Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2199   2200   2201   2202   2203   2204   2205   2206   2207  2208   2209   2210   2211   2212   2213   2214   2215   2216   2217  » »»

   Лагутина ("Мать  своих  детей"  Афиногенова),  бабушка  Вера  ("Одна"
Ал„шина). Е .
   ТАРЬЯН, Степан Микаелович (17.VII.1899-20.V. 1954) - арм. сов. театр.
художник и скульптор. Засл. деят. иск-в (1945). Чл. Коммунистич.  партии
с 1942. Окончил Ленингр. академию художеств  (1927).  Лучшие  оформления
Т.- пост. пьес Г. Сундукяна в  Т-ре  им.  Сундукяна:  "Хатабала"  (1927,
1940, 1945), "Пэпо" (1929,  1948),  "Разор„нный  очаг"  (1938).  В  этих
работах проявилось глубокое знание художником быта  и  колорита  старого
Тифлиса,  острая  наблюдательность  в  изображении  типажей,  социальной
среды. Оформил также спектакли: "Наполеон  Коркотян"  Демирчяна  (1934),
"Васса  Железнова"  (1937),  "Человек  с  ружь„м"  (1938).  Создал   ряд
скульптурных и графич. портретов мастеров арм.  сцены:  Г.  Аветяна,  О.
Гулазян, М. Манвеляна и др. Л'. Хал.
   ТАСЕВА, Ирина Димитрова (р. 2.VIII.1910) - болг. актриса.  Нар.  арт.
НРБ (1964). В 1930, окончив драм. школу при софийском Нар. т-ре,  начала
в этом же т-ре сценич.  деятельность.  Вначале  исполняла  роли  девочек
бесхитростных и наивных, затем перешла к остро характерным  и  драматич.
ролям. За исполнение ролей Машеньки (о.  п.  Афиногенова),  Шуры  ("Егор
Булычев и другие") и Инны ("Памятные встречи" Утевского) была  удостоена
в 1950Дими-тровской пр.
   Роли: Глория  Шипченска  ("Любовь"  Василева),  Раина  ("Две  молодки
полюбили" Влайкова), Тюнде  ("Чонгор  и  Тюнде"  В„р„шмарти),  Джульетта
("Ромео и  Джульетта"  Шекспира),  Луиза;  Эболи  ("Дон  Карлос"),  Елка
("Гераковы" по Елину Полину), Хедвиг ("Дикая утка" Ибсена) и др.
   Лит.: П е н е в П.,  Лекции  по  история  на  български  драматически
театър, ч. 4, С., 1958, с. 208-10. А. Ив.
   ТАССО (Tasso), Торквато (11.III.1544 - 25.IV. 1595) -  итал.  поэт  и
драматург. Получил университетское образование в Падуе  и  Болонье.  Был
придворным поэтом кардинала Л. д'Эсте,  а  затем  -  герцога  А.  дЭсте.
Т.автор  пьесы  "Аминта"  (1573,  труппа  "Джелози"),  ставшей  классич.
образцом пасторального жанра в Зап. Европе. Т. соблюдал  закон  единства
действия, достигал л„гкости и прозрачности в развитии  драм.  сюжета.  В
своей пасторали Т. выражал идеалы  придворной  аристократии,  прославлял
знатных особ феррарского двора, скрытых под буко-лич. именами. Вместе  с
тем  в  "Аминте"  выражено   ренессансное   мироощущение,   утверждаются
благородные и цельные чувства,  любовь,  преодолевающая  препятствия.  В
1586  написал  трагедию  "Король   Торн-смунд",   отличавшуюся   поэтич.
достоинствами, но близкую по сюжету к "трагедии ужасов".
   Соч.: Аминта, М.-Л., 1921, 2 изд., М.-Л., 1937.
   ТАТАЕВ, Ваха Ахмедович  (р.  1914)  -  чечено-ингушский  сов.  акт„р,
театр. деятель. Нар. арт. Чечено-Ингушской АССР(1959). Член Коммунистич.
партии с 1941. Депутат Верх. Совета Чечено-Ингушской АССР (1958, 1963).
   Сценич. деятельность начал как акт„р Чечено-Ингушского  т-ра  в  1938
(позднее был директором этого т-ра). В 1939-41 занимался в  нац.  студии
ГИТИСа. В 1941 снова работала Чечено-Ингушском т-ре (акт„р и  директор).
В 1944-56 жил в Казахстане, был зам. директора Т-ра оперы и  балета  им.
Абая,  Алма-Атинского  ТЮЗа  и   др.   С   1957   -   министр   культуры
Чечено-Ингушской АССР.
   Роли: Сурхо ("Сурхо - сын Ады" Гадаева и Батукаева), Олеко Дундич (о.
п. Каца и  Ржешевского),  Отелло;  капитан  Ибрагимов,  Берс  (о.  п.  и
"Тамара" Базаркина).
   ТАТАРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Элементы тат.  нар.  драмы  появляются  еще  в
древности и связаны с нар. играми и обрядами. Они сохранились в  произв.
древней  лит-ры,  в  мэзэк  (подобие  анекдотов),  в   нар.   праздниках
(сабантуях) и др.
   Проф. драматургия возникла у татар Поволжья в последней  четверти  19
в.,  в  период   расцвета   тат.   просветительского   движения.   Пьесы
основоположников Т. д.  Г.  Илъясы  "Несчастная  девушка"  (1887)  и  Ф.
Хали-ди "Против "Несчастной девушкипроблем (защита образования и др.). В  них  противопоставлялась  честная
жизнь  людей  труда  порочным  нравам  богачей,  были   созданы   образы
прогрессивных людей своего времени. Герои этих пьес говорили на нар. яз.
В 1898 написана первая пьеса Г. Камала "Несчастный юноша".
   Подъ„м Т. д. начинается после возникновения нац.  проф.  т-ра  (1906,
Казань).  В  1908  Г.  Камал  написал  комедию  "Первое  представление",
показывающую  рождение  тат.  т-ра  в  борьбе  против  реакционеров,   в
1912комедию   "Банкрот",   разоблачающую   нравы   бурж.   общества.   В
сатирической комедии "Тайны нашего города" (1911) он  показывает  реакц.
сущность тат. буржуазии. В 1906-12  произведения  для  т-ра  создают  Г.
Камал, Г. Кулахметов, Ф. Амирхан, И. Богданов, С. Рамиев  и  мн.  др.  В
драмах и комедиях "Молод„жь" Ф. Амирхана, "Живи, Зубайда,живу и  я",  "В
медресе" С. Рамиева, "Вопрос'0 помаде" И. Богданова, "Молодая  жена"  Д.
Таждарова и др. были поставлены актуальные проблемы, воплощены  мысли  и
чувства   демократич.   слоев    общества,    осмеивались    отсталость,
предрассудки, мешающие прогрессивному развитию  общества.  Положительные
герои этих пьес- люди, стремящиеся получить образование  и  работать  на
благо народа.
   В истории Т. д. особое  значение  имело  творчество  Г.  Кулахметова,
ставшего родоначальником тат. пролетарской лит-ры.  В  его  пьесах  "Две
мысли" (1905, пост. 1918) и "Молодая жизнь" (1908, пост. 1917) впервые в
Т.  д.  созданы  образы  революционеров   и   представителей   передовой
интеллигенции.
   С 10-х гг. выдвигаются драматурги М. Файзи, Ш. Камал, К. Тинчурин, Ф.
Бурнаш, Ф. Сайфи-Казанлы и др. Эти  писатели  обратились  к  изображению
жизни народа; тат. сцена обогатилась образами простых людей,  трудящихся
деревни. Широкую популярность получили комедии Ш. Камала  "Хаджи  эфенди
женится" (1915) и драма Файзи "Галиябану" (1916-17),  положившая  начало
жанру муз. драмы в Тат. т-ре.  Трагич.  судьба  татар,  интеллигенции  в
условиях царизма показана в пьесах "Первые цветы" К.  Тинчурина  (1913),
"Скучная жизнь" Ф. Сайфи-Казанлы (1914), "Неравные" Ф. Амирхана.
   Новый этап развития  Т.  д.  наступил  после  Октябрьской  революции,
формирование е„ связано с драматургией Тинчурина, Бурнаша и др. В  пьесе
Бурна-ша "Молодые сердца" (1918) созданы картины  жизни  народа,  образы
простых  людей,  введена  нар.  музыка.  В  те  годы  авторы  стремились
приблизить события прошлого к современности. Бурнаш  в  пьесе  "Тахир  и
Зух-ра" переосмыслил легенду о Тахире и Зухре.  В  роман-тич.  традициях
написаны его пьесы "Безземельные" (1922) и  "Заблудшая  девушка"  (1920,
пост. 1926). Файзи принадлежат пьесы о прошлом тат.  народа  ("Любимая",
1920, "На берегу Урала",  1922,  "Белый  колпак",  1923).  Пьесы,  посв.
современности, создали писатели, к-рые сами  были  участниками  революц.

Страницы: «« « 2199   2200   2201   2202   2203   2204   2205   2206   2207  2208   2209   2210   2211   2212   2213   2214   2215   2216   2217  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия