Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2154 2155 2156 2157 2158 2159 2160 2161 2162 2163 2164 2165 2166 2167 2168 2169 2170 2171 2172 » »» выдающимся танцовщиком и непревзойд„нным мастером пантомимы; исполнял комич. партии, отличавшиеся яркой характерностью. Партии: Иванушка, Джон Буль и Пьер Гренгуар ("Кон„к-Горбунок", "Дочь фараона" и "Эсмеральда" Пуни), Никез {"Тщетная предосторожность"), Дон Кихот (о. п. Минкуса), Коппелиус ("Коппелия"), Каталабют ("Спящая красавица") и др. С 1854 преподавал танцы в Смольном, Екатерининском и др. ин-тах. Автор воспоминаний, частично напечатанных в журнале "Артист". Соч.: Воспоминания артиста имп. театров Т. А. Стукол-кина, записанные по его рассказу А. Вальбергом, "Артист", 1895, ј 45, кн. 1,с. 126-33; там же, ј 46, кн. 2, с. 117-25. Лит.: "БИТ". Сезон 1894-1895 гг., СПБ, 1896, с. 414-15; Борисоглебский М. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.-М., 1963. Г. Ш. СТУПИЦА (Stupica), Боян(р. 1.VIII.1910)-югосл. режисс„р и архитектор. Окончил Люблянский ун-т. Будучи студентом, участвовал в любительских театр. труппах как акт„р, режисс„р и художник. В 1948- один из создателей драм. т-ра в Белграде, где до 1955 и в 1957-63 был режисс„ром. В 1955-57-директор хорватского Нац. т-ра в Загребе. С 1964 - режисс„р Нац. т-ра в Белграде. Пост.: "Корали Бетайнове" Цанкара (1948, Югосл. драм. т-р), "Дядя Ваня", "Любовь Яровая" (1948, там же), "Таланты и поклонники" (1948), "Дундо Маройе" Држича (1949, Югосл. драм. т-р. Гос. пр., 1949; 1957, пражский Нац. т-р; 1962, Т-р им. Вахтангова, Москва), "Фуэнтеовехуна" (1951, Югосл. драм. т-р). Л. Сол. СТУПИЦА (Stupica), Мира (р. ок. 1920-х гг.) - югосл. актриса. В 1948-55 и в 1957-63 - актриса Югосл. драм. т-ра, в 1955-57 - хорватского Нац. т-ра в Загребе. С 1964 - актриса Нац. т-ра в Белграде. Мастер перевоплощения, С. созда„т разнообразные образы: Лючета ("Кьоджинские перепалки" Гольдо-ни), Дунька ("Любовь Яровая"), Петрунела ("Дундо Маройе" Држича), Негина ("Таланты и поклонники"), Глафира ("Егор Булычев и другие"), Лауренсия ("Фуэнтеовехуна"), Василиса ("На дне"), Мелита ("Леда" Крлежи) и др. Л. Сол. СТУРДЗА (Sturdza), Петере (23.X.1869-4.1. 1933) - рум. акт„р. В 1890 дебютировал на сцене Нац. т-ра в Яссах, затем совершенствовался во Франции и Италии. По возвращении в Яссы в 1896-99, в 1900-06 - акт„р Нац. т-ра в Бухаресте. В 1906 организовал собств. труппу, с к-рой гастролировал по стране. В 1908-16 вновь в Нац. т-ре. В 1919-21 участвовал в антрепризе Т. Буландры, Г. Сторина и др., в 1921-32 выступал в провинции. С.- один из основоположников реалистич. школы акт„рского мастерства в рум. т-ре. Роли: Лоран ("Тереза Ракен" по Золя), консул Тильде ("Банкротство" Бь„рнсона), Штокман ("Враг народа" Ибсена) и СТУРДЗА-БУЛАНДРА (Sturdza-Bulandra), Лючия (25.VIII.1873-19.IX.1961) - рум. актриса, театр. деятель. Нар. арт. РНР (1951). В 1898 дебютировала на сцене Нац. т-ра в Бухаресте. Акт„рскому иск-ву училась у А. Романеску. В 1909-11 - в труппе "Компания Давиды". В 1914 совм. с мужем, акт„ром Т. Буландрой, в содружестве с М. Войкулеску организовала частную антрепризу, впоследствии ставшую художественно значимым т-ром. В репертуаре т-ра большое место занимала рум. драматургия. В труппу входили В. Максимилиан, Г. Сторин, И. Манолеску. С.-Б. была директором труппы, вела также режисс„рскую и акт„рскую деятельность. В 1941 из-за отсутствия помещения труппа была распущена и С.-Б. перешла в Муниципальный театр (Бухарест), в 1947 стала директором этого т-ра (ныне Т-р им. С.-Б.). С.-Б. обладала энергией, организаторскими способностями, знала и любила театр. Создала слаженный акт„рский ансамбль и ввела в репертуар т-ра лучшие пьесы мировой классич. драматургии.Акт„рское иск-во С.-Б. характеризовалось глубиной, реалистич. направленностью, высоким мастерством. Она обладала сильным темпераментом, красивым голосом, пластич. выразительностью . Роли: леди Чилтерн ("Идеальный муж" Уайльда, 1914), Анна Каренина (1914), Мария Стюарт (1923); госпожа Уоррен ("Профессия госпожи Уоррен" Б. Шоу, 1929 и 1959), Анетс Дудуляну ("Сплетницы" Кирицеску, 1930), Гурмыжская (1951); профессор Динеску ("Разрушенная цитадель" Лови-неску, 1956), Мать ("Стеклянный зверинец" Теннесси Уильямса, 1961) и др. С 1930 С.-Б. - профессор Бухарестской консерватории. Среди е„ учеников: А. Бузеску, Д. Коча и др. Лауреат Гос. пр. (1952). С.-Б. была депутатом Великого Нац. собрания (1948-52), председателем Ассоциации деятелей т-ра и музыки (с 1957). Соч.: Actorul si arta dramatica, Buc., 1912; Amintiri, amintiri. Вис., 1956. СТУРМОЭН (Stormoen), Харальд (1872 - 15. XI. 1937) - норв. акт„р. В 1895 дебютировал на сцене т-ра "Олимпия" (Христиания). После неск. лет работы в разл. частных антрепризах вступил в труппу созданного в 1899 Нац. т-ра (Осло). Один из наиболее самобытных представителей нац. школы сценич. реализма, С. стремился глубоко раскрыть социальное содержание своих сценич. образов, определить их типич. черты, передать неповторимую индивидуальность. Зло, иронично высмеивал С. мещанство и мракобесие в ролях Мадса ("Любовь без чулок" Весселя), Вильгеш-рея ("Суетливый" Хольберга), Фогта, Люннестада, Ховстада ("Бранд", "Союз молод„жи", "Враг народа" Ибсена), Капитана ("Пляска смерти" Стриндберга), Тьера ("Поражение" Грига), Ли ("Глава конторы Ли" Боргена) и др. Др. роли: Левин ("За стеной" Натансена), Керженцев ("Мысль" Андреева), Лестер ("Табачная дорога" Колдуэлла), Рессман ("Балкон" Г. Хейберга). Лит.: Elster K., Harald Stormoen, в его кн.: Theater. 1929-1939, Oslo, 1941; Ronneberg A., Nationaltheatret gjennom femti ar, Oslo, 1949. Вл. M. СТШЕЛЕЦКИЙ (Strzelecki), Зенобиуш (p. 23. X. 1915) - польский театр. художник. Учился в Академии художеств (до 1938) и в Гос. ин-те театр. иск-ва (до 1939) в Варшаве. Годы войны пров„л во Франции. После освобождения от фашизма оформил спектакли "Эдип в Колоне" Софокла (1949, т-р "Одеон", Париж) и "Заложник" Клоделя (1945, т-р "Шайо", Париж). После возвращения в Польшу в 1947 работал в Лодзи в Т-ре Войска Польского ("Достойная уважения проститутка" Сартра, 1948; "Разбитый кувшин" Клейста, 1949). Сотрудничал также в т-ре "Повшехны" в Лодзи ("Жорж Данден" Мольера, 1948), в Т-ре им. Выспян-ского в Катовице ("Дамы и гусары" Фредро, 1948). В 1949-59 работал в "Т-ре Польски" в Варшаве ("Проба сил" Лютовского, 1950; "Грех" Жеромского, 1951; "Такие времена" Юрандота, 1953; "Мать" Чапека, 1956; Страницы: «« « 2154 2155 2156 2157 2158 2159 2160 2161 2162 2163 2164 2165 2166 2167 2168 2169 2170 2171 2172 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |