Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2135   2136   2137   2138   2139   2140   2141   2142   2143  2144   2145   2146   2147   2148   2149   2150   2151   2152   2153  » »»

Нар. арт. БССР (1957).  Сценич.  деятельность  начала  в  1919.  В  1920
вступила в только что открывшийся 1-й Белорус.  т-р  (ныне  Т-р  им.  Я.
Купалы). В 1921-26  училась  в  Белорус.  театр.  студии  в  Москве.  По
окончании студии вошла в труппу 2-го Белорусского т-ра (ныне Т-р им.  Я.
Коласа). С 1932 - актриса Т-ра им. Я. Купалы. В первой же крупной роли -
Глафира ("Волки и овцы", 1936)  -  С.  продемонстрировала  склонность  к
глубокому пси-хологич. раскрытию характера и сатирич. заострению образа.
Так, С. играла роли: Зелкиной ("Кто сме„тся последним"  Крапивы,  1939),
пани Вашемирской  ("Соловей"  Бядули,  1956),  Живки  Попович  ("Госпожа
министерша" Нушича,  1956).  С  ярким  нар.  юмором  и  лиризмом  играла
комедийные  роли:  Паланея  ("Примаки"  Купалы,  1944),  Дуэнья   ("День
чудесных обманов"  Шеридана,  1948).  С.  исполняет  также  драматич.  и
характерные роли: Ал„на ("Соловей" Бядули, 1937), Эрна Курциус ("Особняк
в переулке" бр. Тур,  1949),  Шаблова  ("Поздняя  любовь"  Островского),
Мария Николаевна ("Русские люди", 1963), Бабушка ("Я, бабушка,  Илико  и
Илларион" Думбадзе).
   Лит.: Майстры беларускай сцэны, М?нск, 1960, с. 222- 230; Няф„д  Ул.,
Беларуск? тэатр..., М?нск, 1959, с. 112, 240, 253. Люд. Ш.
   "СТАРАЯ ГОЛУБЯТНЯ" - франц. театр. См. "Въ„ коломбье".
   "СТАРИННЫЙ ТЕАТР" -  рус.  драм.  театр.  Работал  в  Петербурге  два
неполных сезона - 1907/08 и 1911/12. Организаторы- Н. Н. ЕвреиновиН.  В.
Дрпзен. Среди руководителей т-ра - Н. Н. Евреинов, К.  М.  Миклашевский,
Н. И. Бутковская. Осн. цель "С. т." - воссоздание  театр.  зрелищ  разл.
эпох. Каждый спектакль был реконструкцией сценич.  представления  в  тех
формах, в каких оно показывалось в сво„ время зрителям.  Для  спектаклей
"С. т." были характерны  стилизаторские  тенденции,  преим.  внимание  к
форме. Репертуар "С. т." в первый  сезон  состоял  из  произв.  ср.-век.
драматургии. За два вечера т-р показывал литургич. драму  "Три  волхва",
миракль "Действо о Теофиле", моралите "Нынешние братья" и "Игру о Робене
и Марион", два фарса - "Очень вес„лый и смешной фарс о  чане"  и  "Очень
вес„лый и смешной фарс о шапке-рогаче".
   Второй сезон т-р посвятил исп.классич.  драматургии  16-17  вв.  Были
пост.: "Фуэнтеовехуна" и пролог к комедии "Великий  князь  московский  и
гонимый император" Лопе де Вега, интермедия  Сервантеса  "Два  болтуна",
"Благочестивая  Марта"  Тирсо  де  Молины,   "Чистилище   св.   Патрика"
Кальдерона. В течение третьего несостоявшегося  сезона  т-р  предполагал
показать представления итал. комедии дель арте.
   В "С. т." работали режисс„ры А. А. Санин, М. Н.  Бурнашев,  художники
Н. К. Рерих, М. В. Добужин-ский, Е. Е. Лансере, В. А. Щуко, А. Н. Бенуа.
Муз. руководство осуществляли А. К. Глазунов и Л. А. Саккетти. Музыку  к
спектаклям писал И. А. Сац.
   Деятельность "С. т." оказала нек-рое  влияние  на  творчество  В.  Э.
Мейерхольда и А. Я. Таирова. Лит.: С т а р к Э. А., Старинный театр. П.,
1922.
   АН. А.
   СТАРИЦЕАЯ, Мария  Михайловна  (1865-20.XII.  1930)  -  укр.  актриса,
режисс„р,  педагог.  Будучи  гимназисткой,  выступала   в   любительских
спектаклях Киевского драм. кружка. На проф. укр. сцену вступила в  1885,
в труппу своего отца М. П. Старицкого. После  окончания  Петерб.  театр.
уч-ща (сер. 90-х гг.) С. работала в рус. труппах в Петербурге и  Москве.
Лучшие роли: Анна Петровна, Лимериха, Мать, Ган-на ("Не  суждено!",  "За
двумя зайцами", "Маруся Богу-славка", "Богдан Хмельницкий"  Старицкого),
Василиса,  Кабаниха  ("Василиса   Мелентьева",   "Гроза"   Островского).
С.актриса большого темперамента, острой характерности, мастер  слова.  С
1898 занималась реж., педагогич. деятельностью, работала в драм. кружках
"народных  домов",  в  Литературно-артистич.  об-ве  (Киев).  В  1904-27
возглавляла драм. отделение Муз.-драм.  школы  Н.В.Лысенко  в  Киеве  (с
1918- ин-т). С.  способствовала  развитию  театрального  образования  на
Украине. Среди пост. С.- "Бурлак", "Наймичка" Карпенко-Карого,  "Гроза",
"Горе от ума", "Привидения";  С.  первая  пост.  историч.  драму  М.  П.
Старицкого "Оборона Буши", драм.  произведения  Леси  Украинки-"Иоганна,
жена Хуса", "Мо-хаммед и  Айша"  (силами  учеников  Муз.-драм.  школы  и
участников  драм.  кружков),  а  также  (в  соре-жисс„рстве  с   Г.   И.
Матковским) "Каменный властелин" (Театр Н. К. Садовского в Киеве, 1914).
Е. Хл.
   СТАРИЦКИЙ, Михаил Петрович (14.XII.1840, г. Клещинцы,  -  27.IV.1904,
Киев) - укр. писатель, театр. деятель.  Рано  осиротев,  воспитывался  в
семье В. Р. Лысенко (отца композитора Н. В. Лысенко). Учился в  Киевском
ун-те на юрпдич. ф-те. На формирование мировоззрения С. большое  влияние
оказали  революционно  -  демократич.  идеи   Шевченко,   Чернышевского,
Некрасова. С 1864 начинается  культу  рно-обществ.  деятельность  С.  Он
выступал как поэт, переводчик,  писал  исторические  романы  и  повести,
посвящ„нные национально-освободительной борьбе украинского народа.
   В  лит.  творчестве  С.  значительное  место  занимает   драматургия:
инсценировки -  "Рождественская  ночь",  "Сорочинская  ярмарка",  "Тарас
Бульба", "Майская ночь, или Утопленница"  по  произв.  Гоголя;  пьеса  с
заимствованным сюжетом - "Зимний вечер"  по  од-ноим.  рассказу  Ожешко,
"Цыганка Аза" по повести "Хата за селом" Крашевского, "Юрко  Довбыш"  по
роману  Францоза  "За  правду!".  С.  сделал   сценич.   редакции   пьес
"Черноморский  быт  на  Кубани"  Кухаренко  (у  С.-  "Черноморцы"),  "На
Кожумяках"  Нечуя-Левиц-кого  (у  С."За  двумя  зайцами"),  "Перемудрил"
Па-наса Мирного (у С.- "Крути,  да  не  перекручивай").  Наиболее  полно
талант С. раскрылся в оригинальных пьесах. Социально-бытовые  драмы  "Не
суждено!"   (1881),   "В   темноте"   (1892)   показывают   жизнь   укр.
пореформенного села, первые поиски путей к изменению социально-экономич.
условий жизни и пробуждение обществ, сознания крестьянской бедноты. Тема
социального неравенства раскрывается в истории  тра-гич.  любви  в  муз.
драме "Ой не ходи, Грицю, тай на вечерницю" (1887). Жизни  укр.  акт„ров
поев. драма "Талан" (1893). В написанной по-русски драме  "Крест  жизни"
(1901) поставлена проблема  идейно-политич.  размежевания  интеллигенции
при капитализме. С.  принадлежат  историч.  драмы  "Богдан  Хмельницкий"
(1887), "Маруся Богуславка" (1898), "Оборона  Буши"  (1898),  "Последняя
ночь" (1899). Сценич. деятельность С. началась  в  1864  в  любительских
драм. кружках. Руководимый С. и Н. В. Лысенко киевский Муз.-драм. кружок
(70-е гг.) явился в условиях запрета укр. т-ра очагом  театр.  жизни,  а
показанная в 1874 со сцены Киевского гор. т-ра оперетта "(Рождественская
ночь" (муз. Лысенко, либретто С.) была воспринята как большое событие. В
1883-85 С.директор труппы  М.  Л.  Кропивницкого,  в  1885-91  возглавил
товарищество, отделившееся от этой труппы, в 1892-96 -  дирекцию  труппы
Н. К. Садовского; в 1898  -  режисс„р  труппы  И.  М.  Найды  (Руденко).

Страницы: «« « 2135   2136   2137   2138   2139   2140   2141   2142   2143  2144   2145   2146   2147   2148   2149   2150   2151   2152   2153  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия