Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2121   2122   2123   2124   2125   2126   2127   2128   2129  2130   2131   2132   2133   2134   2135   2136   2137   2138   2139  » »»

Берсенева ("Разлом"). . Дм. Д.
   СОХАДЗЕ, Екатерина  Тарасовна  [р.  3(16).III.  1907]  -  груз.  сов.
артистка оперы. Нар. арт. Груз. ССР (1946). В 1925-28  училась  пению  в
Кутаисском муз. техникуме, в 1930 окончила Тбилисскую  консерваторию  по
классу О. А. Бахуташвили-Шульги-ной. В 1930-53 - солистка Т-ра  оперы  и
балета им. Палиашвили.
   Партии: Этери, Маро ("Абесалом и Этери", "Даиси" 3. Палиашвили), Нино
("Сказание о Шота Руставели" Аракишви-ли). Нестан-Да реджан ("Сказание о
Тариэле"  Мшвелидзе),  Тамара,  Татьяна,   Марфа,   Микаэла;   Дездемона
("Отелло" Верди), Чио-Чио-сан; Наталья ("Тихий Дон") и др. Л Ц
   СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - творческий метод, основанный на правдивом,
исторически-конкретном изображении действительности в  е„  революционном
развитии. Опираясь на опыт всей предшествующей художественной культуры и
прежде всего реалистич. иск-ва (см. Реализм), С. р.  выступает  как  его
новый, высший историч. этап. Ростки С. р. в иск-ве появляются в 19 в., в
пору  выхода  на  историч.  арену  рабочего   класса   и   возникновения
коммунистич. идеологии, однако окончательно он формируется и развивается
на почве социального опыта 20 в. ив  первую  очередь  опыта  Октябрьской
революции, как обобщение практики нового, революц. иск-ва.
   Опираясь   на   научное   мировоззрение,    С.    р.    рассматривает
действительность во всей е„  реальной  сложности  и  противоречивости  и
одновременно в историч. перспективе движения к коммунистич. обществу,  в
перспективе  разрешения  противоречия  между  "человеком  и  человеком",
"индивидом и родом", "свободой и необходимостью" (см.  К.Маркс,  в  кн.:
Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с.  588),  что,  в  свою
очередь, вед„т к новому соотношению между идеалом  и  действительностью,
"целью и средством", "словом и делом". Все  эти  предпосылки  определяют
осн.  эстетич.  принципы  С.  р.-  глубокую  правдивость,  прогрессивную
идейную направленность, историч. конкретность и гуманистич. сущность.
   Диалектика характеров и обстоятельств,  детерминированность  личности
социальными условиями, средой  и  значение  личности  в  изменении  этих
условий, представление о человеке как  "объекте"  и  "субъекте"  истории
получают в иск-ве С.  р.  наиболее  глубокое  выражение.  Иск-во  С.  р.
показывает,  что  "совпадение  изменения  обстоятельств  и  человеческой
деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только  как
революционная практика" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс  Ф.,  Соч.,  2
изд., т.  3,с.  2).  Исторически  это  связано  с  появлением  на  сцене
представителей народа и прежде всего нового, рево-люц. класса, уже не  в
качестве "фона" или страдающей массы, как это чаще всего было  в  иск-ве
прошлого, а как активного творца истории. Раскрывая  роль  нар.  масс  в
истории, иск-во  получает  тем  самым  возможность  впервые  раскрыть  и
значение активного,  самостоятельного  действия  человека  в  разрешении
противоречий жизни. Особая историч. заслуга в этом отношении принадлежит
одному  из  основоположников  С.  р.-  М.  Горькому,  творчество  к-рого
пронизывает мысль: "Не я, но мы  -  вот  начало  освобождения  личности"
(Собр. соч., т. 24, 1953, с. 18). "Хозяин тот, кто трудится", "Права  не
дают, права берут" ("Мещане")- эти положения  символизируют  новый  этап
осознания человеком своего отношения к действительности, осознания  себя
хозяином "собственной судьбы". Поступая по внутр.  убеждению,  свободно,
герой  опирается  на  революц.  опыт  масс,   его   действия   постоянно
соотносятся с этим опытом, к-рый выступает как высший критерий в  оценке
личности, е„ "направленности" и поведения. В этом  заключается  одно  из
важнейших завоеваний социалистич. иск-ва.
   В С. р. получает  наиболее  глубокое  воплощение  принцип  народности
иск-ва, сформулированный В. И. Лениным. "Искусство  принадлежит  народу.
Оно должно уходить своими глубочайшими корнями  в  самую  толщу  широких
трудящихся масс. Оно должно быть понято этими массами и любимо ими.  Оно
должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их" (цит. по
кн.: 2 е 1 1с 1 п С., Егшпегипеп ап Ьешп, В., 1957,  8.  17).  Отражение
интересов народа, насущных проблем его жизни, приближающее "искусство  к
народу и народ к искусству" (там же),  служит  эстетическому  воспитанию
народных масс, формированию гармонич., всесторонне развитой  личности  и
раскрепощению самого иск-ва, реализации всех его эстетич.  возможностей.
В этом смысле иск-во  С.  р.  разрешает  противоречия,  характерные  для
предшествующих этапов развития художеств. культуры.
   С народностью внутренне связан один из важнейших  эстетич.  принципов
С. р.- его  партийность,  к-рая  заключается  в  открытом,  сознательном
служении художника интересам рабочего класса, в наших условиях  -  всего
народа. Мировоззренч.  позиция,  ставшая  внутр.  убеждением  художника,
связывающая его с историч.  миссией  наиболее  последовательно-ре-волюц.
класса,  оказывается   источником   подлинной   свободы   творчества   и
предпосылкой,  дающей  возможность  иск-ву  отразить   глубокую   правду
действительности. В этом смысле партийность С. р.  противоположна  бурж.
партийности в иск-ве, часто скрывающей под маской  "абсолютной  свободы"
творчества зависимость художника от господств, капиталистич. отношений и
искажающей его взгляд на действительность.
   В  свете   мировоззрения,   раскрывающего   закономерности   истории,
правдивость реализма приобретает в социалистич. иск-ве  новые  качества,
обогащается более широким и глубоким  взглядом  на  обществ,  конфликты,
тенденции времени и их перспективы. Понимание реальных путей  истории  и
социального прогресса влияет и на характер эстетич. идеала в иск-ве - он
перестает выступать просто как некая желанная, конечная цель,  какой  он
во многом ещ„ оста„тся в иск-ве критич. реализма, а включает  в  себя  и
определенные пути достижения этой цели,  борьбу  за  новые  общественные
отношения.  Не  умозрительно  сконструированный  "идеальныйидеальное в реальном человеке оказывается в центре внимания иск-ва С. р.
Все это определяет его и утверждающий и критический пафос. Слияние в  С.
р. действенности и осознанного историч. смысла, художеств.  цельности  и
высокой идейности,  о  к-ром  говорил  Ф.  Энгельс,  размышляя  о  драме
будущего (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч.,  2  изд.,  т.  29,  с.  492),
открывает  пути  к  созданию  подлинно   интеллектуального   и   активно
действующего  героя,  думающего  над  важнейшими   обществ,   проблемами
времени, сознающего личную ответственность за судьбы  страны,  общества,
совр. мира, его революц. преобразований, героя, рассматривающего  "бытие
как деяние" (М. Горький), духовное богатство и идейная  зрелость  к-рого
проявляются в действии.  Отсюда  такие  эстетич.  качества  С.  р.,  как
глубокий социальный подтекст событий,  их  историч.  перспектива,  новое
соотношение героевинар. масс, пристальное внимание к действенному началу
драмы. Эти качества проявляются уже в таких связанных со становлением С.
р. спектаклях, как:

Страницы: «« « 2121   2122   2123   2124   2125   2126   2127   2128   2129  2130   2131   2132   2133   2134   2135   2136   2137   2138   2139  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия