|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2173 2174 2175 2176 2177 2178 2179 2180 2181 2182 2183 2184 2185 2186 2187 2188 2189 2190 2191 » »» ТАГЙРОВА, Хадича Рахматуловна (псевд. - Х а н с к а я) (р.
15.XII.1887)-тат. сов. актриса. С 1913 работала в Астраханской
любительской труппе. После Октябрьской революции - в Астраханской проф.
татарской труппе, училась в театр. студии. В 1920 переехала в Казань и
поступила в только что организованный тат. Гос. т-р. В 1929-52 - актриса
Оренбургского татарского т-ра. Играла женские и мужские роли (больше
старух и пожилых мужчин): Наги-ма ("Банкрот" Г. Камала), Маргуба ("Песня
жизни" Амира), Зарифа ("Возвращение" Ишмуратова), Халь-фа-учитель, Бай
("Хаджи эфенди женится", "У т" Ш. Камала), Кулак ("Бишбуляк" Гирзата),
Мулла ("Шам-сикамар" Аблиева), Жиган ("Башмачки" X. Ибрагимова),
Кабаниха ("Гроза") и др. X. Г.
ТАГОР, Рабиндранат (правильнее - Т х а к у р, Робиндронатх; 7.V.1861,
Калькутта,- 7.VIII. 1941, там же) - инд. поэт, писатель, драматург,
композитор и просветитель. Писал на яз. бенгали, а также на англ. яз.
Лит. деятельность начал в 1876. Драма-тургич. творчество Т. (более 70
произв.) отличается жанровым многообразием. Первые драматургич.
произведения - муз. драмы (наиболее значит. - "Гений Вальмики", изд.
1881, муз. совм. с Джо-тиндронатхом Т., пост. в любительском домашнем
т-ре семьи Т.). Введение большого количества муз. сцен в драматургич.
произв. связано не только с традициями средневековой поэзии (вплоть до
19 в.) и нар. инд. т-ром, но и с представлением Т. о том, что музыка
полнее слов способствует раскрытию душевного мира человека (этим же
объясняется наличие песен в большинстве пьес Т.). Известность Т. как
драматургу принесли роман-тич. историч. трагедии "Раджа и рани" (1889,
Калькутта) и "Жертвоприношение" (1890-е гг., там же; 1959, Сов. Союз,
Т-р драмы им. Лахути, Душанбе), последняя - одна из самых популярных
пьес Т. Обе пьесы характеризуются развитым сюжетом, ярко обрисованными
характерами. Впоследствии они были переведены Т.на англ. яз. В пьесах
сказалось влияние ев-роп. драматургии эпохи романтизма, но их тематика,
в особенности пьесы "Жертвоприношение", глубоко национальна. Обращение
Т. в 90-х и нач. 900-х гг. к реалпстич. социально заостр„нным комедиям
(самая значительная - "Клуб холостяков", изд. 1900-1901, в 1926-нов.
сценич. редакция) обусловлено утверждением реализма в его прозаич.
творчестве. Однако в целом драматургия Т. по эстетич. принципам была
близка его поэзии (независимо от того, писались пьесы стихами или
прозой), в ней значительна роль нац. традиций.
С конца 10-х гг. 20 в. ведущее место в драматургии Т. заняли
символико-аллегорич. романтич. драмы. Эти драмы больше связаны с
традициями инд. мистериаль-ных представлений и религиозной поэзии
средневековья, чем с европ. символизмом. Они - результат новаторских
поисков Т. Драмы характеризуются фило-софско-этич. направленностью,
социальной заостр„нностью, взгляды автора выражены в них аллегорически,
герои выступают гл. обр. в качестве носителей определ„нных идей и лишены
психологически разработаннного характера. Драмы "Почта" (изд. 1911) и
"Раджа" (1911, Шантиникетон) получили известность и в Европе: "Почта" в
период увлечения символизмом ставилась в Германии, Франции; в Сов. Союзе
в 1961 в Т-ре им. Хамзы в Ташкенте; пьеса "Раджа" была переработана и
переведена на англ. яз. под назв. "Король т„много покоя" (1914), в
10-20-х гг. ставилась в т-рах России, Германии, Франции. Пьесы "Крепость
консерватизма" (изд. 1911), "Освобожд„нный поток" (изд. 1922), "Красные
олеандры" (изд. 1926), "Колесница времени" (изд. 1932) сохраняются в
репертуаре трупп независимой Индии, их тематика глубоко национальна:
критика религиозного догматизма, кастовой системы, колониализма,
расизма, капиталистич. эксплуатации, постановка проблем нац.-освободит.
движения. Особое место среди романтич. символико-аллегорич. драм Т.
занимают пьесы, объедин„нные в цикл "Времена года" (1908-1934). В них
широко используются песенные вставки, танц. сценки, что связано с
традициями инд. нар. т-ра - с джатрой. Эти драмы были написаны для
учащихся школы и ун-та, организованных Т. в Шантиникетоне. Спектакли
разыгрывались без декораций на открытом воздухе во время праздников,
посвящ„нных разл. временам года. Нек-рые драмы почти бессюжетны, в
других-"Осенний праздник" (изд. 1908), "Торжество весны" (1916,
Шантиникетон, Калькутта) - есть несложная сюжетная линия. Дальнейшая
модификация этого жанра - романтич. муз.-танц. драмы (20-30-е гг.),
сюжеты к-рых Т. заимствовал из нар. эпоса, буддийских легенд или же
положил в их основу историч. события; переосмысливая эти сюжеты,
драматург придал им более гуманистич. звучание. Лучшие муз.-танц. драмы
- "Поклонение танцовщицы" (изд. 1926), "Читран-гада" (изд. 1936; под
назв. "Читра" пост. в Сов. Союзе, 1960, Куйбышевский т-р оперы и
балета), "Чандалка" (1938, Калькутта), "Шэма" (изд. 1939) - сохраняются
в репертуаре театр. трупп Бенгалии.
Для драматургии Т. характерен глубокий гуманизм, стремление к решению
проблемы освобождения человеческой личности. Работая в условиях
отсутствия развитой драматургии и проф. т-ра (театр. жизнь в Индии
активизировалась лишь в 40-х гг.), Т. успешно использовал нац. традиции
для создания совр. т-ра, вв„л в драму простой, повседневный бенгальский
язык вместо литературного, усовершенствовал и поднял художеств. уровень
существовавших до него в инд. драматургии жанров (романтич. трагедия,
реа-листич. комедия), создал новые виды драмы (символико-аллегорич. и
совр. муз.-танц. драмы). Муз.-танц. драмы Т., наряду с песнями, явились
новым этапом в развитии инд. музыки, а также стимулировали возникновение
подобного жанра в иск-ве др. народов Индии. Т.- лауреат Нобелевской пр.
(1913).
С" о ч. в рус. пер.: Собр. соч. в 12 тт., М., 1961-65 (пьесы и драмы,
тт. 2, 4, 7-10); Пьесы, М., 1957; Соч. в 8 тт., т. 6 - Пьесы, М., 1957;
Король т„много покоя и другие пьесы. Л., 14)27 (см. введение М.
Тубянского).
Лит.: Thompson E., Rabindranath Tagore. Poet and dramatist, L., 1926,
2 ed., L.-[a. о. ], 1948; Новикова В., Драмы Тагора (1883-1892), в кн.:
Тагор Р., Собр. соч., т. 2, М., 1962, с. 541-48; Бросалина E., О
гуманизме драматургии Р. Тагора, в кн.: Уч„ные записки ЛГУ. Сер.
востоковедч. наук, вып. 16, ј 306, Л., 1962.
Л. Cm.
ТАДЖИБАЕВА, Башорат (р. 10.II.1916) - тадж. сов. актриса и певица.
Нар. арт. Тадж. ССР (1943). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Сценич.
деятельность начала в 1929 в узб. Наманганском т-ре, затем работала в
Канибадамском и др. т-рах. С 1938 - актриса Ленинабадского муз.-драм.
т-ра. Т. играет роли с пением; обладает музыкальностью, драматическим
темпераментом, эмоциональностью. Исполнение Т. отличается яркой бытовой
характерностью.
Страницы: «« « 2173 2174 2175 2176 2177 2178 2179 2180 2181 2182 2183 2184 2185 2186 2187 2188 2189 2190 2191 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |