|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2154 2155 2156 2157 2158 2159 2160 2161 2162 2163 2164 2165 2166 2167 2168 2169 2170 2171 2172 » »» выдающимся танцовщиком и непревзойд„нным мастером пантомимы; исполнял
комич. партии, отличавшиеся яркой характерностью.
Партии: Иванушка, Джон Буль и Пьер Гренгуар ("Кон„к-Горбунок", "Дочь
фараона" и "Эсмеральда" Пуни), Никез {"Тщетная предосторожность"), Дон
Кихот (о. п. Минкуса), Коппелиус ("Коппелия"), Каталабют ("Спящая
красавица") и др.
С 1854 преподавал танцы в Смольном, Екатерининском и др. ин-тах.
Автор воспоминаний, частично напечатанных в журнале "Артист".
Соч.: Воспоминания артиста имп. театров Т. А. Стукол-кина, записанные
по его рассказу А. Вальбергом, "Артист", 1895, ј 45, кн. 1,с. 126-33;
там же, ј 46, кн. 2, с. 117-25. Лит.: "БИТ". Сезон 1894-1895 гг., СПБ,
1896, с. 414-15;
Борисоглебский М. (сост.), Материалы по истории русского балета, т.
1, Л., 1938; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX
века, Л.-М., 1963. Г. Ш.
СТУПИЦА (Stupica), Боян(р. 1.VIII.1910)-югосл. режисс„р и архитектор.
Окончил Люблянский ун-т. Будучи студентом, участвовал в любительских
театр. труппах как акт„р, режисс„р и художник. В 1948- один из
создателей драм. т-ра в Белграде, где до 1955 и в 1957-63 был
режисс„ром. В 1955-57-директор хорватского Нац. т-ра в Загребе. С 1964 -
режисс„р Нац. т-ра в Белграде.
Пост.: "Корали Бетайнове" Цанкара (1948, Югосл. драм. т-р), "Дядя
Ваня", "Любовь Яровая" (1948, там же), "Таланты и поклонники" (1948),
"Дундо Маройе" Држича (1949, Югосл. драм. т-р. Гос. пр., 1949; 1957,
пражский Нац. т-р; 1962, Т-р им. Вахтангова, Москва), "Фуэнтеовехуна"
(1951, Югосл. драм. т-р). Л. Сол.
СТУПИЦА (Stupica), Мира (р. ок. 1920-х гг.) - югосл. актриса. В
1948-55 и в 1957-63 - актриса Югосл. драм. т-ра, в 1955-57 - хорватского
Нац. т-ра в Загребе. С 1964 - актриса Нац. т-ра в Белграде. Мастер
перевоплощения, С. созда„т разнообразные образы: Лючета ("Кьоджинские
перепалки" Гольдо-ни), Дунька ("Любовь Яровая"), Петрунела ("Дундо
Маройе" Држича), Негина ("Таланты и поклонники"), Глафира ("Егор Булычев
и другие"), Лауренсия ("Фуэнтеовехуна"), Василиса ("На дне"), Мелита
("Леда" Крлежи) и др. Л. Сол.
СТУРДЗА (Sturdza), Петере (23.X.1869-4.1. 1933) - рум. акт„р. В 1890
дебютировал на сцене Нац. т-ра в Яссах, затем совершенствовался во
Франции и Италии. По возвращении в Яссы в 1896-99, в 1900-06 - акт„р
Нац. т-ра в Бухаресте. В 1906 организовал собств. труппу, с к-рой
гастролировал по стране. В 1908-16 вновь в Нац. т-ре. В 1919-21
участвовал в антрепризе Т. Буландры, Г. Сторина и др., в 1921-32
выступал в провинции. С.- один из основоположников реалистич. школы
акт„рского мастерства в рум. т-ре.
Роли: Лоран ("Тереза Ракен" по Золя), консул Тильде ("Банкротство"
Бь„рнсона), Штокман ("Враг народа" Ибсена) и СТУРДЗА-БУЛАНДРА
(Sturdza-Bulandra), Лючия (25.VIII.1873-19.IX.1961) - рум. актриса,
театр. деятель. Нар. арт. РНР (1951). В 1898 дебютировала на сцене Нац.
т-ра в Бухаресте. Акт„рскому иск-ву училась у А. Романеску. В 1909-11 -
в труппе "Компания Давиды". В 1914 совм. с мужем, акт„ром Т. Буландрой,
в содружестве с М. Войкулеску организовала частную антрепризу,
впоследствии ставшую художественно значимым т-ром. В репертуаре т-ра
большое место занимала рум. драматургия. В труппу входили В.
Максимилиан, Г. Сторин, И. Манолеску. С.-Б. была директором труппы, вела
также режисс„рскую и акт„рскую деятельность. В 1941 из-за отсутствия
помещения труппа была распущена и С.-Б. перешла в Муниципальный театр
(Бухарест), в 1947 стала директором этого т-ра (ныне Т-р им. С.-Б.).
С.-Б. обладала энергией, организаторскими способностями, знала и любила
театр. Создала слаженный акт„рский ансамбль и ввела в репертуар т-ра
лучшие пьесы мировой классич. драматургии.Акт„рское иск-во С.-Б.
характеризовалось глубиной, реалистич. направленностью, высоким
мастерством. Она обладала сильным темпераментом, красивым голосом,
пластич. выразительностью .
Роли: леди Чилтерн ("Идеальный муж" Уайльда, 1914), Анна Каренина
(1914), Мария Стюарт (1923); госпожа Уоррен ("Профессия госпожи Уоррен"
Б. Шоу, 1929 и 1959), Анетс Дудуляну ("Сплетницы" Кирицеску, 1930),
Гурмыжская (1951); профессор Динеску ("Разрушенная цитадель" Лови-неску,
1956), Мать ("Стеклянный зверинец" Теннесси Уильямса, 1961) и др.
С 1930 С.-Б. - профессор Бухарестской консерватории. Среди е„
учеников: А. Бузеску, Д. Коча и др. Лауреат Гос. пр. (1952). С.-Б. была
депутатом Великого Нац. собрания (1948-52), председателем Ассоциации
деятелей т-ра и музыки (с 1957).
Соч.: Actorul si arta dramatica, Buc., 1912; Amintiri, amintiri.
Вис., 1956.
СТУРМОЭН (Stormoen), Харальд (1872 - 15. XI. 1937) - норв. акт„р. В
1895 дебютировал на сцене т-ра "Олимпия" (Христиания). После неск. лет
работы в разл. частных антрепризах вступил в труппу созданного в 1899
Нац. т-ра (Осло). Один из наиболее самобытных представителей нац. школы
сценич. реализма, С. стремился глубоко раскрыть социальное содержание
своих сценич. образов, определить их типич. черты, передать неповторимую
индивидуальность. Зло, иронично высмеивал С. мещанство и мракобесие в
ролях Мадса ("Любовь без чулок" Весселя), Вильгеш-рея ("Суетливый"
Хольберга), Фогта, Люннестада, Ховстада ("Бранд", "Союз молод„жи", "Враг
народа" Ибсена), Капитана ("Пляска смерти" Стриндберга), Тьера
("Поражение" Грига), Ли ("Глава конторы Ли" Боргена) и др. Др. роли:
Левин ("За стеной" Натансена), Керженцев ("Мысль" Андреева), Лестер
("Табачная дорога" Колдуэлла), Рессман ("Балкон" Г. Хейберга).
Лит.: Elster K., Harald Stormoen, в его кн.: Theater. 1929-1939,
Oslo, 1941; Ronneberg A., Nationaltheatret gjennom femti ar, Oslo, 1949.
Вл. M.
СТШЕЛЕЦКИЙ (Strzelecki), Зенобиуш (p. 23. X. 1915) - польский театр.
художник. Учился в Академии художеств (до 1938) и в Гос. ин-те театр.
иск-ва (до 1939) в Варшаве. Годы войны пров„л во Франции. После
освобождения от фашизма оформил спектакли "Эдип в Колоне" Софокла (1949,
т-р "Одеон", Париж) и "Заложник" Клоделя (1945, т-р "Шайо", Париж).
После возвращения в Польшу в 1947 работал в Лодзи в Т-ре Войска
Польского ("Достойная уважения проститутка" Сартра, 1948; "Разбитый
кувшин" Клейста, 1949). Сотрудничал также в т-ре "Повшехны" в Лодзи
("Жорж Данден" Мольера, 1948), в Т-ре им. Выспян-ского в Катовице ("Дамы
и гусары" Фредро, 1948). В 1949-59 работал в "Т-ре Польски" в Варшаве
("Проба сил" Лютовского, 1950; "Грех" Жеромского, 1951;
"Такие времена" Юрандота, 1953; "Мать" Чапека, 1956;
Страницы: «« « 2154 2155 2156 2157 2158 2159 2160 2161 2162 2163 2164 2165 2166 2167 2168 2169 2170 2171 2172 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |