|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2151 2152 2153 2154 2155 2156 2157 2158 2159 2160 2161 2162 2163 2164 2165 2166 2167 2168 2169 » »» чертами необыкновенной жестокости. К тем же годам относится глубоко
ошибочное выступление С. на 1-м съезде сценич. деятелей (1897) с
призывом: "Долой школу! Да здравствует акт„рское нутро!". В 1899 С.
вновь получила приглашение в Алек-сандринский т-р на роли комич. старух,
но уже в 1900 она опять, по е„ собственному выражению, была "выгнана" из
т-ра.
С. обладала огромным темпераментом, выдающимся трагич. дарованием,
способностью к непосредственному переживанию. "Как природный талант, это
явление редкое, феноменальное...,- писал А. Н. Островский.- Ее среда -
женщины низшего и среднего классов общества; ее пафос - простые, сильные
страсти" (Полн. собр. соч., т. 12, 1952, с. 213горячим признанием в кругах демократич. зрителей, видевших в е„ иск-ве,
связанном с революц.-народническими идеями, явление, родственное
творчеству композиторов "Могучей кучки" и художников-передвижников
(портреты С. созданы И. Е. Репиным и Н. А. Яро-шенко).
Др. роли: Таня ("Грех да беда на кого не жив„т" Островского), Лиза
("Горе от ума"), Дуня ("Не в свои сани не садись" Островского), Беатриче
("Много шума из ничего") Мария Стюарт; Тизбе ("Анджело, тиран
Падуанский" Гюго) Дочь мельника ("Русалка" Пушкина), Медея (о. п.
Суворина и Буренина), Вера Шелога и Ольга ("Псковитянка" Мея) Евпраксия
("Чародейка" Шпажинского), Татьяна ("Чужое добро впрок не ид„т"
Потехина), Анна Ивановна ("Семья" Крылова), Марфа Петровна ("Испорченная
жизнь" Черныш„ва).
Соч.: Воспоминания и письма, М.- Л., 1934. Лит.: П. А. Стрепетова.
Жизнь и творчество трагической актрисы, Л.-М., 1959; Давыдов В. Н.,
Рассказ о прошлом, М.-Л., 1931; Савина М. Г., Горести и скитания, Л.,
1927; Б е н ь я ш Р. М., Пелагея Антипьевна Стрепетова, Л., 1947;
Фельдман 3., Полина Антипьевна Стрепетова, М.-Л., 1947; А л п е р с Б.
В., Актерское искусство в России, т. 1, М.-Л., 1945. СТРИЖОВА, Анна
Николаевна [р. 10(22).XII. 1898]- рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР
(1957). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1923 окончила театр. школу в
Нижнем Новгороде. В 1923-29 работала в Нижегородском т-ре драмы. С
1929актриса Саратовского т-ра им. К. Маркса. С.-характерная бытовая
актриса. Сыграла много ролей в пьесах Островского: Кукушкина ("Доходное
место"), Кабаниха ("Гроза"), Галчиха ("Без вины виноватые"), Улита
("Лес"), Домна Пантелевна ("Таланты и поклонники"), Анфу-са Тихоновна
("Волки и овцы"), Глафира Фирсовна ("Последняя жертва"). В пьесах сов.
драматургов - Мотылькова ("Слава" Гусева), Христина Архиповна ("Платон
Кречет"), Сафонова ("Русские люди"); Зо-бунова ("Егор Булычев и
другие"). В е„ иск-ве острая характерность сочетается с большой
искренностью, простотой. С.- мастер сценич. речи. Э. К.
СТРЙНДБЕРГ (Strindberg), Йухан Август (22.1. 1849,
Стокгольм,14.V.1912, там же) - шведский писатель, драматург, театр.
деятель. Род. в купеческой семье. Был преподавателем, акт„ром, занимался
журналистикой. Первая пьеса - стихотворная трагедия "Конец Эллады"
(1869). Наибольшей известностью пользуются пьесы С., написанные им в
80-е гг. 19 в. В этот период С. выступил как один из вождей натурализма,
сконцентрировав в сво„м творчестве осн. черты этого направления -
внимание к бытовым подробностям, научный подход к изображаемым явлениям.
В семейных драмах "Отец" (1887, т-р "Казино", Копенгаген), "Фрекен Юлия"
(1889, студенч. кружок, Копенгаген), "Кредиторы" (1889, "Дагмартеатр",
Копенгаген), "Кто сильнее" (1889, там же), "Товарищи"
(1886, "Люстшпильтеатер" - 1905, Вена), "Пляска смерти" (ч. 1-2,
1900, "Резиденц-театер" - 1905, К„льн) и др. С. созда„т острые
социальные характеристики, с беспощадной откровенностью анализирует
бурж. нравы. Но гл. причину драм. конфликтов он видит в человеческих
инстинктах, наследственности, болезнях, "борьбе полов".
Творчество С. сложно, противоречиво, отмечено резкой сменой
направлений - от натурализма к символизму, а затем - к экспрессионизму.
Его мировоззрение эволюционировало от демократизма, оппозиционности
совр. бурж. обществу, от естественнонаучного материализма к ницшеанству,
увлечению религиозными учениями (теософия, буддизм) и вновь к
настроениям социального протеста. Но на всех этапах творчества в произв.
С. проявлялись постоянные характерные черты. Конфликты пьес С. резко
непримиримы, даже если выражены не в столкновениях людей, а во внутр.
психологич. борьбе. Герои С.-"...неустойчивые, разорванные, смешанные из
старого и нового..." (Полн. собр. соч., т. 1, М., 1910, с. 35),
исполнены неразрешимых, приводящих порой к гибели противоречий. В
большинстве своих драм. произв. С. раскрывает психологию и судьбу
изолированной личности. Его привлекают сильные страсти, борьба.
Мироощущение С. по преимуществу трагедийно, творчество его имеет острую
антибуржуазную направленность, однако реа-листич. изображение бурж.
нравов вскоре заменяется в его драматургии восприятием бурж. мира как
кошмара. Постепенно внимание к иррациональному, подсознательному у С.
обостряется и подготавливает его переход к субъективистскому показу
мира. Пьесы "Путь в Дамаск" (трилогия: ч. 1-1898, Королевский драм. т-р
- 1900; ч. 2-1898, т-р "Каммершпиле" - 1916, Мюнхен; ч. 3-1901; там же),
"Игра мечты" (1901, Шведский т-р - 1907, Стокгольм), "Соната призраков"
(1907, там же - 1908), исполненные мистич. символов, предчувствий
катастроф, предваряют экспрессионизм. Одновременно С. обращается к
реализму в историч. драмах: "Густав Ваза" (1899, Шведский т-р,
Стокгольм), "Эрик XIV" (1900, там же), "Густав Адольф" (1900,
Берлин-1903), "Карл XII" (1901, Королевский драм. т-р - 1902,
Стокгольм). "Густав III" (1903, "Новый интимный т-р", Стокгольм),
"Кристина" (1901, "Интимный т-р" - 1908) и др.
Среди др. пьес: "Буря" (1888, "Интимный т-р", Стокгольм), "Пасха"
(1901, т-р "Шаушпильхауз", Франкфурт-на-Майне), "Виттенбергский соловей"
(1903, "Кюнстлер-театер" - 1914, Берлин), "Пеликан" (1907, "Интимный
т-р"), "Большая дорога" (1909, там же - 1910).
С. постоянно обращался к теории и практике т-ра. В предисловии к
пьесе "Фрекен Юлия" и в трактате "О современной драме и современном
театре" (1889) С. развивал принципы эстетики натурализма (трактовка
среды и характеров, построение диалога, мизансцен, оформление и т. д.).
Свои взгляды на театр. иск-во С. попытался реализовать в т-ре
"Экспериментальная сцена" (1889). Позднее С. создал "Интимный театр"
(1907-10), где ставились его пьесы, написал ряд обращений к труппе.
Творчество С. оказало значит, влияние на драматургию 20 в.; оно
сказалось в произв. Ю. О ' Нила, Т. Уильямса, А. Миллера, отчасти Л.
Хелман (США); нем. экспрессионистов; Дж. Осборна, Г. Пинтера (Англия);
Ж. Кокто, Ж. Ануя, Ж. П. Сартра (Франция).
Страницы: «« « 2151 2152 2153 2154 2155 2156 2157 2158 2159 2160 2161 2162 2163 2164 2165 2166 2167 2168 2169 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |