Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2179 2180 2181 2182 2183 2184 2185 2186 2187 2188 2189 2190 2191 2192 2193 2194 2195 2196 2197 » »» (Макаровский). 1960. "Черевички" Чайковского (Макаровский), "Корсар" Адана (Валамат-заде), "Комде и Мадан" Шахиди (Валамат-заде). 1961. "Лиса-обманщица" Цветаева (Макаровский), "Большой вальс" на муз. Штрауса (Трегубов), "Риголетто" (Чекрыгина), "Лакме" (Чекрыгина); "Знатный жених" Урбаха (Валамат-заде), хореографич. композиции (Беркут). 1962. "Лебединое озеро" (Иванов, Горский), "Кармен" Макаровский); "Шурале" Яруллина (Завьялов), "Проделки Майсары" Юдакова (Валамат-заде), "Паяцы", "Болеро" на МУЗ. Равеля (Макаровский, Завьялов). 1963. "Доктор Айболит" Морозова (Завьялов), "Дочь Кубы" Листова (Макаровский), "Аида" (Макаровский); "Петя и волк" Прокофьева (Завьялов), "Тропою грома" Караева (Конюс). 1964. "Севастопольский вальс" Листова (Бакалейников), "Хосият" Ленского (Бакалейников), "Тоска" (Бакалейников), "Горная легенда" Тер-Осипова (Корягин). 1965. "Летучая мышь" Штрауса (Александрова), "Риголетто" (Бакалейников). Н. Н. ТАДИЧ (Тади?), Любивое (р. 31.V.1929) - югославский (сербский) артист драмы. В 1953 окончил Академию театр. иск-ва в Белграде. В 1948-57 - артист Белградского драм. т-ра, в 1957-59 - Югославского драм. т-ра; с 1959 - Нац. драм. т-ра. Роли: Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Том ("Стеклянный зверинец" Уильямса), Биф ("Смерть коммивояж„ра" Миллера), Аэдат ("Кавказский меловой круг" Брехта), Городничий; Рогожин ("Идиот" по Достоевскому; Октябрьская пр., 1960), Доктор ("На грани безумия" Крлежи). С 1954 снимается в кино. Г. Шум. ТАЖДАРОВА, Нагима Ахмадулловна (1888- 1948) - тат. сов. актриса. Нар. арт. Тат. АССР(1939) и засл. арт. РСФСР (1940). В 1915 дебютировала на сцене труппы "Сайяр". Работала под рук. А. Кареева; роли: Мария Антоновна ("Ревизор"), Коринкина ("Без вины виноватые"), Ю линька ("Доходное место"). С 1917 работала в Оренбургской труппе "Ширкат"; роли: Галиябану (о. п. Файзи), Луиза ("Коварство и любовь"), Амалия ("Разбойники"). В годы гражданской войны была актрисой фронтовой труппы. В 1922-26 работала в Башкирском т-ре драмы. С 1926- актриса Т-ра им. Камала. Роли: Татьяна ("Разлом"), Оксана ("Гибель эскадры"), Гульниса ("Потоки" Гиз-зата), Сажида ("Шамсикамар" Аблиева), Нафига ("Минникамал" Амирова). Сценич. образы Т. отмечены ярким национальным своеобразием, мастерством перевоплощения. Лит.: Е н и к и Э., Н. Таждарова, Казан, 1957 (на тат. яз.). X, 7Г. ТАЖИБАЕВ, Абдильда (р. 15.1.1909) - казах, сов. поэт н драматург. Начал драматургич. деятельность в 1939, написав в соавторстве с М. Ауэзовым пьесу "Белая бер„зка" из эпохи гражданской войны. Т. принадлежит фантастич. сказка "Ков„р Жомарта" (в соавторстве с Г. Л. Рошалем, 1945). Новой колхозной жизни посв. пьеса "Цвети, степь" (пост. 1952, возобн. 1958 под назв. "Одно дерево не лес"). Силой драматизма, напряж„нностью действия отличается пьеса "Май-ра" (1957), рисующая жизнь казах, нар. певицы в нач. 20 в. Углубл„нная психологич. драма "Портрет" ("Приятели", 1962), посв. жизни казах, интеллигенции, и комедия "Перед свадьбой" ("Обманутый обманщик") подтверждают зрелость драматургич. творчества Т. Для муз. т-ра Т. написал либретто оперы "Глубокое озеро" (1939) и балета "Весна" (1940). Соч.: "Майра", в сб.: Пьесы драматургов Казахстана, Алма-Ата, 1958, и в сб.: Советская казахская драматургия, М., 1958; "Одно дерево не лес", в сб.: Современная драматургия, кн. 9, М., 1959; "Обманутый обманщик", "Простор", 1964, ;ј 7; "Портрет", "Театр", 1963, Л?? 7. Лит.: Очерк истории казахской советской литературы, М., 1960. Н. Л. ТАЗИ‚ - 1) форма иранского религиозного т-ра. Представление Т. носит обрядовый характер, устраивается в память имама Хусейна (убит в 680) и его семьи. Т. известны в Иране со времени правления шиитской династии Бундов (935-1055) и достигли наибольшего распространения при правлении Сефевидов (1502-1736). Бытуют среди шиитов Ирана, Юж. Азербайджана и др. Т. происходят во временных, специально для этого приспособленных помещениях (такие). Один или несколько исполнителей по очереди распевают или декламируют в течение девяти дней тексты о мучениях Хусейна. На десятый день организуется уличная процессия, впереди идут люди, истязающие себя и выкрикивающие при этом "шах-сей-вахсей" (искаж„нная форма "шах Хусейн - вай Хусейн"). Процессию завершает группа акт„ров, разыгрывающая сцену убийства Хусейна. Тексты представлений Т. начали записывать ок. 17-18 вв., они явились основой для развития персидской трагедии. 2) Одна из лит. форм персидской трагедии (первые записи относятся к 17-18 вв.). Сохранившиеся тексты Т. большей частью анонимны и представляют промежуточную форму между нар.-поэтич. творчеством и художеств. лит-рой. Известны неск. сборников трагедии Т.: "Битва за веру" ("Джанге шахадат"), приписываемый Фетх-Али-шаху Каджару (состоит из 33 сцен, часть из к-рых переведена на франц. яз.); сб. В. Лпттена (состоит из 15 сцен); сб. Л. Пелли (37 сцен, изд. в 1879 на. англ. яз.). Наиболее значит. Т. - анонимная пьеса "Амир Теймур и губернатор Шама" (соч. в конце 18 в.). Представления Т. разыгрывались без занавеса, во временных помещениях, иногда использовались услов' ные декорации (большая посудина с водой изображала реку, пальмовые деревца в кадках-пальмовую рощу). Грим отсутствовал. Герои делились на положительных и отрицательных (имамханха и шемрханха). В 19 в. Т. приобрела форму дворцового т-ра. Такие спектакли ставил Мирза Мохаммед Тагн. Представления Т. сохранились в провинциальных городах и отдал„нных районах страны. Лит.: Б е р т е л ь с Е. Э., Персидский театр. Л., 1924; К о р-0 г д ы X., Современная персидская литература, М., 1965; на персидском яз. - Абульгасем Джаннати А т а и, Бонйаде немайеш дар Иран (Создание театра в Иране), Тегеран, 1955. ,Y. К.-О. ТАИРОВ, Александр Яковлевич [24.VI(6.VII). 1885, Ровно, - 25.IX.1950, Москва] - рус. сов. режисс„р. Нар. арт. РСФСР (1935). Работу в т-ре начал как акт„р в 1905 в труппе М. М. Бородая в Киеве. Сезон 1906/07 был акт„ром Т-ра В. Ф. Комисса ржевской в Петербурге. До 1913 играл в т-рах Петербурга, Риги, Симбирска, три года в Передвижном т-ре П. П. Гайде-бурова; начал здесь режисс„рскую деятельность, поставил "Гамлета" (1908), "Дядю Ваню" (1908) и др. В 1913 Т. окончил юридич. ф-т Пе-терб. ун-та. В том же году вступил в Свободный т-р (рук. К. А. Марджанов), где пост. спектакль "Ж„лтая кофта" Хезельтона-Фюрста (1913) и пантомиму "Покрывало Пьеретты" Шницлера (муз. Страницы: «« « 2179 2180 2181 2182 2183 2184 2185 2186 2187 2188 2189 2190 2191 2192 2193 2194 2195 2196 2197 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |