|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2192 2193 2194 2195 2196 2197 2198 2199 2200 2201 2202 2203 2204 2205 2206 2207 2208 2209 2210 » »» совершенствовались, обретали устойчивые формы. У каждого народа
сложились свои танц. традиции, хореографич. язык и пластич.
выразительность, свои при„мы соотношения движения с музыкой.
На этой основе стал формироваться проф. сценический танец. В проф.
театр. иск-ве Т. достиг высокой степени развития и подвергся научной
систематизации. Сложились разл. танц. системы: европ. классический танец
- основная система совр. европ. балета, танц. системы народов стран Азии
н Африки (см. Классический танец народов Востока). Наряду со сценич. Т.
складывался бытовой и бальный Т., также обычно возникавший на основе
нар. Т.
Являясь одним из видов иск-ва, Т. служит средством
идейно-эмоционального воздействия. Совершенство танц. образов
определяется их содержанием и формой. Иск-во Т. раскрывает духовный мир
человека. Осн. выразительные средства Т.: гармонич. движения и позы,
пластич. выразительность и мимика, динамика, темп и ритм движения,
пространств, рисунок, композиция. Танц. образ воспринимается как
непосредственно, так и в сочетании с др. выразительными средствами,
прежде всего с мимикой. Средством его обогащения и конкретизации
являются костюм, театр. реквизит. В балете Т. обогащается выразительными
средствами драматургии, что прида„т ему особую силу воздействия.
Применительно к европ. сценич. Т. в искусствоведении установлены
следующие положения: Т. организован в пространстве и времени. Простейший
элемент, составляющий основу танца,- телоположение (в классич. танце -
позиции, позы). Переход из одного телоположения в другое, их смена
образует движение. Простейшая форма танц. движения - темп. В СБОЮ
очередь, темпы складываются в па, к-рые образуют разл. танц. сочетания.
Организация Т. во времени подчинена законам определ„нной музыкальной
системы. Т. измеряется теми же длительностями, что и музыка.
Развитие европ. сценич. Т. представляет собой длительный и сложный
процесс. Большое влияние на развитие танц. культуры Европы имело танц.
иск-во
Др. Востока и античности. Т. занимал видное место в религиозных
празднествах Ассирии, Египта и др., о ч„м свидетельствуют произв.
письменности, скульптуры и живописи. В Др. Греции Т. занимал значит.
место в жизни народа, являясь не только частью культа (медленные
торжественные танцы в честь Аполлона, экстатические вакхические пляски в
честь Вакха и др.), но и средством воспитания ("пиррические" Т.- военные
и атлетические Т. спартанских юношей, способствовавшие гармонич.
развитию тела). Т. был разработан, систематизирован. Он являлся
обязательной частью представлений греч. антич. комедий и трагедий. В
эпоху эллинизма (4-2 вв. до н. э.) появляются танцовщики-пантомимисты. В
Др. Риме (2-1 вв. до н. э.) происходило освоение эллинистич. Т., к-рый
позднее во 2-5 вв. получил развитие в пантомиме. В эпоху средневековья
Т. подвергался гонениям со стороны духовенства, но развитие его
продолжалось. Наряду с нар. Т. существовали ранние формы сценич. Т.,
к-рые исполняли жонглеры, шпильманы, скоморохи. В дальнейшем происходит
постепенная театрализация Т. В странах Европы в ср. века Т. связан с
нар. и придворными празднествами (в Англии- мамминчс и дисгайзингс -
"ряжения", в Италии - маскарады при дворах и др.). В 15-16 вв.
исполняются сюжетные танцевальные сцены - морески, в сер. 16 - нач. 17
вв. т. н. бялло-фигурато (фигурные, изобразительные Т.). Создаются
трактаты и учебники Т.
В нач. 17 в. с появлением балетных спектаклей иск-во Т. усложняется,
обогащается новой техникой. Деятельность Королевской Академии танца,
созданной в 1661 во Франции, способствовала дальнейшей систематизации,
разработке Т. и определению его как системы художеств. движения. Эта
система получила впоследствии условное назв. "классического танца" (в
конце 19 в.).
Накануне бурж. революции во Франции происходит реформа балета,
способствовавшая расширению технич. и выразительных возможностей Т.
Развитие муз. т-ра (оперная реформа X. Глюка) способствует появлению
новых структурных форм балета, к-рый в эпоху Просвещения выделяется в
самостоятельный вид иск-ва. В это время углубляется
эмоционально-драматич. содержание Т. В балетах Ж. Ж. Новера, ф.
Хильфердцнга Г. Анджолини Т. связан с пантомимой, что порождает форму
действенного Т.- па д'аксъон. Эта форма получает дальнейшее развитие в
романтич. балете (нач. 19 в.), где происходит обогащение техники
классического Т., возникают новые выразительные при„мы (женский Т. на
пальцах, прыжковая техника), создающие ощущение л„гкости, пол„та. На
протяжении 2-й пол. 19 в. ид„т разработка нового виртуозного танц.
стиля, пальцевая техника становится средством создания бравурного Т.,
насыщенного эффектными трюками. Этому способствовало появление
специальной обуви, дающей возможность исполнительнице стоять,
передвигаться и стремительно вращаться на пальцах.
В последней четв. 19 в. (70-х гг.), когда к созданию балета
обращаются музыканты-симфонисты, в частности П. И. Чайковский, возникает
тенденция к симфонизации Т. (возникновение танц. лейтмотивов,
согласованность Т. солистов и кордебалета и др.). Это находит выражение
в отдельных сценах, пост. балетмейстерами М. И. Петипа и Л. И. Ивановым.
В нач. 20 в. происходит дальнейшее обогащение сценич. Т. Ещ„ в 19 в.
наряду с классич. Т. значит, место занял характерный танец. Впоследствии
интерес к нар. Т. усиливается, его используют в своих балетах
балетмейстеры М. М. Фокин, Л. Ф. Мясин, К. Я. Го-лейзовский, Ф. В.
Лопухов. В то же время ид„т процесс создания новых форм, разрушаются
традиционные структурные каноны сценич. Т. (па-де-де, па-де-труа, гран
па и Др.).
В н-ач. 20 в. возникло новое направление в танц. иск-ве, условно
именуемое танцем модерн (пластич. или ритмо-пластич. Т.). Оно включает
элементы разл. танц. школ, но противостоит классич. Т. В своих истоках
Т. модерн связан с учением Ф. Дельсарта о пластике и с системой ритмич.
воспитания Э. Жака-Далъкроза. Формированию танца модерн способство вало
также иск-во А. Дункан (импровизация, свободные движения, выражающие
настроение, подсказанное музыкой). На протяжении 40-60-х гг. в странах
Европы и США наблюдается процесс взаимодействия и взаимообогащения Т.
модерн и классического.
В это же время получает развитие эстрадный танец - небольшое
хореографич. произведение, предназначенное для концертного исполнения.
Отличит, чертой эстрадного Т. является стремление исполнителей и
постановщиков к внешней эффектности, виртуозности, лаконизму, остроте
исполнения.
Страницы: «« « 2192 2193 2194 2195 2196 2197 2198 2199 2200 2201 2202 2203 2204 2205 2206 2207 2208 2209 2210 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |