Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2146   2147   2148   2149   2150   2151   2152   2153   2154  2155   2156   2157   2158   2159   2160   2161   2162   2163   2164  » »»

Ленингр. Малом оперном т-ре в 1962 пост. "Орфей" и возобновлены в  пост.
Фокина  "Жар-Птица"  и  "Петрушка".  В  Большом  т-ре   в   1964   пост.
"Жар-Птица", "Петрушка" и "История солдата", в 1965 - "Весна священная",
"Петрушка" пост. также в т-ре "Эстония" (Таллин). В 1962 в Т-ре оперы  и
балета им. Cne ндиа рова пост. "Царь Эдип". Труппа "Нью-Йорк сити балле"
(рук. Баланчин) показала в Москве и Ленинграде  (1962)  балеты  "Аполлон
Мусагет", "Агон". Музыка балетов С. исполняется в концертах. С  1910  С.
жил преим. в Париже, с 1939-в США. В 1962 С. посетил Москву и Ленинград,
дал ряд концертов как дириж„р.
   Соч.: Хроника моей жизни, Л., 1963; Musikalische Poetik, Mainz, 1958;
Expositions and developments, N. Y., 1962 (COBM. c R. Craft).
   Лит.:  Глебов  И.  (Б.  Асафьев),  Книга  о  Стравинском,  Л.,  1929;
ЯрустовскийБ. M., Игорь Стравинский, M., 1963;  Альшванг  А.,  Избранные
сочинения, т. l, M., 1964;  Erhardt  L.,  Balety  Igora  Stra-vinskiego,
Krakow, 1962; V l a d R., Stravinsky, L., 1960.
   СТРАВИНСКИЙ, Ф„дор Игнатьевич [8(20) .VI. 1843, Речицкий уезд Минской
губ., - 21.XI(4.XII). 1902, Петербург] - рус. артист оперы (бас). Будучи
студентом, выступал с успехом как певец в публичных  концертах.  В  1869
поступил в Петерб. консерваторию, к-рую окончил в 1873 по  классу  пения
К. Эверарди. В 1873-76 пел на сцене  оперного  т-ра  в  Киеве,  в  1876-
1902Марйинского т-ра.  Исполнительская  деятельность  С.,  продолжившего
традиции О. А.  Петрова,  -  значит.  этап  в  истории  рус.  реалистич.
оперного   иск-ва.   Многогранный   певец-акт„р,   обладавший    иск-вом
перевоплощения, он с равным  мастерством  исполнял  драматич.  и  комич.
партии. На вс„м протяжении своего  творч.  пути  С.  боролся  с  оперной
рутиной и фальшью. Он  тщательно  анализировал  муз.-драматич.  материал
своих партий, уделял много внимания  жесту,  мимике,  походке,  костюму;
будучи талантливым рисовальщиком, сам создавал  грим  для  своих  ролей.
Сценич. образы С. отличались  высокой  жизненной  правдой,  пси-хологич.
глубиной,   законченностью   муз   .-сценич.    воплощения,    акт„рским
мастерством. Голос С.  большого  диапазона  (св.  2  октав)  не  обладал
природной красотой тембра; мягкую  певучесть,  выравненность  регистров,
разнообразие вок.-декламац. красок певец приобр„л благодаря  вдумчивому,
упорному труду. Яркие, типич., разнохарактерные сценич. образы создал С.
в сперах рус. композиторов:  Олоферн,  Ер„мка  ("Юдифь",  "Вражья  сила"
Серова),  Мельник  ("Русалка"),  Варла-ам,  Рангони  ("Борис  Годунов"),
Голова,    Панас    ("Майская    ночь",    "Ночь    перед    рождеством"
Римского-Корса-кова), Орлик ("Мазепа"), Андрей Дубровский  ("Дубровский"
Направника). В партии Фарлафа ("Руслан и Людмила") С., по словам  В.  В.
Стасова, был достойным наследником Осипа Петрова и исполнял эту роль  "с
великим талантом".  Был  первым  исполнителем  партий  в  операх  П.  И.
Чайковского: Светлейший  ("Кузнец  Вакула",  1876),  Дюнуа  ("Орлеанская
дева", 1881), Мамыров ("Чародейка", 1887). Ряд замечат. образов создал в
операх зап.-европ.  композиторов:  Дон  Ба-зилио,  Бартоло  ("Севильский
цирюльник"),  Мефистофель  ("Фауст"  Гуно  и  о.  п.   Бойто),   Марсель
("Гугеноты") и др. С  большим  мастерством  исполнял  С.  и  характерные
эпизодич. роли (гу дошник Скула - "Князь Игорь", скоморох Дуда - "Садко"
и др.). Был также выдающимся концертным певцом.
   Лит.: С т а р  к  [Зигфрид]  Э.  А.,  Федор  Игнатьевич  Стравинский.
1843-1902, "ЕИТ". Сезон 1903-1904, СПБ. [1905], Приложение  к  вып.  14;
его же. Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910, Л.-M., 1940; Б о  г
д а-н о в-Б ерезовский В., Федор Стравинский, M.-Л., 1951.
   СТРАДЕЛЛА (Stradella), Алессандро [1642-28 (или 25).II.1682] -  итал.
композитор, певец и скрипач. Учился пению в Венеции. Из опер С. при  его
жизни была пост. "Сила отцовской любви" (1678, т-р  "Фальконе",  Генуя),
посмертно  "Глупый  опекун  Тре-споло"  (1686,  Модена).  С.  написал  8
прологов (в т. ч. к операм М. А. Чести "Дори"  и  "Тит",  Ф.  Каваллп  -
"Язон"), 6 интермедий, сценич. кантату "Катание на лодке" (1681, Генуя),
6 ораторий (в т. ч. "простонародная" оратория - на итал., а не  на  лат.
яз.- "Св. Иоанн Креститель", 1676) и мн. кантат. Творчество  С.-  важное
звено в развитии мелодич. и гармонич. стиля,  муз.  форм  итал.  вок.  и
сценич. музыки. Жизни композитора поев.  опера  Ф.  Флотова  "Алессандро
Страделла" (1844).
   Лит.: Р о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии,  Германии,  Англии,
пер. с франц., М., 1931, гл. 5; Н e s s H.,  Die  Opern  A.  Stradellas,
Lpz., 1906. ? Щ
   СТРАДОМСКАЯ, Елена  Ивановна  (3.V1.1900-2.XII.  1959)  -  рус.  сов.
актриса, режисс„р, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР  (1947).  Училась  в
Драматич. мастерской в Симферополе (1920-21) и в  Москве  в  Студии  им.
Шаляпина   (1924-26).    В    1926-27    была    актрисой,    а    затем
режисс„ром-педагогом в Студии Малого т-ра (рук. Ф. Н. Каверин).  В  30-е
гг. С.-режисс„р ТРАМа Пролетарского р-на, ТРАМа Ленсовета, а затем Моск.
т-ра Ленсовета. Здесь осуществлены первые самостоят. режисс„рские работы
С.: "Дворянское гнездо" по Тургеневу, "Мария Стюарт" (оба в 1940) и  др.
В  1937-48  С.-  режисс„р  Моск.  т-ра  Драмы  (ныне   Моск.   т-р   им.
Маяковского), где пост. спектакли: "Лисички" Л.  Хел-ман  (1945),  "Хлеб
наш насущный" Вирты (1948), "Русские люди"  (1942),  "Фронт"  (1943)-оба
совм. с Н. М.  Горчаковым,  "Молодая  гвардия"  (1947,  совм.  с  Н.  П.
Охлопковым). В 1948 С. перешла в моск. Малый театр. За пост. (совм. с А.
Д. Диким) пьесы "Московский характер" Софронова (1948) получила Гос. пр.
СССР (1949). В 1950 перешла в  т-р  им.  Моссовета,  где  в  1951  пост.
спектакль  "Шторм"  (совм.  с  Ю.  А.  Завадским).  С.  была  гл.   обр.
режисс„ром-педагогом,  большое  внимание  уделяла  работе  с   акт„рами,
созданию ансамблевых спектаклей. С. Д
   СТРАНЙЦКИИ (Stranitzky), Йозеф (10.IX.1676- 19.V.1727) - австр. акт„р
и драматург. Основоположник австр.  проф.  т-ра.  В  юности  выступал  в
странствующих труппах, играл роль Гансвурста. Этот образ, созданный  С.,
близок Арлекьсну итал. комедии дель а рте, но акт„р придал ему  реальные
жизненные  черты,  создал  реалистич.  образ   австр.   крестьянина   из
Зальцбурга. В вес„лых импровизац.  шутках  Гансвурста  в  исполнении  С.
высмеивались знать, духовенство, богачи. Иск-во  С.  отличалось  высоким
мастерством перевоплощения, часто в  одном  представлении  он  изображал
людей разл. социальных групп, давая им острую, выразит,  характеристику.
Будучи  образованным  человеком,  С.  выступал  также   как   драматург,
руководитель акт„рских трупп.  Используя  лит.  наследство  итальянского
т-ра, славянский и австр. фольклрр, С. писал тексты  коротких  сценок  и
"главных и  государственных  действ"',  уменьшал  риторич.  пафос  этого
жанра, гл. внимание уделял нар. теме. Труппа С. с 1706 работала в  Вене,
выступала на площадях. В 1712 С. организовал первый австр.  стационарный
т-р, игравший на нем.  яз.,  и  получил  право  на  показ  спектаклей  в

Страницы: «« « 2146   2147   2148   2149   2150   2151   2152   2153   2154  2155   2156   2157   2158   2159   2160   2161   2162   2163   2164  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия