|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2146 2147 2148 2149 2150 2151 2152 2153 2154 2155 2156 2157 2158 2159 2160 2161 2162 2163 2164 » »» Ленингр. Малом оперном т-ре в 1962 пост. "Орфей" и возобновлены в пост.
Фокина "Жар-Птица" и "Петрушка". В Большом т-ре в 1964 пост.
"Жар-Птица", "Петрушка" и "История солдата", в 1965 - "Весна священная",
"Петрушка" пост. также в т-ре "Эстония" (Таллин). В 1962 в Т-ре оперы и
балета им. Cne ндиа рова пост. "Царь Эдип". Труппа "Нью-Йорк сити балле"
(рук. Баланчин) показала в Москве и Ленинграде (1962) балеты "Аполлон
Мусагет", "Агон". Музыка балетов С. исполняется в концертах. С 1910 С.
жил преим. в Париже, с 1939-в США. В 1962 С. посетил Москву и Ленинград,
дал ряд концертов как дириж„р.
Соч.: Хроника моей жизни, Л., 1963; Musikalische Poetik, Mainz, 1958;
Expositions and developments, N. Y., 1962 (COBM. c R. Craft).
Лит.: Глебов И. (Б. Асафьев), Книга о Стравинском, Л., 1929;
ЯрустовскийБ. M., Игорь Стравинский, M., 1963; Альшванг А., Избранные
сочинения, т. l, M., 1964; Erhardt L., Balety Igora Stra-vinskiego,
Krakow, 1962; V l a d R., Stravinsky, L., 1960.
СТРАВИНСКИЙ, Ф„дор Игнатьевич [8(20) .VI. 1843, Речицкий уезд Минской
губ., - 21.XI(4.XII). 1902, Петербург] - рус. артист оперы (бас). Будучи
студентом, выступал с успехом как певец в публичных концертах. В 1869
поступил в Петерб. консерваторию, к-рую окончил в 1873 по классу пения
К. Эверарди. В 1873-76 пел на сцене оперного т-ра в Киеве, в 1876-
1902Марйинского т-ра. Исполнительская деятельность С., продолжившего
традиции О. А. Петрова, - значит. этап в истории рус. реалистич.
оперного иск-ва. Многогранный певец-акт„р, обладавший иск-вом
перевоплощения, он с равным мастерством исполнял драматич. и комич.
партии. На вс„м протяжении своего творч. пути С. боролся с оперной
рутиной и фальшью. Он тщательно анализировал муз.-драматич. материал
своих партий, уделял много внимания жесту, мимике, походке, костюму;
будучи талантливым рисовальщиком, сам создавал грим для своих ролей.
Сценич. образы С. отличались высокой жизненной правдой, пси-хологич.
глубиной, законченностью муз .-сценич. воплощения, акт„рским
мастерством. Голос С. большого диапазона (св. 2 октав) не обладал
природной красотой тембра; мягкую певучесть, выравненность регистров,
разнообразие вок.-декламац. красок певец приобр„л благодаря вдумчивому,
упорному труду. Яркие, типич., разнохарактерные сценич. образы создал С.
в сперах рус. композиторов: Олоферн, Ер„мка ("Юдифь", "Вражья сила"
Серова), Мельник ("Русалка"), Варла-ам, Рангони ("Борис Годунов"),
Голова, Панас ("Майская ночь", "Ночь перед рождеством"
Римского-Корса-кова), Орлик ("Мазепа"), Андрей Дубровский ("Дубровский"
Направника). В партии Фарлафа ("Руслан и Людмила") С., по словам В. В.
Стасова, был достойным наследником Осипа Петрова и исполнял эту роль "с
великим талантом". Был первым исполнителем партий в операх П. И.
Чайковского: Светлейший ("Кузнец Вакула", 1876), Дюнуа ("Орлеанская
дева", 1881), Мамыров ("Чародейка", 1887). Ряд замечат. образов создал в
операх зап.-европ. композиторов: Дон Ба-зилио, Бартоло ("Севильский
цирюльник"), Мефистофель ("Фауст" Гуно и о. п. Бойто), Марсель
("Гугеноты") и др. С большим мастерством исполнял С. и характерные
эпизодич. роли (гу дошник Скула - "Князь Игорь", скоморох Дуда - "Садко"
и др.). Был также выдающимся концертным певцом.
Лит.: С т а р к [Зигфрид] Э. А., Федор Игнатьевич Стравинский.
1843-1902, "ЕИТ". Сезон 1903-1904, СПБ. [1905], Приложение к вып. 14;
его же. Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910, Л.-M., 1940; Б о г
д а-н о в-Б ерезовский В., Федор Стравинский, M.-Л., 1951.
СТРАДЕЛЛА (Stradella), Алессандро [1642-28 (или 25).II.1682] - итал.
композитор, певец и скрипач. Учился пению в Венеции. Из опер С. при его
жизни была пост. "Сила отцовской любви" (1678, т-р "Фальконе", Генуя),
посмертно "Глупый опекун Тре-споло" (1686, Модена). С. написал 8
прологов (в т. ч. к операм М. А. Чести "Дори" и "Тит", Ф. Каваллп -
"Язон"), 6 интермедий, сценич. кантату "Катание на лодке" (1681, Генуя),
6 ораторий (в т. ч. "простонародная" оратория - на итал., а не на лат.
яз.- "Св. Иоанн Креститель", 1676) и мн. кантат. Творчество С.- важное
звено в развитии мелодич. и гармонич. стиля, муз. форм итал. вок. и
сценич. музыки. Жизни композитора поев. опера Ф. Флотова "Алессандро
Страделла" (1844).
Лит.: Р о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии,
пер. с франц., М., 1931, гл. 5; Н e s s H., Die Opern A. Stradellas,
Lpz., 1906. ? Щ
СТРАДОМСКАЯ, Елена Ивановна (3.V1.1900-2.XII. 1959) - рус. сов.
актриса, режисс„р, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1947). Училась в
Драматич. мастерской в Симферополе (1920-21) и в Москве в Студии им.
Шаляпина (1924-26). В 1926-27 была актрисой, а затем
режисс„ром-педагогом в Студии Малого т-ра (рук. Ф. Н. Каверин). В 30-е
гг. С.-режисс„р ТРАМа Пролетарского р-на, ТРАМа Ленсовета, а затем Моск.
т-ра Ленсовета. Здесь осуществлены первые самостоят. режисс„рские работы
С.: "Дворянское гнездо" по Тургеневу, "Мария Стюарт" (оба в 1940) и др.
В 1937-48 С.- режисс„р Моск. т-ра Драмы (ныне Моск. т-р им.
Маяковского), где пост. спектакли: "Лисички" Л. Хел-ман (1945), "Хлеб
наш насущный" Вирты (1948), "Русские люди" (1942), "Фронт" (1943)-оба
совм. с Н. М. Горчаковым, "Молодая гвардия" (1947, совм. с Н. П.
Охлопковым). В 1948 С. перешла в моск. Малый театр. За пост. (совм. с А.
Д. Диким) пьесы "Московский характер" Софронова (1948) получила Гос. пр.
СССР (1949). В 1950 перешла в т-р им. Моссовета, где в 1951 пост.
спектакль "Шторм" (совм. с Ю. А. Завадским). С. была гл. обр.
режисс„ром-педагогом, большое внимание уделяла работе с акт„рами,
созданию ансамблевых спектаклей. С. Д
СТРАНЙЦКИИ (Stranitzky), Йозеф (10.IX.1676- 19.V.1727) - австр. акт„р
и драматург. Основоположник австр. проф. т-ра. В юности выступал в
странствующих труппах, играл роль Гансвурста. Этот образ, созданный С.,
близок Арлекьсну итал. комедии дель а рте, но акт„р придал ему реальные
жизненные черты, создал реалистич. образ австр. крестьянина из
Зальцбурга. В вес„лых импровизац. шутках Гансвурста в исполнении С.
высмеивались знать, духовенство, богачи. Иск-во С. отличалось высоким
мастерством перевоплощения, часто в одном представлении он изображал
людей разл. социальных групп, давая им острую, выразит, характеристику.
Будучи образованным человеком, С. выступал также как драматург,
руководитель акт„рских трупп. Используя лит. наследство итальянского
т-ра, славянский и австр. фольклрр, С. писал тексты коротких сценок и
"главных и государственных действ"', уменьшал риторич. пафос этого
жанра, гл. внимание уделял нар. теме. Труппа С. с 1706 работала в Вене,
выступала на площадях. В 1712 С. организовал первый австр. стационарный
т-р, игравший на нем. яз., и получил право на показ спектаклей в
Страницы: «« « 2146 2147 2148 2149 2150 2151 2152 2153 2154 2155 2156 2157 2158 2159 2160 2161 2162 2163 2164 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |