|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2191 2192 2193 2194 2195 2196 2197 2198 2199 2200 2201 2202 2203 2204 2205 2206 2207 2208 2209 » »» Мариинский т-р (пер. К. Званцова, дириж„р Направник; Тангейзер -
Никольский, Елизавета - Плато-нова, Вольфрам - Мельников, Вальтер -
Барцал, Бите-рольф - Васильев 1-й, Гейнрих - Васильев 2-й, Реймар -
Соболев, Ландграф - Палечек, Венера - Косецкая, Пастушок - Каменская).
1881, Большой т-р, Москва (дириж„р Эмануель; Тангейзер - Барцал,
Елизавета - Юневич, Вольфрам - Хохлов, Вальтер - Додонов, Битерольф -
Коковцев, Реймар - Фюрер, Ландграф - Абрамов, Венера - Махина, Пастушок
- Анненская). 1898, там же (дириж„р Апьтани; Тангейзер - Кошиц,
Елизавета - Дейша-Сионицкая, Вальтер - Собинов). В 1914 возобн. там же
(дириж„р Купер; Тангейзер- Алчевский и Боначич, Елизавета-Гукова и
Балановская). В 1901 пост. Рус. частной оперой (дириж„р
Ипполитов-Иванов; Тангейэер - Се-кар-Рожанский, Елизавета - Забела); в
1909 пост. Оперным т-ром Зимина (дириж„р Купер; Тангейзер - Южин,
Елизавета - Южина).
На сов. сцене пост. 22 февр. 1919, Большой т-р (вторая, "парижская"
редакция автора, пер. В. Коломийцева, дириж„р Купер, реж. Лосский, худ.
Вальц, балетм. Горский; Тангейэер - Боначич, Елизавета - Балановская,
Вольфрам - Павловский,. Вальтер - Филиппов, Битерольф - Тихонов, Гейнрих
- Эрнст, Ландграф - Петров, Венера - Южина,
Пастушок - Добровольская). 1923, Петрогр. т-р оперы и балета (дириж„р
Купер, реж. Петров, худ. Пономар„в и Лютнемсйер, балетм. Лопухов;
Тангсйзер - Ершов, Елизавета - Акимова, Вольфрам-Андреев, Вальтер -
Кабанов, Битерольф - Белянин, Ландграф - Боссе, Венера - Яковлева,
Пастушок - Висленева). В 1956 пост. в Т-ре оперы и балета Латв. ССР
(дириж„р Тон, реж. Васильев, худ. Лапин ь).
Издания: "Т." - партитура и клавир. В., Ftirstner, [s d 3 клавир с
рус. текстом, пер. Г. Лишина, М., Юрген-сон, [1883 ], пер. К. Званцова,
М., Гутхейль, [1890 ]. Я. Гр.
ТАНГЙЕВА-БИРЗНИ‚К (Бек-Мелик Т а н -г и е в а), Елена Александровна
[13 (26). IV. 1907 - 31. VII. 1965]-латыш. сов. артистка балета,
балетмейстер, педагог. Нар. арт. Латв. ССР (1956). В 1916-24 училась в
Петрогр. хореографич. уч-ще (класс О. И. Преображенской и А. Я.
Вагановой).
В 1924-27 - солистка балетной труппы Ленингр. тра оперы и балета, где
исполнила партии: "ману" ("Баядерка" Минкуеа), Кошечка ("Спящая
красавица"), Гюльнара ("Корсар" Адана) и др. В 1927-37 - солистка
балетной труппы Латышской оперы "(Рига). Партии: Китри, Тао Хоа; Айна
("Победа любви" Ян. Медыня; первая исполнительница) и др. В 1935 начала
балетмейстерскую деятельность пост. "Корсар" в Латышской опере. В
1945-51 - балетмейстер, в 1956-65 - гл. балетмейстер Т-ра оперы и балета
Латв. ССР (Рига); в 1951-56-Т-ра муз. комедии Латв. ССР.
В 1925-27 - педагог Ленингр. хореографич. уч-ща, в 1932-37 и в
1945-65 - педагог балетной студии при Латышской опере (позднее Т-р оперы
и балета Латв. ССР). Среди учениц: А. Приеде, Я. Панкрат, П. Гинтере, В.
Вилцинь и др.
Пост.: "Дон Кихот" (1945), "Бахчисарайский фонтан" (1946); "Лайма"
Ленина (1947), "Спящая красавица" (1948, 1962), "Красный цветок" (1949);
"Юность" Чулаки (1950), "Лебединое озеро" (1951), "Раймонда" (1954);
"Голубой Дунай" на муз. Штрауса (1957), "Болеро" на муз. Равеля,
"Волшебные куклы" на муз. Россини (1958), "Ригонда" Гринблата (1959),
"Симфонические танцы" на муз. Рахманинова (1961), "Сказка о попе и
работнике его Балде" Чулаки (1962), "Шакунтала" Баласаняна (1963) и др.
Ст. М.
ТАНЕВ, Тачо Иванов (13.X.1882-23.VI.1962) - болг. акт„р и режисс„р.
Нар. арт. НРБ (1952). Был статистом труппы "Слеза и смех". В 1902-05 -
акт„р драматич. труппы Пловдивского певческого товарищества, а в 1905-09
и 1912-27 - Нар. т-ра в Софии. В 1909-10 - режисс„р, в 1927-31 - худ.
рук. и в 1932-34 - вновь режисс„р Пловдивского т-ра, в. 1948-54 - реж.
Бургасского т-ра, работал также в др. т-рах страны; деятельность Т.
имела значение для развития нац. т-ра в провинции. Т.- автор пьесы
"Праздник души" (1920, Нар. т-р, София), а также мемуаров. В 1924-26
преподавал грим на драматич. курсах при Нар. т-ре в Софии.
Роли: Иванко (о. п. Друмева), Борислав (о. п. Вазова), Лаэрт
("Гамлет"), Фердинанд; Арман Дюваль ("Дама с камелиями" Дюма-сына) и др.
Пост.: "Гибель "Надежды""Хейерманса (1909),"Коварство и любовь"
(1912), "Васса Железнова" (1946) - все в Плов-дивском т-ре; "Тот, кто
получает пощ„чины" Андреева (1933) "Мещане" (1948; Димитр. пр., 1950),
"Дети солнца" (1951) "На дне" (1953) - все в Бургасском т-ре у и др.
Соч.: Спомени, "Театър", 1959, ј 6, 9; 1960, .ј 2, 5 8; 1962, ј 5; К
столетней годовщине болгарского театра в кн.: Сто лет болгарского
театра, М., 19(?2, с. 83-112.
Лит.: "Театър", 1957, ј 11, с. 36-39; 1962, ј 8 с. 38-40; К р ы н з о
в Г., Театър и драматургия. С., 1963 с. 140-49. А. Ив.
ТАНЕЕВ, Сергей Иванович [ 13(25). XI. 1856- 6(19).VI.1915] - рус.
композитор, муз. теоретик, муз.-обществ, деятель, педагог и пианист.
Окончил Моск. консерваторию (классы: композиции П. И. Чайковского и фп.
Н. Г. Рубинштейна), с 1878 вош„л в состав е„ преподавателей (с 1881 -
профессор, в 1885-89- директор). Т.- автор симфоний, кантат и хоров,
произв. для камерного ансамбля и фп., выдающихся теоретических трудоъ по
полифонии. Опера-трилогия Т. "Орестея" (1895, Мариинский т-р,
Петербург) написана на основе тр„х трагедий Эсхила:
"Агамемнон", "Хоэфоры" и "Эвмениды". Опера основана на этич.
конфликтах, отсюда форма оперы-трагедии, тяготеющей к ораториальной
монументальности (повышед-ное значение хоров) и ариоз-но-речитативному
стилю.
Лит.: Бернандт Г., С. И; Танеев, М.-Л., 1950; Памяти Сергея Ивановича
Танеева. 1856-1946, М.-Л., 1947;
С. И. Танеев, Материалы и документы, т. 1, М., 1952; Глебов И. (Б.
Асафьев), "Орестея". Музыкальная трилогия С. Танеева, "Музыка", 1915, ј
233-237; С. И. Танеев и русская опера. Сб. статей, под ред. И. Ф. Бэлзы,
М., 1946. В. Цель.
ТАНЕЦ - вид иск-ва, в к-ром средством создания художеств. образа
являются движения и положения человеческого тела. Первоисточник
Т.разнообразные движения и жесты человека, связанные с трудовыми
процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Движения
постепенно изменялись, преображались, подвергались художеств. обобщению
и это привело к возникновению иск-ва Т., являющегося одним из древнейших
проявлений нар. творчества. Первоначально связанный со словом и песней,
Т. постепенно приобр„л значение самостоятельного иск-ва. Созданные
талантливыми представителями народа, Т. получали распространение,
Страницы: «« « 2191 2192 2193 2194 2195 2196 2197 2198 2199 2200 2201 2202 2203 2204 2205 2206 2207 2208 2209 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |