|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2129 2130 2131 2132 2133 2134 2135 2136 2137 2138 2139 2140 2141 2142 2143 2144 2145 2146 2147 » »» богатство внутр. жизни человека. Вместе со своим последователем Л. А.
Сулер-жицким С. в 1912 организовал при МХТ 1-ю Студию, чтобы, работая с
молод„жью, проверить и утвердить свою систему. Отсутствие совр.
реалистич. репертуара в предреволюц. годы, влияние вкусов бурж. зрителя
препятствовали осуществлению большой художеств. программы С., сковывали
его творч. силы.
Победа Октябрьской революции определила новый расцвет театр.
деятельности С. как режисс„ра, педагога и теоретика сценич. иск-ва. Она
уничтожила зависимость т-ра от бурж. публики и сделала его подлинно
общедоступным, народным. Встречу с новым зрителем С. считал одним из
решающих факторов развития т-ра. Совместно с Немировичем-Данченко С.
произв„л строгую переоценку репертуара т-ра, оставляя в н„м лишь лучшие
спектакли, способные ответить на духовные запросы нового революц.
зрителя. Обратившись в 1920 к пост. мистерии Байрона "Каин", С. сделал
попытку создать спектакль, близкий по своим идеям революц. духу времени.
Однако более близким новому зрителю оказался "Ревизор", возобновл„нный
С. в 1921 (с М. А. Чеховым в роли Хлестакова). Огромным успехом
пользовался также спектакль "Двенадцатая ночь" Шекспира, пост. к-рого С.
руководил в 1-й Студии МХТ (1917).
В 1918 С. возглавил оперную студию Большого т-ра, выросшую
впоследствии в самостоятельный Оперный театр его имени (см. Оперный
театр имени К. С. Станиславского). Работая в студии, С. обогащал драм.
иск-во достижениями муз. т-ра в области звука, интонации, ритма,
пластики. Он окружил себя артистич. молод„жью, к-рой передавал свои
знания и опыт, широко экспериментируя и проверяя на практике каждое
положение своей системы. Одновременно с работой в оперной студии С.
проводил занятия с воспитанниками всех студий МХТ, студии им.
Грибоедова, студии "Габима" и др.
В 1922-24 С. возглавил гастроли МХАТа по Европе и США, исполняя в
этой поездке обязанности директора, режисс„ра и ведущего акт„ра труппы.
Спектакли т-ра за рубежом ещ„ более упрочили славу и авторитет С.,
вызвали во вс„м мире огромный интерес к его системе. Во время этих
гастролей С. написал свою автобиографич. книгу "Моя жизнь в искусстве",
одно из лучших произведений мировой мемуарной лит-ры. По возвращении на
родину С. продолжил начатую в его отсутствие Немировичем-Данченко
реорганизацию МХАТа - слияние труппы "стариков" со студийной молод„жью.
Спектакли, созданные С. в сов. время в МХАТе, отличались не только
глубиной и оригинальностью режисс„рского замысла, совершенством сценич.
воплощения, но и социальной заостр„нностью. В спектакле "Горячее сердце"
(1926) С. глубоко вскрыл нар. истоки творчества Островского, присущий
драматургу дух критич. реализма. Прошлое крепостнич. России было
показано С. с ещ„ невиданной для МХАТа сатирич. яркостью и остротой.
Пафос спектакля - обличение "хлыновщины" и "градобоевщины"-с огромной
силой проявился в образах, созданных И. М. Москвиным, М. М. Тархановым,
В. Ф. Грибуниным, Ф. В. Шевченко и др. В этом спектакле С. обратился к
реалистич., внутренне оправданному гротеску, в противовес ложному,
формалистич. пониманию гротеска, распростран„нному в сов. т-ре 20-х гг.
В спектакле "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (1927) С. выразил
революц. дух комедии Бомарше, заострив конфликт между представителями
отживающего феодального строя и народом. В пост. этих двух комедий С.
раскрывал прошлое с позиций современности. В сезон 1926-27 И. Я.
Судаковым под рук. С. были пост. два спектакля, отразившие пафос
гражданской войны и утверждавшие победу нового общественного строя. В
первом из них "Дни Турбиных" Булгакова (1926) раскрывалась тема крушения
старого мира. В пьесе "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1927) гл.
действующим лицом был народ, борющийся за победу социалистич. революции.
Этот спектакль МХТ, ставший важной вехой в развитии всего сов. т-ра,
отличался целеустремл„нностью режисс„рского решения, ясностью идейного
замысла и монументальностью сценич. форм.
Под руководством С. были созданы также спектакли: "Продавцы славы"
Паньоля и Нивуа (1926), "Унти-ловск" Леонова (1928), "Растратчика"
Катаева (1928);
"М„ртвые души"- блестящее сценич. воплощение гоголевской сатиры
(1932); "Таланты и поклонники" Островского (1933) и др. Одновременно он
проводил большую работу с молодыми певцами, создав новый Оперный т-р.
Ещ„ в 1922 им была пост. в Студии Большого т-ра опера "Евгений Онегин".
Этот студийный спектакль был воспринят муз. и театр. общественностью как
художеств. событие, означающее реформу оперного т-ра. Опера Чайковского
приобрела новое звучание; опираясь на созданную им систему акт„рского
творчества, С. добивался от акт„ров-певцов эмоционально-насыщенного,
осмысленного пения, органически сливающегося со сценич. действием.
Оперная студия-театр им. Станиславского открылась в 1926 спектаклем
"Царская невеста". Острая борьба страстей, приводящая героев к гибели,
была раскрыта в спектаклях средствами не только вокального, но и
акт„рского иск-ва, преодолевшего условности оперной "игры". Муз.
культура Большого т-ра (дириж„р В. И. Сук) сочеталась здесь с высокой
режисс„рской и сценич. культурой МХАТа. В последующие годы С., развивая
лучшие демократич. традиции рус. оперной школы, пост. оперы "Майская
ночь" (1928) и "Золотой петушок" (1932) Римского-Корсакова, руководил
пост. муз. драмы Мусоргского "Борис Годунов" (1929) и др. С. обновил
также традиции постановок зарубежной оперной классики, создав спектакли
"Богема" Пуч-чини (1927), "Севильский цирюльник" (1933), "Кармен" (1935)
и др.
29 окт. 1928 во время исполнения роли Вершинина ("Три сестры") на
юбилейном спектакле (30-летие МХАТа) у С. произош„л сердечный приступ. С
тех пор он был вынужден прекратить свою акт„рскую деятельность, обратив
вс„ внимание на режисс„р-ско-педагогич. работу, воспитание молодых
акт„ров и режисс„ров. Но С. никогда не прекращал поисков новых, более
совершенных путей сценич. творчества. К нач. 30-х гг. он стоял на пороге
новых открытий в области метода создания спектакля и роли. Для проверки
своего открытия, получившего назв. "метода физических действий", С.
снова приступил к студийной, экспериментальной работе. "Искусство, -
говорил он, - не может стоять на месте. Оно должно постоянно
развиваться, тянуться куда-то впер„д, либо начн„тся его одряхление и
медленная смерть".
В 1935 С. создал Оперно-драматич. студию. Одновременно он начал
экспериментальную работу над спектаклем "Тартюф" с группой акт„ров МХАТа
во главе с О. Л. Книппер-Чеховой, М. Н. Кедровым и В. О. Топорковым. В
1937 С. закончил 1-ю часть книги "Работа акт„ра над собой" и приступил
ко 2-й части этого труда. Выступал со статьями, поев. важнейшим
Страницы: «« « 2129 2130 2131 2132 2133 2134 2135 2136 2137 2138 2139 2140 2141 2142 2143 2144 2145 2146 2147 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |