|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2121 2122 2123 2124 2125 2126 2127 2128 2129 2130 2131 2132 2133 2134 2135 2136 2137 2138 2139 » »» Берсенева ("Разлом"). . Дм. Д.
СОХАДЗЕ, Екатерина Тарасовна [р. 3(16).III. 1907] - груз. сов.
артистка оперы. Нар. арт. Груз. ССР (1946). В 1925-28 училась пению в
Кутаисском муз. техникуме, в 1930 окончила Тбилисскую консерваторию по
классу О. А. Бахуташвили-Шульги-ной. В 1930-53 - солистка Т-ра оперы и
балета им. Палиашвили.
Партии: Этери, Маро ("Абесалом и Этери", "Даиси" 3. Палиашвили), Нино
("Сказание о Шота Руставели" Аракишви-ли). Нестан-Да реджан ("Сказание о
Тариэле" Мшвелидзе), Тамара, Татьяна, Марфа, Микаэла; Дездемона
("Отелло" Верди), Чио-Чио-сан; Наталья ("Тихий Дон") и др. Л Ц
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - творческий метод, основанный на правдивом,
исторически-конкретном изображении действительности в е„ революционном
развитии. Опираясь на опыт всей предшествующей художественной культуры и
прежде всего реалистич. иск-ва (см. Реализм), С. р. выступает как его
новый, высший историч. этап. Ростки С. р. в иск-ве появляются в 19 в., в
пору выхода на историч. арену рабочего класса и возникновения
коммунистич. идеологии, однако окончательно он формируется и развивается
на почве социального опыта 20 в. ив первую очередь опыта Октябрьской
революции, как обобщение практики нового, революц. иск-ва.
Опираясь на научное мировоззрение, С. р. рассматривает
действительность во всей е„ реальной сложности и противоречивости и
одновременно в историч. перспективе движения к коммунистич. обществу, в
перспективе разрешения противоречия между "человеком и человеком",
"индивидом и родом", "свободой и необходимостью" (см. К.Маркс, в кн.:
Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 588), что, в свою
очередь, вед„т к новому соотношению между идеалом и действительностью,
"целью и средством", "словом и делом". Все эти предпосылки определяют
осн. эстетич. принципы С. р.- глубокую правдивость, прогрессивную
идейную направленность, историч. конкретность и гуманистич. сущность.
Диалектика характеров и обстоятельств, детерминированность личности
социальными условиями, средой и значение личности в изменении этих
условий, представление о человеке как "объекте" и "субъекте" истории
получают в иск-ве С. р. наиболее глубокое выражение. Иск-во С. р.
показывает, что "совпадение изменения обстоятельств и человеческой
деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как
революционная практика" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2
изд., т. 3,с. 2). Исторически это связано с появлением на сцене
представителей народа и прежде всего нового, рево-люц. класса, уже не в
качестве "фона" или страдающей массы, как это чаще всего было в иск-ве
прошлого, а как активного творца истории. Раскрывая роль нар. масс в
истории, иск-во получает тем самым возможность впервые раскрыть и
значение активного, самостоятельного действия человека в разрешении
противоречий жизни. Особая историч. заслуга в этом отношении принадлежит
одному из основоположников С. р.- М. Горькому, творчество к-рого
пронизывает мысль: "Не я, но мы - вот начало освобождения личности"
(Собр. соч., т. 24, 1953, с. 18). "Хозяин тот, кто трудится", "Права не
дают, права берут" ("Мещане")- эти положения символизируют новый этап
осознания человеком своего отношения к действительности, осознания себя
хозяином "собственной судьбы". Поступая по внутр. убеждению, свободно,
герой опирается на революц. опыт масс, его действия постоянно
соотносятся с этим опытом, к-рый выступает как высший критерий в оценке
личности, е„ "направленности" и поведения. В этом заключается одно из
важнейших завоеваний социалистич. иск-ва.
В С. р. получает наиболее глубокое воплощение принцип народности
иск-ва, сформулированный В. И. Лениным. "Искусство принадлежит народу.
Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких
трудящихся масс. Оно должно быть понято этими массами и любимо ими. Оно
должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их" (цит. по
кн.: 2 е 1 1с 1 п С., Егшпегипеп ап Ьешп, В., 1957, 8. 17). Отражение
интересов народа, насущных проблем его жизни, приближающее "искусство к
народу и народ к искусству" (там же), служит эстетическому воспитанию
народных масс, формированию гармонич., всесторонне развитой личности и
раскрепощению самого иск-ва, реализации всех его эстетич. возможностей.
В этом смысле иск-во С. р. разрешает противоречия, характерные для
предшествующих этапов развития художеств. культуры.
С народностью внутренне связан один из важнейших эстетич. принципов
С. р.- его партийность, к-рая заключается в открытом, сознательном
служении художника интересам рабочего класса, в наших условиях - всего
народа. Мировоззренч. позиция, ставшая внутр. убеждением художника,
связывающая его с историч. миссией наиболее последовательно-ре-волюц.
класса, оказывается источником подлинной свободы творчества и
предпосылкой, дающей возможность иск-ву отразить глубокую правду
действительности. В этом смысле партийность С. р. противоположна бурж.
партийности в иск-ве, часто скрывающей под маской "абсолютной свободы"
творчества зависимость художника от господств, капиталистич. отношений и
искажающей его взгляд на действительность.
В свете мировоззрения, раскрывающего закономерности истории,
правдивость реализма приобретает в социалистич. иск-ве новые качества,
обогащается более широким и глубоким взглядом на обществ, конфликты,
тенденции времени и их перспективы. Понимание реальных путей истории и
социального прогресса влияет и на характер эстетич. идеала в иск-ве - он
перестает выступать просто как некая желанная, конечная цель, какой он
во многом ещ„ оста„тся в иск-ве критич. реализма, а включает в себя и
определенные пути достижения этой цели, борьбу за новые общественные
отношения. Не умозрительно сконструированный "идеальныйидеальное в реальном человеке оказывается в центре внимания иск-ва С. р.
Все это определяет его и утверждающий и критический пафос. Слияние в С.
р. действенности и осознанного историч. смысла, художеств. цельности и
высокой идейности, о к-ром говорил Ф. Энгельс, размышляя о драме
будущего (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 29, с. 492),
открывает пути к созданию подлинно интеллектуального и активно
действующего героя, думающего над важнейшими обществ, проблемами
времени, сознающего личную ответственность за судьбы страны, общества,
совр. мира, его революц. преобразований, героя, рассматривающего "бытие
как деяние" (М. Горький), духовное богатство и идейная зрелость к-рого
проявляются в действии. Отсюда такие эстетич. качества С. р., как
глубокий социальный подтекст событий, их историч. перспектива, новое
соотношение героевинар. масс, пристальное внимание к действенному началу
драмы. Эти качества проявляются уже в таких связанных со становлением С.
р. спектаклях, как:
Страницы: «« « 2121 2122 2123 2124 2125 2126 2127 2128 2129 2130 2131 2132 2133 2134 2135 2136 2137 2138 2139 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |