Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2149 2150 2151 2152 2153 2154 2155 2156 2157 2158 2159 2160 2161 2162 2163 2164 2165 2166 2167 » »» актрисы, искренность в передаче драм. переживаний девушки из народа. Под рук. антрепрен„ра и акт„ра Н. К. Милославского, возглавлявшего Казанский т-р, и своей сестры X. И. Стрелковой С. подготовила роли: Марии Стюарт; Эс-меральды (о. п. Бирх-Пфейфера по Гюго), Вероники ("Уголино" Полевого), графини Клары ДОбервиль (о. п. Анисе-Буржуа и Деннери), в к-рых пользовалась большим успехом. Среди е„ лучших ролей также Катерина ("Гроза") и Лизавета ("Горькая судьбина" Писемского). Трагич. образам С. были свойственны активность, страстность натуры, актриса умела передавать глубокую боль чистой женской души, страдающей в жестоком мире. П. А. Стрепетова писала о ней: "В исходе 50-х и начале 60-х годов А. И. Стрелкова была на высоте своей славы. Е„ огромный талант-самородок достиг тогда полной зрелости, и по всему протяжению Волги, от Твери до Астрахани, имя этой даровитой артистки гремело из конца в конец" ("Жизнь и творчество трагической актрисы", 1959, с. 142-43). После Казани С. играла в Орле, Саратове, Одессе, Киеве и др. городах. В 70-х гг. С. перешла на амплуа пожилых женщин. Работала в Народном т-ре на Политехнической выставке в Москве (1872), Александрийском т-ре (1878-82), московском Малом т-ре (1891-92), во мн. крупных провинциальных городах. Др. роли: Мурзавецкая ("Волки и овцы"), Кабаниха ("Гроза"), Пошл„пкина ("Ревизор"), Простакова ("Недоросль"), королева Гертруда ("Гамлет"), леди Макбет ("Макбет"), Таи-сия ("Свекровь" Чаева) и др. Лит.: "Голос", 1878, ј 82; Н и к о л a e в Н., Драматический театр в г. Киеве, Киев, 1898. А, Кл. СТРЕЛЬБЙЦКИЙ (наст. фам.- С в e т к и н), Владимир Андреевич (р. 21.VII.1899) - рус. сов. акт„р и режисс„р. Нар. арт. Молд. ССР (1958). Творч. деятельность начал в 1921 в Саратовском т-ре им. Чернышевского. С 1925 был акт„ром т-ров Керчи, Барнаула, Свердловска, Новочеркасска, Тамбова, Ижевска, Грозного, Нальчика, Пятигорска, Костромы. В 1940- 1963 работал в Кишин„вском рус. т-ре. Творчеству С. свойственна комедийная яркость, остротой сатирич. рисунка отличается исполнение С. многих характерных ролей. С 1935 выступает и как режисс„р. Пост. спектакли: "Овод" по Войнич (1935), "Мачеха" Бальзака (1937), "Кому подчиняется время" бр. Тур и Шейнина (1946), "Светит, да не греет" Островского и Соловь„ва, "Отверженные" по Гюго (оба в 1953). Роли: Живота ("Доктор философии" Нушича), Дулитл ("Пигмалион" Шоу), Медников ("Грач - птица весенняя" Мстиславского), Черненко ("Семья" Попова), Лемм ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), прокурор Бреве ("Воскресение" по Толстому), Кутузов ("Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва). Д\ /у. СТРЕЛЬНИКОВ (наст. фам.- Мезенкампф), Николай Михайлович [2(14) .V.1888-12.IV.1939] - рус. сов. композитор, дириж„р, муз. критик. Засл. деят. иск-в РСФСР (1939). Один из основоположников сов. оперетты. В 1909 окончил Уч-ще правоведения (Петербург). Брал уроки композиции в Петербурге (в т. ч. у А. К. Лядова) и за границей. После Октябрьской революции в„л большую муз.-просветительскую деятельность в рабочих клубах, в Сов. Армии и Флоте. В 1918-28 сотрудничал в журн. "Жизнь искусства". В 1922-39- зав. муз. частью и дириж„р ЛенТЮЗа. С. написал оперы: "Беглец" по повести "За что?" Толстого (1933, Леыингр. академич. т-р оперы и балета), "Граф Нулин" по Пушкину (соч. 1938); оперетты "Ч„рный амулет" (1927, Ленингр. Малый оперный т-р), "Холопка" (1927, Ленингр. т-р муз. комедии), "Луна-парк" 1929, Моск. т-р оперетты), "Чайхана в горах" (1930, там же), "Завтра утром" (соч. 1930), "Сердце поэта" ("Беранже", 1934, Ленингр. т-р муз. комедии), "Настоящая любовь" (соч. 1937), "Президенты и бананы" (соч. 1939). Опираясь на нек-рые достижения венской оперетты (Ф. Л era p, И. Кальман) и на традиции рус. балета (А. К. Глазунов, H. H. Черепнин), С. создал муз. комедии, отличающиеся разв„рнутой муз. драматургией, мелодичностью, изобретательностью инструментовки, большим художеств. вкусом. Его оперетта "Холопка" положила начало жанру сов. историко-бытовой оперетты, развитому позднее В. В. Щерба-ч„вым, Ю. С. Милютиным и др. С.- автор музыки к спектаклям драм. т-ров (Т-р драмы им. Пушкина, Большой драм. т-р и др.), инструмент., вок. соч., музыки для кино. С о ч.: Бетховен, М., 1922; А. H. Серов, М,, 1922; Глинка, М., 1923. Лит.: Янковский М. О., Советский театр оперетты, Л.-М., 1962; "Сов. музыка", 1965, ј 2 (ст. А. Брян-Цева). О. Д. СТРЕЛЬСКАЯ, Варвара Васильевна [по мужу - Стуколкина; 4(16).XII.1838, Москва, - 11(24). 1.1915, Петроград]- рус. актриса. Отец- оперный певец В. И. Стрельский, мать - драм. актриса С. И. Виноградова. Училась в Петерб. театр. уч-ще (у П. И. Григорьева). В 1857 была принята в Александрийский т-р; играла здесь до конца жизни. Миловидная, грациозная актриса обратила на себя внимание исполнением роли Лизы ("Горе от ума"), к-рую она играла как рус. крепостную девушку. Выступала в комедиях Мольера, в водевилях с пением. Расцвет комедийного дарования С. связан с е„ переходом на характерные роли пожилых женщин и старух. Была замечательной исполнительницей ролей в пьесах А. H. Островского. Уроженка Москвы, С. "списывала с натуры" замоскворецких купчих, чиновниц, мещанок, свах. Игра е„ отличалась непосредственностью, органичностью перевоплощения, покоряющим обаянием, заразительным комизмом, богатством и красочностью сценич. речи. Высокую оценку иск-ву С. дал К. С. Станиславский. Среди лучших ролей: Домна Пантелевна ("Таланты и поклонники"), Кукушкина ("Доходное место"), Манефа "На всякого мудреца..."), Мигач„ва ("Не было ни гроша..."), Пошл„пкина ("Ревизор"), Ф„кла Ивановна ("Женитьба"), графиня Хрюмина ("Горе от ума"), Простакова ("Недоросль"), Атуева ("Свадьба Кречинского"), Бессеменова ("Мещане"), Каурова ("Завтрак у предводителя" Тургенева) и др. Лит.: Крыжицкий Г., Тетя Варя, "Театральная жизнь", 1962, Я" 4; В. В. Стрельская на сцене. О Стрельской, "Солнце России", 1915, .Ms 3; Ю p ь e в Ю., Записки, Л.-М., 1948; Мичурин а-С амойлова В. А., Шестьдесят лет в искусстве, М.-Л., 1946. Г. К. СТРЕЛЬСКИЙ, Михаил Кузьмин [наст. фам.- Третьяков; 1844 - 14(27). XI.1902J- рус. акт„р. Окончил Моск. ун-т. Занимался театр. иск-вом под рук. И. В. Самарина. Дебютировал на сцене в 1864. В 1865-70 работал в Малом т-ре, в 1880-84- в Александрийском т-ре. Осн. деятельность С. проходила в частных антрепризах - в Москве (Т-р Го-ревой), Киеве, Харькове, Одессе, Тифлисе, Ростове-на-Дону, Саратове, Воронеже, Казани, Ярославле. В 1893-98 - акт„р Виленского т-ра (в 1898 по болезни оставил сцену). В Малом т-ре С. исполнял преим. роли вторых любовников, в провинции выступал гл. обр. в опереттах (обладал красивым сильным Страницы: «« « 2149 2150 2151 2152 2153 2154 2155 2156 2157 2158 2159 2160 2161 2162 2163 2164 2165 2166 2167 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |