Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2158   2159   2160   2161   2162   2163   2164   2165   2166  2167   2168   2169   2170   2171   2172   2173   2174   2175   2176  » »»

крепость Кушку. После освобождения С.,  по  поручению  Л.  Н.  Толстого,
организовал  в  1898  переселение  в  Канаду  духоборов,  подвергавшихся
преследованиям в царской России. Вернувшись в 1900 из  Канады,  принимал
участие в работе подпольной типографии. В 1902 был  арестован,  а  затем
выслан.  В  1900-01  через  Горького  и  А.  П.   Чехова   сблизился   с
Художественным т-ром. В 1905 начал режисс„рскую деятельность. Участвовал
в пост. спектаклей МХТ: "Драма жизни" Гамсуна (1907),  "Жизнь  человека"
Андреева (1907), "Синяя птица" Метерлинка (1908), "Гамлет" (1911). Совм.
с Е. Б. Вахтанговым осуществил пост.  "Синей  птицы"  в  парижском  Т-ре
Режан (по мизансценам МХТ). Принимал активное  участие  в  "капустниках"
МХТ и в спектаклях т-ра "Летучая  мышь".  С.  был  ближайшим  помощником
Станиславского в преподавании и популяризации рождавшейся "системы" (см.
Станиславского система). "Сулер,- писал Станиславский,- принес с собой в
театр огромный багаж  свежего,  живого  духовного  материала,  прямо  от
земли.... Он принес девственно-чистое отношение к искусству, при  полном
неведении  его  старых,  изношенных  и  захватанных  актерских   приемов
ремесла..." (Собр. соч., т. 5, 1958, с. 535). Последний период жизни  С.
связан с 1-й Студией МХТ, одним из организаторов и  руководителем  к-рой
он  был.  Иск-во  для  С.  было  способом  постановки  общественно-этич.
вопросов.  Этич.  и  художеств.  принципы   С.   проявились   в   ранней
деятельности Студии ("Гибель "Надежды"" Хейерманса,  1913,  "Сверчок  на
печи" по Диккенсу, 1914, "Потоп" Бергера, 1915, и  др.).Во  взглядах  С.
демократизм и революц.  протест  сочетались  с  "социальным  идеализмом"
(Горький).  Всесторонне  одар„нный  человек,  С.  отличался  безупречным
художеств. вкусом, музыкальностью.
   Соч.: Отрывки из дневника, "Вестник  театра",  1919,  ј  6  и  7;  Из
переписки с К. С. Станиславским и М. Горьким ("Художественному театру"),
в кн.; Ежегодник МХАТ 1944г., т. 1, М., 1946.
   Лит.: Г о р ь к и и М., Л. А. Сулержицкий, в  его  кн.:  Литературные
портреты, М., 1963; Станиславский К.С.,  Сулер.  Воспоминания  о  друге.
Собр. соч., т. 5, М., 1958, с. 532-38;  Марков  П.  А.,  Первая  студия.
Сулержицкий-Вахтангов-Чехов. 1913-1922, в кн.: Московский Художественный
театр Второй, М., 1925, с. 67-177. 3. Вл.
   СУЛТАНОВ, Аджар Абас оглы (1909-1.11.1962)- азерб. сов.  акт„р.  Нар.
арт.  Азерб.  ССР  (1949).  Чл.  Коммунистич.  партии  с  1942.  Сценич.
деятельность начал в 1926 в Бакинском тюркском рабочем т-ре. В 1933-37 -
акт„р Кировабадского т-ра, в  1939-  1962  -  Т-ра  им.  М.  Азизбекова.
Сценич. герои С.  были  исполнены  нар.  мудрости,  отличались  ясностью
мышления, душевной чистотой, бытовой конкретностью.
   Роли: Луконин ("Парень из  нашего  города"),  Ларин  ("Бухта  Ильича"
Меджнунбекова), Константинов ("Грозовой год"  Каплера  и  Златогоровой),
Незнамов и др. /. Кае,
   СУЛТАНОВ, Зайни Гобайдуллович (1892-5.V.Нар.  арт.  Тат.  АССР  (1939).  Засл.  арт.   РСФСР   (1940).   Сценич.
деятельность начал в Астрахани в 1910. В 1913 вош„л  в  труппу  "Сайяр".
Играл роли Нила ("Мещане"), Кречинского.  В  1919  по  инициативе  С.  в
Астрахани была открыта тат. драм. студия,  в  к-рой  он  в„л  педагогич.
деятельность. В 1920 С. организует татарскую драм. студию в г. Самаре. С
1922 - артист и  режисс„р  Т-ра  им.  Красного  Октября  (ныне  Т-р  им.
Камала).
   Роли: Хаджи Юнус ("Хаджи  эфенди  женится"  Ш.  Камала),  Городничий;
Мисбах ("Без ветрил" Тинчурина, 1927), Берсенев ("Разлом", 1928),  Захар
Бардин ("Враги", 1936).
   Перев„л на тат. яз. произв.  Гоголя,  Островского,  Су-хово-Кобылина,
Горького, Шекспира, Лопе де Ве-га, Шиллера, Бомарше и др.
   Лит.: Рахманкулов Ш., 3. Солтанов, Казан, 1957. X. К.
   СУЛТАНОВ, Иззат Атаханович (р. 29.XI.1910)- узб. сов. литературовед и
драматург.  Чл.  Коммунистич.  партии  с   1944.   Окончил   Ташкентский
педагогич. ин-т им. Низами  (1937).  К  драматургии  обратился  в  1940;
написал пьесу о деятельности М. В. Фрунзе в Туркестане, о дружбе узб.  и
рус. народов "Пол„т орла"  (1942,  Ттр  им.  Хамзы).  В  1941  (совм.  с
Уйгуном) написал историч. драму "Алишер Навои" (1945, там же,  1948),  в
1960 - пьесу о совр. узб. интеллигенции "Люди с верой" (там же). С.автор
историч. драмы "Неизвестный" (1963,  там  же),  либретто  оперы  "Сердце
поэта" (1962, Т-р оперы и балета им. Навои, композитор М. Ашрафи).
   Для драматургии С. характерно обращение к важным  этапам  жизни  узб.
народа, героич. тональность,  определ„нность  положительных  характеров,
сочетание традиций нац. литературы с опытом рус. драматургии.
   Соч.: Алишер Навои, в сб.: Узбекская советская драматургия, М., 1951;
Свет России, "Звезда Востока", 1959, .Ns 9; Пьесалар..., Тошкент,  1959.
Я. Ф.
   СУЛТАНОВА, Ташхон (р. 7.1.1909) - узб. сов. актриса. Нар.  арт.  Узб.
ССР (1955). После окончания студии при Узб. доме  просвещения  в  Москве
(1927) стала актрисой  Т-ра  им.  Хамзы.  Сочная,  бытовая  актриса,  С.
использует в своих сценич. образах яркие краски нар. юмора.  Е„  сценич.
образы отмечены нац. своеобразием.
   Роли: Смеральдина ("Слуга двух господ" Гольдони,  1928),  Рахима-хола
("Бай и батрак" Хамзы, 1948); Анна Андреевна ("Ревизор",  1935),  Фатима
("Рассказ о Турции" Хикмета, 1953), Рузван ("Сердечные тайны" Рахманова,
1953), Рахиля ("Больные зубы" Каххара, 1954), Хасият ("Хурриат"  Уйгуна,
1958), Хамробиби  ("Ш„лковое  сюзане"  Каххара,  1958),  Гав-харшодбегим
("Улугбек" Шейхзаде, 1961) и др. Лит.: Театр им. Хамзы,  Ташкент,  1957,
с. 138.
   СУЛТАНОВА, Тоджинисо (р. 1918) - тадж. сов. актриса. Нар. арт.  Тадж.
ССР (1943). Участвовала в спектаклях художеств. самодеятельности. С 1933
- актриса Ленинабадского муз.-драм. т-ра. Лирич., эмоциональная актриса,
С.  обладает  вокальными  данными,  пластичностью.  Е„  сценич.  героини
сочетают стойкость характера с женственной мягкостью, обаянием.
   Роли: Гульсара (о. п. Яшена и Мухаммедова, 1938),  Са-навбар  (о.  п.
Джалила, 1939), Ширин ("Фархад и Ширин" Яшена, 1945), Катерина ("Гроза",
1947), Мехменэ Бану ("Легенда о любви" Хикмета, 1954), Оккиз ("Равшан  и
Зулху-мор" Яшена, 1959) и др. Н. Н.
   СУЛЬЕ (Soulie), Мелькиор Фредерик (24.XII. 1800-23.IX.1847) -  франц.
писатель,  драматург.  Участник  революции  1830,   один   из   наиболее
плодовитых и популярных авторов романтич. социальных мелодрам на совр. и
историч. сюжеты. Написал (в нек-рых случаях с соавторами) ок. 20 пьес, в
к-рых получили  выражение  его  республиканские,  демокра-тич.  взгляды.
Положит. герой произв. С.-обличитель пороков совр. ему общества, нередко
- защитник достоинства плебея: поэт в "Семействе Люзиньи" (1831, "Комеди
Франсез"),   ремесленник,   не   знающий   о   сво„м   аристократическом

Страницы: «« « 2158   2159   2160   2161   2162   2163   2164   2165   2166  2167   2168   2169   2170   2171   2172   2173   2174   2175   2176  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия