Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2122 2123 2124 2125 2126 2127 2128 2129 2130 2131 2132 2133 2134 2135 2136 2137 2138 2139 2140 » »» "Бронепоезд 14-69" в МХАТе, "Любовь Яровая" в Малом т-ре, "Разлом" в Т-ре им. Вахтангова, "Шторм" в Т-ре МГСПС и др. (см. Театр. разд. Советский театр). Диалектика формирования новых отношений личности и общества ставится в центр внимания театр. иск-ва С. р. Это во многом определяет поиски и противоречия сов. т-ра 20-30-х гг., напр. творч. устремления В. В. Вишневского и Н. Ф. Погодина, уделявших особое внимание движению масс, ходу истории, эстетич. принципы драматургии А. Афиногенова, А. Киршона, А. Корнейчука, характеризующиеся пристальным вниманием к индивидуальности. В русле развития С. р. обогащается система Станиславского; "сверх-сверхзадача", "перспектива" артиста и роли наполняются новым содержанием; "массовая сцена" превращается в подлинно нар. сцену. С. р. предполагает широкий диапазон жанров и художеств. форм, к-рый отражает в конечном сч„те богатство и многообразие самой реальной действительности. Включая в себя формы воспроизведения жизни, связанные с подробным и тщательным исследованием действительности во всем е„ реальном богатстве, иск-во С. р. не чуждо и более условных форм, дающих особые возможности художеств. обобщения социальных тенденций и явлений, активизации зрительского восприятия (т-р В. Вишневского и В. Маяковского, Б. Брехта и Н. Хикмета и др.). Наряду с детальным воссозданием картин жизни возникают и подч„ркнуто лаконичные, условные решения, иногда связанные с обращением к смежным иск-вам (в т. ч. к кино). Представляя собой разные аспекты художеств. осознания действительности, эти формы взаимно дополняют и обогащают друг друга. Стремясь расширить возможность многостороннего отражения совр. действительности, е„ сложных социальных и психологич. конфликтов, театр. иск-во использует вместе с драматич. началом эпич. и лирич. элементы: "лицо от автора", лирич. монологи героев, "хор" - при„мы, позволяющие взглянуть на развивающиеся события "извне" и "изнутри", дать им прямую оценку, соотнести с тем, что непосредственно не изображено. Однако во всех случаях в центре внимания оста„тся действующий акт„р (см. Искусство акт„ра, Режисс„рское искусство). Изменяясь и обогащаясь, художеств. диапазон С. р. вместе с тем всегда исторически конкретен. Границы и формы С. р. определяются его эстетич. сущностью, задачей художеств. осмысления логики обществ, процессов, значения нар. масс и личности в развитии этих процессов. Правда человеч. характера, логика действий человека, выражающих его отношение к др. людям и обществу, оста„тся важнейшим эстетич. критерием С. р. Метод С. р. получает широкое распространение в совр. театр. иск-ве и связан с творчеством Ф. Вольфа, Б. Брехта, Л. Кручковского, Л. Шиллера, М. Давидог-лу, Шона 0'Кейси и мн. др. крупнейших художников т-ра разл. стран. Давая возможность наиболее глубокого осознания социальных конфликтов современности, историч. перспектив их разрешения, формируя подлинно творческое, свободное отношение к действительности, метод С. р. открывает перед театр. иск-вом широкие горизонты, к-рые определяют его место в совр. прогрессивной художеств. культуре. Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, М., 1957; В. И. Ленин о культуре и искусстве, М., 1956; Программа КПСС, М., 1961;АнастасьевА., БояджиевГ., Образцова А.,Рудницкий К., Новаторство сов. театра, [М., 1963]; Б е х е р И. Р., В защиту поэзии, пер. с нем., М., 1959; Брехт Б., О театре. Сб. ст., пер. с нем., М., 1960; Проблемы социалистического реализма, М., 1961; М. Горький о литературе, М., 1961; Иезуитов А., Вопросы реализма в эстетике Маркса и Энгельса, Л.-М., 1953; Луначарский А. В.,О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 1-2, М., 1958; Немирович-Дан-ч е н к о В. И., Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1952 (Театральное наследие, т. 1); Станиславский К., Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1953; Творческий метод. Сб. статей, М., 1960 (ст.-В. Щербина, "Соц. реализм как творческий метод"); Фридлендер Г.,К. Маркс и Ф. Энгельс и вопросы литературы, М., 1962. А. Кар. СОЮЗ СЦЕНИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ (В с е р о c'си иски и союз сценических деятелей) - всероссийское объединение работников т-ра в системе Российского театрального общества (РТО). Было создано в 1905. В числе организаторов С. с. д.- О. В. Арди-Светлова, К. В. Бравич, Д. В. Га-рип-Виндинг, В. Н. Давыдов, В. П. Далматов, В. Ф. Комисса ржевская, А. Р. Кугель, Н. А. Попов, В. В. Чарский, Ф. И. Шаляпин, А. И. Южин и др. По замыслу организаторов, С. с. д. должен был способствовать поднятию театр. дела в России, повышению идейного и художеств. уровня акт„рского иск-ва. Однако вскоре С. с. д. отошел от своих задач, стал заниматься преим. делами бытового и правового характера (формирование акт„рских товариществ для провинции и др.), в результате чего значит, часть членов объединения вышла из его состава. С. с. д. просуществовал до 1917. А. Шн. СОЮНОВА, Нурджемал (р. 1913) - туркм. сов. актриса. Нар. арт. Туркм. ССР (1954). С 1930 - актриса Туркм. драм. т-ра в Ашхабаде. Играет гл. обр. характерные роли. Роли: Гуль ("18 утопленников" Караджабунова), Мать ("Айна" Карлиева), Учительница ("Девушка из аула" Аманова), Халли Гузель и Хаджар ("Кеминэ" Аманова), Джамиля ("Бай и батрак" Хамзы), Мирандолина; Варвара ("Гроза"), Галчиха ("Без вины виноватые"), Пошл„пкина ("Ревизор"), Надя ("Враги"), Бианка ("Отелло"), Хамбро-биби ("Ш„лковое сюзане" Каххара), Акгюль ("Сын пастуха" Мухтарова и Сейтлиева); Агсак-аян ("Тридцатые годы" Мухтарова). Снималась в кино. Л. АН. СОЯ (Soya), Карл Эрик Мартин (р. 30.X.1896) - датский драматург. Лит. деятельность начал в 1923. Уже в первой пьесе С. "Паразиты" (1929, Социальный т-р, Копенгаген), изображающей мир мелких собственников, намечена осн. его тема творчества - моральный распад мелкобурж. среды, кризис либеральных иллюзий, торжество циничной идеологии буржуа, готового на любое преступление ради личного успеха. Эта тема развивается в пьесах: "Искушение" (1935), "Плевелы, подхваченные ветром" (1937), эксцентрич. драме "Шас" (1938, Королевский т-р, Копенгаген), высмеивающей "новые времена" с характерным для них рекламным ажиотажем, духом скандальной сенсации. В комедиях "Смеющаяся йомфру" (1930, Королевский т-р), "Популярная фамилия" (1931, Новый т-р, Копенгаген), "Кто я?" (1932, Новый т-р), "Лорд Нельсон срывает фиговый листок" (1934) протест против социальной несправедливости ослаблен чрезмерной эксцентричностью формы, фрейдистскими тенденциями. Против мещанства и бюрократии С. выступал и тетралогии "Частицы образчика" (1940, Нар. т-р, Копенгаген), "Две нити" (1943, Королевский т-р), "30 лет отсрочки" (1944, Нар. т-р), "Свободный выбор" 1948, т-р в Орхусе). С. написал Страницы: «« « 2122 2123 2124 2125 2126 2127 2128 2129 2130 2131 2132 2133 2134 2135 2136 2137 2138 2139 2140 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |