Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2158 2159 2160 2161 2162 2163 2164 2165 2166 2167 2168 2169 2170 2171 2172 2173 2174 2175 2176 » »» крепость Кушку. После освобождения С., по поручению Л. Н. Толстого, организовал в 1898 переселение в Канаду духоборов, подвергавшихся преследованиям в царской России. Вернувшись в 1900 из Канады, принимал участие в работе подпольной типографии. В 1902 был арестован, а затем выслан. В 1900-01 через Горького и А. П. Чехова сблизился с Художественным т-ром. В 1905 начал режисс„рскую деятельность. Участвовал в пост. спектаклей МХТ: "Драма жизни" Гамсуна (1907), "Жизнь человека" Андреева (1907), "Синяя птица" Метерлинка (1908), "Гамлет" (1911). Совм. с Е. Б. Вахтанговым осуществил пост. "Синей птицы" в парижском Т-ре Режан (по мизансценам МХТ). Принимал активное участие в "капустниках" МХТ и в спектаклях т-ра "Летучая мышь". С. был ближайшим помощником Станиславского в преподавании и популяризации рождавшейся "системы" (см. Станиславского система). "Сулер,- писал Станиславский,- принес с собой в театр огромный багаж свежего, живого духовного материала, прямо от земли.... Он принес девственно-чистое отношение к искусству, при полном неведении его старых, изношенных и захватанных актерских приемов ремесла..." (Собр. соч., т. 5, 1958, с. 535). Последний период жизни С. связан с 1-й Студией МХТ, одним из организаторов и руководителем к-рой он был. Иск-во для С. было способом постановки общественно-этич. вопросов. Этич. и художеств. принципы С. проявились в ранней деятельности Студии ("Гибель "Надежды"" Хейерманса, 1913, "Сверчок на печи" по Диккенсу, 1914, "Потоп" Бергера, 1915, и др.).Во взглядах С. демократизм и революц. протест сочетались с "социальным идеализмом" (Горький). Всесторонне одар„нный человек, С. отличался безупречным художеств. вкусом, музыкальностью. Соч.: Отрывки из дневника, "Вестник театра", 1919, ј 6 и 7; Из переписки с К. С. Станиславским и М. Горьким ("Художественному театру"), в кн.; Ежегодник МХАТ 1944г., т. 1, М., 1946. Лит.: Г о р ь к и и М., Л. А. Сулержицкий, в его кн.: Литературные портреты, М., 1963; Станиславский К.С., Сулер. Воспоминания о друге. Собр. соч., т. 5, М., 1958, с. 532-38; Марков П. А., Первая студия. Сулержицкий-Вахтангов-Чехов. 1913-1922, в кн.: Московский Художественный театр Второй, М., 1925, с. 67-177. 3. Вл. СУЛТАНОВ, Аджар Абас оглы (1909-1.11.1962)- азерб. сов. акт„р. Нар. арт. Азерб. ССР (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Сценич. деятельность начал в 1926 в Бакинском тюркском рабочем т-ре. В 1933-37 - акт„р Кировабадского т-ра, в 1939- 1962 - Т-ра им. М. Азизбекова. Сценич. герои С. были исполнены нар. мудрости, отличались ясностью мышления, душевной чистотой, бытовой конкретностью. Роли: Луконин ("Парень из нашего города"), Ларин ("Бухта Ильича" Меджнунбекова), Константинов ("Грозовой год" Каплера и Златогоровой), Незнамов и др. /. Кае, СУЛТАНОВ, Зайни Гобайдуллович (1892-5.V.Нар. арт. Тат. АССР (1939). Засл. арт. РСФСР (1940). Сценич. деятельность начал в Астрахани в 1910. В 1913 вош„л в труппу "Сайяр". Играл роли Нила ("Мещане"), Кречинского. В 1919 по инициативе С. в Астрахани была открыта тат. драм. студия, в к-рой он в„л педагогич. деятельность. В 1920 С. организует татарскую драм. студию в г. Самаре. С 1922 - артист и режисс„р Т-ра им. Красного Октября (ныне Т-р им. Камала). Роли: Хаджи Юнус ("Хаджи эфенди женится" Ш. Камала), Городничий; Мисбах ("Без ветрил" Тинчурина, 1927), Берсенев ("Разлом", 1928), Захар Бардин ("Враги", 1936). Перев„л на тат. яз. произв. Гоголя, Островского, Су-хово-Кобылина, Горького, Шекспира, Лопе де Ве-га, Шиллера, Бомарше и др. Лит.: Рахманкулов Ш., 3. Солтанов, Казан, 1957. X. К. СУЛТАНОВ, Иззат Атаханович (р. 29.XI.1910)- узб. сов. литературовед и драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1944. Окончил Ташкентский педагогич. ин-т им. Низами (1937). К драматургии обратился в 1940; написал пьесу о деятельности М. В. Фрунзе в Туркестане, о дружбе узб. и рус. народов "Пол„т орла" (1942, Ттр им. Хамзы). В 1941 (совм. с Уйгуном) написал историч. драму "Алишер Навои" (1945, там же, 1948), в 1960 - пьесу о совр. узб. интеллигенции "Люди с верой" (там же). С.автор историч. драмы "Неизвестный" (1963, там же), либретто оперы "Сердце поэта" (1962, Т-р оперы и балета им. Навои, композитор М. Ашрафи). Для драматургии С. характерно обращение к важным этапам жизни узб. народа, героич. тональность, определ„нность положительных характеров, сочетание традиций нац. литературы с опытом рус. драматургии. Соч.: Алишер Навои, в сб.: Узбекская советская драматургия, М., 1951; Свет России, "Звезда Востока", 1959, .Ns 9; Пьесалар..., Тошкент, 1959. Я. Ф. СУЛТАНОВА, Ташхон (р. 7.1.1909) - узб. сов. актриса. Нар. арт. Узб. ССР (1955). После окончания студии при Узб. доме просвещения в Москве (1927) стала актрисой Т-ра им. Хамзы. Сочная, бытовая актриса, С. использует в своих сценич. образах яркие краски нар. юмора. Е„ сценич. образы отмечены нац. своеобразием. Роли: Смеральдина ("Слуга двух господ" Гольдони, 1928), Рахима-хола ("Бай и батрак" Хамзы, 1948); Анна Андреевна ("Ревизор", 1935), Фатима ("Рассказ о Турции" Хикмета, 1953), Рузван ("Сердечные тайны" Рахманова, 1953), Рахиля ("Больные зубы" Каххара, 1954), Хасият ("Хурриат" Уйгуна, 1958), Хамробиби ("Ш„лковое сюзане" Каххара, 1958), Гав-харшодбегим ("Улугбек" Шейхзаде, 1961) и др. Лит.: Театр им. Хамзы, Ташкент, 1957, с. 138. СУЛТАНОВА, Тоджинисо (р. 1918) - тадж. сов. актриса. Нар. арт. Тадж. ССР (1943). Участвовала в спектаклях художеств. самодеятельности. С 1933 - актриса Ленинабадского муз.-драм. т-ра. Лирич., эмоциональная актриса, С. обладает вокальными данными, пластичностью. Е„ сценич. героини сочетают стойкость характера с женственной мягкостью, обаянием. Роли: Гульсара (о. п. Яшена и Мухаммедова, 1938), Са-навбар (о. п. Джалила, 1939), Ширин ("Фархад и Ширин" Яшена, 1945), Катерина ("Гроза", 1947), Мехменэ Бану ("Легенда о любви" Хикмета, 1954), Оккиз ("Равшан и Зулху-мор" Яшена, 1959) и др. Н. Н. СУЛЬЕ (Soulie), Мелькиор Фредерик (24.XII. 1800-23.IX.1847) - франц. писатель, драматург. Участник революции 1830, один из наиболее плодовитых и популярных авторов романтич. социальных мелодрам на совр. и историч. сюжеты. Написал (в нек-рых случаях с соавторами) ок. 20 пьес, в к-рых получили выражение его республиканские, демокра-тич. взгляды. Положит. герой произв. С.-обличитель пороков совр. ему общества, нередко - защитник достоинства плебея: поэт в "Семействе Люзиньи" (1831, "Комеди Франсез"), ремесленник, не знающий о сво„м аристократическом Страницы: «« « 2158 2159 2160 2161 2162 2163 2164 2165 2166 2167 2168 2169 2170 2171 2172 2173 2174 2175 2176 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |