Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2108   2109   2110   2111   2112   2113   2114   2115   2116  2117   2118   2119   2120   2121   2122   2123   2124   2125   2126  » »»

Москвы.
   Роли: Варя ("Дикарка"  Островского  и  Соловь„ва),  Мария  Антоновна,
позже Анна Андреевна ("Ревизор"), Анисья  ("Власть  тьмы"),  Мурзавецкая
("Волки и овцы"), Евдокия Антоновна ("Дни нашей жизни" Андреева).
   С  1917  С.-  актриса   МХТ.   Игра   С.   отличалась   искренностью,
задушевностью, реалистич. выразительностью.  Роли,  сыгранные  в  МХАТе:
Бабушка ("Синяя птица" Метерлинка, 1917), Манефа  ("На  всякого  мудреца
довольно простоты",  1920),  графиня  Хрюмина  ("Горе  от  ума",  1924),
Марселина ("Женитьба Фигаро", 1927), Марина ("Дядя Ваня",  1925,  1947),
Китаева ("Воскресение" по Л. Толстому,  1930),  Клара  ("Страх",  1931),
Коробочка ("М„ртвые души", 1933), Михеевна ("Последняя  жертва",  1944).
Э. К.
   СОКОЛОВСКИЙ, Владислав Александрович (17.XI.1898-26.IV.1964)  -  рус.
сов. акт„р. Нар. арт. РСФСР (1955).  Чл.  Коммунистич.  партии  с  1940.
Учился (1917-19) в драматич. студии в  Смоленске.  Сценич.  деятельность
начал в 1919 в Смоленске, дебютировал в роли Хлестакова. Работал в Туле,
Ки-нешме,   Томске,   Новороссийске,   Курске,    Казани,    Краснодаре,
Архангельске. С 1935 -акт„р Горьков-ского т-ра.
   Роли: Труффальдино ("Слуга двух господ"), Швандя;
   Чацкий, Жадов; доктор Ранк ("Кукольный дом"), Треплев;
   Ф„дор  Таланов  ("Нашествие"),  Харитонов  ("За  тех,  кто  в  море!"
Лаврен„ва), Войницкий, Яго, Карандышев; Микола  Задорожный  ("Украденное
счастье" Франко), Туляга ("Кто сме„тся последним" Крапивы),  царь  Ф„дор
Иоаннович (о. п. А. К.  Толстого).  Акт„р  горьковского  репертуара,  С.
играл во мн. пьесах выдающегося драматурга - Протасов  ("Дети  солнца"),
Михаил Зыков ("Зыковы"), Барон; Монахов ("Варвары"), Доктор ("Дачники"),
Мастаков ("Чудаки"), Троекуров  ("Сомов  и  другие").  Старик  (о.  п.),
Лузгин ("Фальшивая монета") и др.
   Творчеству С. было присуще разнообразие  сценич.  красок.  Исполнение
ряда характерных ролей отличается остротой,  смелыми  поисками  выразит,
средств.
   Лит.: ГригорьевМ.. Гастрольные спектакли Горьковского т-ра в  Москве,
в сб.: Театр. М., 1944; Барсуков  П.,  Пора  зрелости,  "Театр.  жизнь",
1963, ј 16. С. Г.
   СОКОЛОВСКИЙ, Михаил Матвеевич (р. ок. 1756 - г. смерти неизв.) - рус.
композитор и скрипач. С сер. 1770-х гг.- скрипач в оркестре Т-ра Медокса
в Москве и учитель пения в муз. классе  Моск.  ун-та.  Автор  одного  из
первых произв. рус. муз. т-ра - комич. оперы "Мельник - колдун, обманщик
и сват" (либр. А. О. Аблесимова). Первонач. вариант оперы не сохранился.
Опера  дошла  до  нас  в  поздней  ред.  Е.  И.  Фомина.  Авторство   С.
документально установлено "Драмматич. словар„м" -  старейшим  источником
по истории рус. муз. т-ра, по свидетельству  к-рого  музыка  оперы  была
"положена из русских песен", т. е. основана на подлинных нар.  мелодиях.
Первое представление оперы состоялось 20 (31) янв. 1779 в Москве.  Опера
прошла с огромным успехом и надолго утвердилась  в  репертуаре.  Широкая
популярность оперы объясняется демократизмом пьесы  и  музыки,  их  нац.
характером.  Здесь  впервые  нар.  песня  сделалась  основой  муз.-драм.
действия,  а  на   театр.   сцену   вышли   простые   люди.   Наряду   с
"Санктпетер-бургским  гостиным  двором"  Матинского  и  "Несчастьем   от
кареты" Пашкевича опера С. определила прогрессивный путь  развития  рус.
комич. оперы.
   Лит.: Шаховской А., Летопись русского театра, "Репертуар рус.  т-ра",
1840, кн. 11; ГозенпудА., Музыкальный  театр  в  России,  Л.,  1959,  с.
134-44
   СОКОЛЬСКИЙ, Михаил Владимирович (1901- 1941)-рус. сов. режисс„р. Один
из ведущих деятелей трамовского  движения  (20-30-е  гг.).  В  1919  был
художеств.  инструктором  комсомольского  клуба  в   1-м   гор.   районе
(Петроград). Пост.  ряд  массовых  инсценировок,  в  т.  ч.:  в  1920  -
агитзрелище ко дню Парижской Коммуны, в 1927 - совм. с Н. В. Петровым  и
А. П. Пиотровским  массовое  аллегорич.  зрелище  "10  лет"  (к  десятой
годовщине Октябрьской революции). С 1922 С.- участник "Театра митингов и
манифестаций" при Доме Коммунистич. воспитания молод„жи им. Глеро-на,  с
1924 - живой газеты "Глероновский карандаш", преобразованной  позднее  в
студию Т-ра рабочей молодежи. На базе  студии  в  1925  возник  Ленингр.
ТРАМ, к-рый С. возглавлял до 1935. С. стремился  сделать  Ленингр.  ТРАМ
художеств. агитатором, призванным бороться за культурную революцию среди
молод„жи. Но в своей творч. практике С. допускал ошибки, характерные для
всей деятельности Т P А Мов (отказ  от  классич.  репертуара,  отрицание
проф. иск-ва и акт„рского мастерства). Вместе с тем С.  был  талантливым
постановщиком, обладал большой энергией, творч.  выдумкой.  Пост.  здесь
спектакли: "Сашка Чумовой" (1925) и  "Шеф"  (1927)  Горбенко,  "Мещанка"
Марин-чика  (1926),  "Зорька"  (1927),  "Плавятся  дни"  (192"),   "Клеш
задумчивый" (1929) и "Боевым курсом" (1932) Львова,  "Бузливая  когорта"
Скоринкн, "Фабзав-шторм" Толмачева и "Будни" Маринчика и Кашевника
   (1927), "Зови фабком" Коровкина и  Ершова,  "Дружная  горка"  Львова,
Максимова и Кашевника
   (1928), "Зел„ный цех" Соколовского, Пиотровского и  Шишигина  (1932),
"Право на жизнь" А. Толстого и Старчакова, "Недоросль" (1933).
   В 1939-40 работал в Казахском т-ре драмы в Алма-Ате (пост. "Человек с
ружь„м" и др.). Затем вернулся в Ленинград, был художеств. руководителем
Л енгос-эстрады. В  начале  Отечеств,  войны  С.  вступил  в  ряды  нар.
ополчения и погиб в боях.
   Лит.: Рабинянц Н., Театры,  рожденные  революцией,  в  сб.:  Театр  и
жизнь, Л.-М., 1957; Маринчик II., Рождение  комсомольского  театра,  М.,
1963. А. Шн.
   СОЛА (Sola), Вяйн„ (р. 8.1.1883) - фин.  певец  (тенор),  режисс„р  и
педагог.  Участвовал  в  спектаклях  Гельсингфорсского   (Хельсинкского)
рабочего т-ра (1901-Q3), с 1903 работал в Фин. провинц. т-ре; в  1908-14
- в Фин. нац. т-ре. В 1911 участвовал в создании Финской оперы:  был  е„
ведущим солистом и гл. реж. до 1949. Гастролировал в Германии, России  и
др. странах. Перев„л на фин. яз. либр. 25 опер и мн.  песен.  В  1923-49
преподавал пение и пластику  в  Хельсинкской  консерватории  (с  1944  -
профессор). Издал воспоминания: "Вяйн„ Сола рассказывает"  ("Vaino  Sola
kertoo", [nide l] -2, 1951-52). С. Л.
   СОЛ‚НИК, Карп Трофимович [май 1811-7(19).  X.I  851]  -  укр.  акт„р.
Учился в ун-те в Вильно на математич. фак-те. После  разгрома  польского
восстания и ликвидации рус. царизмом ун-та переехал в 1831 в  Харьков  и
поступил  суфл„ром  в  передвижную  труппу  И.  Ф.  Штейна.  В  1832  С.
экспромтом  блестяще  сыграл  роль  Провора  в  комедии  Н.  Судовщикова
"Неслыханное диво, или Честный секретарь" и суфл„ра Шепталова в водевиле

Страницы: «« « 2108   2109   2110   2111   2112   2113   2114   2115   2116  2117   2118   2119   2120   2121   2122   2123   2124   2125   2126  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия