Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2188   2189   2190   2191   2192   2193   2194   2195   2196  2197   2198   2199   2200   2201   2202   2203   2204   2205   2206  » »»

знаменуют обращение Т.-и-Б. к национально-историч. сюжетам, к реалистич.
пси-хологич. драме. Принципы реализма в драматургии  Т.-и-Б.  изложил  в
речи "Об  истине  как  источнике  красоты  в  драматической  литературе"
(1859), произнес„нной при вступлении в члены Исп. академии. Эти принципы
получили выражение в комедии "Снежный ком" (1856, там же), драмах  "Дело
чести" (1863, там же) и "Порядочные люди" (1870, труппа А. Вико). Но две
последние пьесы  отличались  консервативной  направленностью  и  вызвали
резкую критику исп. прогрессивной прессы того времени. Наиболее  значит.
пьеса  Т.-и  -Б.  -  "Новая  драма"  (1867,  труппа  Т.  Ламадрид  и  В.
Тамайо-и-Баус),  действ,  лицо  к-рой  -  акт„р  шекспировского  т-ра  в
Лондоне. В этой пьесе играли: Э. Поссарт, Б. К. Коклен,  Т.  Сальвини,на
рус. сцене Б.  А.  Горин-Горяинов  (под  назв.  "Бедный  Йорик").  Пьеса
"Безумие в любви" ставилась на  сценах  запад-ноевроп.  т-ров,  в  Малом
т-ре, где роль королевы Хуаны Безумной играла Г. Н. Федотова.
   Соч.: Obras, v. 1-4,  Madrid,  1898-1900;  Obras  completas,  Madrid,
1947.
   Лит.: История западноевропейского театра,  т.  4,  M.,  1964;  Esquer
Torres R., Valoracion tecnica del teatro de Tamayo y Baus,  "Revista  de
literatura", Madrid, 1955, v. 7,.ј 13/14, р. 99-133; S icarsy  Salvad  o
N.. Don Manuel Tamayo y  Baus.  Estudio  critico-biografico,  Barcelona,
1906;  Taylor  N.  H.,  Las  fuentes  del  teatro  de  Tamayo  y   Baus.
Originalidad et influencia, Madrid, 1959. 5. Я.
   ТАМАНЬО (Tamagno), Франческо (28.XII.1850  -  31.VIII.1905)  -  итал.
артист оперы (драм. тенор). Музыке  учился  в  Туринской  консерватории.
Ученик  К.  Педротти.  Дебютировал  в  1870  в   т-ре   Реджо   (Турин).
Гастролировал во мн. городах Италии (в 1877 впервые пел в миланском т-ре
"Ла Скала"), Испании, Бразилии, США, Англии, России (впервые в 1895). Т.
обладал феноменальным по силе звука и красоте тембра голосом, со звонким
л„гким верхним и насыщенным нижним регистрами. Соединял вок.  мастерство
с трагедийным темпераментом, выразительной мимикой,  пластичностью,  был
идеальным исполнителем теноровых партий в операх Верди.
   Партии: Эдгар, Дженнаро ("Лючия  ди  Ламмермур",  "Лукреция  Борджиа"
Доницетти),  Арнольд  ("Вильгельм   Телль"   Россини),   Роберт,   Иоанн
Лейденский, Рауль  ("Роберт-Дьявол",  "Пророк",  "Гугеноты"  Мейербера),
Элеаэар ("Дочь кардинала" Галеви), Эрнани, Манрико, Дон Карлос, Радамес,
Габриэль Адорно, Отелло ("Эрнани",  "Трубадур",  "Дон  Карлос",  "Аида",
"Симон Бокканегра", "Отелло" Верди).
   Лит.: Lauri Volpi G., Voci paralleli. Mil., 1955;
   Della Corte A, L'interpretazione musicale e gli  interpreti,  Torino,
1951. Св. Г.
   ТАМАНЯН   (Т   а   м    а    и    о    в),    Александр    Оганесович
[4(1()).111.1878-20.П.1936]-арм. сов. архитектор. В 1904 окончил петерб.
Академию художеств. С 1914-чл. Академии архитектуры. В  1916  оформил  в
МХТ  (совм.  с  М.  В.  Добужинским)  пьесу  А.  Блока  "Роза  и  крест"
(неосуществл. пост.), в 1918 в Петрогр. т-ре Трагедии -  "Макбет"  (тоже
совм. с Добужинским). По проекту Т. построено здание Т-ра оперы и балета
им. Спендиарова в Ереване (открыт в 1940). Л. Хал.
   ТАМАРА (наст. фам.- М и т и н а - Б у и  н  и  ц  -к  а  я),  Наталия
Ивановна (1873-2.III.1934) -  рус.  артистка  оперетты  (меццо-сопрано).
Пела  в  хорах,  прославилась  как  исполнительница  старинных  и   т.н.
цыганских романсов ("Уголок", "Посидим мы вечерком) и др.).  Работала  в
т-рах Петрограда ("Буфф", "Пассаж", "Палас", Троицкий т-р,  т-р  Ко-мич.
оперы под рук. Марджанова). Выступала также и в  драме.  Т.-  выдающаяся
артистка  оперетты,  обладала  огромным   артистизмом.   Е„   исполнение
отличалось задушевностью, мягкостью.
   Роли: Перикола, Прекрасная Елена (о. п.  Оффенбаха),  Сильва  (о.  п.
Кальмана), Саломея (о.  п.  Уайльда),  донья  Сирена  ("Игра  интересов"
Бенавснте) и др. Лит.: Монахов Н. Ф., Повесть о жизни, М.-Л., 1961; Я  р
о н Г. М., О любимом  жанре,  М.,  1960;  Марджанишвили  К.,  Творческое
наследие, 1т. I], Тб., 1958. Г. Я.
   ТАМАРА ХАНУМ [псевд.; наст. имя и фам.- Тамара Арт„мовна Петросян; р.
16(29).III.1906]- узб. сов. танцовщица и певица, балетмейстер.  По  нац.
армянка. Нар. арт. СССР (1956). Чл. Коммуни-сгич. партии  с  1941.  Деп.
Верх. Совета Узб. ССР 1937 и 1948. С 1921  начала  сценич.  деятельность
(арти-стич.  работу  совмещала  с  большой  агитац.  работой,  принимала
активное участие в движении за раскрепощение женщин-мусульманок - снятие
паранджи и др.). В 1921 - актриса Ташкентского рус. т-ра оперы и балета;
в 1923 - в узб. гастрольной труппе под рук. М. Кари Якубова, с  к-рой  в
1925 выступала в Париже на Всемирной выставке  декоративного  иск-ва.  В
1924 училась в Театр. техникуме в Москве (ЦЕТЕТИС). В 1926-28 работала в
муз.-этнографич. ансамбле. В 1928 была одним из организаторов муз.-драм.
т-ра, на базе к-рого в 1930 был организован Узб. муз.-драм. т-р (с  1938
- Т-р оперы и балета им. Навои). В  1935  участвовала  в  1-м  Всемирном
фестивале нар. танца в Лондоне. В 1932 организовала балетную студию  при
Узб. муз.-драм. т-ре. С 1937 - артистка Узб. филармонии. Т. X. утвердила
на  эстраде  особый  жанр,  в  основу  к-рого  она  положила  узб.  нар.
вокально-танц. жанры - ялла и  лапа  р.  Она  исполняет  песни  и  танцы
народов Сов. Союза и народов др. стран мира. Гастролировала  во  Франции
(1925), Англии (1935),  Польше  (1948),  КНР  (1953),  Норвегии  (1953),
Индонезии (1957), Чехословакии (1959) и др. Исполнительское иск-во Т. X.
отличается особой выразительностью мимики и  жеста  ("поющие  руки").  В
репертуаре актрисы ок. 600 песен, к-рые  она  исполняет  на  62  языках.
Среди танцев - узбекские (катаугон, кари наво, кешауюн, пиля) хорезмская
сюита (дил хроук, садр и др.). Участвовала в создании  либретто  первого
узб. балета "Гу-ляндом". Исполняет танцы  в  собственной  пост.  Лауреат
Гос. пр. СССР (1941).
   Лит.: Молодые мастера искусств,  М.-Л.,  1938,  с.  323-  329;  "Сов.
музыка",  1963,  .ј  3,  с.  148-49;  Авдеева  Л.,  Танцевальное  иск-во
Узбекистана, Ташкент, 1960, с.-43- 86; "Театр", 1940, .ј  9,  о.  89-93;
Авдеева Л., Тамара Ханум, Ташкент, 1957. М. К л.
   ТАМАРОВА, Нина Васильевна [р. 3(16).XI.1900]- рус. сов. актриса. Нар.
арт. УССР (1957). Сценич.  деятельность  начала  в  Новочеркасском  т-ре
(1920-22), затем работала в Ростове, Казани,  Ставрополе,  Орджоникидзе,
Калинине, Курске. С 1939 - в Харьковском рус. т-ре.
   Роли:  Панова  ("Любовь  Яровая");  Лагутина  ("Мать   своих   детей"
Афиногенова), Глафира ("Волки и овцы"). Маша  ("Три  сестры");  Горелова
("За тех, кто в море!" Лаврен„ва), Лав-рецкая ("Дворянское гнездо" по о.
п. Тургенева),  Флора  ("Хищница"  по  Бальзаку),  Катарина  ("Укрощение
строптивой"); мадам Ксидиас ("Интервенция" Славина), Бережкова  ("Кресло
ј 16" 'Угрюмова), Бабушка ("Деревья умирают стоя" Касоны). С. 3.

Страницы: «« « 2188   2189   2190   2191   2192   2193   2194   2195   2196  2197   2198   2199   2200   2201   2202   2203   2204   2205   2206  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия