Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2153   2154   2155   2156   2157   2158   2159   2160   2161  2162   2163   2164   2165   2166   2167   2168   2169   2170   2171  » »»

   Лит.: Раиса Степановна Стручкова. Опера.  Балет,  М,  1953  (буклет);
Большой театр СССР, М., 1958, с.  470-73'  А.  Дин,  СТУДИИ  МОСКОВСКОГО
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА - театр. студии, возникшие при  Моск.  Художеств.
т-ре, организационно и творчески с ним связанные.  Возникновение  студий
было вызвано необходимостью проведения экспериментальной работы, а также
подготовки акт„ров, воспитанных  в  принципах  иск-ва  МХТ.  Студии  МХТ
осуществляли идею К. С. Станиславского о  создании  творч.  лабораторий,
сочетающих учебно-педагогич. работу с поисками новых  форм  спектакля  и
новых  методов  воспитания  акт„ра.  В   1912   К.   С.   Станиславскими
Л.А.Сулер-жицким создана Первая студия MX Т (открытие  студии-1913)  для
воспитания молод„жи МХТ по системе  Станиславского  (см.  Станиславского
система). В 1924 эта студия реорганизована в  Московский  Художественный
театр Второй (МХАТ 2-й). Вторая студия МХТ создана в  1916  реж.  В.  Л.
Мчеделовым. В 1924 акт„ры, воспитанные  этой  студией,  вошли  в  состав
труппы МХАТ (О. Н. Андровская, К.  Н.  Еланская,  А.  П.  Зуева,  А.  К.
Тарасова, М. Н. Кедров, М. И. Пруд-кин, В. Я. Станицын, Н. П. Хмел„в, М.
М. Яншин и др.). В 1920 наименование Третьей студии МХАТ получила Студия
Вахтангова (см. Вахтангова студия), на основе к-рой создан Т-р им.  Евг.
Вахтангова  (см.  Вахтангова  имени  театр}.   Четв„ртая   студия   МХАТ
образовалась в 1921 из группы акт„ров Художеств. т-ра, руководимой Г. С.
Бурджаловым, В. В. Лужским и Е. М. Раевской.  В  1924  эта  студия  была
реорганизована в  т-р  "Четв„ртая  студия",  переименованный  в  1927  в
Реалистический театр. В 1919 возникла Муз. студия МХТ  под  рук.  В.  И.
Немировича-Данченко, задачей к-рой было  внедрение  реалистич.  начал  в
оперное иск-во  и  освобождение  его  от  штампов  и  рутины.  Вместе  с
Не-мировичем-Данченко режисс„рскую работу здесь вели В. В.  Лужский,  Л.
В. Баратов; дирижировали П.  Р.  Бакалейников,  О.  М.  Брон,  выступали
акт„ры МХАТ и его 2-й студии (Н. А.  Подгорный,  А.  А.  Гейрот,  Н.  П.
Хмел„в, О. Н. Андровская и др.). В 1926  студия  была  реорганизована  в
Музыкальный  театр  имени  В  л.  И.  Немировича-Данченко.  Лабораторный
характер носила деятельность Театра-студии  на  Поварской  созданного  в
1915 В. Э. Мейерхольдом.
   СТУДИЯ, т е а т р-с т у д и я (итал. Studio, от лат. studeo - усердно
работаю),-  творч.  коллектив,  сочетающий  в  своей   работе   учебные,
экспериментальные  и   производств,   задачи.   Обычно   С.-   коллектив
единомышленников,  связанных  определ„нным   мировоззрением   и   общими
эстетич. задачами. В дореволюц. время С. возникали гл. обр. при  крупных
т-pax и либо развивали их  творч.  принципы,  либо  занимались  поисками
новых  путей  и  средств  сценич.  выразительности.   Особенно   большое
распространение "студийность" получила в первые годы развития сов. т-ра"
В этот период были созданы Театр-студия им. Ермоловой, студии  под  рук.
Ю. А. Завадского, Р. Н. Симонова, Н. П. Хмел„ва, А. Д. Дикого в  Москве,
С. Э.  Рад-лова  в  Ленинграде  и  др.,  ряд  нац.  студий  в  Москве  и
республиках СССР. С. часто подготавливали рождение т-ров.  Так  возникли
т-ры на основе  студий  МХАТ  (см.  Студии  Московского  Художественного
театра), студий Завадского, Хмел„ва и др.  (МХАТ  2-й,  Т-р  Вахтангова,
Реалистический т-р, Муз. т-р им. Немировича-Данченко  и  др.).  В  наст.
время в Москве работает Театр-студия Современника.
   "СТУДИЯ" - РУО- еженедельный журнал. Выходил в Москве с 1  окт.  1911
по 4 авг. 1912 (всего 43 номера). Ред К. А. Ковальский и А. Ф. Линк; с ј
35 по 37 (1912) - Ковальский и В. К. Середняков, с .Ne 42 по 43 (1912) -
Ковальский. В "С." публиковались статьи по теории и истории разл.  видов
иск-ва,  монография,  статьи-очерки  о  деятелях  театр.  и  др.  иск-в,
обзоры-рецензии новых постановок т-ров  Москвы,  Петербурга,  зарубежных
стран;  хроника  жизни  т-ров  и  др.;  библиография,  автографы,   муз.
рукописи.
   Преемником "С. был  аналогичный  журнал  "Новая  студия",  выходил  в
Петербурге с 7 сент.  по  24  дек.  1912  (всего  -  14  номеров),  имел
приложение "Альбом Новой студии".
   СТУДИЯ ДИКОГО - см. Дикого студия. СТАДИЯ ЗАВАДСКОГО - см. Завадского
студия. СТУДИЯ ИМ. ЕВГ.  ВАХТАНГОВА  -  см.  Вахтангова  студия.  СТУДИЯ
МАЛОГО ТЕАТРА - см. Новый театр.
   СТУДИЯ НА БОРОДИНСКОЙ-опытно-экспериментальная школа, созданная В. Э.
Мейерхольдом  в  4913  в  Петербурге  (с  1914  на   Бородинской   ул.).
Существовала до 1917. Осн. дисциплиной в студии было  сценич.  движение,
классом к-рого руководил Мейерхольд. Движение и  пантомима  утверждались
здесь как основа театр. иск-ва. Студийцы изучали  комедию  дель  а  рте,
вопросы вещественного  оформления  сцены.  Преподавателями  студии  были
(помимо Мейерхольда) В. Н. Соловь„в, М. Ф. Гнесин, Е. М. Мунт.  В  февр.
1915 студия  показала  итоги  своей  учебной  работы.  Программа  показа
состояла из интермедий, пантомим,. этюдов, клоунад и т. п.; был разыгран
также "немой" сценарий двух сцен из "Гамлета" ("мышеловка" и  "Офелия").
В студии были заложены мн. принципы,  определившие  впоследствии  творч.
систему Мейерхольда (биомеханика, "игра с вещами", мастерство мизансцены
и др.). Среди участников студии - А. Л. Грипич, К. К.  Тверской,  С.  Э.
Радлов, А. М. Смирнов и др.
   Лит.: Волков Н., Мейерхольд, т. 2, М.-Л., 1929:
   Мгебров А. А., Жизнь в театре, т. 1-2, М.-Л., 1929-32.
   СТУДИЯ НА ПОВАРСКбЙ - см. Театр-студия на Поварской.
   СТУДИЯ СИМОНОВА - см. Театр-студия под руководством Р. Н. Симонова.
   СТУДИЯ ХМЕЛ‚ВА - см. Театр-студия под руководством Н. П. Хмел„ва.
   СТУКОЛКИН, Лев Петрович  [19.11(3.111).  1837-  20.V(1.VI).1895]-рус.
артист балета и педагог.. В  1837  окончил  балетное  отделение  Петерб.
театр. уч-ща и был зачислен в балетную труппу Мариинско-го т-ра. Работал
до 1884. Исполнял небольшие партии (Дровосек - "Сон в  летнюю  ночь"  на
муз.  Мендельсона).  В  больших  партиях  выступал  только  как  дубл„р.
Гастролировал по России,  организовывал  собственные  "товарищества",  в
к-рых ставил балетные дивертисменты. С. был известен  как  преподаватель
бальных танцев, автор руководства по этому виду танцев.
   Соч.: Преподаватель и распорядитель бальных танцев 4 изд., СПБ, 1902.
   Лит.: "ЕИТ". Сезон 1894-1895, СПБ 1896, с. 415-16;
   "Театрал", 1895, .ј 20, т. 4, кн. 4, с. 51; Б о р и с о г л е б-с к и
и М. (сост.). Материалы по истории русского балета,, т. 1, Л., 1938. Г Ш
СТУКОЛКИН, Тимофей Алексеевич (24.IV(6.V). 1829-18(30). IX. 1894] - рус.
артист балета  и  педагог.  Начал  выступать  в  7-8-летнем  возрасте  в
пантомимах ярмарочных  балаганов,  где  проявил  мимич.  способности.  В
1836-49 учился уШ. Лашука, Ф. Малаверня и Э.  Гредлю  в  Петерб.  театр.
уч-ще, балетное отделение к-рого окончил в 1848. Будучи учеником, в 1845
дебютировал на сцене  Мариинского  т-ра  в  партии  Со-тинэ  ("Мельники"
Тивольского). В 1848 зачислен в балетную труппу  Мариинского  т-ра.  Был

Страницы: «« « 2153   2154   2155   2156   2157   2158   2159   2160   2161  2162   2163   2164   2165   2166   2167   2168   2169   2170   2171  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия