Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2179   2180   2181   2182   2183   2184   2185   2186   2187  2188   2189   2190   2191   2192   2193   2194   2195   2196   2197  » »»

(Макаровский).
   1960.   "Черевички"   Чайковского   (Макаровский),   "Корсар"   Адана
(Валамат-заде), "Комде и Мадан" Шахиди (Валамат-заде).
   1961. "Лиса-обманщица" Цветаева  (Макаровский),  "Большой  вальс"  на
муз. Штрауса (Трегубов), "Риголетто" (Чекрыгина),  "Лакме"  (Чекрыгина);
"Знатный жених" Урбаха (Валамат-заде), хореографич. композиции (Беркут).
   1962. "Лебединое озеро"  (Иванов,  Горский),  "Кармен"  Макаровский);
"Шурале" Яруллина (Завьялов), "Проделки Майсары" Юдакова (Валамат-заде),
"Паяцы", "Болеро" на МУЗ. Равеля (Макаровский, Завьялов).
   1963. "Доктор  Айболит"  Морозова  (Завьялов),  "Дочь  Кубы"  Листова
(Макаровский),  "Аида"   (Макаровский);   "Петя   и   волк"   Прокофьева
(Завьялов), "Тропою грома" Караева (Конюс).
   1964.  "Севастопольский  вальс"  Листова   (Бакалейников),   "Хосият"
Ленского  (Бакалейников),  "Тоска"  (Бакалейников),   "Горная   легенда"
Тер-Осипова (Корягин).
   1965.   "Летучая   мышь"    Штрауса    (Александрова),    "Риголетто"
(Бакалейников). Н. Н.
   ТАДИЧ (Тади?), Любивое (р. 31.V.1929) - югославский (сербский) артист
драмы. В 1953 окончил Академию театр. иск-ва в  Белграде.  В  1948-57  -
артист Белградского драм. т-ра, в 1957-59 - Югославского драм.  т-ра;  с
1959 - Нац. драм. т-ра.
   Роли: Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому),  Том
("Стеклянный зверинец" Уильямса), Биф ("Смерть  коммивояж„ра"  Миллера),
Аэдат ("Кавказский меловой круг" Брехта), Городничий;  Рогожин  ("Идиот"
по Достоевскому; Октябрьская пр.,  1960),  Доктор  ("На  грани  безумия"
Крлежи). С 1954 снимается в кино.
   Г. Шум.
   ТАЖДАРОВА, Нагима Ахмадулловна (1888- 1948) - тат. сов. актриса. Нар.
арт. Тат. АССР(1939) и засл. арт. РСФСР (1940). В 1915  дебютировала  на
сцене  труппы  "Сайяр".  Работала  под  рук.  А.  Кареева;  роли:  Мария
Антоновна  ("Ревизор"),  Коринкина  ("Без  вины  виноватые"),  Ю  линька
("Доходное место"). С 1917  работала  в  Оренбургской  труппе  "Ширкат";
роли: Галиябану (о. п. Файзи),  Луиза  ("Коварство  и  любовь"),  Амалия
("Разбойники"). В годы гражданской войны была актрисой фронтовой труппы.
В 1922-26 работала в Башкирском т-ре драмы. С  1926-  актриса  Т-ра  им.
Камала. Роли: Татьяна ("Разлом"), Оксана  ("Гибель  эскадры"),  Гульниса
("Потоки" Гиз-зата), Сажида ("Шамсикамар" Аблиева), Нафига ("Минникамал"
Амирова). Сценич. образы Т. отмечены  ярким  национальным  своеобразием,
мастерством перевоплощения.
   Лит.: Е н и к и Э., Н. Таждарова, Казан, 1957 (на тат. яз.). X, 7Г.
   ТАЖИБАЕВ, Абдильда (р. 15.1.1909) - казах,  сов.  поэт  н  драматург.
Начал драматургич. деятельность в  1939,  написав  в  соавторстве  с  М.
Ауэзовым  пьесу  "Белая  бер„зка"  из  эпохи   гражданской   войны.   Т.
принадлежит фантастич. сказка "Ков„р Жомарта" (в  соавторстве  с  Г.  Л.
Рошалем, 1945). Новой колхозной жизни посв. пьеса "Цвети, степь"  (пост.
1952, возобн. 1958 под назв. "Одно дерево не  лес").  Силой  драматизма,
напряж„нностью действия отличается пьеса "Май-ра" (1957), рисующая жизнь
казах, нар. певицы в нач. 20 в. Углубл„нная психологич. драма  "Портрет"
("Приятели", 1962), посв. жизни казах, интеллигенции, и  комедия  "Перед
свадьбой"  ("Обманутый  обманщик")  подтверждают  зрелость  драматургич.
творчества Т. Для муз. т-ра Т. написал либретто оперы  "Глубокое  озеро"
(1939) и балета "Весна" (1940).
   Соч.: "Майра", в сб.: Пьесы драматургов Казахстана, Алма-Ата, 1958, и
в сб.: Советская казахская драматургия, М., 1958; "Одно дерево не  лес",
в сб.: Современная драматургия, кн. 9, М., 1959;  "Обманутый  обманщик",
"Простор", 1964, ;ј 7; "Портрет", "Театр", 1963, Л?? 7.
   Лит.: Очерк истории казахской советской литературы, М., 1960. Н. Л.
   ТАЗИ‚ - 1) форма иранского религиозного т-ра. Представление Т.  носит
обрядовый характер, устраивается в память имама Хусейна (убит в  680)  и
его семьи. Т. известны в Иране со времени  правления  шиитской  династии
Бундов (935-1055) и достигли наибольшего распространения  при  правлении
Сефевидов (1502-1736). Бытуют среди шиитов Ирана, Юж. Азербайджана и др.
Т.  происходят  во  временных,  специально  для  этого   приспособленных
помещениях (такие). Один или несколько исполнителей по очереди распевают
или декламируют в течение девяти дней  тексты  о  мучениях  Хусейна.  На
десятый  день  организуется  уличная  процессия,  впереди   идут   люди,
истязающие себя и выкрикивающие при  этом  "шах-сей-вахсей"  (искаж„нная
форма "шах Хусейн - вай Хусейн"). Процессию  завершает  группа  акт„ров,
разыгрывающая сцену убийства Хусейна.
   Тексты представлений Т. начали записывать ок. 17-18 вв., они  явились
основой  для  развития  персидской  трагедии.  2)  Одна  из  лит.   форм
персидской трагедии (первые записи относятся к 17-18 вв.). Сохранившиеся
тексты Т. большей частью анонимны  и  представляют  промежуточную  форму
между нар.-поэтич. творчеством  и  художеств.  лит-рой.  Известны  неск.
сборников трагедии Т.: "Битва за веру" ("Джанге шахадат"), приписываемый
Фетх-Али-шаху Каджару (состоит из 33 сцен, часть из к-рых переведена  на
франц. яз.); сб. В. Лпттена (состоит из 15 сцен); сб. Л. Пелли (37 сцен,
изд. в 1879 на. англ. яз.). Наиболее значит. Т. - анонимная пьеса  "Амир
Теймур и губернатор Шама" (соч. в конце 18 в.).
   Представления Т. разыгрывались без занавеса, во временных помещениях,
иногда использовались услов' ные декорации  (большая  посудина  с  водой
изображала  реку,  пальмовые  деревца  в  кадках-пальмовую  рощу).  Грим
отсутствовал. Герои делились на положительных и отрицательных (имамханха
и шемрханха).  В  19  в.  Т.  приобрела  форму  дворцового  т-ра.  Такие
спектакли ставил Мирза Мохаммед Тагн.  Представления  Т.  сохранились  в
провинциальных городах и отдал„нных районах страны.
   Лит.: Б е р т е л ь с Е. Э., Персидский театр. Л., 1924;
   К о р-0 г д ы X., Современная персидская  литература,  М.,  1965;  на
персидском яз. - Абульгасем Джаннати А т а и, Бонйаде немайеш  дар  Иран
(Создание театра в Иране), Тегеран, 1955. ,Y. К.-О.
   ТАИРОВ, Александр Яковлевич [24.VI(6.VII). 1885, Ровно, - 25.IX.1950,
Москва] - рус. сов. режисс„р. Нар. арт.  РСФСР  (1935).  Работу  в  т-ре
начал как акт„р в 1905 в труппе М. М. Бородая в Киеве. Сезон 1906/07 был
акт„ром Т-ра В. Ф. Комисса ржевской в Петербурге. До 1913 играл в  т-рах
Петербурга,  Риги,  Симбирска,  три  года  в  Передвижном  т-ре  П.   П.
Гайде-бурова; начал здесь режисс„рскую деятельность, поставил  "Гамлета"
(1908), "Дядю Ваню" (1908) и др. В 1913 Т. окончил юридич. ф-т  Пе-терб.
ун-та. В том же году вступил в Свободный т-р
   (рук.  К.  А.  Марджанов),  где  пост.   спектакль   "Ж„лтая   кофта"
Хезельтона-Фюрста (1913) и пантомиму "Покрывало Пьеретты" Шницлера (муз.

Страницы: «« « 2179   2180   2181   2182   2183   2184   2185   2186   2187  2188   2189   2190   2191   2192   2193   2194   2195   2196   2197  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия