|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2122 2123 2124 2125 2126 2127 2128 2129 2130 2131 2132 2133 2134 2135 2136 2137 2138 2139 2140 » »» "Бронепоезд 14-69" в МХАТе, "Любовь Яровая" в Малом т-ре, "Разлом" в
Т-ре им. Вахтангова, "Шторм" в Т-ре МГСПС и др. (см. Театр. разд.
Советский театр). Диалектика формирования новых отношений личности и
общества ставится в центр внимания театр. иск-ва С. р. Это во многом
определяет поиски и противоречия сов. т-ра 20-30-х гг., напр. творч.
устремления В. В. Вишневского и Н. Ф. Погодина, уделявших особое
внимание движению масс, ходу истории, эстетич. принципы драматургии А.
Афиногенова, А. Киршона, А. Корнейчука, характеризующиеся пристальным
вниманием к индивидуальности. В русле развития С. р. обогащается система
Станиславского;
"сверх-сверхзадача", "перспектива" артиста и роли наполняются новым
содержанием; "массовая сцена" превращается в подлинно нар. сцену.
С. р. предполагает широкий диапазон жанров и художеств. форм, к-рый
отражает в конечном сч„те богатство и многообразие самой реальной
действительности. Включая в себя формы воспроизведения жизни, связанные
с подробным и тщательным исследованием действительности во всем е„
реальном богатстве, иск-во С. р. не чуждо и более условных форм, дающих
особые возможности художеств. обобщения социальных тенденций и явлений,
активизации зрительского восприятия (т-р В. Вишневского и В.
Маяковского, Б. Брехта и Н. Хикмета и др.). Наряду с детальным
воссозданием картин жизни возникают и подч„ркнуто лаконичные, условные
решения, иногда связанные с обращением к смежным иск-вам (в т. ч. к
кино). Представляя собой разные аспекты художеств. осознания
действительности, эти формы взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Стремясь расширить возможность многостороннего отражения совр.
действительности, е„ сложных социальных и психологич. конфликтов, театр.
иск-во использует вместе с драматич. началом эпич. и лирич. элементы:
"лицо от автора", лирич. монологи героев, "хор" - при„мы, позволяющие
взглянуть на развивающиеся события "извне" и "изнутри", дать им прямую
оценку, соотнести с тем, что непосредственно не изображено. Однако во
всех случаях в центре внимания оста„тся действующий акт„р (см. Искусство
акт„ра, Режисс„рское искусство).
Изменяясь и обогащаясь, художеств. диапазон С. р. вместе с тем всегда
исторически конкретен. Границы и формы С. р. определяются его эстетич.
сущностью, задачей художеств. осмысления логики обществ, процессов,
значения нар. масс и личности в развитии этих процессов. Правда человеч.
характера, логика действий человека, выражающих его отношение к др.
людям и обществу, оста„тся важнейшим эстетич. критерием С. р.
Метод С. р. получает широкое распространение в совр. театр. иск-ве и
связан с творчеством Ф. Вольфа, Б. Брехта, Л. Кручковского, Л. Шиллера,
М. Давидог-лу, Шона 0'Кейси и мн. др. крупнейших художников т-ра разл.
стран. Давая возможность наиболее глубокого осознания социальных
конфликтов современности, историч. перспектив их разрешения, формируя
подлинно творческое, свободное отношение к действительности, метод С. р.
открывает перед театр. иск-вом широкие горизонты, к-рые определяют его
место в совр. прогрессивной художеств. культуре.
Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, М., 1957; В. И.
Ленин о культуре и искусстве, М., 1956; Программа КПСС, М.,
1961;АнастасьевА., БояджиевГ., Образцова А.,Рудницкий К., Новаторство
сов. театра, [М., 1963]; Б е х е р И. Р., В защиту поэзии, пер. с нем.,
М., 1959; Брехт Б., О театре. Сб. ст., пер. с нем., М., 1960; Проблемы
социалистического реализма, М., 1961;
М. Горький о литературе, М., 1961; Иезуитов А., Вопросы реализма в
эстетике Маркса и Энгельса, Л.-М., 1953; Луначарский А. В.,О театре и
драматургии. Избр. статьи, т. 1-2, М., 1958; Немирович-Дан-ч е н к о В.
И., Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1952 (Театральное наследие, т. 1);
Станиславский К., Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1953; Творческий
метод. Сб. статей, М., 1960 (ст.-В. Щербина, "Соц. реализм как
творческий метод"); Фридлендер Г.,К. Маркс и Ф. Энгельс и вопросы
литературы, М., 1962. А. Кар.
СОЮЗ СЦЕНИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ (В с е р о c'си иски и союз сценических
деятелей) - всероссийское объединение работников т-ра в системе
Российского театрального общества (РТО). Было создано в 1905. В числе
организаторов С. с. д.- О. В. Арди-Светлова, К. В. Бравич, Д. В.
Га-рип-Виндинг, В. Н. Давыдов, В. П. Далматов, В. Ф. Комисса ржевская,
А. Р. Кугель, Н. А. Попов, В. В. Чарский, Ф. И. Шаляпин, А. И. Южин и
др. По замыслу организаторов, С. с. д. должен был способствовать
поднятию театр. дела в России, повышению идейного и художеств. уровня
акт„рского иск-ва. Однако вскоре С. с. д. отошел от своих задач, стал
заниматься преим. делами бытового и правового характера (формирование
акт„рских товариществ для провинции и др.), в результате чего значит,
часть членов объединения вышла из его состава. С. с. д. просуществовал
до 1917. А. Шн.
СОЮНОВА, Нурджемал (р. 1913) - туркм. сов. актриса. Нар. арт. Туркм.
ССР (1954). С 1930 - актриса Туркм. драм. т-ра в Ашхабаде. Играет гл.
обр. характерные роли.
Роли: Гуль ("18 утопленников" Караджабунова), Мать ("Айна" Карлиева),
Учительница ("Девушка из аула" Аманова), Халли Гузель и Хаджар ("Кеминэ"
Аманова), Джамиля ("Бай и батрак" Хамзы), Мирандолина; Варвара
("Гроза"), Галчиха ("Без вины виноватые"), Пошл„пкина ("Ревизор"), Надя
("Враги"), Бианка ("Отелло"), Хамбро-биби ("Ш„лковое сюзане" Каххара),
Акгюль ("Сын пастуха" Мухтарова и Сейтлиева); Агсак-аян ("Тридцатые
годы" Мухтарова). Снималась в кино. Л. АН.
СОЯ (Soya), Карл Эрик Мартин (р. 30.X.1896) - датский драматург. Лит.
деятельность начал в 1923. Уже в первой пьесе С. "Паразиты" (1929,
Социальный т-р, Копенгаген), изображающей мир мелких собственников,
намечена осн. его тема творчества - моральный распад мелкобурж. среды,
кризис либеральных иллюзий, торжество циничной идеологии буржуа,
готового на любое преступление ради личного успеха. Эта тема развивается
в пьесах: "Искушение" (1935), "Плевелы, подхваченные ветром" (1937),
эксцентрич. драме "Шас" (1938, Королевский т-р, Копенгаген),
высмеивающей "новые времена" с характерным для них рекламным ажиотажем,
духом скандальной сенсации. В комедиях "Смеющаяся йомфру" (1930,
Королевский т-р), "Популярная фамилия" (1931, Новый т-р, Копенгаген),
"Кто я?" (1932, Новый т-р), "Лорд Нельсон срывает фиговый листок" (1934)
протест против социальной несправедливости ослаблен чрезмерной
эксцентричностью формы, фрейдистскими тенденциями. Против мещанства и
бюрократии С. выступал и тетралогии "Частицы образчика" (1940, Нар. т-р,
Копенгаген), "Две нити" (1943, Королевский т-р), "30 лет отсрочки"
(1944, Нар. т-р), "Свободный выбор" 1948, т-р в Орхусе). С. написал
Страницы: «« « 2122 2123 2124 2125 2126 2127 2128 2129 2130 2131 2132 2133 2134 2135 2136 2137 2138 2139 2140 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |