Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2157   2158   2159   2160   2161   2162   2163   2164   2165  2166   2167   2168   2169   2170   2171   2172   2173   2174   2175  » »»

организатор. В 1906-33 был дириж„ром Большого т-ра.  В  этот  крупнейший
оперный т-р С.  приш„л  зрелым  художником,  воспитанным  на  реалистич.
традициях рус. исполнительской культуры. В первых  же  пост.  С.  (оперы
"Аида" и "Садко",  1907)  ярко  выявились  особенности  его  творчества:
бережное отношение к  авторскому  замыслу,  строгая  требовательность  к
отделке  деталей,  гармоничный  охват  целого,  мастерское   руководство
исполнительским коллективом, горячий,  волевой  темперамент,  прекрасное
знание законов  муз.  драматургии.  Последующие  работы  С.  ("Руслан  и
Людмила", 1907; "Сказание о невидимом  граде  Китеже  и  деве  Февронии"
Римского-Корсакова,  1908,  и  др.)  утвердили  за  ним  имя  одного  из
крупнейших рус. оперных дириж„ров. С.  осуществлял  почти  все  наиболее
значит, пост. опер рус. и зап.-европ. композиторов, шедшие в те годы  на
сцене Большого т-ра:
   "Каменный  гость"  Даргомыжского  (1906),  "Пиковая   дама"   (1907),
"Лоэнгрин"  (1908),  "Майская  ночь",  "Золотой  петушок"  (обе   1909),
"Снегурочка" (1911), "Кармен" (1922) и др. Его талант высоко  ценили  П.
И. Чайковский и Н. А. Римский-Корсаков. После Великой Окт.  социалистич.
революции С. отдал весь свой  талант  и  опыт  строительству  сов.  муз.
культуры. В 1924-25 наряду с работой в Большом т-ре  С.  руководил  муз.
частью Оперной студии  им.  Станиславского.  В  1927-33  был  также  гл.
дириж„ром Оперного т-ра им. Станиславского, где осуществил в 1928  пост.
оперы "Майская ночь". Выступал с симф.  концертами.  С.  сыграл  большую
роль в развитии сов. муз. культуры. С.- автор оперы "Лесной царь" (1900,
Харьков и Киев; 1903, Прага) и др. соч.
   Лит.: Ремезов И., В. И. Сук. Материалы к  биографии,  М.,  1933;  его
ж.е, В. И. Сук, М.-Л., 1951;
   Похитонов Д. И., Из прошлого русской оперы, [Л.], 1949. А. М.-П\
   СУКИАСЯН, Арташес (1841-95) - арм. акт„р.  Один  из  основоположников
арм. проф. т-ра нового времени. Сценич.  деятельность  начал  в  1862  в
Тифлисе. Один из лучших исполнителей ролей в  пьесах  Сунду-кяна:  Оскан
Петрович ("Ночное чихание - к добру"), Исаи  ("Хатабала"),  Брили  антов
("Ещ„ одна жертва"), Ирасцов ("Оскан Петрович на том свете"). Б. Л.
   СКНА - система подвесных драпировок, составляющих т. н. одежду сцены.
С. состоит из однотонных, преим. нейтрального  цвета,  матерчатых  полос
(холстов), служащих завесами. С. навешиваются  сверху  вниз  по  системе
кулис по бокам сцены, располагаясь на отдельных е„ планах. При  глубокой
сцене последняя пара С. делается часто  в  ширину  всей  сцены  и  может
служить полным задником или кулисами. С., расположенные по кулисам, наз.
боковыми С., верхние, горизонтальные - падугами.
   С. как принцип оформления спектакля появились в т-ре в нач. 20 в. при
пост.  мистич.,  отвлеч„нно-сим-волич.  пьес.   Особое   распространение
получили в т. н. условном т-ре, отрицавшем писанные кулисные  декорации,
реалистич.  павильоны.  Цель  оформления  "в   С."-создание   на   сцене
вневременного отвлеч„нного пространства.
   В  совр.  т-ре  С.  употребляются  часто  в   спектаклях,   требующих
лаконичных декораций, как фон,  перед  к-рым  компонуются  разл.  детали
оформления. См. также Декорация.
   СУЛЕЙМАН РУСТАМ (наст. фам. и имя- Р у с т а м-з а д е  Сулейман  Али
Абас оглы) (р. 12.III.1906) - азерб. сов.  поэт,  драматург.  Нар.  поэт
Азерб. ССР (1961). Учился  на  лит.  ф-те  Моск.  ун-та.  Поэзия  С.  Р.
отличается политич. остротой, высоким оптимизмом. С.  Р..-  автор  пьес:
"Сог Чимназ-ханум" (1922, Сатир-агиттеатр) - о раскрепощении  женщины  в
Азербайджане; "Пожар" (1930, Тюркский рабочий т-р) - сатирич. комедия на
антирелигиозную тему; "Кровь за кровь" (1931, там же) - об  установлении
Сов. власти в Азербайджане; "Гачах Наби" (1940, Т-р  им.  Азизбекова)  -
историч. драма о  крестьянском  движении.  Написал  текст  муз.  комедии
"Дурна" (1948, Азерб. т-р муз. комедии) из жизни колхозников республики.
С. Р. - лауреат Гос. пр. СССР (1949).
   С о ч.: Избр. соч., т. 1-3, Баку, 1954-56 (на азерб. яз.);
   Избранное, М., 1948, то же, М., 1956, тоже. Баку, 1959.
   К. Кае. СУЛЕЙМАНОВ, Гата Зулкафилович (р. 15.VI. 191?) -  башк.  сов.
артист оперы (высокий бас) и драмы. Нар. арт.  Башк.  АССР  (1963).  Чл.
Коммунистич. партии  с  1944.  В  1943  окончил  Башк.  отделение  Моск.
консерватории по классу вокала  проф.  М.  В.  Владимировой.  В  1929  -
музыкант Башк. передвижного т-ра, в 1933 - акт„р Баймакского колх.-совх.
т-ра, в 1941-48 - солист Башк. т-ра оперы и  балета,  с  1948  -  артист
Башк. т-ра драмы (Уфа). С 1946 вед„т педагогич. работу в Уфимском  уч-ще
иск-в. Написал (совм. с К. Рахимовым) учебник "Уроки пения и музыки".
   Партии:  Хаубан-батыр  ("Акбузат"  Спадавеккиа  и  Заи-мова),  Курмый
("Карлугас" Чемберджи),  Алакай,  Хидият  ("Айхылу"  Пейко  и  Валеева),
старый Бураш ("Алтынчеч" Жиганова), Ямадори ("Чио-Чио-сан") и др.
   Роли: Юлай, Гайса ("Хакмар", "Зимогуры" Мифтахова), Кара гол  (о.  п.
Юлтыя),  Шатмурат,  Султан,  Кулый  Баита-шев   ("Карлугас",   "Салават"
Бикбая), Ажмагул ("Похищение девушки" Карима) и др. А. Ив.
   СУЛЕЙМАНОВА, Гузель Галеевна (р.  25.II.1927)-  башк.  сов.  артистка
балета. Нар. арт. РСФСР  (1955).  Чл.  Коммунистич.  партии  с  1959.  В
1936-47 (с перерывами) училась в Ленингр. хореографич. уч-ще. С  1947  -
солистка Башк\ т-ра оперы  и  балета.  Партии:  Зайтунгуль  ("Журавлиная
песнь" Степанова), Одетта-Одиллия; Зафира ("Горная быль" Ключар„ва), Тао
Хоа, Лауренсия, Раймонда; Гюльназира (о. п. Сабитова) и др.
   Танец С. отличается красотой линий, л„гкостью,  технич,  мастерством.
С. гастролировала в Судане(1957),  Шотландии  (1958),  Франции,  Тунисе,
Марокко (1959) и др. Ст. М.
   СУЛЕЙМАНОВА, Гульсум Нурмухамметовна (р. 1907) - тат. сов.  эстрадная
певица. Нар. арт. Тат. АССР  (1957).  В  1927  окончила  Казанский  муз.
техникум. Исполняла песни в спектаклях  Тат.  т-ра  драмы,  выступала  в
концертах. С 1927- солистка Тат. радиокомитета. Гастролировала в Москве,
Ташкенте, Уфе и др. городах. В репертуаре С.- тат. и башк.  нар.  песни,
песни и романсы тат. композиторов.
   Лит.: ЗайнашеваГ.,Г. Селэйманова, Казан, 1957.
   А. Ив.
   СУЛЕРЖЙЦКИЙ,  Леопольд  Антонович  (1872-  1916)  -  рус.  литератор,
художник, режисс„р, театр. деятель. Родился в семье  перепл„тчика.  Рано
обнаружил способности в живописи; помогал  В.  М.  Васнецову  в  росписи
фресок Киевского собора  (1885-88).  В  1889-94  учился  в  моск.  Уч-ще
живописи, ваяния и зодчества.  К  этому  времени  относится  начало  его
близости с Л. Н. Толстым, нравств. учению к-рого С. следовал всю  жизнь.
В 1894 С. был исключ„н из Училища за антиправительственную речь.  Служил
матросом и рулевым на судах дальнего плавания. В 1896 за отказ  принести
присягу царю при призыве на военную службу  был  арестован  и  сослан  в

Страницы: «« « 2157   2158   2159   2160   2161   2162   2163   2164   2165  2166   2167   2168   2169   2170   2171   2172   2173   2174   2175  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия