|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2188 2189 2190 2191 2192 2193 2194 2195 2196 2197 2198 2199 2200 2201 2202 2203 2204 2205 2206 » »» знаменуют обращение Т.-и-Б. к национально-историч. сюжетам, к реалистич.
пси-хологич. драме. Принципы реализма в драматургии Т.-и-Б. изложил в
речи "Об истине как источнике красоты в драматической литературе"
(1859), произнес„нной при вступлении в члены Исп. академии. Эти принципы
получили выражение в комедии "Снежный ком" (1856, там же), драмах "Дело
чести" (1863, там же) и "Порядочные люди" (1870, труппа А. Вико). Но две
последние пьесы отличались консервативной направленностью и вызвали
резкую критику исп. прогрессивной прессы того времени. Наиболее значит.
пьеса Т.-и -Б. - "Новая драма" (1867, труппа Т. Ламадрид и В.
Тамайо-и-Баус), действ, лицо к-рой - акт„р шекспировского т-ра в
Лондоне. В этой пьесе играли: Э. Поссарт, Б. К. Коклен, Т. Сальвини,на
рус. сцене Б. А. Горин-Горяинов (под назв. "Бедный Йорик"). Пьеса
"Безумие в любви" ставилась на сценах запад-ноевроп. т-ров, в Малом
т-ре, где роль королевы Хуаны Безумной играла Г. Н. Федотова.
Соч.: Obras, v. 1-4, Madrid, 1898-1900; Obras completas, Madrid,
1947.
Лит.: История западноевропейского театра, т. 4, M., 1964; Esquer
Torres R., Valoracion tecnica del teatro de Tamayo y Baus, "Revista de
literatura", Madrid, 1955, v. 7,.ј 13/14, р. 99-133; S icarsy Salvad o
N.. Don Manuel Tamayo y Baus. Estudio critico-biografico, Barcelona,
1906; Taylor N. H., Las fuentes del teatro de Tamayo y Baus.
Originalidad et influencia, Madrid, 1959. 5. Я.
ТАМАНЬО (Tamagno), Франческо (28.XII.1850 - 31.VIII.1905) - итал.
артист оперы (драм. тенор). Музыке учился в Туринской консерватории.
Ученик К. Педротти. Дебютировал в 1870 в т-ре Реджо (Турин).
Гастролировал во мн. городах Италии (в 1877 впервые пел в миланском т-ре
"Ла Скала"), Испании, Бразилии, США, Англии, России (впервые в 1895). Т.
обладал феноменальным по силе звука и красоте тембра голосом, со звонким
л„гким верхним и насыщенным нижним регистрами. Соединял вок. мастерство
с трагедийным темпераментом, выразительной мимикой, пластичностью, был
идеальным исполнителем теноровых партий в операх Верди.
Партии: Эдгар, Дженнаро ("Лючия ди Ламмермур", "Лукреция Борджиа"
Доницетти), Арнольд ("Вильгельм Телль" Россини), Роберт, Иоанн
Лейденский, Рауль ("Роберт-Дьявол", "Пророк", "Гугеноты" Мейербера),
Элеаэар ("Дочь кардинала" Галеви), Эрнани, Манрико, Дон Карлос, Радамес,
Габриэль Адорно, Отелло ("Эрнани", "Трубадур", "Дон Карлос", "Аида",
"Симон Бокканегра", "Отелло" Верди).
Лит.: Lauri Volpi G., Voci paralleli. Mil., 1955;
Della Corte A, L'interpretazione musicale e gli interpreti, Torino,
1951. Св. Г.
ТАМАНЯН (Т а м а и о в), Александр Оганесович
[4(1()).111.1878-20.П.1936]-арм. сов. архитектор. В 1904 окончил петерб.
Академию художеств. С 1914-чл. Академии архитектуры. В 1916 оформил в
МХТ (совм. с М. В. Добужинским) пьесу А. Блока "Роза и крест"
(неосуществл. пост.), в 1918 в Петрогр. т-ре Трагедии - "Макбет" (тоже
совм. с Добужинским). По проекту Т. построено здание Т-ра оперы и балета
им. Спендиарова в Ереване (открыт в 1940). Л. Хал.
ТАМАРА (наст. фам.- М и т и н а - Б у и н и ц -к а я), Наталия
Ивановна (1873-2.III.1934) - рус. артистка оперетты (меццо-сопрано).
Пела в хорах, прославилась как исполнительница старинных и т.н.
цыганских романсов ("Уголок", "Посидим мы вечерком) и др.). Работала в
т-рах Петрограда ("Буфф", "Пассаж", "Палас", Троицкий т-р, т-р Ко-мич.
оперы под рук. Марджанова). Выступала также и в драме. Т.- выдающаяся
артистка оперетты, обладала огромным артистизмом. Е„ исполнение
отличалось задушевностью, мягкостью.
Роли: Перикола, Прекрасная Елена (о. п. Оффенбаха), Сильва (о. п.
Кальмана), Саломея (о. п. Уайльда), донья Сирена ("Игра интересов"
Бенавснте) и др. Лит.: Монахов Н. Ф., Повесть о жизни, М.-Л., 1961; Я р
о н Г. М., О любимом жанре, М., 1960; Марджанишвили К., Творческое
наследие, 1т. I], Тб., 1958. Г. Я.
ТАМАРА ХАНУМ [псевд.; наст. имя и фам.- Тамара Арт„мовна Петросян; р.
16(29).III.1906]- узб. сов. танцовщица и певица, балетмейстер. По нац.
армянка. Нар. арт. СССР (1956). Чл. Коммуни-сгич. партии с 1941. Деп.
Верх. Совета Узб. ССР 1937 и 1948. С 1921 начала сценич. деятельность
(арти-стич. работу совмещала с большой агитац. работой, принимала
активное участие в движении за раскрепощение женщин-мусульманок - снятие
паранджи и др.). В 1921 - актриса Ташкентского рус. т-ра оперы и балета;
в 1923 - в узб. гастрольной труппе под рук. М. Кари Якубова, с к-рой в
1925 выступала в Париже на Всемирной выставке декоративного иск-ва. В
1924 училась в Театр. техникуме в Москве (ЦЕТЕТИС). В 1926-28 работала в
муз.-этнографич. ансамбле. В 1928 была одним из организаторов муз.-драм.
т-ра, на базе к-рого в 1930 был организован Узб. муз.-драм. т-р (с 1938
- Т-р оперы и балета им. Навои). В 1935 участвовала в 1-м Всемирном
фестивале нар. танца в Лондоне. В 1932 организовала балетную студию при
Узб. муз.-драм. т-ре. С 1937 - артистка Узб. филармонии. Т. X. утвердила
на эстраде особый жанр, в основу к-рого она положила узб. нар.
вокально-танц. жанры - ялла и лапа р. Она исполняет песни и танцы
народов Сов. Союза и народов др. стран мира. Гастролировала во Франции
(1925), Англии (1935), Польше (1948), КНР (1953), Норвегии (1953),
Индонезии (1957), Чехословакии (1959) и др. Исполнительское иск-во Т. X.
отличается особой выразительностью мимики и жеста ("поющие руки"). В
репертуаре актрисы ок. 600 песен, к-рые она исполняет на 62 языках.
Среди танцев - узбекские (катаугон, кари наво, кешауюн, пиля) хорезмская
сюита (дил хроук, садр и др.). Участвовала в создании либретто первого
узб. балета "Гу-ляндом". Исполняет танцы в собственной пост. Лауреат
Гос. пр. СССР (1941).
Лит.: Молодые мастера искусств, М.-Л., 1938, с. 323- 329; "Сов.
музыка", 1963, .ј 3, с. 148-49; Авдеева Л., Танцевальное иск-во
Узбекистана, Ташкент, 1960, с.-43- 86; "Театр", 1940, .ј 9, о. 89-93;
Авдеева Л., Тамара Ханум, Ташкент, 1957. М. К л.
ТАМАРОВА, Нина Васильевна [р. 3(16).XI.1900]- рус. сов. актриса. Нар.
арт. УССР (1957). Сценич. деятельность начала в Новочеркасском т-ре
(1920-22), затем работала в Ростове, Казани, Ставрополе, Орджоникидзе,
Калинине, Курске. С 1939 - в Харьковском рус. т-ре.
Роли: Панова ("Любовь Яровая"); Лагутина ("Мать своих детей"
Афиногенова), Глафира ("Волки и овцы"). Маша ("Три сестры"); Горелова
("За тех, кто в море!" Лаврен„ва), Лав-рецкая ("Дворянское гнездо" по о.
п. Тургенева), Флора ("Хищница" по Бальзаку), Катарина ("Укрощение
строптивой"); мадам Ксидиас ("Интервенция" Славина), Бережкова ("Кресло
ј 16" 'Угрюмова), Бабушка ("Деревья умирают стоя" Касоны). С. 3.
Страницы: «« « 2188 2189 2190 2191 2192 2193 2194 2195 2196 2197 2198 2199 2200 2201 2202 2203 2204 2205 2206 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |