|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2148 2149 2150 2151 2152 2153 2154 2155 2156 2157 2158 2159 2160 2161 2162 2163 2164 2165 2166 » »» Литературно-критически очерк, София, 1959. А. Ив.
"СТРАШНЫЙ ДВОР" ("Зачарованный за мок"; "Straszny dwor") - опера С.
Монюшко, либр. Я. Хейциньского по одноим. рассказу К. Вуйцицкого. Пост.
28 сент. 1865, Варшава (дириж„р Монюшко; Стефан -Добр-ский, Збигнев -
Трошель, Мечник - Козерацкий, Мацей - Кейлер, Сколу ба - Прохазка, Ганна
- Довяковская, Ядвига - Гесс. Жена кравчего - Майежановская). Пост. в
др. городах: Лемберг (Львов, 1877), Прага (1891), Вена (1892,. на
польск. яз.), Базель (1939).
Впервые в России пост. в Киеве, 1873.
В Сов. Союзе пост. в концертном исполнении 24 апр. 1946,. Ансамбль
сов. оперы ВТО, Москва (пер. С. Болотина и Т. Сикорской, под рук. С.
Попова). В 1952, Белорус. т-р оперы и балета (пер. М. Танка, дириж„р
Любимов, пост. Александровской, худ. Масленников, хорм. Приселков,
балетм. Мул-лер; Стефан - Лазарев, Збигнев - Ворвул„в, Ганка -
Нижникова, Чесникова - Друкер, Мацей - Сердобов, Да-маза - Болотин). В
1952 показана в Москве в исполнении Польск. оперного т-ра, Познань
(дириж„р Бердяев, реж. Рене, худ. Яроцкий, хорм. Бухвальд, балетм.
Мищик). В 1953 пост. Ленингр. Малым оперным т-ром под назв.
"Таинственный замок" (пер. В. Павло-вской-Боровик, дириж„р - Гамалей,
реж. Н. Смолич, худ. Мосеев, хорм. Е. Лебедев, балетм. Фенстер; Стефан -
Довенман, Збигнев - Модестов, Ганна - Яшинникова, Ядвига - Мещерякова,
Чесникова - Овчаренко, Мацей - Булатников, Дамаза - Лентов-ский).
Издания: "С. д." - партитура и клавир, Warsz., Towarzystwo Wydawnicze
Muzyki Polskiej, 1937-38.
Я. Гр.
СТР‚ЛЕР (Strehler), Джордже (p. 14.VIII.1921) - итал. режисс„р,
театр. деятель. В 1940 окончил Академию любителей драм. иск-ва (Милан).
В 1941 осуществил первую режисс„рскую работу в университетском т-ре г.
Новары. Призванный в фашистскую армию, С. в 1943 бежал в Швейцарию, где
ставил спектакли для интернированных итальянцев. В 1944 организовал (под
псевд. Ж. Фирми) в Женеве труппу у в к-рой пост. "Убийство в соборе"
Элиота, "Калигулу" Камю (впервые на сцене). Вернувшись в Италию после
капитуляции гитлеровских войск (в 1945), С. объединил вокруг себя группу
прогрессивных театр. деятелей, составивших ядро первого в стране
стационарного т-ра - "Пикколо-театров (Милан), к-рый открылся в 1947 (с
1955 С. - один из директоров т-ра). Спектакли: "Слуга двух господ"
(1947), "Ричард II", "Буря" (оба в 1948), "Ричард III" (1952), "Макбет",
"Юлий Цезарь" (оба в 1952) Шекспира, "Чайка" (1948), "Вишн„вый сад"
(1955); "Сегодня мы импровизируем" (1949), "Шесть персонажей в поисках
автора" (1952) Пиранделло и особенно "Тр„хгрошовая опера" (1956),
"Добрый человек из Сезуана" (1958), "Швейк во второй мировой войне"
(1961) Брехта сыграли большую роль в культурной жизни Италии и
определили популярность "Пикколо-театро".
С. вв„л в репертуар этого т-ра пьесы "На дне" и "Мещане", "открыл"
для итал. зрителя произв. лом-бардского драматурга К. Бертолацци ("Наш
Милан", 1955, и др.), выражающие идеи социализма. Во мн. пост. С.
проявилось увлечение экспрессионизмом ("Смерть Дантона" Бюхнера, 1950,
"Гоп-ля, мы жив„м!" Толлера, 1951, и др.), но в целом его иск-во
развивается в русле реализма. Один из наиболее видных итал. режисс„ров,
С. стремится утверждать драматургию, отражающую важнейшие проблемы
современности, обновлять стилистику выразит, средств т-ра.
Среди др. пост.: "Униженные и оскорбл„нные" по Достоевскому (1948),
"Ревизор" (1952); "Дом Бернарды Альбы" Гарсиа Лорки (1955). "Три
четверти луны" Скуарцины (1955), "Гольдони и его шестнадцать новых
комедий" Феррари (1956), "Визит пожилой дамы" Дюрренматта (1959).
Лит.: Муции Э., Реалистические тенденции в итальянской режиссуре,
"Театр", 1958, ј7; Gaipa E., Giorgio Strehler, В., 1963. Я. Каг.
СТРЕЛКОВ, Лозан (псевдоним; наст. фам.-Б о г д a-н ов;
p.7.VII.1912)-болг. писатель, драматург и публицист. Чл. Болг. компартии
с 1929. Работал журналистом и редактором в прогрессивной печати. В 1941
был заключ„н в концентрационный лагерь. После освобождения Болгарии
(1944) написал пьесы:
"Разведка" об антифашистской борьбе болгарского народа (1949, Нар.
т-р, София), "Незабываемые дни" (1959, там же), "Часы счастья" (1953,
там же), "Встреча" (1962, Ямбольский нар. т-р), "Нет ста истин" (соч.
1965).
Соч.: Часът на щастието, С., 1953; Разузнаване. Не-забравими дни.
Среща, С., 1962; Златният запас. Литера-турни статии. С., 1959.
Лит.: Динеков П., "Разузнаване", "Септември", С., 1949, кн. 4, с.
150-52; Стоянов С., Нов успех на нашата драматургия..., "Литературен
фронт". С., 1949, ,ј 17, 1950, ј 18 - 19; А н д о в M., "Незабравими
дни", там же, 1859, JS6 25. А. Ив.
СТРЕЛКОВЫ - семья рус. акт„ров, родоначальники к-рой играли в
крепостном т-ре кн. Н. Г. Шаховского в Н. Новгороде. В конце 30 и 40-х
гг. 19 в. в Нижегородском т-ре работало ок. 10 акт„ров с фамилией С.
Особенно заметную роль в истории рус. про-винц. сцены сыграли
представительницы 2-го поколения семьи - сестры Хиония Ивановна и
Александра Ивановна С.
1) Хиония Ивановна [Стрелкова 1-я, позднее -Таланова; 1822 - 5(17)
.V. 4 880]. Сценич. деятельность начала в Нижегородском т-ре (1838-52),
затем в 1860 работала в Казани, выступая с этого времени под фам. своего
мужа - Таланова. В 1860-80 - актриса моск. Малого т-ра. С. играла роли
комич. старух, сварливых и злых женщин. "...Исполнение г-жи
Талановой,писал критик А. Н. Баженов,- всегда толково, отличается
вдумчивостью, наблюдательностью и правдивостью; ... фарсов и умышленной
эффектировки она... избегает, хотя иногда доводит до некоторой утрировки
внешнюю отделку роли" ("Московские ведомости", 1861, ј 110, 20 мая, с.
887).
Роли: Каурова ("Завтрак у предводителя" Тургенева), Варвара
Тимофеевна ("Чиновник по особым поручениям" П. А. Каратыгина), г-жа
Дюкро ("Два купца и два отца" Д. Т. Ленского), Василиса Перегриновна
("Воспитанница" Островского), Мамелфа Тимофеевна ("Посадник" А. К.
Толстого) и др.
Лит.: Зограф Н. Г., Малый театр второй половины XIX века, М., 1960;
"Суфлер", 1880, .Ns 37 (некролог).
2) Александра Ивановна (ок. 1833- 1902). С детских лет выступала как
танцовщица в дивертисментах на сцене Нижегородского т-ра под фам.
Стрелкова 4-я. В 1852 дебютировала в Казанском т-ре как драм. актриса.
Среди е„ первых ролей - Мария ("Материнское благословение" Деннери, пер.
Н. А. Некрасова, 1852). В этой роли проявились горячий темперамент
Страницы: «« « 2148 2149 2150 2151 2152 2153 2154 2155 2156 2157 2158 2159 2160 2161 2162 2163 2164 2165 2166 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |