Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2165   2166   2167   2168   2169   2170   2171   2172   2173  2174   2175   2176   2177   2178   2179   2180   2181   2182   2183  » »»

романтизма. Автор стихов, историч. романов и пьес. Как драматург начал с
подражания Шиллеру (вольная обработка "Марии Стюарт"), вскоре  обратился
к драме в стихах, "соединяющей поэзию с историей". Среди  историч.  драм
С.: "Двое Тю-доров" (1847), "Ян Ваутерс" (1847), "Оранские и Нидерланды"
(1849), "Наполеон Бонапарт" (1851), "Падение Директории"  (1854);  "Дитя
государства" (1859)- о юности Вильгельма  Оранского,  и  др.  Патриотич.
сюжеты нек-рых  драм  взяты  С.  изсобств.  романов,  в  ранних  произв.
сказывается влияние Гюго. Наиболее известна  историч.  драма  "Струэнзе"
(1868) - о просвещ„нном дат. министре 18 в., в  к-рой  впервые  в  голл.
лит-ре выдвигается идеал гармонич. обществ. устройства.  С.  писал  и  в
жанре мещанской драмы:
   "Преступление и наказание" (1852), "Юфрау Бос" (1878)  и  др.  Лучшие
произв.   С.   отличаются   правдивостью   характеристик,   живостью   и
естественностью драм. развития. С. не боится идти против  установившихся
вкусов,  однако  не  всегда  избегает  мелодраматизма  ("Преступление  и
наказание"),  запутанности  интриги  ("Юфрау  Серклас",  1857),  излишне
вольного обращения с историей ("Волшебный кот", 1879, по его  же  роману
"Миледи  Карлейль"  из  врем„н  Карла  I).   Пьесы   "Струэнзе",   "Дитя
государства" и нек-рые др. идут и на совр. голл. сцене. С. способствовал
организации "Театрального союза" голландских писателей  (1869),  первого
сценич. объединения "Нидерландская сцена" (1875) и первой школы  акт„ров
в Амстердаме.
   С о ч.: Volledige romantische werken,  dl  l-17.  Schiedam,  1847-87;
Dramatische werken, dl l-3. Amst.. 1884-85.
   Лит.: Robbers H., H. J. Schimmel, Haarlem, 1907;
   Hunningher B., Het dramatische werk van Schimmel in verband  met  het
Amsterdamsche tooneelleven in de 19-de eeuw, Amst., 1931. Вл. o.
   СЦЕНА - l) Площадка, на к-рой происходит  театр.  представление  (см.
ниже). 2) Отдельная часть действия, акта, пьесы, спектакля. 3) В широком
смысле- то же, что театр.
   СЦЕНА (лат. scaena, от греч. ДХТ]УТ]) - площадка, на к-рой происходит
театр. представление. С. является одной из осн.  частей  театр.  здания.
Совр. тип С. сложился в результате длит.  эволюции,  связанной  с  общим
развитием театр. иск-ва и принципов деко-рац. оформления спектакля  (см.
Декорационное искусство). Начальным видом европ.  С.  является  орхестра
др.-греч. т-ра - круглая (реже  -  полукруглая)  площадка,  находившаяся
между местами для зрителей и скеной. Во время представлений на  орхестре
помещался хор; в 5-4 вв. до н. э.  тут  же  играли  и  акт„ры.  В  эпоху
эллинизма местом для игры акт„ров стал проске-ний - площадка, образуемая
высокой (до 3,5 м) декоративной пристройкой перед скеной (т-р в Эпидавре
и др.). В римском  т-ре  сценич.  площадкой  служил  просцениум  (высота
приблизительно 1,5 м), располагавшийся по линии диаметра  орхестры  (т-р
Марцелла в Риме и др.).
   В ср. века нар.  бродячие  акт„ры  (жонгл„ры,  шпильманы,  скоморохи)
давали свои представления под открытым небом, на деревенских и городских
площадях, не  пользуясь  специально  построенной  С.  Появление  сценич.
площадок различных типов связано в этот период с расцветом религ. жанров
(мистерия, миракль, моралите). Для  постановочно  сложных  мистериальных
спектаклей устраивались разл. подмостки: пэджент - передвижная  С.  типа
двухэтажной    повозки    (количество    пэджентов    в    представлении
соответствовало  числу  эпизодов  мистерии);  прямоугольный   помост   с
системой декорационных установок (беседок), расположенных рядом  одна  с
другой, фронтально к зрителю;  кольцеобразный,  возвышающийся  на  сваях
помост с несколькими местами действия в  виде  отдельных  кабин,  и  др.
Средневековая  С.  имела  симультанное  устройство   (см.   Симулътанная
декорация), при к-ром действие  происходило  одновременно  в  нескольких
пунктах.  Для  выступления  акт„ров  нар.  бродячих  трупп  на  площадях
устанавливались  временные  подмостки.   Иногда   помост   отсутствовал,
декорации располагались непосредственно на площади.
   В  Англии  16  в.  представления  устраивались  во  дворах  гостиниц,
окруж„нных  внутр.  галереями;  они  разыгрывались  на  помосте,   к-рый
пристраивали к галерее, расположенной против ворот. К концу 1-й четверти
17 в. в англ. публичных  т-рах  сложился  тип  т.  н.  шекспировской  С.
Помост, поднятый над  земл„й  на  высоту  человеческого  роста  (зрители
партера смотрели спектакль стоя),  выступал  прямоугольником  от  задней
галереи. Две колонны, поддерживающие крышу, разделяли помост на  главную
и среднюю С., за которыми имелась  внутр.  С.;  над  ней  во  2-м  ярусе
галереи помещалась верхняя С. (напр., т-р "Лебедь", 1596).
   Другой тип  сценич.  площадки,  близкий  совр.  С.,  возник  в  эпоху
Возрождения в Италии (нач. 16 в.), где применение перспективы привело  к
созданию глубинного перспективного планшета С., на к-ром были  выстроены
перспективные  декорации  (т-р  в  Ферраре,  1508).  В  1539  в  Виченце
архитектор С. Серлио построил временное театр. здание,  в  архитектурной
композиции к-рого объединялись  традиции  античного  т-ра  (амфитеатр  и
просцениум)  с  использованием  новых  изобразит,  средств  перспективы.
Серлио разделил С. на переднюю (узкий прямоугольный  просцениум  шириной
2,5 л) и заднюю (помост, поднимающийся под углом  Уз  своей  глубины,  с
перспективными декорациями, изображавшими улицы),  явившуюся  прообразом
будущей С.-коробки.
   При появлении оперы - нового сценич. жанра, характеризующегося  яркой
зрелищностыо, - возникла необходимость частой смены декораций  на  С.  В
1585 во Флоренции было впервые применено кулисное оборудование  С.  (см.
Кулисы) в виде теларий. Н. Саббатини в сво„м труде "Об искусстве строить
декорации  и  машины  на  театрах"  (Равенна,  1639)  предложил   способ
выдвижных ширм,  перекрывающих  ширмы  заднего  плана,  с  одновременной
сменой раздвижных задников, написанных на  рамах.  В  1619  на  С.  т-ра
Фарнезе  в  Парме  появились   кулисные   машины,   получившие   широкое
распространение в 18 в. В 1794 в Гамбурге Ф.  Л.  Шредером  впервые  был
примен„н павильон, быстро  получивший  распространение  и  в  т-рах  др.
стран. Первые вращающиеся С. появились в Японии (сер. 18 в.). В  1797  в
России,  в  подмосковной  усадьбе  Останкино  Н.  П.  Шереметева,   была
построена С., к-рая после окончания представления превращалась с помощью
специальных механизмов в бальный зал. В 1884 в Будапеште  (оперный  т-р)
появилась С., оборудованная гидравлич. подъ„мниками на 4 планах;  каждый
план С. можно было делить на 3 самостоят, части, к-рые  поднимались  над
уровнем С. и опускались в  трюм,  поворачивались  на  90  и  наклонялись
плоскостью на зрителя под  углом  10.  Там  же  впервые  был  установлен
горизонт вые. 19,5 м.
   В 1896 в Германии К. Лаутеншлегер  изобр„л  накладной  круг  С.  (см.
Поворотный круг), впервые примен„нный им в "Резиденц-театер"  в  Мюнхене

Страницы: «« « 2165   2166   2167   2168   2169   2170   2171   2172   2173  2174   2175   2176   2177   2178   2179   2180   2181   2182   2183  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия