Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2191   2192   2193   2194   2195   2196   2197   2198   2199  2200   2201   2202   2203   2204   2205   2206   2207   2208   2209  » »»

Мариинский  т-р  (пер.  К.  Званцова,  дириж„р  Направник;  Тангейзер  -
Никольский, Елизавета - Плато-нова,  Вольфрам  -  Мельников,  Вальтер  -
Барцал, Бите-рольф - Васильев 1-й, Гейнрих  -  Васильев  2-й,  Реймар  -
Соболев, Ландграф - Палечек, Венера - Косецкая, Пастушок  -  Каменская).
1881,  Большой  т-р,  Москва  (дириж„р  Эмануель;  Тангейзер  -  Барцал,
Елизавета - Юневич, Вольфрам - Хохлов, Вальтер -  Додонов,  Битерольф  -
Коковцев, Реймар - Фюрер, Ландграф - Абрамов, Венера - Махина,  Пастушок
-  Анненская).  1898,  там  же  (дириж„р  Апьтани;  Тангейзер  -  Кошиц,
Елизавета - Дейша-Сионицкая, Вальтер - Собинов). В 1914 возобн.  там  же
(дириж„р Купер;  Тангейзер-  Алчевский  и  Боначич,  Елизавета-Гукова  и
Балановская).   В   1901   пост.   Рус.    частной    оперой    (дириж„р
Ипполитов-Иванов; Тангейэер - Се-кар-Рожанский, Елизавета -  Забела);  в
1909 пост. Оперным  т-ром  Зимина  (дириж„р  Купер;  Тангейзер  -  Южин,
Елизавета - Южина).
   На сов. сцене пост. 22 февр. 1919, Большой т-р  (вторая,  "парижская"
редакция автора, пер. В. Коломийцева, дириж„р Купер, реж. Лосский,  худ.
Вальц, балетм. Горский; Тангейэер - Боначич,  Елизавета  -  Балановская,
Вольфрам - Павловский,. Вальтер - Филиппов, Битерольф - Тихонов, Гейнрих
- Эрнст, Ландграф - Петров, Венера - Южина,
   Пастушок - Добровольская). 1923, Петрогр. т-р оперы и балета (дириж„р
Купер, реж.  Петров,  худ.  Пономар„в  и  Лютнемсйер,  балетм.  Лопухов;
Тангсйзер - Ершов, Елизавета  -  Акимова,  Вольфрам-Андреев,  Вальтер  -
Кабанов, Битерольф - Белянин,  Ландграф  -  Боссе,  Венера  -  Яковлева,
Пастушок - Висленева). В 1956 пост. в Т-ре  оперы  и  балета  Латв.  ССР
(дириж„р Тон, реж. Васильев, худ. Лапин ь).
   Издания: "Т." - партитура и клавир. В., Ftirstner, [s d  3  клавир  с
рус. текстом, пер. Г. Лишина, М., Юрген-сон, [1883 ], пер. К.  Званцова,
М., Гутхейль, [1890 ]. Я. Гр.
   ТАНГЙЕВА-БИРЗНИ‚К (Бек-Мелик Т а н -г и е в а),  Елена  Александровна
[13 (26). IV.  1907  -  31.  VII.  1965]-латыш.  сов.  артистка  балета,
балетмейстер, педагог. Нар. арт. Латв. ССР (1956). В 1916-24  училась  в
Петрогр.  хореографич.  уч-ще  (класс  О.  И.  Преображенской  и  А.  Я.
Вагановой).
   В 1924-27 - солистка балетной труппы Ленингр. тра оперы и балета, где
исполнила  партии:  "ману"  ("Баядерка"   Минкуеа),   Кошечка   ("Спящая
красавица"), Гюльнара ("Корсар"  Адана)  и  др.  В  1927-37  -  солистка
балетной труппы Латышской оперы "(Рига). Партии: Китри,  Тао  Хоа;  Айна
("Победа любви" Ян. Медыня; первая исполнительница) и др. В 1935  начала
балетмейстерскую  деятельность  пост.  "Корсар"  в  Латышской  опере.  В
1945-51 - балетмейстер, в 1956-65 - гл. балетмейстер Т-ра оперы и балета
Латв. ССР (Рига); в 1951-56-Т-ра муз. комедии Латв. ССР.
   В 1925-27 - педагог  Ленингр.  хореографич.  уч-ща,  в  1932-37  и  в
1945-65 - педагог балетной студии при Латышской опере (позднее Т-р оперы
и балета Латв. ССР). Среди учениц: А. Приеде, Я. Панкрат, П. Гинтере, В.
Вилцинь и др.
   Пост.: "Дон Кихот" (1945), "Бахчисарайский  фонтан"  (1946);  "Лайма"
Ленина (1947), "Спящая красавица" (1948, 1962), "Красный цветок" (1949);
"Юность" Чулаки (1950), "Лебединое  озеро"  (1951),  "Раймонда"  (1954);
"Голубой Дунай"  на  муз.  Штрауса  (1957),  "Болеро"  на  муз.  Равеля,
"Волшебные куклы" на муз. Россини (1958),  "Ригонда"  Гринблата  (1959),
"Симфонические танцы" на муз.  Рахманинова  (1961),  "Сказка  о  попе  и
работнике его Балде" Чулаки (1962), "Шакунтала" Баласаняна (1963) и  др.
Ст. М.
   ТАНЕВ, Тачо Иванов (13.X.1882-23.VI.1962) - болг. акт„р  и  режисс„р.
Нар. арт. НРБ (1952). Был статистом труппы "Слеза и смех". В  1902-05  -
акт„р драматич. труппы Пловдивского певческого товарищества, а в 1905-09
и 1912-27 - Нар. т-ра в Софии. В 1909-10 - режисс„р, в  1927-31  -  худ.
рук. и в 1932-34 - вновь режисс„р Пловдивского т-ра, в. 1948-54  -  реж.
Бургасского т-ра, работал также в  др.  т-рах  страны;  деятельность  Т.
имела значение для развития нац.  т-ра  в  провинции.  Т.-  автор  пьесы
"Праздник души" (1920, Нар. т-р, София), а  также  мемуаров.  В  1924-26
преподавал грим на драматич. курсах при Нар. т-ре в Софии.
   Роли:  Иванко  (о.  п.  Друмева),  Борислав  (о.  п.  Вазова),  Лаэрт
("Гамлет"), Фердинанд; Арман Дюваль ("Дама с камелиями" Дюма-сына) и др.
   Пост.:  "Гибель  "Надежды""Хейерманса  (1909),"Коварство  и   любовь"
(1912), "Васса Железнова" (1946) - все в Плов-дивском  т-ре;  "Тот,  кто
получает пощ„чины" Андреева (1933) "Мещане" (1948; Димитр.  пр.,  1950),
"Дети солнца" (1951) "На дне" (1953) - все в Бургасском т-ре у и др.
   Соч.: Спомени, "Театър", 1959, ј 6, 9; 1960, .ј 2, 5 8; 1962, ј 5;  К
столетней годовщине  болгарского  театра  в  кн.:  Сто  лет  болгарского
театра, М., 19(?2, с. 83-112.
   Лит.: "Театър", 1957, ј 11, с. 36-39; 1962, ј 8 с. 38-40; К р ы н з о
в Г., Театър и драматургия. С., 1963 с. 140-49. А. Ив.
   ТАНЕЕВ, Сергей Иванович [ 13(25). XI.  1856-  6(19).VI.1915]  -  рус.
композитор, муз. теоретик, муз.-обществ,  деятель,  педагог  и  пианист.
Окончил Моск. консерваторию (классы: композиции П. И. Чайковского и  фп.
Н. Г. Рубинштейна), с 1878 вош„л в состав е„ преподавателей  (с  1881  -
профессор, в 1885-89- директор). Т.- автор  симфоний,  кантат  и  хоров,
произв. для камерного ансамбля и фп., выдающихся теоретических трудоъ по
полифонии. Опера-трилогия Т. "Орестея" (1895, Мариинский т-р,
   Петербург) написана на основе тр„х трагедий Эсхила:
   "Агамемнон",  "Хоэфоры"  и  "Эвмениды".  Опера  основана   на   этич.
конфликтах, отсюда  форма  оперы-трагедии,  тяготеющей  к  ораториальной
монументальности (повышед-ное значение хоров)  и  ариоз-но-речитативному
стилю.
   Лит.: Бернандт Г., С. И; Танеев, М.-Л., 1950; Памяти Сергея Ивановича
Танеева. 1856-1946, М.-Л., 1947;
   С. И. Танеев, Материалы и документы, т. 1, М., 1952;  Глебов  И.  (Б.
Асафьев), "Орестея". Музыкальная трилогия С. Танеева, "Музыка", 1915,  ј
233-237; С. И. Танеев и русская опера. Сб. статей, под ред. И. Ф. Бэлзы,
М., 1946. В. Цель.
   ТАНЕЦ - вид иск-ва, в  к-ром  средством  создания  художеств.  образа
являются  движения  и  положения   человеческого   тела.   Первоисточник
Т.разнообразные  движения  и  жесты  человека,  связанные  с   трудовыми
процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира.  Движения
постепенно изменялись, преображались, подвергались художеств.  обобщению
и это привело к возникновению иск-ва Т., являющегося одним из древнейших
проявлений нар. творчества. Первоначально связанный со словом и  песней,
Т.  постепенно  приобр„л  значение  самостоятельного  иск-ва.  Созданные
талантливыми  представителями  народа,  Т.   получали   распространение,

Страницы: «« « 2191   2192   2193   2194   2195   2196   2197   2198   2199  2200   2201   2202   2203   2204   2205   2206   2207   2208   2209  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия