Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2130   2131   2132   2133   2134   2135   2136   2137   2138  2139   2140   2141   2142   2143   2144   2145   2146   2147   2148  » »»

проблемам сов. т-ра.
   Деятельность С., его идеи способствовали возникновению  самых  разных
театральных течений,  оказали  огромное  влияние  на  развитие  мирового
сценич. иск-ва 20 в.
   С. вн„с огромный вклад в нац. и общечеловеч. культуру,  обогатил  мир
новыми художеств. ценностями, расширил границы  человеческого  познания.
По признанию  крупнейших  мастеров  зарубежной  сцены,  весь  совр.  т-р
использует наследие великого рус. режисс„ра.
   С о ч.: Собр. соч. в 8 тт.,  т.  1-8,  М.,  1954-1961;  Моя  жизнь  в
искусстве, М., 1926, Собр. соч., т.  1,  М.,  1954;  Работа  актера  над
собой, ч. 1-2, М., 1938, Собр. соч., т. 2,  3,-М.,  1954-  1955;  Работа
актера над ролью, М., 1957, Собр. соч.,т. 4,  М.,  1957;  Статьи.  Речи.
Заметки. Дневники. Воспоминания [1877- 1938], Собр. соч., т. 5,  6,  М.,
1958-1959; Письма [1886- 1938], там же, т. 7, 8,  М.,  1960-61;  Статьи.
Речи.  Беседы.  Письма,  М.,  1953;  "Чайка"  в  постановке  Московского
Художественного театра. Режиссерская  партитура  К.  С.  Станиславского,
Л.-М., 1938;  Режиссерский  экземпляр  "На  дне"  М.  Горького,  в  кн.:
Ежегодник Московского Художественного театра. 1945 р.-у.  1,  М.,  1948;
Режиссерский   план   "Отел-ло",   М.-Л.,   1945;   Материалы.   Письма.
Исследования, М.,
   1955 (Театральное наследие, т. 1);  Беседы  К.  С.  Станиславского  в
Студии Большого театра в 1918-1922 гг., записаны... К. Е.  Антаровой,  1
изд., 1939, 2 изд., М., 1947, 3 изд., М., 1952.
   Лит.: Эфрос Н.Е.,К.С. Станиславский (Опыт характеристики), П.,  1918;
В ольк енштейн  В.,  Станиславский,  Л.,  1927;  Волков  Н.  Д.,  К.  С.
Станиславский. 1863-1938, в кн.: Ежегодник  Московского  Художественного
театра. 1943 г., М., 1945; О Станиславском. Сб. воспоминаний, 1863-1938.
Сост. и ред. Л. Я. Гуревич и Н. Д. Волков, М., 1948; Гуревич Л.,  Девять
ролей К. С. Станиславского, "Театр", 1938, Л'о 9; Н о в и ц к  и  и  П.,
Станиславский и Не-мирович-Данченко, там же, 1939, "Мо 8;  Румянцев  П.,
Работа Станиславского над оперой "Риголетто", М., 1955; его  же.  Работа
Станиславского над "Борисом Годуновым", в кн.: Театральный альманах. Сб.
статей и мат-лов, кн. 1 (3), М., 1946; К  р  и  с  т  и  Г.  В.,  Работа
Станиславского в оперном театре, М., 1952; Прокофьев  В.,  На  последних
репетициях К. С. Станиславского, "Театр", 1948,  ј  1;  его  же,  К.  С.
Станиславский о творческом процессе актера, там же, 1948, ј 3; е г  о  ж
е, К. С. Станиславский об искусстве актера,  там  же,  1948,  ј10;Марков
П.,Чушкин Н., Московский Художественный театр. М.-Л., 1950;
   Наследие Станиславского и практика советского театра. Сб. статей, М.,
1953; Станиславский. Писатели,  артисты,  режиссеры  о  великом  деятеле
русского театра, М., 1963; К р ы-ж и ц к  и  и  Г.,  Великий  реформатор
сцены, М., 1962; М а р-ков П., О Станиславском, "Театр", 1962, ј 1.
   Влад. 77., Г р. К. СТАНИСЛАВСКОГО СИСТЕМА -  условное  наи  менование
сценич.  теории,  метода  и  артистич.  техники,  разработанных  великим
деятелем рус. и сов. т-ра К. С. Станиславским. Задуманная  как  практич.
руководство для акт„ра и режисс„ра С. с. приобрела значение  эстетич.  и
проф. основы иск-ва сценич. реализма.  На  не„  опирается  совр.  театр.
педагогика и творч. практика т-ра. С. с. возникла как обобщение творч. и
педагогич. опыта самого Станиславского и его театр.  предшественников  и
современников, выдающихся представителей мирового  сценич.  иск-ва.  Она
отличается от большинства ранее существовавших театр.  систем  тем,  что
строится не на изучении конечных результатов творчества, а на  выяснении
причин, порождающих тот или  иной  результат.  В  ней  впервые  решается
проблема сознательного  овладения  подсознательными  творч.  процессами,
исследуется путь органич. перевоплощения акт„ра в образ. С. с.  является
теоретич. выражением того реалистич. направления в сценич. иск-ве, к-рое
Станиславский назвал  "искусством  переживания".  Рождение  С.  с.  было
подготовлено всем ходом развития передовой рус. эстетич.  мысли  19  в.,
для к-рой характерно материалистич.  понимание  иск-ва,  борьба  за  его
активную  преобразующую  роль  в  жизни  общества.   Создавая   систему,
Станиславский  опирался  на  лучшие  традиции  рус.  иск-ва  -  традиции
Пушкина, Гоголя, Щепкина, Островского, Л. Толстого.  Особое  влияние  на
формирование эстетич. взглядов Станиславского оказала драматургия Чехова
и Горького. Развитие С. с. неотделимо от деятельности  Моск.  Художеств.
т-ра и его студий, где  она  прошла  длительный  путь  экспериментальной
разработки и проверки практикой,  прежде  чем  стать  достоянием  театр.
иск-ва. Возникнув в  начале  века,  в  период  нарастания  пролетарского
революц.-освободит,  движения  в  России,  С.  с.  отразила  потребность
передовой части общества в сценич. иск-ве большого идейного  содержания,
глубокой жизненной правды, в иск-ве, близком и понятном  народу.  В  ней
наиболее  последовательно  воплотились  нац.  черты  рус.  иск-ва,   его
реалистич. и демократич. устремления. Помимо своей позитивной программы,
С. с. содержит также  острую  критику  и  отрицание  всего,  что  мешает
поступательному  движению  сценич.  иск-ва,  уводит  его  в  сторону  от
предназначенной ему миссии  служения  народу.  В  сво„м  учении  о  т-ре
Станиславский объявляет непримиримую борьбу сценич. дилетантизму, с  его
пренебрежением  к  художеств.  технике,  мастерству   и   неоправданными
расч„тами на спасительное "вдохновение". Он отмеж„вывается и  от  театр.
ремесла, к-рое пользуется готовыми трафаретами, штампами  для  условного
изображения образов и страстей. Несколько иначе Станиславский  относился
к искусству представления, к-рое,  в  отличие  от  ремесла,  требует  от
акт„ра   подлинности   переживания,   но   лишь   в    подготовительный,
репетиционный период работы над ролью; на сцене же  акт„р  демонстрирует
зрителю  готовый  результат  творчества,  раз  и  навсегда  отработанный
внешний рисунок роли, без затраты душевных сил. Для  т-ра  представления
характерно стремление  к  подч„ркнутой  сценич.  условности,  к  внешней
броскости  и  эффектности  театр.   зрелища.   Поэтому   при„мы   иск-ва
представления  были  использованы   в   эстетском   формалистич.   т-ре,
противопоставившем  принципам  реализма   самодовлеющую   театральность.
Станиславскому были  чужды  художеств.  метод  и  сама  эстетика  иск-ва
представления, к-рое, по его мнению, стремится не к правдивому отражению
реальной жизни, а к созданию  особой  театр.  жизни,  прекрасной  "своей
отвлеч„нностью".   В   иск-ве   переживания   С.   видел   глубокое    и
последовательное воплощение принципов сценич.  реализма,  возможность  в
наибольшей  степени  воздействовать  на  сознание  и  чувства   зрителя,
выполнить   задачу   высокого   обществ,   служения.   Именно    поэтому
Станиславский уделил в сво„м учении такое  большое  внимание  воспитанию
художника-гражданина, артиста - общественного деятеля, "человека  идеи".
Иск-во переживания предъявляет особые требования и к художеств.  технике
акт„ра, к-рый должен не изображать образ, а "стать  образом",  жить  его

Страницы: «« « 2130   2131   2132   2133   2134   2135   2136   2137   2138  2139   2140   2141   2142   2143   2144   2145   2146   2147   2148  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия