейшее  развитие  в
романтич.  балете  (нач.  19  в.),  где  происходит  обогащение  техники
классического Т., возникают новые выразительные при„мы  (женский  Т.  на
пальцах, прыжковая техника), создающие  ощущение  л„гкости,  пол„та.  На
протяжении 2-й пол. 19  в.  ид„т  разработка  нового  виртуозного  танц.
стиля, пальцевая техника становится средством  создания  бравурного  Т.,
насыщенного   эффектными   трюками.   Этому   способствовало   появление
специальной   обуви,   дающей   возможность   исполнительнице    стоять,
передвигаться и стремительно вращаться на пальцах.
   В  последней  четв.  19  в.  (70-х  гг.),  когда  к  созданию  балета
обращаются музыканты-симфонисты, в частности П. И. Чайковский, возникает
тенденция  к   симфонизации   Т.   (возникновение   танц.   лейтмотивов,
согласованность Т. солистов и кордебалета и др.). Это находит  выражение
в отдельных сценах, пост. балетмейстерами М. И. Петипа и Л. И. Ивановым.
В нач. 20 в. происходит дальнейшее обогащение сценич. Т.  Ещ„  в  19  в.
наряду с классич. Т. значит, место занял характерный танец. Впоследствии
интерес  к  нар.  Т.  усиливается,  его  используют  в   своих   балетах
балетмейстеры М. М. Фокин, Л. Ф.  Мясин,  К.  Я.  Го-лейзовский,  Ф.  В.
Лопухов. В то же время ид„т процесс  создания  новых  форм,  разрушаются
традиционные структурные каноны сценич. Т. (па-де-де,  па-де-труа,  гран
па и Др.).
   В н-ач. 20 в. возникло новое  направление  в  танц.  иск-ве,  условно
именуемое танцем модерн (пластич. или ритмо-пластич. Т.).  Оно  включает
элементы разл. танц. школ, но противостоит классич. Т. В  своих  истоках
Т. модерн связан с учением Ф. Дельсарта о пластике и с системой  ритмич.
воспитания Э. Жака-Далъкроза. Формированию танца модерн способство  вало
также иск-во А. Дункан  (импровизация,  свободные  движения,  выражающие
настроение, подсказанное музыкой). На протяжении 40-60-х гг.  в  странах
Европы и США наблюдается процесс взаимодействия  и  взаимообогащения  Т.
модерн и классического.
   В  это  же  время  получает  развитие  эстрадный  танец  -  небольшое
хореографич. произведение, предназначенное для  концертного  исполнения.
Отличит,  чертой  эстрадного  Т.  является  стремление  исполнителей   и
постановщиков к внешней эффектности,  виртуозности,  лаконизму,  остроте
исполнения.

Страницы: «« « 2192   2193   2194   2195   2196   2197   2198   2199   2200  2201   2202   2203   2204   2205   2206   2207   2208   2209   2210  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия