Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2122   2123   2124   2125   2126   2127   2128   2129   2130  2131   2132   2133   2134   2135   2136   2137   2138   2139   2140  » »»

   "Бронепоезд 14-69" в МХАТе, "Любовь Яровая" в Малом т-ре, "Разлом"  в
Т-ре им. Вахтангова, "Шторм" в  Т-ре  МГСПС  и  др.  (см.  Театр.  разд.
Советский театр). Диалектика формирования  новых  отношений  личности  и
общества ставится в центр внимания театр. иск-ва С.  р.  Это  во  многом
определяет поиски и противоречия сов. т-ра  20-30-х  гг.,  напр.  творч.
устремления В.  В.  Вишневского  и  Н.  Ф.  Погодина,  уделявших  особое
внимание движению масс, ходу истории, эстетич. принципы  драматургии  А.
Афиногенова, А. Киршона, А.  Корнейчука,  характеризующиеся  пристальным
вниманием к индивидуальности. В русле развития С. р. обогащается система
Станиславского;
   "сверх-сверхзадача", "перспектива" артиста и роли  наполняются  новым
содержанием; "массовая сцена" превращается в подлинно нар. сцену.
   С. р. предполагает широкий диапазон жанров и художеств.  форм,  к-рый
отражает в  конечном  сч„те  богатство  и  многообразие  самой  реальной
действительности. Включая в себя формы воспроизведения жизни,  связанные
с подробным и  тщательным  исследованием  действительности  во  всем  е„
реальном богатстве, иск-во С. р. не чуждо и более условных форм,  дающих
особые возможности художеств. обобщения социальных тенденций и  явлений,
активизации  зрительского  восприятия   (т-р   В.   Вишневского   и   В.
Маяковского,  Б.  Брехта  и  Н.  Хикмета  и  др.).  Наряду  с  детальным
воссозданием картин жизни возникают и подч„ркнуто  лаконичные,  условные
решения, иногда связанные с обращением к смежным  иск-вам  (в  т.  ч.  к
кино).   Представляя   собой   разные   аспекты   художеств.   осознания
действительности, эти формы взаимно дополняют и  обогащают  друг  друга.
Стремясь   расширить   возможность   многостороннего   отражения   совр.
действительности, е„ сложных социальных и психологич. конфликтов, театр.
иск-во использует вместе с драматич. началом эпич.  и  лирич.  элементы:
"лицо от автора", лирич. монологи героев, "хор"  -  при„мы,  позволяющие
взглянуть на развивающиеся события "извне" и "изнутри", дать  им  прямую
оценку, соотнести с тем, что непосредственно не  изображено.  Однако  во
всех случаях в центре внимания оста„тся действующий акт„р (см. Искусство
акт„ра, Режисс„рское искусство).
   Изменяясь и обогащаясь, художеств. диапазон С. р. вместе с тем всегда
исторически конкретен. Границы и формы С. р. определяются  его  эстетич.
сущностью, задачей  художеств.  осмысления  логики  обществ,  процессов,
значения нар. масс и личности в развитии этих процессов. Правда человеч.
характера, логика действий человека,  выражающих  его  отношение  к  др.
людям и обществу, оста„тся важнейшим эстетич. критерием С. р.
   Метод С. р. получает широкое распространение в совр. театр. иск-ве  и
связан с творчеством Ф. Вольфа, Б. Брехта, Л. Кручковского, Л.  Шиллера,
М. Давидог-лу, Шона 0'Кейси и мн. др. крупнейших художников  т-ра  разл.
стран.  Давая  возможность  наиболее  глубокого   осознания   социальных
конфликтов современности, историч. перспектив  их  разрешения,  формируя
подлинно творческое, свободное отношение к действительности, метод С. р.
открывает перед театр. иск-вом широкие горизонты, к-рые  определяют  его
место в совр. прогрессивной художеств. культуре.
   Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2,  М.,  1957;  В.  И.
Ленин  о  культуре  и  искусстве,  М.,   1956;   Программа   КПСС,   М.,
1961;АнастасьевА., БояджиевГ., Образцова  А.,Рудницкий  К.,  Новаторство
сов. театра, [М., 1963]; Б е х е р И. Р., В защиту поэзии, пер. с  нем.,
М., 1959; Брехт Б., О театре. Сб. ст., пер. с нем., М.,  1960;  Проблемы
социалистического реализма, М., 1961;
   М. Горький о литературе, М., 1961; Иезуитов А.,  Вопросы  реализма  в
эстетике Маркса и Энгельса, Л.-М., 1953; Луначарский А.  В.,О  театре  и
драматургии. Избр. статьи, т. 1-2, М., 1958; Немирович-Дан-ч е н к о  В.
И., Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1952 (Театральное наследие, т. 1);
Станиславский К., Статьи. Речи. Беседы.  Письма,  М.,  1953;  Творческий
метод.  Сб.  статей,  М.,  1960  (ст.-В.  Щербина,  "Соц.  реализм   как
творческий метод"); Фридлендер  Г.,К.  Маркс  и  Ф.  Энгельс  и  вопросы
литературы, М., 1962. А. Кар.
   СОЮЗ СЦЕНИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ (В с е р о c'си  иски  и  союз  сценических
деятелей)  -  всероссийское  объединение  работников  т-ра   в   системе
Российского театрального общества (РТО). Было создано в  1905.  В  числе
организаторов С. с. д.-  О.  В.  Арди-Светлова,  К.  В.  Бравич,  Д.  В.
Га-рип-Виндинг, В. Н. Давыдов, В. П. Далматов, В. Ф.  Комисса  ржевская,
А. Р. Кугель, Н. А. Попов, В. В. Чарский, Ф. И. Шаляпин, А.  И.  Южин  и
др. По  замыслу  организаторов,  С.  с.  д.  должен  был  способствовать
поднятию театр. дела в России, повышению идейного  и  художеств.  уровня
акт„рского иск-ва. Однако вскоре С. с. д. отошел от  своих  задач,  стал
заниматься преим. делами бытового и  правового  характера  (формирование
акт„рских товариществ для провинции и др.), в  результате  чего  значит,
часть членов объединения вышла из его состава. С. с.  д.  просуществовал
до 1917. А. Шн.
   СОЮНОВА, Нурджемал (р. 1913) - туркм. сов. актриса. Нар. арт.  Туркм.
ССР (1954). С 1930 - актриса Туркм. драм. т-ра в  Ашхабаде.  Играет  гл.
обр. характерные роли.
   Роли: Гуль ("18 утопленников" Караджабунова), Мать ("Айна" Карлиева),
Учительница ("Девушка из аула" Аманова), Халли Гузель и Хаджар ("Кеминэ"
Аманова),  Джамиля  ("Бай  и  батрак"   Хамзы),   Мирандолина;   Варвара
("Гроза"), Галчиха ("Без вины виноватые"), Пошл„пкина ("Ревизор"),  Надя
("Враги"), Бианка ("Отелло"), Хамбро-биби ("Ш„лковое  сюзане"  Каххара),
Акгюль ("Сын пастуха"  Мухтарова  и  Сейтлиева);  Агсак-аян  ("Тридцатые
годы" Мухтарова). Снималась в кино. Л. АН.
   СОЯ (Soya), Карл Эрик Мартин (р. 30.X.1896) - датский драматург. Лит.
деятельность начал в 1923. Уже  в  первой  пьесе  С.  "Паразиты"  (1929,
Социальный т-р,  Копенгаген),  изображающей  мир  мелких  собственников,
намечена осн. его тема творчества - моральный распад  мелкобурж.  среды,
кризис  либеральных  иллюзий,  торжество  циничной   идеологии   буржуа,
готового на любое преступление ради личного успеха. Эта тема развивается
в пьесах: "Искушение" (1935),  "Плевелы,  подхваченные  ветром"  (1937),
эксцентрич.   драме   "Шас"   (1938,   Королевский   т-р,   Копенгаген),
высмеивающей "новые времена" с характерным для них рекламным  ажиотажем,
духом  скандальной  сенсации.  В  комедиях  "Смеющаяся  йомфру"   (1930,
Королевский т-р), "Популярная фамилия" (1931,  Новый  т-р,  Копенгаген),
"Кто я?" (1932, Новый т-р), "Лорд Нельсон срывает фиговый листок" (1934)
протест   против   социальной   несправедливости   ослаблен   чрезмерной
эксцентричностью формы, фрейдистскими тенденциями.  Против  мещанства  и
бюрократии С. выступал и тетралогии "Частицы образчика" (1940, Нар. т-р,
Копенгаген), "Две нити"  (1943,  Королевский  т-р),  "30  лет  отсрочки"
(1944, Нар. т-р), "Свободный выбор" 1948,  т-р  в  Орхусе).  С.  написал

Страницы: «« « 2122   2123   2124   2125   2126   2127   2128   2129   2130  2131   2132   2133   2134   2135   2136   2137   2138   2139   2140  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия