Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2173   2174   2175   2176   2177   2178   2179   2180   2181  2182   2183   2184   2185   2186   2187   2188   2189   2190   2191  » »»

   ТАГЙРОВА, Хадича  Рахматуловна  (псевд.  -  Х  а  н  с  к  а  я)  (р.
15.XII.1887)-тат.  сов.  актриса.  С  1913   работала   в   Астраханской
любительской труппе. После Октябрьской революции - в Астраханской  проф.
татарской труппе, училась в театр. студии. В 1920 переехала в  Казань  и
поступила в только что организованный тат. Гос. т-р. В 1929-52 - актриса
Оренбургского татарского т-ра. Играла женские  и  мужские  роли  (больше
старух и пожилых мужчин): Наги-ма ("Банкрот" Г. Камала), Маргуба ("Песня
жизни" Амира), Зарифа ("Возвращение" Ишмуратова),  Халь-фа-учитель,  Бай
("Хаджи эфенди женится", "У т" Ш. Камала), Кулак  ("Бишбуляк"  Гирзата),
Мулла  ("Шам-сикамар"  Аблиева),  Жиган  ("Башмачки"   X.   Ибрагимова),
Кабаниха ("Гроза") и др. X. Г.
   ТАГОР, Рабиндранат (правильнее - Т х а к у р, Робиндронатх; 7.V.1861,
Калькутта,- 7.VIII. 1941, там же)  -  инд.  поэт,  писатель,  драматург,
композитор и просветитель. Писал на яз. бенгали, а также  на  англ.  яз.
Лит. деятельность начал в 1876. Драма-тургич. творчество  Т.  (более  70
произв.)  отличается   жанровым   многообразием.   Первые   драматургич.
произведения - муз. драмы (наиболее значит.  -  "Гений  Вальмики",  изд.
1881, муз. совм. с Джо-тиндронатхом Т., пост.  в  любительском  домашнем
т-ре семьи Т.). Введение большого количества муз.  сцен  в  драматургич.
произв. связано не только с традициями средневековой поэзии  (вплоть  до
19 в.) и нар. инд. т-ром, но и с представлением Т.  о  том,  что  музыка
полнее слов способствует раскрытию  душевного  мира  человека  (этим  же
объясняется наличие песен в большинстве пьес  Т.).  Известность  Т.  как
драматургу принесли роман-тич. историч. трагедии "Раджа и  рани"  (1889,
Калькутта) и "Жертвоприношение" (1890-е гг., там же;  1959,  Сов.  Союз,
Т-р драмы им. Лахути, Душанбе), последняя -  одна  из  самых  популярных
пьес Т. Обе пьесы характеризуются развитым сюжетом,  ярко  обрисованными
характерами. Впоследствии они были переведены Т.на англ.  яз.  В  пьесах
сказалось влияние ев-роп. драматургии эпохи романтизма, но их  тематика,
в особенности пьесы "Жертвоприношение", глубоко  национальна.  Обращение
Т. в 90-х и нач. 900-х гг. к реалпстич. социально  заостр„нным  комедиям
(самая значительная - "Клуб холостяков",  изд.  1900-1901,  в  1926-нов.
сценич. редакция)  обусловлено  утверждением  реализма  в  его  прозаич.
творчестве. Однако в целом драматургия Т.  по  эстетич.  принципам  была
близка его поэзии  (независимо  от  того,  писались  пьесы  стихами  или
прозой), в ней значительна роль нац. традиций.
   С конца 10-х  гг.  20  в.  ведущее  место  в  драматургии  Т.  заняли
символико-аллегорич.  романтич.  драмы.  Эти  драмы  больше  связаны   с
традициями  инд.  мистериаль-ных  представлений  и  религиозной   поэзии
средневековья, чем с европ. символизмом.  Они  -  результат  новаторских
поисков  Т.  Драмы  характеризуются  фило-софско-этич.  направленностью,
социальной заостр„нностью, взгляды автора выражены в них  аллегорически,
герои выступают гл. обр. в качестве носителей определ„нных идей и лишены
психологически разработаннного характера. Драмы "Почта"  (изд.  1911)  и
"Раджа" (1911, Шантиникетон) получили известность и в Европе: "Почта"  в
период увлечения символизмом ставилась в Германии, Франции; в Сов. Союзе
в 1961 в Т-ре им. Хамзы в Ташкенте; пьеса "Раджа"  была  переработана  и
переведена на англ. яз. под  назв.  "Король  т„много  покоя"  (1914),  в
10-20-х гг. ставилась в т-рах России, Германии, Франции. Пьесы "Крепость
консерватизма" (изд. 1911), "Освобожд„нный поток" (изд. 1922),  "Красные
олеандры" (изд. 1926), "Колесница времени"  (изд.  1932)  сохраняются  в
репертуаре трупп независимой Индии,  их  тематика  глубоко  национальна:
критика  религиозного  догматизма,   кастовой   системы,   колониализма,
расизма, капиталистич. эксплуатации, постановка проблем  нац.-освободит.
движения. Особое место  среди  романтич.  символико-аллегорич.  драм  Т.
занимают пьесы, объедин„нные в цикл "Времена года"  (1908-1934).  В  них
широко используются  песенные  вставки,  танц.  сценки,  что  связано  с
традициями инд. нар. т-ра - с  джатрой.  Эти  драмы  были  написаны  для
учащихся школы и ун-та, организованных  Т.  в  Шантиникетоне.  Спектакли
разыгрывались без декораций на открытом  воздухе  во  время  праздников,
посвящ„нных разл. временам  года.  Нек-рые  драмы  почти  бессюжетны,  в
других-"Осенний  праздник"  (изд.  1908),   "Торжество   весны"   (1916,
Шантиникетон, Калькутта) - есть  несложная  сюжетная  линия.  Дальнейшая
модификация этого жанра -  романтич.  муз.-танц.  драмы  (20-30-е  гг.),
сюжеты к-рых Т. заимствовал из нар.  эпоса,  буддийских  легенд  или  же
положил  в  их  основу  историч.  события;  переосмысливая  эти  сюжеты,
драматург придал им более гуманистич. звучание. Лучшие муз.-танц.  драмы
- "Поклонение танцовщицы" (изд. 1926),  "Читран-гада"  (изд.  1936;  под
назв. "Читра" пост.  в  Сов.  Союзе,  1960,  Куйбышевский  т-р  оперы  и
балета), "Чандалка" (1938, Калькутта), "Шэма" (изд. 1939) -  сохраняются
в репертуаре театр. трупп Бенгалии.
   Для драматургии Т. характерен глубокий гуманизм, стремление к решению
проблемы  освобождения  человеческой  личности.   Работая   в   условиях
отсутствия развитой драматургии и  проф.  т-ра  (театр.  жизнь  в  Индии
активизировалась лишь в 40-х гг.), Т. успешно использовал нац.  традиции
для создания совр. т-ра, вв„л в драму простой, повседневный  бенгальский
язык вместо литературного, усовершенствовал и поднял художеств.  уровень
существовавших до него в инд. драматургии  жанров  (романтич.  трагедия,
реа-листич. комедия), создал новые виды  драмы  (символико-аллегорич.  и
совр. муз.-танц. драмы). Муз.-танц. драмы Т., наряду с песнями,  явились
новым этапом в развитии инд. музыки, а также стимулировали возникновение
подобного жанра в иск-ве др. народов Индии. Т.- лауреат Нобелевской  пр.
(1913).
   С" о ч. в рус. пер.: Собр. соч. в 12 тт., М., 1961-65 (пьесы и драмы,
тт. 2, 4, 7-10); Пьесы, М., 1957; Соч. в 8 тт., т. 6 - Пьесы, М.,  1957;
Король т„много  покоя  и  другие  пьесы.  Л.,  14)27  (см.  введение  М.
Тубянского).
   Лит.: Thompson E., Rabindranath Tagore. Poet and dramatist, L., 1926,
2 ed., L.-[a. о. ], 1948; Новикова В., Драмы Тагора (1883-1892), в  кн.:
Тагор Р., Собр. соч., т.  2,  М.,  1962,  с.  541-48;  Бросалина  E.,  О
гуманизме драматургии  Р.  Тагора,  в  кн.:  Уч„ные  записки  ЛГУ.  Сер.
востоковедч. наук, вып. 16, ј 306, Л., 1962.
   Л. Cm.
   ТАДЖИБАЕВА, Башорат (р. 10.II.1916) - тадж. сов.  актриса  и  певица.
Нар. арт. Тадж. ССР (1943). Чл.  Коммунистич.  партии  с  1946.  Сценич.
деятельность начала в 1929 в узб. Наманганском т-ре,  затем  работала  в
Канибадамском и др. т-рах. С 1938 -  актриса  Ленинабадского  муз.-драм.
т-ра. Т. играет роли с пением;  обладает  музыкальностью,  драматическим
темпераментом, эмоциональностью. Исполнение Т. отличается яркой  бытовой
характерностью.

Страницы: «« « 2173   2174   2175   2176   2177   2178   2179   2180   2181  2182   2183   2184   2185   2186   2187   2188   2189   2190   2191  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия