Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2121 2122 2123 2124 2125 2126 2127 2128 2129 2130 2131 2132 2133 2134 2135 2136 2137 2138 2139 » »» Берсенева ("Разлом"). . Дм. Д. СОХАДЗЕ, Екатерина Тарасовна [р. 3(16).III. 1907] - груз. сов. артистка оперы. Нар. арт. Груз. ССР (1946). В 1925-28 училась пению в Кутаисском муз. техникуме, в 1930 окончила Тбилисскую консерваторию по классу О. А. Бахуташвили-Шульги-ной. В 1930-53 - солистка Т-ра оперы и балета им. Палиашвили. Партии: Этери, Маро ("Абесалом и Этери", "Даиси" 3. Палиашвили), Нино ("Сказание о Шота Руставели" Аракишви-ли). Нестан-Да реджан ("Сказание о Тариэле" Мшвелидзе), Тамара, Татьяна, Марфа, Микаэла; Дездемона ("Отелло" Верди), Чио-Чио-сан; Наталья ("Тихий Дон") и др. Л Ц СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - творческий метод, основанный на правдивом, исторически-конкретном изображении действительности в е„ революционном развитии. Опираясь на опыт всей предшествующей художественной культуры и прежде всего реалистич. иск-ва (см. Реализм), С. р. выступает как его новый, высший историч. этап. Ростки С. р. в иск-ве появляются в 19 в., в пору выхода на историч. арену рабочего класса и возникновения коммунистич. идеологии, однако окончательно он формируется и развивается на почве социального опыта 20 в. ив первую очередь опыта Октябрьской революции, как обобщение практики нового, революц. иск-ва. Опираясь на научное мировоззрение, С. р. рассматривает действительность во всей е„ реальной сложности и противоречивости и одновременно в историч. перспективе движения к коммунистич. обществу, в перспективе разрешения противоречия между "человеком и человеком", "индивидом и родом", "свободой и необходимостью" (см. К.Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 588), что, в свою очередь, вед„т к новому соотношению между идеалом и действительностью, "целью и средством", "словом и делом". Все эти предпосылки определяют осн. эстетич. принципы С. р.- глубокую правдивость, прогрессивную идейную направленность, историч. конкретность и гуманистич. сущность. Диалектика характеров и обстоятельств, детерминированность личности социальными условиями, средой и значение личности в изменении этих условий, представление о человеке как "объекте" и "субъекте" истории получают в иск-ве С. р. наиболее глубокое выражение. Иск-во С. р. показывает, что "совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3,с. 2). Исторически это связано с появлением на сцене представителей народа и прежде всего нового, рево-люц. класса, уже не в качестве "фона" или страдающей массы, как это чаще всего было в иск-ве прошлого, а как активного творца истории. Раскрывая роль нар. масс в истории, иск-во получает тем самым возможность впервые раскрыть и значение активного, самостоятельного действия человека в разрешении противоречий жизни. Особая историч. заслуга в этом отношении принадлежит одному из основоположников С. р.- М. Горькому, творчество к-рого пронизывает мысль: "Не я, но мы - вот начало освобождения личности" (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 18). "Хозяин тот, кто трудится", "Права не дают, права берут" ("Мещане")- эти положения символизируют новый этап осознания человеком своего отношения к действительности, осознания себя хозяином "собственной судьбы". Поступая по внутр. убеждению, свободно, герой опирается на революц. опыт масс, его действия постоянно соотносятся с этим опытом, к-рый выступает как высший критерий в оценке личности, е„ "направленности" и поведения. В этом заключается одно из важнейших завоеваний социалистич. иск-ва. В С. р. получает наиболее глубокое воплощение принцип народности иск-ва, сформулированный В. И. Лениным. "Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понято этими массами и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их" (цит. по кн.: 2 е 1 1с 1 п С., Егшпегипеп ап Ьешп, В., 1957, 8. 17). Отражение интересов народа, насущных проблем его жизни, приближающее "искусство к народу и народ к искусству" (там же), служит эстетическому воспитанию народных масс, формированию гармонич., всесторонне развитой личности и раскрепощению самого иск-ва, реализации всех его эстетич. возможностей. В этом смысле иск-во С. р. разрешает противоречия, характерные для предшествующих этапов развития художеств. культуры. С народностью внутренне связан один из важнейших эстетич. принципов С. р.- его партийность, к-рая заключается в открытом, сознательном служении художника интересам рабочего класса, в наших условиях - всего народа. Мировоззренч. позиция, ставшая внутр. убеждением художника, связывающая его с историч. миссией наиболее последовательно-ре-волюц. класса, оказывается источником подлинной свободы творчества и предпосылкой, дающей возможность иск-ву отразить глубокую правду действительности. В этом смысле партийность С. р. противоположна бурж. партийности в иск-ве, часто скрывающей под маской "абсолютной свободы" творчества зависимость художника от господств, капиталистич. отношений и искажающей его взгляд на действительность. В свете мировоззрения, раскрывающего закономерности истории, правдивость реализма приобретает в социалистич. иск-ве новые качества, обогащается более широким и глубоким взглядом на обществ, конфликты, тенденции времени и их перспективы. Понимание реальных путей истории и социального прогресса влияет и на характер эстетич. идеала в иск-ве - он перестает выступать просто как некая желанная, конечная цель, какой он во многом ещ„ оста„тся в иск-ве критич. реализма, а включает в себя и определенные пути достижения этой цели, борьбу за новые общественные отношения. Не умозрительно сконструированный "идеальныйидеальное в реальном человеке оказывается в центре внимания иск-ва С. р. Все это определяет его и утверждающий и критический пафос. Слияние в С. р. действенности и осознанного историч. смысла, художеств. цельности и высокой идейности, о к-ром говорил Ф. Энгельс, размышляя о драме будущего (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 29, с. 492), открывает пути к созданию подлинно интеллектуального и активно действующего героя, думающего над важнейшими обществ, проблемами времени, сознающего личную ответственность за судьбы страны, общества, совр. мира, его революц. преобразований, героя, рассматривающего "бытие как деяние" (М. Горький), духовное богатство и идейная зрелость к-рого проявляются в действии. Отсюда такие эстетич. качества С. р., как глубокий социальный подтекст событий, их историч. перспектива, новое соотношение героевинар. масс, пристальное внимание к действенному началу драмы. Эти качества проявляются уже в таких связанных со становлением С. р. спектаклях, как: Страницы: «« « 2121 2122 2123 2124 2125 2126 2127 2128 2129 2130 2131 2132 2133 2134 2135 2136 2137 2138 2139 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |