Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2151   2152   2153   2154   2155   2156   2157   2158   2159  2160   2161   2162   2163   2164   2165   2166   2167   2168   2169  » »»

чертами необыкновенной жестокости. К  тем  же  годам  относится  глубоко
ошибочное выступление  С.  на  1-м  съезде  сценич.  деятелей  (1897)  с
призывом: "Долой школу! Да здравствует  акт„рское  нутро!".  В  1899  С.
вновь получила приглашение в Алек-сандринский т-р на роли комич. старух,
но уже в 1900 она опять, по е„ собственному выражению, была "выгнана" из
т-ра.
   С. обладала огромным темпераментом,  выдающимся  трагич.  дарованием,
способностью к непосредственному переживанию. "Как природный талант, это
явление редкое, феноменальное...,- писал А. Н. Островский.- Ее  среда  -
женщины низшего и среднего классов общества; ее пафос - простые, сильные
страсти" (Полн. собр. соч., т. 12, 1952, с.  213горячим признанием в кругах демократич. зрителей, видевших в е„  иск-ве,
связанном  с  революц.-народническими   идеями,   явление,   родственное
творчеству  композиторов  "Могучей  кучки"  и   художников-передвижников
(портреты С. созданы И. Е. Репиным и Н. А. Яро-шенко).
   Др. роли: Таня ("Грех да беда на кого не  жив„т"  Островского),  Лиза
("Горе от ума"), Дуня ("Не в свои сани не садись" Островского), Беатриче
("Много  шума  из  ничего")  Мария  Стюарт;   Тизбе   ("Анджело,   тиран
Падуанский" Гюго)  Дочь  мельника  ("Русалка"  Пушкина),  Медея  (о.  п.
Суворина и Буренина), Вера Шелога и Ольга ("Псковитянка" Мея)  Евпраксия
("Чародейка"  Шпажинского),  Татьяна  ("Чужое  добро  впрок   не   ид„т"
Потехина), Анна Ивановна ("Семья" Крылова), Марфа Петровна ("Испорченная
жизнь" Черныш„ва).
   Соч.: Воспоминания и письма, М.- Л., 1934. Лит.:  П.  А.  Стрепетова.
Жизнь и творчество трагической актрисы,  Л.-М.,  1959;  Давыдов  В.  Н.,
Рассказ о прошлом, М.-Л., 1931; Савина М. Г., Горести  и  скитания,  Л.,
1927; Б е н ь я ш  Р.  М.,  Пелагея  Антипьевна  Стрепетова,  Л.,  1947;
Фельдман 3., Полина Антипьевна Стрепетова, М.-Л., 1947; А л п е р  с  Б.
В., Актерское искусство в России, т.  1,  М.-Л.,  1945.  СТРИЖОВА,  Анна
Николаевна [р. 10(22).XII. 1898]- рус. сов.  актриса.  Нар.  арт.  РСФСР
(1957). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1923 окончила театр.  школу  в
Нижнем Новгороде. В 1923-29  работала  в  Нижегородском  т-ре  драмы.  С
1929актриса Саратовского т-ра  им.  К.  Маркса.  С.-характерная  бытовая
актриса. Сыграла много ролей в пьесах Островского: Кукушкина  ("Доходное
место"), Кабаниха  ("Гроза"),  Галчиха  ("Без  вины  виноватые"),  Улита
("Лес"), Домна Пантелевна ("Таланты и  поклонники"),  Анфу-са  Тихоновна
("Волки и овцы"), Глафира Фирсовна ("Последняя жертва"). В  пьесах  сов.
драматургов - Мотылькова ("Слава" Гусева), Христина  Архиповна  ("Платон
Кречет"),  Сафонова  ("Русские  люди");  Зо-бунова  ("Егор   Булычев   и
другие").  В  е„  иск-ве  острая  характерность  сочетается  с   большой
искренностью, простотой. С.- мастер сценич. речи. Э. К.
   СТРЙНДБЕРГ    (Strindberg),     Йухан     Август     (22.1.     1849,
Стокгольм,14.V.1912, там же)  -  шведский  писатель,  драматург,  театр.
деятель. Род. в купеческой семье. Был преподавателем, акт„ром, занимался
журналистикой. Первая  пьеса  -  стихотворная  трагедия  "Конец  Эллады"
(1869). Наибольшей известностью пользуются пьесы  С.,  написанные  им  в
80-е гг. 19 в. В этот период С. выступил как один из вождей натурализма,
сконцентрировав в  сво„м  творчестве  осн.  черты  этого  направления  -
внимание к бытовым подробностям, научный подход к изображаемым явлениям.
В семейных драмах "Отец" (1887, т-р "Казино", Копенгаген), "Фрекен Юлия"
(1889, студенч. кружок, Копенгаген), "Кредиторы"  (1889,  "Дагмартеатр",
Копенгаген), "Кто сильнее" (1889, там же), "Товарищи"
   (1886, "Люстшпильтеатер" - 1905,  Вена),  "Пляска  смерти"  (ч.  1-2,
1900,  "Резиденц-театер"  -  1905,  К„льн)  и  др.  С.  созда„т   острые
социальные  характеристики,  с  беспощадной  откровенностью  анализирует
бурж. нравы. Но гл. причину драм. конфликтов  он  видит  в  человеческих
инстинктах, наследственности, болезнях, "борьбе полов".
   Творчество  С.  сложно,   противоречиво,   отмечено   резкой   сменой
направлений - от натурализма к символизму, а затем - к  экспрессионизму.
Его  мировоззрение  эволюционировало  от  демократизма,  оппозиционности
совр. бурж. обществу, от естественнонаучного материализма к ницшеанству,
увлечению  религиозными  учениями  (теософия,   буддизм)   и   вновь   к
настроениям социального протеста. Но на всех этапах творчества в произв.
С. проявлялись постоянные характерные черты.  Конфликты  пьес  С.  резко
непримиримы, даже если выражены не в столкновениях людей,  а  во  внутр.
психологич. борьбе. Герои С.-"...неустойчивые, разорванные, смешанные из
старого и нового..."  (Полн.  собр.  соч.,  т.  1,  М.,  1910,  с.  35),
исполнены  неразрешимых,  приводящих  порой  к  гибели  противоречий.  В
большинстве своих  драм.  произв.  С.  раскрывает  психологию  и  судьбу
изолированной  личности.  Его  привлекают   сильные   страсти,   борьба.
Мироощущение С. по преимуществу трагедийно, творчество его имеет  острую
антибуржуазную  направленность,  однако  реа-листич.  изображение  бурж.
нравов вскоре заменяется в его драматургии восприятием  бурж.  мира  как
кошмара. Постепенно внимание к иррациональному,  подсознательному  у  С.
обостряется и подготавливает  его  переход  к  субъективистскому  показу
мира. Пьесы "Путь в Дамаск" (трилогия: ч. 1-1898, Королевский драм.  т-р
- 1900; ч. 2-1898, т-р "Каммершпиле" - 1916, Мюнхен; ч. 3-1901; там же),
"Игра мечты" (1901, Шведский т-р - 1907, Стокгольм), "Соната  призраков"
(1907, там  же  -  1908),  исполненные  мистич.  символов,  предчувствий
катастроф,  предваряют  экспрессионизм.  Одновременно  С.  обращается  к
реализму  в  историч.  драмах:  "Густав  Ваза"  (1899,   Шведский   т-р,
Стокгольм),  "Эрик  XIV"  (1900,  там  же),   "Густав   Адольф"   (1900,
Берлин-1903),  "Карл  XII"  (1901,  Королевский  драм.   т-р   -   1902,
Стокгольм).  "Густав  III"  (1903,  "Новый  интимный  т-р",  Стокгольм),
"Кристина" (1901, "Интимный т-р" - 1908) и др.
   Среди др. пьес: "Буря" (1888,  "Интимный  т-р",  Стокгольм),  "Пасха"
(1901, т-р "Шаушпильхауз", Франкфурт-на-Майне), "Виттенбергский соловей"
(1903, "Кюнстлер-театер" - 1914,  Берлин),  "Пеликан"  (1907,  "Интимный
т-р"), "Большая дорога" (1909, там же - 1910).
   С. постоянно обращался к теории и  практике  т-ра.  В  предисловии  к
пьесе "Фрекен Юлия" и в трактате  "О  современной  драме  и  современном
театре" (1889) С.  развивал  принципы  эстетики  натурализма  (трактовка
среды и характеров, построение диалога, мизансцен, оформление и т.  д.).
Свои  взгляды  на  театр.  иск-во  С.  попытался  реализовать   в   т-ре
"Экспериментальная сцена" (1889). Позднее  С.  создал  "Интимный  театр"
(1907-10), где ставились его пьесы, написал ряд обращений к труппе.
   Творчество С. оказало значит,  влияние  на  драматургию  20  в.;  оно
сказалось в произв. Ю. О ' Нила, Т. Уильямса,  А.  Миллера,  отчасти  Л.
Хелман (США); нем. экспрессионистов; Дж. Осборна, Г.  Пинтера  (Англия);
Ж. Кокто, Ж. Ануя, Ж. П. Сартра (Франция).

Страницы: «« « 2151   2152   2153   2154   2155   2156   2157   2158   2159  2160   2161   2162   2163   2164   2165   2166   2167   2168   2169  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия