Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2139   2140   2141   2142   2143   2144   2145   2146   2147  2148   2149   2150   2151   2152   2153   2154   2155   2156   2157  » »»

("Зыковы" Горького), Ларцев ("Очная ставка" Шейнина),  Луконин  ("Парень
из нашего города"), Сафронов  ("Русские  люди"),  Гарри  Смит  ("Русский
вопрос"), Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова), Хлебников ("Персональное  дело"
Штейна), Яков Бардин ("Враги"), Эзоп ("Лиса и виноград"  Фигейреду).  Г.
К.-К.
   СТЕПАНОВ, Александр Сергеевич [23.VIII(4. IX).1899-2.VI.1963] -  рус.
сов. хормейстер и педагог. Засл. арт. РСФСР (1940). В 1912 окончил моск.
Синодальное уч-ще. С 1918 работал учителем пения,  руководил  хорами.  В
1921-25 - хормейстер  Оперной  студии  Большого  т-ра  под  рук.  К.  С.
Станиславского; в 1930-37 - Большого т-ра, в 1938-47 - Оперного т-ра им.
Станиславского   (с   1941   -   Муз.   т-р   им.    Станиславского    и
Немировича-Данченко) в Москве (в 1950-59 - гл.  хормейстер).  В  1942-49
С.- худ. рук. Респ. рус. хоровой капеллы. В  1958-59  -  гл.  хормейстер
Ансамбля сов. оперы ВТО. Под руководством  С.  были  разучены  хоры  для
концертного исполнения опер "Война  и  мир"  Прокофьева  (1953),  "Давид
Са-сунский" Степаняна (1956), мн.  хоровые  произв.  сов.  композиторов.
Участвовал  в  пост.  опер  Глинки,  Бородина,  Римского-Корсакова,   А.
Рубинштейна, Чайковского и др. В„л педагогич. деятельность. Лит.: "Новый
мир", 1935, Л'о 8, с. 257-60; Л о к ш и н Л., Замечательные русские хоры
и их дириж„ры, М , 1963 с. 157-63. jf р
   СТЕПАНОВ, Владимир  Иванович  (1866-16(28).  1.1896]  -  рус.  артист
балета и педагог. В 1885 окончил Петерб. театр. уч-ще  и  был  принят  в
кордебалет Мариинского т-ра.  В  1891  сочинил  собств.  систему  записи
танцев  при  помощи  нотных  знаков.  Был  командирован  в   Париж   для
усовершенствования, где в 1892 опубликовал свою работу. В 1893  пост.  в
Мариинском т-ре балет "Мечта художника" Пуни, пользуясь системой  записи
танцев. С 1892 преподавал в Петерб. театр. уч-ще.
   Соч.: Alphabet des mouvements du corps humain. P., 1892.
   Лит.: "ЕИТ". Сезон 1895-1896, СПБ, 1897, с. 504; Б о-рисоглебский  М.
[сост.], Материалы по истории русского балета, т. 1-2, Л., 1938-39; Х  у
д е к о в С., История танцев, ч. 4, П., [1918], с. 306. /7. Л.
   СТЕПАНОВ, Владимир Павлович [2(14).1.1890- 27.VI.1954]  -  рус.  сов.
хоровой дириж„р и педагог.  Засл.  деят.  иск-в  РСФСР  (1947).  В  1908
окончил моск. Синодальное уч-ще, в 1913-Моск. консерваторию. В 1912-18 -
преподаватель  Синодального  уч-ща  (с  1918-Нар.  хоровая  академия)  и
помощник дириж„ра Синодального хора; в 1926-36 - гл. хормейстер Большого
т-ра, в 1936-50 - Т-ра оперы и балета им. Кирова.
   Был преподавателем Московской (1920-30 и 1950- 1954) и  Ленинградской
(1936-50) консерваторий (с 1946 - профессор).  Деятельность  С.  сыграла
большую роль в развитии сов. хорового иск-ва. Принимал участие  в  пост.
оперы "Орлеанская дева"  Чайковского  (1945,  Т-р  оперы  и  балета  им.
Кирова; Гос. пр. СССР, 1946). С.- автор ряда муз. произв.
   СТЕПАНОВ, Лев Борисович [р. 13(26).XII.1908]- сов. композитор. Учился
в Моск. консерватории (1929- 1938) по  классу  композиции  проф.  Н.  Я.
Мясковского. Ещ„ студентом начал писать оперы. В 1936-38  написал  оперу
"Дарвазское ущелье" (1939, Оперный т-р им.  Станиславского).  В  1937-41
С.- муз. рук. и дириж„р Ансамбля нар. танца под  рук.  И.  А.  Моисеева.
Написал оперы: "Гвардейцы" (1947,  Свердловский  т-р  оперы  и  балета),
"Иван Болотников" (1950, Пермский т-р оперы и  балета,  Гос.  пр.  СССР,
1951), "Во имя жизни" соч. 1952), "Чекисты" (соч. 1954), "Голсан"  (соч.
1959); балеты: "Юрочка" (1939), "Журавлиная  песня"  (соч.  1940,  пост.
1953, Башк. т-р оперы и балета), "Родной  берег"  (соч.  1941),  "Дорога
дружбы" (соч. 1960), "Скоморох" (соч.  1965);  муз.  драмы:  "Сурма-хон"
(соч. 1955), "Ашиг Гариб" (соч. 1957) и др. произв. в  разл.  жанрах.  В
сво„м творчестве С. широко претворяет характерные мелодич.  и  гармонич.
особенности муз. нац. фольклора народов СССР и др. стран. М.Р.
   СТЕПАНОВ, П„тр Гаврилович (1806-69) - рус. акт„р. По окончании  Моск.
театр. уч-ща (1825) был принят в Малый т-р, где работал до конца  жизни.
С. вош„л в историю т-ра как выдающийся исполнитель небольших  комедийных
и эпизодич. ролей (часто даже без  слов).  Обладал  тончайшей  природной
наблюдательностью,  большим  мимич.   дарованием,   иск-вом   художеств.
имитации,  трансформации,  грима,  много  и   кропотливо   работал   над
мельчайшими деталями образа. Иск-во С. высоко ценилось современниками (в
т. ч. В. Г. Белинским, С. Т. Аксаковым).
   Роли: Глюкман (опера-водевиль "Пять лет в два часа,  или  Как  дороги
утки", переделка с франц. А. И. Писарева), Вольтер (комедия  "Ты  и  Вы"
Шаховского), Фридрих II (опера-водевиль "Старый гусар, или Пажи Фридриха
II", переделка Д.  Т.  Ленского),  Эдуард  (водевиль  "Артист",  пер.  с
франц.).  С.  был  первым  исполнителем  на  моск.  сцене   ролей:   кн.
Тугоуховского ("Горе от ума", 1831), Тяпкина-Ляпкина ("Ревизор",  1836),
Яичницы и Швахнева ("Женитьба", 1843, и "Игроки" Гоголя), Зефирова ("Лев
Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского, 1839), Маломальского, Ер„мки ("Не в свои
сани не садись", 1853, "Не так живи, как хочется", 1854, Островского).
   Лит.: Ярцев А., П„тр Гаврилович Степанов "ЕИТ" Сезон 1896-1897,  СПБ,
1898, Приложение, кн. 1. 'Д . Шн.
   СТЕПАНОВА, Ангелина Осиповна (р. 14.VIL1905)- рус. сов. актриса. Нар.
арт. СССР (1960). Член Ком-мунистнч. партии с 1952.  Театр.  образование
получила в школе при 3-й Студии МХТ. Участвовала в школьных  спектаклях:
Сур-милова ("Лев Гурыч  Синичкин"  Ленского),  Мэри  ("Битва  жизни"  по
Диккенсу, спектакль был перенес„н на сцену МХТ). С 1924 - в труппе МХАТ.
В  творчестве   С.,   одной   из   выдающихся   представительниц   школы
Художественного   театра,   можно   отч„тливо   проследить   воздействие
вахтанговской традиции. Не отделяя себя от персонажа, С. в то  же  время
смело ид„т на  заострение  образа;  глубина  психологического  раскрытия
образа  сочетается  у  не„  со  смелостью,  ж„сткой  ч„ткостью  внешнего
рисунка.  Таков  образ  Мариэтт   ("Воскресение",   1930,   по   Л.   Н.
Толстому)-язвительный  и   лаконичный   сценический   портрет.   Графич.
отточенностью отмечено исполнение ролей Бетси Тверской ("Анна Каренина",
1937), Бетси ("Плоды просвещения", 1951), Калерии ("Дачники",  1953).  В
лирич. ролях - Ивонна ("Продавцы славы" Паньоля и  Ниву  а,  1926),  Аня
("Вишн„вый сад", 1928), Зинаида ("Дядюшкин сон" Достоевского, 1929) - С.
чужда сентиментальности. В образе Ирины ("Три сестры", 1940) преобладало
беспокойство, напряжение ожидания, внутр. энергичность.  С.  свойственно
точное  ощущение  стиля  автора  и  жанра  пьесы:  старинной   мелодрамы
(Генриэтта-"Сестры Жерар" Масса по мелодраме Ден-нери и Кормона,  1927),
салонной комедии (Гертруда-  "Идеальный  муж"  Уайльда,  1946).  Значит,
достижением актрисы  стала  роль  королевы  Елизаветы  ("Мария  Стюарт",
1957); точность сценич. решения сочеталась с острым гротесковым  внешним
рисунком. С. подч„ркивала в образе  Елизаветы  жестокую  ясность  ума  и
примитивную расч„тливость. В 1962 С.  сыграла  актрису  Патрик  Кэмпбелл

Страницы: «« « 2139   2140   2141   2142   2143   2144   2145   2146   2147  2148   2149   2150   2151   2152   2153   2154   2155   2156   2157  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия