Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2113   2114   2115   2116   2117   2118   2119   2120   2121  2122   2123   2124   2125   2126   2127   2128   2129   2130   2131  » »»

способствовала развитию балетного т-ра в Москве; С.  был  пропагандистом
идей Новера в России.
   Пост.: "Счастливый и несчастливый фонтан", "Дон Жуан" (оба  в  1784),
"Аполлон и Дафна" Филидора (1797), "Обманутая старуха"  (1800),  "Туалет
Венеры" (1802), "Мщение за смерть Агамемнона" Соломони (1805) и др.
   Лит.: Чаянова О. Э., Театр Меддокса в Москве, М., 1927; Станюкович В.
К., Домашний крепостной  театр  Шереметевых,  Л.,  1927;  ГлушковскийА.,
Воспоминания балетмейстера..., Л.-М., 1940. Юр. Б.
   СОЛОНИН, П„тр  Ф„дорович  (1857-I.X.I  894)  -  рус.  акт„р.  Сценич.
деятельность начал в 1876 в Саратове. Затем играл в  Казани  (антреприза
П. М. Мед-ведева), Пензе, Симбирске,  Орле  и  др.  городах.  В  1884-91
работал в моск. Т-ре Корша (в перерывах между сезонами  гастролировал  в
провинции). Акт„р большого  самобытного  дарования,  обладавший  сценич.
обаянием,  темпераментом,  эмоциональностью,  С.  исполнял  роли  амплуа
"героя-любовника".
   Роли: Жадов; Мишанька ("Чужое добро  впрок  не  ид„т"  А.  Потехина);
Рабачев ("Светит, да не греет" Островского  и  Соловь„ва),  Митя,  Тихон
("Бедность не порок" и "Гроза"), Зеленев ("Соколы и вороны" Сумбатова  и
Немировича-Дан-ченко), Иванов (о. п. Чехова) и др. д III н.
   СОЛЬСКИЙ (Solski), Людвик [наст. фам. и имя - Сосновский  (Sosnowski)
Людвик Наполеон;
   20.III.1855-19.XII.1954]-польский акт„р,  режисс„р,  театр.  деятель.
Род. в семье обедневшего шляхтича. С юных лет увлекался  т-ром.  В  1875
поступил на выходные роли в Краковский т-р  под  рук.  С.  Козъ-мяна.  В
1876-77 выступал в летнем т-ре "Эльдорадо" в  Варшаве,  затем  в  Лодзи,
Ченстохове, Люблине, Познани и др. городах.  В  1882  учился  в  Варшаве
пению и в 1882-83 пел в опере и оперетте в Познани. В 1883, вернувшись в
Краков, продолжил артистич. деятельность под рук. Козьмяна. С 1893  -  в
Краковском т-ре им. Словацкого (с 1894 - гл. режисс„р). В  1900-05  -  в
Городском т-ре во Львове, в 1905- 1913 - директор Краковского  т-ра  им.
Словацкого, с 1913-14 - гл. режисс„р,  а  в  1923--24  -  директор  т-ра
"Розмаитости"  в  Варшаве.  В  1916-17  выступал  в  Кракове,  Лодзи.  В
1917-18директор "Т-ра Польски" в Варшаве. В 1919-21 выступал в  Познани,
Лодзи, Вильно,  Люблине.  С  1924  -  в  "Т-ре  Наро-довы"  (Варшава,  в
1935-38-директор этого т-ра). После освобождения  страны  от  фашистской
оккупации С. принял активное участие в становлении т-ра народной Польши.
   Связанный в первоистоках своего творч. пути с  краковской  школой  С.
был талантливым  представителем  лучших  традиций  передового  польского
реа-листич.  сценич.  иск-ва.  Мастер  перевоплощения,  С.  умел   щедро
использовать  средства  художеств.  преображения,   великолепно   владел
гибким,  богатым  по  диапазону   голосом,   всегда   подчинял   внешнюю
характерность раскрытию внутр.  содержания  образа.  Высоким  героич.  и
трагедийным пафосом были проникнуты созданные С. образы  Горштынского  в
одно-им. драме Словацкого, кс„ндза Петра в "Дзядах" Мицкевича  и  самого
Мицкевича в "Легионе" Выспянского.  С  любовью  и  глубоким  сочувствием
воплощал  С.  образы  людей  из  народа  (Старого   солдата-ветерана   -
"Варшавянка" Выспянского). С.  был  острым  мастером  историч.  портрета
(Калигула - о. п. Ростворовского; Фридрих - "Фридрих Великий" и Димитрий
- "Царь-Самозванец" Новачинь-ского). Лучшие комедийные  роли  С.:  Латка
("Пожизненная рента"), Папкин и Дындальский  ("Месть"),  Пан  Иовяльский
(о. п.) - все А. Фредро; Эгчик ("Двенадцатая  ночь"),  Догберри  ("Много
шума из ничего"), Петруччио ("Укрощение  строптивой").  Гарпагон  и  др.
Создал значит, образы в пьесах рус. авторов: Перчихин ("Мещане"),  Акт„р
("На дне"), Фирс ("Вишн„вый сад"), Грозный ("Смерть Иоанна Грозного"  А.
К. Толстого), Старик  ("Русские  люди"-  первая  роль,  сыгранная  С.  в
народной Польше). Последнее выступление С. на сцене состоялось  в  "Т-ре
Польски" (Варшава) в 1954 в ознаменование 80-летия  его  деятельности  и
вступления в сотый год жизни.
   В  режисс„рском  иск-ве  С.  стремился  к   синтетич.   использованию
различных  средств  театр.  выразительности,  большое  внимание   уделяя
декоративному  оформлению,  световому  решению.  Последователь  идей  С.
Выспянского,  С.  вводил  в  репертуар  руководимых  им   т-ров   лучшие
произведения классич.  и  совр.  драматургии  (пьесы  А.  Мицкевича,  Ю.
Словацкого,  Фредро,  Выспяньского,  Г.   Запольской,   С.   Жеромского,
Шекспира, Мольера, Гольдони, Ибсена, Шоу, Бь„рнсона, Чехова,  Горького).
С.- лауреат Гос. пр. (1950). В 1954 ему были присуждены  уч„ная  степень
поч„тного доктора философии Ягеллонско-го ун-та и  поч„тное  гражданство
города Кракова.
   С о ч.: Воспоминания, М.,  1961  (вступ.  статья  Б.  Ростоцкого,  с.
5-46).
   Лит.: Jerzy Got, Role Ludowika Solskiego, Wr., 1955; "Teatr", Warsz.,
1954, ј 6, s. 3-10, ј 11; Me-cierakowski J., Natanson W., Ludwik Solski,
Warsz., 1954. Б. Рос.
   СОЛЯННИКОВ, Николай Александрович [7(19). X.1873-16.VI.1958]  -  рус.
сов. артист балета, акт„р, педагог. Засл.  арт.  РСФСР  (1919).  В  1891
окончил Петербург, театр. уч-ще (класс П. А. Гердта).  В  1891-  1950  -
артист Мариинского  т-ра  (позднее  Ленингр.  т-р  оперы  и  балета  им.
Кирова). Исполнял характерные и мимич. партии.
   Роли: Флорестан  ("Спящая  красавица").  Великий  брамин  ("Баядерка"
Минкуса), Хан  ("Кон„к-Горбунок"  Пуни),  Ротбарт  ("Лебединое  озеро").
Банкир  ("Красный  мак"),  Хуан  ("Лауренсия"),  Капулетти   ("Ромео   и
Джульетта") и др.
   С. выступал также как драм. акт„р (ученик В. Н.  Давыдова)  и  певец,
исполнял в 1899 партию Валентина ("Фауст", Мариинский  т-р).  Позднее  в
20- 30-е гг. преподавал пение.
   Лит.: Борисоглебский  М.  (сост.,),  Материалы  по  истории  русского
балета, т. 2, Л., 1939. /7. Л.
   СОМЕРСАЛМИ (Somersalmi), Урхо (24.IX.1888-24.IX.1962) - фин. акт„р. В
1906-08 учился в театр. уч-ще Фин. нац. т-ра, по окончании к-рого в  том
же году был принят в Фин. нац. т-р, где работал до конца жизни.
   Роли: Кэусти ("Северьяни"  Ярвилуома),  Клаус  Курки  "Смерть  Элины?
Нумерса),  Туркка  ("На  сплаве"  Паккала),  Астров;  Эдип  ("Эдип-царь"
Софокла), Карл Моор; Пиккель-геринг ("Пигмалион" Шоу) и др.  Снимался  в
кино. С. Л.
   СОМС (Somes), Майкл (р. 28.IX.1917) - англ. артист балета.  Учился  в
школе "Сэдлерс-Уэллс". Дебютировал  в  труппе  "Сэдлерс-Уэллс"  в  1938.
После успешного исполнения партии Дитя Света  ("Данте  соната"  на  муз.
Листа, 1940) занял  положение  первого  танцовщика  труппы.  В  1952  С.
совершенствовался  в  Париже  у  А.  Е.  Волинина  (влияние  рус.  школы
благотворно отразилось на технике и исполнительской манере С.). С.лирич.

Страницы: «« « 2113   2114   2115   2116   2117   2118   2119   2120   2121  2122   2123   2124   2125   2126   2127   2128   2129   2130   2131  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия