|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2179 2180 2181 2182 2183 2184 2185 2186 2187 2188 2189 2190 2191 2192 2193 2194 2195 2196 2197 » »» (Макаровский).
1960. "Черевички" Чайковского (Макаровский), "Корсар" Адана
(Валамат-заде), "Комде и Мадан" Шахиди (Валамат-заде).
1961. "Лиса-обманщица" Цветаева (Макаровский), "Большой вальс" на
муз. Штрауса (Трегубов), "Риголетто" (Чекрыгина), "Лакме" (Чекрыгина);
"Знатный жених" Урбаха (Валамат-заде), хореографич. композиции (Беркут).
1962. "Лебединое озеро" (Иванов, Горский), "Кармен" Макаровский);
"Шурале" Яруллина (Завьялов), "Проделки Майсары" Юдакова (Валамат-заде),
"Паяцы", "Болеро" на МУЗ. Равеля (Макаровский, Завьялов).
1963. "Доктор Айболит" Морозова (Завьялов), "Дочь Кубы" Листова
(Макаровский), "Аида" (Макаровский); "Петя и волк" Прокофьева
(Завьялов), "Тропою грома" Караева (Конюс).
1964. "Севастопольский вальс" Листова (Бакалейников), "Хосият"
Ленского (Бакалейников), "Тоска" (Бакалейников), "Горная легенда"
Тер-Осипова (Корягин).
1965. "Летучая мышь" Штрауса (Александрова), "Риголетто"
(Бакалейников). Н. Н.
ТАДИЧ (Тади?), Любивое (р. 31.V.1929) - югославский (сербский) артист
драмы. В 1953 окончил Академию театр. иск-ва в Белграде. В 1948-57 -
артист Белградского драм. т-ра, в 1957-59 - Югославского драм. т-ра; с
1959 - Нац. драм. т-ра.
Роли: Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Том
("Стеклянный зверинец" Уильямса), Биф ("Смерть коммивояж„ра" Миллера),
Аэдат ("Кавказский меловой круг" Брехта), Городничий; Рогожин ("Идиот"
по Достоевскому; Октябрьская пр., 1960), Доктор ("На грани безумия"
Крлежи). С 1954 снимается в кино.
Г. Шум.
ТАЖДАРОВА, Нагима Ахмадулловна (1888- 1948) - тат. сов. актриса. Нар.
арт. Тат. АССР(1939) и засл. арт. РСФСР (1940). В 1915 дебютировала на
сцене труппы "Сайяр". Работала под рук. А. Кареева; роли: Мария
Антоновна ("Ревизор"), Коринкина ("Без вины виноватые"), Ю линька
("Доходное место"). С 1917 работала в Оренбургской труппе "Ширкат";
роли: Галиябану (о. п. Файзи), Луиза ("Коварство и любовь"), Амалия
("Разбойники"). В годы гражданской войны была актрисой фронтовой труппы.
В 1922-26 работала в Башкирском т-ре драмы. С 1926- актриса Т-ра им.
Камала. Роли: Татьяна ("Разлом"), Оксана ("Гибель эскадры"), Гульниса
("Потоки" Гиз-зата), Сажида ("Шамсикамар" Аблиева), Нафига ("Минникамал"
Амирова). Сценич. образы Т. отмечены ярким национальным своеобразием,
мастерством перевоплощения.
Лит.: Е н и к и Э., Н. Таждарова, Казан, 1957 (на тат. яз.). X, 7Г.
ТАЖИБАЕВ, Абдильда (р. 15.1.1909) - казах, сов. поэт н драматург.
Начал драматургич. деятельность в 1939, написав в соавторстве с М.
Ауэзовым пьесу "Белая бер„зка" из эпохи гражданской войны. Т.
принадлежит фантастич. сказка "Ков„р Жомарта" (в соавторстве с Г. Л.
Рошалем, 1945). Новой колхозной жизни посв. пьеса "Цвети, степь" (пост.
1952, возобн. 1958 под назв. "Одно дерево не лес"). Силой драматизма,
напряж„нностью действия отличается пьеса "Май-ра" (1957), рисующая жизнь
казах, нар. певицы в нач. 20 в. Углубл„нная психологич. драма "Портрет"
("Приятели", 1962), посв. жизни казах, интеллигенции, и комедия "Перед
свадьбой" ("Обманутый обманщик") подтверждают зрелость драматургич.
творчества Т. Для муз. т-ра Т. написал либретто оперы "Глубокое озеро"
(1939) и балета "Весна" (1940).
Соч.: "Майра", в сб.: Пьесы драматургов Казахстана, Алма-Ата, 1958, и
в сб.: Советская казахская драматургия, М., 1958; "Одно дерево не лес",
в сб.: Современная драматургия, кн. 9, М., 1959; "Обманутый обманщик",
"Простор", 1964, ;ј 7; "Портрет", "Театр", 1963, Л?? 7.
Лит.: Очерк истории казахской советской литературы, М., 1960. Н. Л.
ТАЗИ‚ - 1) форма иранского религиозного т-ра. Представление Т. носит
обрядовый характер, устраивается в память имама Хусейна (убит в 680) и
его семьи. Т. известны в Иране со времени правления шиитской династии
Бундов (935-1055) и достигли наибольшего распространения при правлении
Сефевидов (1502-1736). Бытуют среди шиитов Ирана, Юж. Азербайджана и др.
Т. происходят во временных, специально для этого приспособленных
помещениях (такие). Один или несколько исполнителей по очереди распевают
или декламируют в течение девяти дней тексты о мучениях Хусейна. На
десятый день организуется уличная процессия, впереди идут люди,
истязающие себя и выкрикивающие при этом "шах-сей-вахсей" (искаж„нная
форма "шах Хусейн - вай Хусейн"). Процессию завершает группа акт„ров,
разыгрывающая сцену убийства Хусейна.
Тексты представлений Т. начали записывать ок. 17-18 вв., они явились
основой для развития персидской трагедии. 2) Одна из лит. форм
персидской трагедии (первые записи относятся к 17-18 вв.). Сохранившиеся
тексты Т. большей частью анонимны и представляют промежуточную форму
между нар.-поэтич. творчеством и художеств. лит-рой. Известны неск.
сборников трагедии Т.: "Битва за веру" ("Джанге шахадат"), приписываемый
Фетх-Али-шаху Каджару (состоит из 33 сцен, часть из к-рых переведена на
франц. яз.); сб. В. Лпттена (состоит из 15 сцен); сб. Л. Пелли (37 сцен,
изд. в 1879 на. англ. яз.). Наиболее значит. Т. - анонимная пьеса "Амир
Теймур и губернатор Шама" (соч. в конце 18 в.).
Представления Т. разыгрывались без занавеса, во временных помещениях,
иногда использовались услов' ные декорации (большая посудина с водой
изображала реку, пальмовые деревца в кадках-пальмовую рощу). Грим
отсутствовал. Герои делились на положительных и отрицательных (имамханха
и шемрханха). В 19 в. Т. приобрела форму дворцового т-ра. Такие
спектакли ставил Мирза Мохаммед Тагн. Представления Т. сохранились в
провинциальных городах и отдал„нных районах страны.
Лит.: Б е р т е л ь с Е. Э., Персидский театр. Л., 1924;
К о р-0 г д ы X., Современная персидская литература, М., 1965; на
персидском яз. - Абульгасем Джаннати А т а и, Бонйаде немайеш дар Иран
(Создание театра в Иране), Тегеран, 1955. ,Y. К.-О.
ТАИРОВ, Александр Яковлевич [24.VI(6.VII). 1885, Ровно, - 25.IX.1950,
Москва] - рус. сов. режисс„р. Нар. арт. РСФСР (1935). Работу в т-ре
начал как акт„р в 1905 в труппе М. М. Бородая в Киеве. Сезон 1906/07 был
акт„ром Т-ра В. Ф. Комисса ржевской в Петербурге. До 1913 играл в т-рах
Петербурга, Риги, Симбирска, три года в Передвижном т-ре П. П.
Гайде-бурова; начал здесь режисс„рскую деятельность, поставил "Гамлета"
(1908), "Дядю Ваню" (1908) и др. В 1913 Т. окончил юридич. ф-т Пе-терб.
ун-та. В том же году вступил в Свободный т-р
(рук. К. А. Марджанов), где пост. спектакль "Ж„лтая кофта"
Хезельтона-Фюрста (1913) и пантомиму "Покрывало Пьеретты" Шницлера (муз.
Страницы: «« « 2179 2180 2181 2182 2183 2184 2185 2186 2187 2188 2189 2190 2191 2192 2193 2194 2195 2196 2197 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |