Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2192 2193 2194 2195 2196 2197 2198 2199 2200 2201 2202 2203 2204 2205 2206 2207 2208 2209 2210 » »» совершенствовались, обретали устойчивые формы. У каждого народа сложились свои танц. традиции, хореографич. язык и пластич. выразительность, свои при„мы соотношения движения с музыкой. На этой основе стал формироваться проф. сценический танец. В проф. театр. иск-ве Т. достиг высокой степени развития и подвергся научной систематизации. Сложились разл. танц. системы: европ. классический танец - основная система совр. европ. балета, танц. системы народов стран Азии н Африки (см. Классический танец народов Востока). Наряду со сценич. Т. складывался бытовой и бальный Т., также обычно возникавший на основе нар. Т. Являясь одним из видов иск-ва, Т. служит средством идейно-эмоционального воздействия. Совершенство танц. образов определяется их содержанием и формой. Иск-во Т. раскрывает духовный мир человека. Осн. выразительные средства Т.: гармонич. движения и позы, пластич. выразительность и мимика, динамика, темп и ритм движения, пространств, рисунок, композиция. Танц. образ воспринимается как непосредственно, так и в сочетании с др. выразительными средствами, прежде всего с мимикой. Средством его обогащения и конкретизации являются костюм, театр. реквизит. В балете Т. обогащается выразительными средствами драматургии, что прида„т ему особую силу воздействия. Применительно к европ. сценич. Т. в искусствоведении установлены следующие положения: Т. организован в пространстве и времени. Простейший элемент, составляющий основу танца,- телоположение (в классич. танце - позиции, позы). Переход из одного телоположения в другое, их смена образует движение. Простейшая форма танц. движения - темп. В СБОЮ очередь, темпы складываются в па, к-рые образуют разл. танц. сочетания. Организация Т. во времени подчинена законам определ„нной музыкальной системы. Т. измеряется теми же длительностями, что и музыка. Развитие европ. сценич. Т. представляет собой длительный и сложный процесс. Большое влияние на развитие танц. культуры Европы имело танц. иск-во Др. Востока и античности. Т. занимал видное место в религиозных празднествах Ассирии, Египта и др., о ч„м свидетельствуют произв. письменности, скульптуры и живописи. В Др. Греции Т. занимал значит. место в жизни народа, являясь не только частью культа (медленные торжественные танцы в честь Аполлона, экстатические вакхические пляски в честь Вакха и др.), но и средством воспитания ("пиррические" Т.- военные и атлетические Т. спартанских юношей, способствовавшие гармонич. развитию тела). Т. был разработан, систематизирован. Он являлся обязательной частью представлений греч. антич. комедий и трагедий. В эпоху эллинизма (4-2 вв. до н. э.) появляются танцовщики-пантомимисты. В Др. Риме (2-1 вв. до н. э.) происходило освоение эллинистич. Т., к-рый позднее во 2-5 вв. получил развитие в пантомиме. В эпоху средневековья Т. подвергался гонениям со стороны духовенства, но развитие его продолжалось. Наряду с нар. Т. существовали ранние формы сценич. Т., к-рые исполняли жонглеры, шпильманы, скоморохи. В дальнейшем происходит постепенная театрализация Т. В странах Европы в ср. века Т. связан с нар. и придворными празднествами (в Англии- мамминчс и дисгайзингс - "ряжения", в Италии - маскарады при дворах и др.). В 15-16 вв. исполняются сюжетные танцевальные сцены - морески, в сер. 16 - нач. 17 вв. т. н. бялло-фигурато (фигурные, изобразительные Т.). Создаются трактаты и учебники Т. В нач. 17 в. с появлением балетных спектаклей иск-во Т. усложняется, обогащается новой техникой. Деятельность Королевской Академии танца, созданной в 1661 во Франции, способствовала дальнейшей систематизации, разработке Т. и определению его как системы художеств. движения. Эта система получила впоследствии условное назв. "классического танца" (в конце 19 в.). Накануне бурж. революции во Франции происходит реформа балета, способствовавшая расширению технич. и выразительных возможностей Т. Развитие муз. т-ра (оперная реформа X. Глюка) способствует появлению новых структурных форм балета, к-рый в эпоху Просвещения выделяется в самостоятельный вид иск-ва. В это время углубляется эмоционально-драматич. содержание Т. В балетах Ж. Ж. Новера, ф. Хильфердцнга Г. Анджолини Т. связан с пантомимой, что порождает форму действенного Т.- па д'аксъон. Эта форма получает дальнейшее развитие в романтич. балете (нач. 19 в.), где происходит обогащение техники классического Т., возникают новые выразительные при„мы (женский Т. на пальцах, прыжковая техника), создающие ощущение л„гкости, пол„та. На протяжении 2-й пол. 19 в. ид„т разработка нового виртуозного танц. стиля, пальцевая техника становится средством создания бравурного Т., насыщенного эффектными трюками. Этому способствовало появление специальной обуви, дающей возможность исполнительнице стоять, передвигаться и стремительно вращаться на пальцах. В последней четв. 19 в. (70-х гг.), когда к созданию балета обращаются музыканты-симфонисты, в частности П. И. Чайковский, возникает тенденция к симфонизации Т. (возникновение танц. лейтмотивов, согласованность Т. солистов и кордебалета и др.). Это находит выражение в отдельных сценах, пост. балетмейстерами М. И. Петипа и Л. И. Ивановым. В нач. 20 в. происходит дальнейшее обогащение сценич. Т. Ещ„ в 19 в. наряду с классич. Т. значит, место занял характерный танец. Впоследствии интерес к нар. Т. усиливается, его используют в своих балетах балетмейстеры М. М. Фокин, Л. Ф. Мясин, К. Я. Го-лейзовский, Ф. В. Лопухов. В то же время ид„т процесс создания новых форм, разрушаются традиционные структурные каноны сценич. Т. (па-де-де, па-де-труа, гран па и Др.). В н-ач. 20 в. возникло новое направление в танц. иск-ве, условно именуемое танцем модерн (пластич. или ритмо-пластич. Т.). Оно включает элементы разл. танц. школ, но противостоит классич. Т. В своих истоках Т. модерн связан с учением Ф. Дельсарта о пластике и с системой ритмич. воспитания Э. Жака-Далъкроза. Формированию танца модерн способство вало также иск-во А. Дункан (импровизация, свободные движения, выражающие настроение, подсказанное музыкой). На протяжении 40-60-х гг. в странах Европы и США наблюдается процесс взаимодействия и взаимообогащения Т. модерн и классического. В это же время получает развитие эстрадный танец - небольшое хореографич. произведение, предназначенное для концертного исполнения. Отличит, чертой эстрадного Т. является стремление исполнителей и постановщиков к внешней эффектности, виртуозности, лаконизму, остроте исполнения. Страницы: «« « 2192 2193 2194 2195 2196 2197 2198 2199 2200 2201 2202 2203 2204 2205 2206 2207 2208 2209 2210 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |