Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2139 2140 2141 2142 2143 2144 2145 2146 2147 2148 2149 2150 2151 2152 2153 2154 2155 2156 2157 » »» ("Зыковы" Горького), Ларцев ("Очная ставка" Шейнина), Луконин ("Парень из нашего города"), Сафронов ("Русские люди"), Гарри Смит ("Русский вопрос"), Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова), Хлебников ("Персональное дело" Штейна), Яков Бардин ("Враги"), Эзоп ("Лиса и виноград" Фигейреду). Г. К.-К. СТЕПАНОВ, Александр Сергеевич [23.VIII(4. IX).1899-2.VI.1963] - рус. сов. хормейстер и педагог. Засл. арт. РСФСР (1940). В 1912 окончил моск. Синодальное уч-ще. С 1918 работал учителем пения, руководил хорами. В 1921-25 - хормейстер Оперной студии Большого т-ра под рук. К. С. Станиславского; в 1930-37 - Большого т-ра, в 1938-47 - Оперного т-ра им. Станиславского (с 1941 - Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко) в Москве (в 1950-59 - гл. хормейстер). В 1942-49 С.- худ. рук. Респ. рус. хоровой капеллы. В 1958-59 - гл. хормейстер Ансамбля сов. оперы ВТО. Под руководством С. были разучены хоры для концертного исполнения опер "Война и мир" Прокофьева (1953), "Давид Са-сунский" Степаняна (1956), мн. хоровые произв. сов. композиторов. Участвовал в пост. опер Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, А. Рубинштейна, Чайковского и др. В„л педагогич. деятельность. Лит.: "Новый мир", 1935, Л'о 8, с. 257-60; Л о к ш и н Л., Замечательные русские хоры и их дириж„ры, М , 1963 с. 157-63. jf р СТЕПАНОВ, Владимир Иванович (1866-16(28). 1.1896] - рус. артист балета и педагог. В 1885 окончил Петерб. театр. уч-ще и был принят в кордебалет Мариинского т-ра. В 1891 сочинил собств. систему записи танцев при помощи нотных знаков. Был командирован в Париж для усовершенствования, где в 1892 опубликовал свою работу. В 1893 пост. в Мариинском т-ре балет "Мечта художника" Пуни, пользуясь системой записи танцев. С 1892 преподавал в Петерб. театр. уч-ще. Соч.: Alphabet des mouvements du corps humain. P., 1892. Лит.: "ЕИТ". Сезон 1895-1896, СПБ, 1897, с. 504; Б о-рисоглебский М. [сост.], Материалы по истории русского балета, т. 1-2, Л., 1938-39; Х у д е к о в С., История танцев, ч. 4, П., [1918], с. 306. /7. Л. СТЕПАНОВ, Владимир Павлович [2(14).1.1890- 27.VI.1954] - рус. сов. хоровой дириж„р и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1947). В 1908 окончил моск. Синодальное уч-ще, в 1913-Моск. консерваторию. В 1912-18 - преподаватель Синодального уч-ща (с 1918-Нар. хоровая академия) и помощник дириж„ра Синодального хора; в 1926-36 - гл. хормейстер Большого т-ра, в 1936-50 - Т-ра оперы и балета им. Кирова. Был преподавателем Московской (1920-30 и 1950- 1954) и Ленинградской (1936-50) консерваторий (с 1946 - профессор). Деятельность С. сыграла большую роль в развитии сов. хорового иск-ва. Принимал участие в пост. оперы "Орлеанская дева" Чайковского (1945, Т-р оперы и балета им. Кирова; Гос. пр. СССР, 1946). С.- автор ряда муз. произв. СТЕПАНОВ, Лев Борисович [р. 13(26).XII.1908]- сов. композитор. Учился в Моск. консерватории (1929- 1938) по классу композиции проф. Н. Я. Мясковского. Ещ„ студентом начал писать оперы. В 1936-38 написал оперу "Дарвазское ущелье" (1939, Оперный т-р им. Станиславского). В 1937-41 С.- муз. рук. и дириж„р Ансамбля нар. танца под рук. И. А. Моисеева. Написал оперы: "Гвардейцы" (1947, Свердловский т-р оперы и балета), "Иван Болотников" (1950, Пермский т-р оперы и балета, Гос. пр. СССР, 1951), "Во имя жизни" соч. 1952), "Чекисты" (соч. 1954), "Голсан" (соч. 1959); балеты: "Юрочка" (1939), "Журавлиная песня" (соч. 1940, пост. 1953, Башк. т-р оперы и балета), "Родной берег" (соч. 1941), "Дорога дружбы" (соч. 1960), "Скоморох" (соч. 1965); муз. драмы: "Сурма-хон" (соч. 1955), "Ашиг Гариб" (соч. 1957) и др. произв. в разл. жанрах. В сво„м творчестве С. широко претворяет характерные мелодич. и гармонич. особенности муз. нац. фольклора народов СССР и др. стран. М.Р. СТЕПАНОВ, П„тр Гаврилович (1806-69) - рус. акт„р. По окончании Моск. театр. уч-ща (1825) был принят в Малый т-р, где работал до конца жизни. С. вош„л в историю т-ра как выдающийся исполнитель небольших комедийных и эпизодич. ролей (часто даже без слов). Обладал тончайшей природной наблюдательностью, большим мимич. дарованием, иск-вом художеств. имитации, трансформации, грима, много и кропотливо работал над мельчайшими деталями образа. Иск-во С. высоко ценилось современниками (в т. ч. В. Г. Белинским, С. Т. Аксаковым). Роли: Глюкман (опера-водевиль "Пять лет в два часа, или Как дороги утки", переделка с франц. А. И. Писарева), Вольтер (комедия "Ты и Вы" Шаховского), Фридрих II (опера-водевиль "Старый гусар, или Пажи Фридриха II", переделка Д. Т. Ленского), Эдуард (водевиль "Артист", пер. с франц.). С. был первым исполнителем на моск. сцене ролей: кн. Тугоуховского ("Горе от ума", 1831), Тяпкина-Ляпкина ("Ревизор", 1836), Яичницы и Швахнева ("Женитьба", 1843, и "Игроки" Гоголя), Зефирова ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского, 1839), Маломальского, Ер„мки ("Не в свои сани не садись", 1853, "Не так живи, как хочется", 1854, Островского). Лит.: Ярцев А., П„тр Гаврилович Степанов "ЕИТ" Сезон 1896-1897, СПБ, 1898, Приложение, кн. 1. 'Д . Шн. СТЕПАНОВА, Ангелина Осиповна (р. 14.VIL1905)- рус. сов. актриса. Нар. арт. СССР (1960). Член Ком-мунистнч. партии с 1952. Театр. образование получила в школе при 3-й Студии МХТ. Участвовала в школьных спектаклях: Сур-милова ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского), Мэри ("Битва жизни" по Диккенсу, спектакль был перенес„н на сцену МХТ). С 1924 - в труппе МХАТ. В творчестве С., одной из выдающихся представительниц школы Художественного театра, можно отч„тливо проследить воздействие вахтанговской традиции. Не отделяя себя от персонажа, С. в то же время смело ид„т на заострение образа; глубина психологического раскрытия образа сочетается у не„ со смелостью, ж„сткой ч„ткостью внешнего рисунка. Таков образ Мариэтт ("Воскресение", 1930, по Л. Н. Толстому)-язвительный и лаконичный сценический портрет. Графич. отточенностью отмечено исполнение ролей Бетси Тверской ("Анна Каренина", 1937), Бетси ("Плоды просвещения", 1951), Калерии ("Дачники", 1953). В лирич. ролях - Ивонна ("Продавцы славы" Паньоля и Ниву а, 1926), Аня ("Вишн„вый сад", 1928), Зинаида ("Дядюшкин сон" Достоевского, 1929) - С. чужда сентиментальности. В образе Ирины ("Три сестры", 1940) преобладало беспокойство, напряжение ожидания, внутр. энергичность. С. свойственно точное ощущение стиля автора и жанра пьесы: старинной мелодрамы (Генриэтта-"Сестры Жерар" Масса по мелодраме Ден-нери и Кормона, 1927), салонной комедии (Гертруда- "Идеальный муж" Уайльда, 1946). Значит, достижением актрисы стала роль королевы Елизаветы ("Мария Стюарт", 1957); точность сценич. решения сочеталась с острым гротесковым внешним рисунком. С. подч„ркивала в образе Елизаветы жестокую ясность ума и примитивную расч„тливость. В 1962 С. сыграла актрису Патрик Кэмпбелл Страницы: «« « 2139 2140 2141 2142 2143 2144 2145 2146 2147 2148 2149 2150 2151 2152 2153 2154 2155 2156 2157 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |