Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2117 2118 2119 2120 2121 2122 2123 2124 2125 2126 2127 2128 2129 2130 2131 2132 2133 2134 2135 » »» Грибоедова), Званцов ("Говорун" Хмельницкого) и др. Его игра отличалась л„гкостью, изяществом, естественностью, виртуозным мастерством перевоплощения (напр., в комедии Вольтера "Чем богат, тем и рад" С. играл 8 разнохарактерных ролей). Пользуясь при„мами имитации, пародии, С. создавал острые образы, высмеивающие его современников. Так, играя роль Ольгина, С. имитировал известного в то время франта Сологуба. С блеском, темпераментом С. играл роль Фигаро ("Женитьба Фигаро", 1828); однако этот образ не получил у него социально-углубл„нного раскрытия. В 30-е гг., в связи с развитием реализма в рус. т-ре, иск-во С. приобрело сатирич. остроту. Реалистич. драматургия воспитала у акт„ра умение создавать обобщающие образы, типизировать характерные явления николаевской России. В 1830 С., играя роль Репетилова, обличал дворянских лоботрясов и болтунов, нахватавшихся чужих мыслей, не способных к действиям (с успехом играл эту роль до конца жизни). Наиболее значит, работа С.- роль Городничего (1836), получившая высокую оценку самого автора пьесы. В исполнении С. Городничий был умным и хитрым пройдохой, скрывающим свою подлинную сущность за благообразной наружностью. В 1842 сыграл роль Кочкар„ва ("Женитьба"). Среди его лучших ролей также: Тартюф; Сганарель ("Школа мужей" Мольера), Балагалаев ("Завтрак у предводителя" Тургенева), Соломон ("Кин, или Гений и беспутство" Дюма-отца) и др. С. занимался педагогич. деятельностью. Среди его учеников - В. Н. Асенкова. Лит.: Сосницкий И. И., Биография, СПБ, 1861; Бураковский С. [сост.],Очерк истории русской сцены в биографиях ее главнейших деятелей, СПБ, 1877; Б е р т е н-с о н С., Дед русской сцены, П., 1916; С е г е д и И., И. И. Сосницкий, M.-Л., 1945; Нильский, Воспоминания, "Исторический вестник", 1895, т. 56, апрель, с. 108-27; Дуры лин С., Щепкин и Сосницкий. "Театр", 1938, ј 8. С. Г. "СОСЬЕТЕР" (франц. societaire, от societe - това-рищество) -название акт„ров - членов труппы франц. т-ра "Комеди Франсез", представляющего собой самоуправляемое общество на паях; все доходы т-ра делятся на определ„нное количество частей соответственно количеству пайщиков, или "С.". Со дня основания до 1715 король также имел в сво„м распоряжении половину пая, к-рую отдавал по собственному усмотрению акт„рам, приглашаемым им лично, без согласования с труппой. При организации т-ра в труппе был 21 пай на 27 акт„ров. В 1686 количество паев возросло до 23 (до 1794). Акт„ры-пайщики обычно не заинтересованы в увеличении количества паев, т. к. уменьшается цифра дохода каждого из них. "СОСЬЕТЕРКА" - то же, что "сосьетер". СОТЙ (франц. sotie, от sot - глупый) - комедий-но-сатирич. жанр франц. т-ра 15-16 вв., разновидность фарса. Возник на основе ср.-век. пародийно-шутовских игр "дураков". В С. все персонажи выступали в обличий "дураков" (к обычному шутовскому костюму добавлялись атрибуты, символизирующие определ„нный тип), аллегорически изображавших разные обществ, пороки. С. создавались в любит, кружках, среди к-рых наибольшей известностью пользовалось парижское шутовское общество "Беззаботные ребята". С ним была связана деятельность поэта П. Гренгора - автора С. "Игра о Принце дураков..." (1512), направленного против римского папы. Получило известность также С. "Мир и злоупотребления" (1513). В конце 16 в. исполнение С., служивших для буржуазии своеобразной формой критики феодальной верхушки, было запрещено королевской властью. Преследование любит, театр. обществ привело к полному исчезновению этого жанра. СОФИЙСКАЯ НАРОДНАЯ ОПЕРА - болг. т р оперы и балета. Ведущий муз. т-р НРБ. Осн. в 1908. До 1922 работал под назв. "Българска оперна дружба" ("Болгарское оперное товарищество"). В 1922 товарищество добилось гос. субсидии, т-р получил совр. название. С. Н. о. возникла в результате энергичных действий группы инициаторов (К. Михайлов-Стоян, Д. Казаков, И. Вулъпе), поддержанных демокра-тич. общественностью. Благодаря воздействию рус. муз. т-ра С. Н. о. с самого начала своей деятельности следовала реалистич. принципам. Но только после установления нар. строя т-р получил возможность развития, стал вровень с оперными коллективами Европы, мн. его певцы получили мировое признание. В С. Н. о. были пост. почти все оперы болг. композиторов: "Нищая" Манолова (1910), "Камен и Цена" Иванова и Кауц-кого, "Тахир-беговица" ("Жена Тахир-бека") Хаджигеоргие-ва, "Борислав" (1911), "Гергана" (1917, 1945), "Цвета" (1925, 1958), "Алцек" (1930) Атанасова, "Женское царство" (1935), "Саламбо" (1940), "Хитрый П„тр" (1958) Стоянова, "Царь Калоян" Владигерова (1936), "Девять братьев Яны" (1937, 1961), "Момчил" (1948, 1955), "Антигона 43" (1964) Л. Пипко-ва, "Ивайло" Големинова (1959) и др.; оперы рус. и сов. композиторов: "Демон" (1910), "Князь Игорь" (1922, 1946, 1950, 1964), "Царская невеста" (4923, 1952), "Майская ночь" (1925), "Садко" (1935, 1962), "Пиковая дама" (1926, 1947, 1955), "Евгений Онегин" (1945, 1948), "Борис Годунов" (1929, 1946, 1950), "Хованщина" (1954), "Иван Сусанин" (1940, 149); "Семья Тараса" Кабалевского (1952), "Война и мир" (1957); "Укрощение строптивой" Шебалина (1960) и др.; оперы зарубежных классиков: Б. Сметаны, С. Монюшко, В. А. Моцарта, Р. Вагнера, Дж. Верди, Дж. Пуччини и др. В работе т-ра приняли участие сов. режисс„ры Е. Н. Соковнин, П. И. Румянцев, Б. А. Покровский, балетмейстеры Н. С. Холфин, Н. И. Анисимова, Ф. И. Балабина, худ. В. А. Лужецкий. С. Н. о. сыграла важную роль в формировании нац. вок. школы. На ее сцене пели: К. Михайлов-Стоян, И. Вульпе, Е.Апостоло-ва, П. Димитров, И. Димчева, 3. Куртева, М. Василева, К. Стоянова, П. Райчев, С. Македонский, Г. Дончев, Н. Гяуров, Д. Герганова,М. Попов.Х. Брымбаров.Н.Ка-рова, Б. Христов, Т. Мазаров, Ж. Минчев, И. Попова, Н. Свиларова и др. Работали дириж„ры: А. Димитров, А. Найденов, В. Бобчевский и др.; режисс„ры: Д. Казаков, К. Михайлов-Стоян, И. Арнаудов, X. Попов и др.; художники - А. Миленков, А. Попов и др. На сцене С. Н. о. создавалась нац. хореография. Первые балетные спектакли пост. А. Петров: "Коппе-лия" (1928); "Змей и Яна" Манолова (1937) - первый нац. балет. В 1939-41 Петров пост. балеты Глазунова, Чайковского, Равеля. В т-ре работали также балетмейстеры Л. Вылкова, М. Димова, М. Фроман и др. После 1944 количество балетных спектаклей возросло. Среди пост.: "Бахчисарайский фонтан" (1945, 1954), "Жизель" (1948), "Красный цветок" (1950), "Лауренсия" (1952); "Мирандолина" Василенко (1953), "Лебединое озеро" (1957), "Спящая красавица" (1959), "Гаянэ" (1961), "Ромео и Джульетта" (1962). Пост. новые болг. балеты: "Хайдуцкая песня" Райчева (1953), "Легенда об озере" Владигерова, "Орфей и Родопа" Страницы: «« « 2117 2118 2119 2120 2121 2122 2123 2124 2125 2126 2127 2128 2129 2130 2131 2132 2133 2134 2135 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |