Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2133 2134 2135 2136 2137 2138 2139 2140 2141 2142 2143 2144 2145 2146 2147 2148 2149 2150 2151 » »» кинематографом и др. видами иск-ва. Учение о сверхзадаче и сквозном действии пронизывает все элементы системы и составляет основу взглядов Станиславского на сценич. творчество. Весь процесс работы над пьесой и ролью направлен в методике Станиславского на постижение сверхзадачи и сквозного действия спектакля и каждого из действующих лиц. Глубина и содержательность сверхзадачи определяют собой идейно-творческую значимость сценич. произв. Так, напр., если считать сверхзадачей "Гамлета" месть за смерть отца - то трагедия может превратиться в семейную драму; если это - желание познать тайны бытия, то, как говорил Станиславский, - "получится мистическая трагедия"; соответственно изменится идейное звучание спектакля, если сверхзадачей "Гамлета" будет борьба со злом, стремление "очистить землю от скверны", "спасти человечество" (см. Собр. соч., т. 2, 1954, с. 336). Идея в сценич. творчестве раскрывается .в действиях и поступках, к-рые в своей совокупности составляют сквозное действие спектакля. Рассматривая сценич. жизнь как непрестанную борьбу противостоящих друг другу идей, интересов, стремлений, Станиславский вв„л также в театр. лексику понятие контрсквозное действие (или контрдействие). Борьба сквозного и контрсквозного действий может осуществляться либо в столкновениях разл. персонажей, либо в преодолении героями пьесы своих внутр. противоречий. Однако персонажи, воплощающие контрсквозное действие, в конечном итоге способствуют выявлению сквозного действия, раскрывающего сверхзадачу спектакля. Выявление сверхзадачи - общая творч. цель, объединяющая всех создателей спектакля и способствующая образованию художеств. ансамбля. "...Интересная сверхзадача и хорошо подведенное к ней сквозное действие... В этом содержится все, - утверждает Станиславский, - здесь и ансамбль, здесь и хороший актер и понимание произведения... Я много работаю,-говорил он в беседе с мастерами МХАТа,- и считаю, что ничего больше нет; сверхзадача и сквозное действи е- вот главное в искусстве" (Статьи, речи, беседы, письма. Сб., 1953, с. 656). Глубина и тонкость постижения роли находятся в прямой зависимости от внутр. содержательности, широты кругозора и идейной устремл„нности самого акт„ра: сверхзадача роли, найденная акт„ром и воплощаемая им в сценич. действии, всегда будет отражением его собственной жизненной сверхзадачи, или сверх-сверхзадачи, как называет е„ Станиславский. Сверх-сверхзадача-это и жизненная цель, мировоззрение, духовное содержание акт„ра, его понимание общественной миссии художника. Если акт„р творит по объективным законам, а не просто играет порученную ему роль, то в каждом созданном им образе будет непременно отражаться его личность художника, человека и гражданина. Т. о., эстетич. и этич. начала в С. с. представляют собой одно неразрывное целое. Учение об артистической этике составляет душу системы. Станиславский не признавал проф. воспитания акт„ра вне его этического воспитания. Высокая артистич. этика являлась для него необходимым условием коллективного творчества и создания сценич. ансамбля. Общественно воспитательную ценность сценич. созданий Станиславский ставил в прямую зависимость от этич. норм, определяющих жизнь театр. коллектива. С. с. охватывает широкий комплекс практич. и тео-ретич. проблем совр. т-ра. Не все эти проблемы до конца решены Станиславским, не все они в равной мере получили отражение в его лит. наследии. Станиславский, не считавший свою систему заверш„нной, призывал учеников и последователей продолжать и развивать начатую им работу по исследованию закономерностей сценич. творчества, использованию их в практике театр. работы. Он указал путь дальнейшего развития теории и практики сценич. творчества. С. с. помогает сов. т-ру утверждать иск-во социали-стич. реализма, воспитывать артистич. смену, совершенствовать художеств. мастерство. Театр. идеи Станиславского, его эстетика и методология сценич. творчества получили огромное распространение во вс„м мире. С. с. для прогрессивных сценич. деятелей является программой борьбы за реализм, за глубокую правду и содержательную простоту в иск-ве, противостоящих формализму и нарочитой усложн„нности совр. бурж. т-ра. Труды Станиславского, перевед„нные на мн. языки, вызывают интерес не только у работников т-ра, но и других, смежных иск-в. Их изучают также уч„ные, естествоиспытатели, педагоги, обществ. деятели. Лит.: О Станиславском. Сб. воспоминаний. 1863-1938. Сост. и ред. Л. Я. Гуревич и Н. Д. Волков, М., 1948; Станиславский. Писатели, артисты, режиссеры о великом деятеле русского театра, М., 1963; К. С. Станиславский. Материалы, письма, исследования, М., 1955; Наследие Станиславского и практика советского театра. Сб. статей, М., 1953; Мастерство актера в терминах и определениях К. С. Станиславского, М., 1961; Абалкин Н. Б., Система Станиславского и советский театр. 2 изд., М., 1954; Беседы К. С. Станиславского в студий Большого театра в 1918-1922гг., записаны... К. Е. Антаровой, 3 изд., М., 19 52; Блок В., Система Станиславского и проблемы советской драматургии, М., 1963; Верен-г а р д Ю., Система Станиславского и современное учение о высшей нервной деятельности, в кн.: Ежегодник МХТ. 1953-1958, М., 1961; Горчаков Н., Режиссерские уроки К. С. Станиславского. Беседы и записи репетиций, М., 1950, 3 изд., М., 1952; его ж е, К. С. Станиславский о работе режиссера с актером, М., 19 58; Ершов П., Технология актерского искусства, М., 1959; Калашников Ю., Театральная этика К. С. Станиславского, М., 1960; К а р а-с ь е в М., К. С. Станиславский и сценична мова, Ки'1'в, 1963; Захава Б. Е., Мастерство актера и режиссера, М., 19 64; Кедров М., Хранить наследие Станиславского это значит развивать его, в кн.: Ежегодник МХТ. 1951-1952, М., 1956; Кнебель М., Слово о творчестве актера, М., 1954; е„ же, О действенном анализе пьесы и роли,М., 1961; Комиссаржевский Ф., Творчество актера и теория Станиславского, П., [1916]; Кристи Г., Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952; его ж е, К. С. Станиславский на репетициях спектакля "Таланты и поклонники", в кн.: Ежегодник МХТ. 1953-1958, М., 1961; его ж е, О воспитании актера, в кн.: Ежегодник МХТ. 1947, М., 1949; Крыжицкий Г., О системе Станиславского, М., 1954; КуракинаК., Основы техники речи в трудах К. С. Станиславского, М., 1959; Прокофьев Вл., В спорах о Станиславском, М., 1962; е г о ж е, Станиславский и проблема современного театрального метода, в сб.: Творческий метод. M., 1960; его ж е, Проблема сценического образа в системе Станиславского, "Театр", 1950, ј 12, 1951, JSTsl; Румянцев П., Работа Станиславского над оперой "Риголетто", М., 1955; е г о ж е, Система К. С. Станиславского в оперном театре, в кн.: Ежегодник МХТ, 1947, M., 1949; Страницы: «« « 2133 2134 2135 2136 2137 2138 2139 2140 2141 2142 2143 2144 2145 2146 2147 2148 2149 2150 2151 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |